Рабочая программа по экологии Алтайского края


Министерство образования и науки Российской Федерации
Комитет по образованию Администрации Шипуновского района
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Шипуновская средняя общеобразовательная школа №1»
Шипуновского района Алтайского края


Составитель: Молчанова Ольга Владимировна,
учитель географии


Шипуново 2015
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка.
Цели и задачи.
Содержание курса.
Тематическое планирование.
Требования к уровню подготовки учащихся.
Ожидаемые результаты.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
В связи с- выдвижением идеи устойчивого развития как определяющей идеологию XXI века, возникло понятие «Образование для устойчивого развития». Ядром образования дня устойчивого развития становится экологическое образование, которое рассматривается сегодня гораздо шире, чем обучение классической общей экологии. Экологическое образование сегодня основывается на следующих идеях (по С. В. Алексееву):
миропонимание на основе современной экологической картины мира;
осмысление единства всего живого, а также живого и не живого в природе;
отношение к окружающему миру как части самого себя;
понимание многообразия ценностей природы (материальной, эмоциональной, эстетической и др.) и невосполнимости жизни;
использование системного подхода к изучению живых систем разного уровня организации;
понимание экологических взаимодействий, обеспечивающих целостность живых систем, как процессов обмена веществом, энергией, информацией;
переход от антропоцентрического подхода к изучениюприродных процессов и явлений к биоцентрическому иполицентрическому;
понимание причин экологических проблем как несоответствия природных и социальных законов;
понимание проявления экологического кризиса как кризиса культуры;
понимание экологической культуры как элемента общей культуры человека;
осознание морального выбора способов экологически и нравственно целесообразной деятельности;
воспитание экологической ответственности за состояние окружающей среды, своего здоровья и здоровья других людей;
понимание концепции устойчивого развития человечества как коэволюции природы и общества;
понимание необходимости оптимизации взаимоотношений общества и природы как социальной проблемы.
Образование для устойчивого развития предполагает
формирование и развитие у школьников не только определенных знаний, но и ценностных ориентации, а также системы надпредметных умений. Реализация задач образования для устойчивого развития предполагает использование активных, личностно-ориентированных форм обучения.
В условиях совершенствования работы общеобразовательной школы возникает необходимость нового подхода к организации краеведческого образования: оно должно быть обязательным, доступным, комплексным, ориентированным на профессиональную деятельность и гражданскую активность в региональном пространстве.
«Экология Алтайского края» как краеведческий компонент интегрируется со всеми предметами естественнонаучного цикла. В данной программе интеграция проводится через предметы биология, экология (основная ступень), биология экология (старшая ступень).
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ.
Главная цель экологического образования - обеспечить условия, способствующие формированию экологического мировоззрения на основе изучения истории возникновения и современного состояния экологических проблем в системе «общество - природа».
Основной целью введения регионального компонента содержания экологического образования в основной и полной школе является формирование представления о закономерностях взаимоотношений общества и природы и их разнообразии на региональном и локальном уровнях. Задачи - создать условия для:
формирования представлений о живой природе Алтайского края;
развития экологического мышления и формирования экологической культуры;
формирования активной гражданской позиции:
развития познавательных и творческих способностей учащихся.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.
Предмет и задачи экологии Алтайского края
Экологические знания - основа грамотного взаимодействия человека с окружающей средой, рационального природопользования.
Влияние человека на природу Алтайского края
Природа как источник экономического и духовного развития человека. Потребительское отношение человека к природе. Уничтожение природы человеком. Загрязнение воздуха и воды, промышленно-бытовые отходы. Виды деятельности человека, улучшающие и ухудшающие состояние почвенного покрова в Алтайском крае. Куда и как исчезают пригодные для земледелия почвы. Окультуренные почвы. Хозяйственное
отношение к почвам - залог благосостояния сельского жителя в Алтайском крае.
Природные сообщества Алтая (биоценозы)
Многообразие биоценозов Алтайского края. Биоценозы своей местности.
Экосистемы Алтая (биоценоз + факторы неживой природы = экосистема)
Многообразие экосистем Алтайского края. Экосистемы своей местности.
Человек - часть живой природы
Деятельность человека по спасению природы своего края. Заповедники и заказники Сибирского региона. Понятие об экологической культуре человека. Правила поведения человека на природе: в лесу, на воде, во время отдыха и туристических походов, во время сбора ягод и грибов. Экологические праздники и их значение для защиты природы Алтайского края.
Практическая деятельность:
- Рисунки домов, в которых хотелось бы жить и которые больше всего подходят к природным условиям Алтайского края.
- Рисунки сезонной одежды, наиболее подходящей к природным условиям Алтайского края.
- Рисунки парков, скверов, цветников, которые хотелось бы иметь в своем городе.
- Рисунки на тему «Красота и гармония в природе».- Экскурсии с целью ознакомления с источниками загрязнения и случаями уничтожения природы.
- Рисунки источников загрязнения и примеров уничтожения природы.
- Озеленение и уборка территории, разбивка цветников и другие практические мероприятия, направленные на защиту природы и улучшение условий жизни человека, растений и животных.
- Составление схем пищевых связей природных сообществ своей местности.
- Написание сочинения на тему «Каким бы я хотел видеть свой город».
- Уход за комнатными растениями.
- Изучение состояния деревьев и кустарников на пришкольном участке.
- Наблюдение за расходом воды, электроэнергии в школе.-Контроль санитарного состояния классных комнат и коридоров.
- Подкармливание птиц зимой.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
№ п/п Тема урока Домашнее задание Дата
По плану По факту
1 Предмет и задачи экологии Алтайского края. Экологические знания - основа грамотного взаимодействия человека с окружающей средой рационального использования природных богатств. Записи в тетради 2 Природа как источник экономического развития человека. Потребительское отношение человека к природе. Составить рассказ, как человек использует природу для своих потребностей. 3 Уничтожение природы человеком. Загрязнение воздуха и воды. Промышленно бытовые отходы. Составить рассказ о загрязнении воздуха человеком. 4 Экскурсия – исследование. Загрязнение реки Чарыш бытовыми отходами Составить дневник -экскурсовода. 5 Практическая работа: «Рисунки источников загрязнения и примеров уничтожения природы». Закончить рисунок. 6 Виды хозяйственной деятельности человека, улучшающие и ухудшающие состояние почвенного покрова в Алтайском крае. Куда и как исчезают пригодные для земледелия почвы. Окультуренные почвы. Записи в тетради. 7 Экскурсия в поле: «Как пашут почву и что сеют в с.Ильинка люди». Составить дневник -экскурсовода. 8 Хозяйственное отношение к почвам – залог благосостояния сельского жителя в Алтайском крае. Составить рассказ: «Что мы выращиваем в огороде». 9 Природные сообщества Алтая. Биоценозы. Многообразие биоценозов Алтайского края. Записи в тетради. 10 Биоценозы с.Ильинка. Записи в тетради. 11 Экскурсия: «Биоценозы реки Чарыш». Нарисовать рисунок 12 Практическая работа: «Рисунки домов, в которых хотелось бы жить и которые больше всего подходят к условиям Алтайского края. Закончить практическую работу. 13 Практическая работа: «Рисунки сезонной, осенней, одежды, наиболее подходящей к природным условиям Алтайского края». Закончить работу. 14 Практическая работа: «Уход за комнатными растениями» Рассказ о комнатных цветах, которые есть у вас дома. 15 Практическая работа: «Изучение состояния деревьев и кустарников на пришкольном участке глубокой осенью». Составить рассказ о растениях пришкольного участка. 16 Экосистемы Алтая (биоценоз + факторы неживой природы = экосистема). Многообразие экосистем Алтайского края. Записи в тетради. 17 Практическая работа: «Рисунки парков, скверов, цветников, которые хотелось бы иметь в своем селе, на пришкольном участке». Закончить практическую работу. 18 Экосистемы своей местности. Записи в тетради. 19 Практическая работа: «Составление схем пищевых связей природных сообществ своей местности». Составить рассказ по схеме. 20 Практическая работа: «Красота и гармония в природе» Закончить рисунок 21 Практическая работа: «Подкармливание птиц зимой» Изготовление кормушек для птиц 22 Человек часть живой природы. Деятельность человека по спасению природы своего края. Составить рассказ об охране природы края. 23 Заповедники и заказники Сибирского региона. Понятие о экологической культуре человека. Записи в тетради. 24 Практическая работа: «Сочинение: Каким бы я хотел видеть свой поселок» Закончить сочинение. 25 Практическая работа: «Наблюдение за расходом воды, электроэнергии в школе. Контроль санитарного состояния классных комнат и коридоров». Изучить собранные материалы 26 Правила поведения человека на природе: в лесу, на воде, во время отдыха и туристических походов, во время сбора ягод и грибов. Записи в тетради. 27 Экологические праздники и их значение для защиты природы Алтайского края. 28 Практическая работа: «Рисунки сезонной одежды, весна-лето, наиболее подходящие к природным условиям Алтайского края». 29 Практическая работа: «Озеленение и уборка территории, разбивка цветников и другие практические мероприятия, направленные на защиту природы и улучшение условий жизни человека, растений и животных». Очищение от мусора участка своего дома. 30 Практическая работа: «Озеленение и уборка территории пришкольного участка». Озеленение домашнего участка 31 Практическая работа: «Работа на пришкольном участке» Озеленение домашнего участка 32 Практическая работа: «Работа на пришкольном участке» Озеленение домашнего участка 33 Практическая работа: «Работа на пришкольном участке» Озеленение домашнего участка 34 Экскурсия «Комплексная экскурсия на природу» Выполнить задачи на лето. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Требования к уровню подготовки учащихся, заканчивающих 5 класс
В результате изучения экологии ученик должен:
Знать:
В результате изучения экологии Алтайского края учащиеся должны знать:
основные результаты воздействия общества на природу Алтайского края;
основные экологические последствия этого воздействиясовременное экологическое состояние экосистем в Алтайском крае;
закономерности развития, этих экосистем, основные экологические проблемы разных отраслей народного хозяйства Алтайского края;
основные природоохранные мероприятия в крае;
условия устойчивого развития человечества в рамках существующих особенностей социально-экономического положения в Алтайском крае;
принципы рационального природопользования;
Уметь:
анализировать различные экономические ситуации и принимать конкретные решения по их улучшению;
проводить простые физические, химические и биологические анализы воды и воздуха в лабораторных и полевых условиях;
оценивать общее экологическое состояние экосистем Алтайского края на основе биоиндикации;
проводить практическую работу по посадке деревьев,уборке территории.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
развитие познавательного интереса, включенность в активную познава-тельную деятельность;
развитие личностного самообразования: активности, самостоятель-ности, общения;
сформированность общественной активности, грамотное поведение в социуме;
удовлетворение образовательных потребностей.,умение Ценить красоту, культура поведения;
осознание необходимости здорового образа жизни.