Методические рекомендации по паспорту здоровья


Методические рекомендации для классных руководителей
по внедрению «Паспорта здоровья»
В настоящее время в нормативных документах Министерства образования и науки и Министерства здравоохранения и социального развития России активно используется понятие «культура здоровья» как целевая установка в образовательных и оздоровительных программах для школьников. Очень часто многие специалисты, касаясь определения культуры здоровья, на первый план выдвигают его физическую составляющую, забывая при этом о социально-психологической и духовно-нравственной составляющих этого понятия. Достаточным считалось определение достигнутого уровня физического развития индивида, степень его заболеваемости на тот или иной момент, критерии же психического здоровья оставались за кадром. И как следствие, это вело к отсутствию комплексной системы оценки уровня здоровья человека, которая, охватывала бы все его составляющие. В то время как для целостной и целенаправленной системы формирования культуры здоровья школьников необходима согласованная работа медиков, физиологов, психологов, социологов, педагогов (классных руководителей). Однако действительность такова, что та информация о здоровье, которую человек получает на различных этапах возрастного развития в семье, в школе, в лечебных учреждениях или через СМИ, отрывочна и не носит системного характера.
Таким образом, задачей школы является полноценная подготовка школьника к самостоятельной жизни, а не доведение его без болезней до последнего звонка. И мотивация школьников к здоровому образу жизни, к культивированию в себе общей культуры здоровья играет здесь очень большую роль. Учитывая, что у больных и неграмотных в вопросах здоровья родителей не может быть здоровых детей, сохранение здоровья школьников – это и закладка фундамента благополучия следующих поколений. Сейчас как никогда важно помнить о влиянии школы на здоровье учащихся, о ее возможностях организовать качественное развитие, воспитание и обучение детей без ущерба для их здоровья. Грамотное решение этой задачи на всех уровнях - от программно-нормативного до проведения отдельного урока - позволит решить и другую, взаимосвязанную с этой задачу: сформировать культуру здоровья школьников.
В школе все педагогические работники выполняют воспитательные функции, но классный руководитель - непосредственный и основной организатор учебно-воспитательной работы. В современных условиях основным направлением работы классного руководителя должна быть деятельность по формированию культуры здоровья обучающихся, так как он может непрерывно, систематически и наиболее эффективно воздействовать на воспитанников, комплексно подходить к решению данной проблемы.
Работа классного руководителя - целенаправленная, системная, планируемая деятельность, строящаяся на основе программы воспитания образовательного учреждения, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, а также на основе личностно-ориентированного подхода с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом школы, и ситуации в классном коллективе.
Цель работы классного руководителя в этом направлении –использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации учащимся значимости их физического и психического здоровья, для будущего самоутверждения.
Задачи:
- знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению здоровья нации;
- формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья.
Процесс формирования культуры здоровья обучающихся предусматривает построение учебно-воспитательного процесса на принципах здоровьесбережения, направленных на создание условий для проявления ребенка в системе отношений: «я - я», «я - другой человек», «я - жизненная задача» и организацию культуротворческой среды, обеспечивающей положительно-эмоциональный фон во всех сферах деятельности школьников и возможности для творческого самовыражения.
Деятельность классного руководителя в процессе сохранения здоровья учащихся необходимо строить на следующих принципах:
принцип формирования ценностных установок школьников на здоровый образ жизни, следование которому обеспечивает формирование системы ценностей, мотивов и установок учащихся на здоровый образ жизни;
принцип природосообразности, предполагающий учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся на основе изучения их потребностей и интересов и организация в связи с этим их здоровьесберегающей деятельности;
принцип культуросообразности (включение в культуру посредством специально ориентированной и организованной здоровьетворческой деятельности),
принцип ориентации на саморазвитие культуры здоровья (признание школьника субъектом процесса здоровьетворческой деятельности),
принцип здоровьетворческой активности (опора на активную личностную позицию школьников в формировании здорового образа жизни),
принцип интеграции воспитательного воздействия, следование которому означает активное взаимодействие всех субъектов педагогического процесса: учителей, родителей и детей, направленное на обеспечение физического и психического здоровья каждого ребенка.
Для осуществления вышеперечисленных принципов классный руководитель, должен создать комфортную среду для ученика, в которой он может реализовывать все свои возможности, а именно: сохранять свое здоровье, развивать индивидуальные способности, склонности, интеллект, самостоятельность, а также умение осуществлять управление и контроль над собственной здоровьесберегающей деятельностью.
Принципы здоровьетворящего образования и культуротворческая среда являются фундаментом для реализации целевых установок по формированию культуры здоровья обучающихся, которые должны быть следующими:
приобретение и усвоение знаний о том, как сохранить свое здоровье и предупредить его нарушение;
формирование духовно-нравственных качеств личности (ответственности, честности, доброты, милосердия;
развитие умений и навыков безопасной, здоровой жизни; воспитание культуры здоровья (поведения, питания, общения, быта, труда, отдыха, досуга и т. д.); воспитание трудолюбия, духовной культуры, патриотизма, национального самосознания, толерантности;
формирование устойчивого иммунитета и негативного отношения к табаку, алкоголю, наркотикам;
воспитание гуманистических ориентиров поведения, исключающих жестокость, насилие над личностью;
воспитание потребности в занятии физической культурой, закаливании и совершенствовании физических способностей и возможностей организма человека;
формирование культуры взаимодействия с природой, окружающим нас миром;
развитие умений оказать первую медицинскую помощь;
формирование у обучающихся знаний о здоровой семье, роли родителей в воспитании здоровых детей.
Поскольку в этом взаимодействии ключевой фигурой является классный руководитель, то его управляющую деятельность по формированию культуры здоровья обучающихся рассматривается как определенный цикл. В современной научной литературе по внутришкольному управлению утверждается, что управление осуществляется через относительно самостоятельные, взаимосвязанные и последовательно сменяющие друг друга виды деятельности (функции): информационно-аналитическую, мотивационно-целевую, планово-прогностическую, организационно-исполнительскую, контрольно-диагностическую и регулятивно-коррекционную. Специфика деятельности классного руководителя изменяет содержание и значение каждой из функций управления, выделяют следующие её виды: аналитическую, конструктивную, организационно-исполнительскую, профилактико-коррекционную и рефлексивно-оценочную (по В.Н. Ирхину, И.В. Ирхиной).
Аналитическая функция направлена на получение и изучение информации о состоянии здоровья, психофизиологических особенностях, социальном и семейном окружении, о процессах становления нравственных качеств воспитанников.
Конструктивная функция играет важную роль при подготовке к учебным занятиям и внеучебным мероприятиям и содержит:
постановку целей и задач, определение содержания учебных занятий и внеучебных мероприятий;
отбор здоровьесберегающих приемов, методов, технологий и средств обучения и воспитания;
Организационно-исполнительская функция помогает формировать и регулировать системы взаимодействия классного руководителя и обучающихся посредством совокупности способов и средств, направленных на достижение целей учебных занятий и внеучебных мероприятий без ущерба здоровья школьников. Её составляющие:
организация усвоения учебного материала с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ученика;
создание ситуации успеха, положительного эмоционального настроя, благоприятного психологического климата в классе;
применение педагогической техники классного руководителя, обеспечивающей охрану психического здоровья обучающихся.
Профилактико-коррекционная функция раскрывается в принятых специальных мерах по предупреждению, устранению или снижению имеющихся у обучающихся отклонений от нормы психофизиологического и нравственного состояния. В ходе реализации профилактической функции решаются следующие задачи:
создание психоэмоционального настроя и мобилизации обучающихся посредством музыкотерапии, психогимнастики;
снятия психоэмоционального и статического напряжения;
профилактики зрительного и умственного утомления обучащихся;
формирования и коррекции духовно-нравственного аспекта развития личности.
Формы и методы коррекции определяются степенью отклонения, индивидуальными особенностями психического, физического и нравственного развития обучающихся, состоянием их здоровья и самочувствием. Рефлексивно-оценочную функцию определяется как вид деятельности классного руководителя по созданию необходимой среды для самопознания и анализа обучающимися собственных мыслей и действий.
Между данными функциями существует тесная связь, они взаимодействуют между собой и, сменяя друг друга, образуют единый цикл - от подготовки до подведения итогов учебных занятий и внеучебной деятельности
Формирование культуры здоровья невозможно без психосоциальной компетенции обучающихся, для развития которой необходимы жизненно важные навыки, т.е. способности классного руководителя демонстрировать гибкое и адекватное поведение, позволяющее успешно решать задачи повседневной жизни. В своей работе по формированию культуры здоровья обучающихся, классный руководитель должен выделять несколько жизненно важных навыков:
умение решать проблемы;
умение творчески мыслить;
умение мыслить критически;
умение общаться;
умение устанавливать межличностные отношения;
самоосознание;
умение сопереживать;
умение владеть эмоциями;
борьба со cтpeccoм.
Данные жизненные навыки формируются в процессе учебной и внеучебной деятельности, между которыми существует тесная взаимосвязь.
В соответствии с вышеперечисленными функциями классного руководителя, а также навыками и умениями, которые обучающиеся должны приобрести, свою деятельность классный руководитель должен выстраивать по следующим направлениям: мониторинг показателей здоровья обучающихся, предупреждение заболеваний, организация психологической поддержки, профилактика вредных привычек, физическое воспитание, духовно-нравственное воспитание.
Мониторинг показателей здоровья обучающихся - длительное наблюдение за состоянием ряда жизненно важных функций организма путем регистрации показателей этих функций. Данное направление работы классный руководитель должен рассматривать как источник достоверной информации об основных характеристиках здоровья, используя модель комплексной оценки показателей здоровья обучающихся.
Предупреждение заболеваний в первую очередь классный руководитель должен связывать с профилактикой утомления и переутомления школьников, с этой целью должны вводиться в режим дня обучающихся динамические паузы, использоваться музыкотерапия, библиотерапия, методы ароматерапии, фито- и физиотерапии.
При организации психологической поддержки классный руководитель должен тесно сотрудничать с школьным психологом, который проводит психофизиологическую и социально-психологическую оценку состояния здоровья обучающихся, используя анкетные обследования для характеристики психофизиологической индивидуальности, выявления психоэмоциональных факторов риска и проблем психосоциальной адаптации.
Профилактика вредных привычек включает в себя сотрудничество классного руководителя со школьным врачом, психологом, социальным педагогом при осуществлении различных видов деятельности: проведение праздников здоровья, экскурсий, встреч с узкими специалистами медицины.
Физическое воспитание является центральным звеном сохранения и укрепления здоровья обучающихся. Работая в данном направлении, классный руководитель должен изучать и анализировать:
причины пропусков занятий обучающимися уроков физической культуры;
качество взаимодействия обучающихся и учителя физической культуры;
активность участия обучающихся класса в спортивно-оздоровительных мероприятиях в масштабах школы;наличие позитивного контакта учителя физической культуры с родителями детей, имеющих проблемы в физическом и моторном развитии;
состояние психологического климата вокруг детей с ослабленным здоровьем, с недостатками физического и функционального развития.
Духовно-нравственное воспитание классный руководитель должен осуществлять с целью формирования у обучающихся моральной воспитанности. Для этого должен проводить этические беседы, лекции, дискуссии, тематические вечера, конференции, создавать воспитывающие ситуации, используя ролевые игры, тренинги для выработки этических знаний, привычек, коммуникативных умений. Организовывать поездки для посещения музея, выставочного зала, городской детской библиотеки и т.д.
Применение здоровьесберегающих технологий. В своей работе классный руководитель должен использовать методы профилактической медицины (упражнения для коррекции осанки, зрения и т.д.). Внеклассная и внешкольная работа, должна проводиться с включением выполнения общественной нагрузки, культурный и активный отдых на основе оздоровительных мероприятий для физического совершенствования школьников. В учебные дни с меньшим числом учебных занятий, а также в выходные дни и во время каникул.
Виды деятельности классного руководителя:
- сотрудничество с медицинскими персоналом учебного заведения и медицинскими учреждениями города, поселка, деревни с целью изучения состояния физического здоровья учащихся класса;
- сотрудничество с родителями учащихся и учителями –предметниками;
- сотрудничество с психологической службой школы для изучения физического и психического состояния учащихся и возможной коррекции здоровья учащихся;
-сотрудничество с внешкольными организациями, с помощью которых необходимо вести просветительскую и коррекционную работу с учащимися;
- формирование у учащихся позитивного и деятельного отношения к занятиям физкультурой и спортом.
Основные понятия:
- психическое и физическое здоровье;
- культура сохранения собственного здоровья и здоровья других людей;
- традиции и обычаи нации и семьи по сохранению здоровья;
- гигиена;
- гармония души и тела;
- воля и волевые качества человека для сохранения здоровья.

В своей деятельности по формированию культуры здоровья обучающихся классный руководитель может использовать следующие формы и методы:
1. Методы формирования сознания включают следующие формы деятельности:
классные часы, их проведение и тематику заранее предусматривать при составлении плана воспитательной работы;
беседы и диспуты проводить с классом или индивидуально, предполагая интеллектуальную и эмоциональную активность школьников;
читательские конференции помогают не только расширить кругозор обучающихся, но и усвоить нормы и принципы нравственности;
мини-лекции как самостоятельная форма работы школьников, продолжительность которых не более 10-15 минут; для проведения некоторых лекций можно пригласить детского врача, сотрудников ГИБДД и пожарной службы.
2. Методы организации деятельности и формирования опыта поведения включают в себя ряд форм:
педагогическое требование к выполнению норм поведения, правил по организации здорового образа жизни в виде просьб, совета, намека;
приучение и упражнение содействуют формированию устойчивых способов поведения, привычек здорового образа жизни и отражают сознательные установки личности; регулярное участие в спортивных и оздоровительных мероприятиях формируют качества здоровой личности;
воспитывающие ситуации применяют с целью формирования новых норм поведения по отношению к собственному здоровью;
тренинги помогают изменить негативные внутренние установки обучающихся (в том числе и в отношении наркотизации), пополнить их психологические знания, сформировать определенный опыт позитивного отношения к себе, к окружающим людям, к миру в целом;
круглый стол, данная форма применяется для формирования четких позиций, оценочных суждений в отношении тех или иных представлений о здоровом образе жизни.
3. Методы стимулирования поведения и деятельности помогают формировать у обучающихся умения правильно оценивать свое поведение, что способствует осознанию ими своих потребностей, пониманию смысла жизнедеятельности. Поощрение в различных вариантах: одобрение, похвала, благодарность, предоставление почетных прав, награждение.
4. Метод игровых ситуаций позволяет легко, увлекательно усваивать обучающимся на практике правила здорового образа жизни. Очень часто использую игровые ситуации проблемно-поискового характера, при этом методы убеждения и упражнения максимально сближаются, взаимопроникают; создаётся атмосфера естественного «вхождения» в конкретную ситуацию определенного содержания.
5. Методы воздействия на эмоциональную сферу предполагают формирование необходимых навыков в управлении своими эмоциями, что благоприятно сказывается на здоровье обучающихся. Таким методом является внушение. Внушать - это, значит, воздействовать на чувства, а через них на ум и волю человека. Использование этого метода способствует переживанию детьми своих поступков и связанных с ними эмоциональных состояний.
6. Метод проектов. Исследовательские проекты (организация опроса среди своих сверстников для изучения вредных привычек); творческие проекты (санитарные бюллетени о здоровом образе жизни).
Формы внеклассной работы:
- спортивные конкурсы, соревнования внутри класса и между классами;
-встречи с выдающимися спортсменами, со студентами физкультурных вузов;
- предметные вечера, спортивные викторины, тематические классные часы, праздники;
- встречи с медицинскими работниками.
Сущность деятельности классного руководителя заключается в координации внешних влияний, оказываемых на конкретного ученика, а также в организации воспитательной, образовательной, развивающей внеучебной деятельности в классе. Отсюда – четыре основные функции классного руководителя: координирующая, образовательная, развивающая и воспитательная.
Направления работы классного руководителя составляют воспитание в процессе обучения; внеклассная воспитательная деятельность в школе; внешкольная воспитательная деятельность через взаимодействие с семьей школьника, детскими и юношескими организациями и объединениями, учреждениями дополнительного образования.
Содержание работы классного руководителя определяют основные виды деятельности: педагогический мониторинг, проектировочная, организаторская и гностическая деятельность.
При этом в каждом виде деятельности классный руководитель акцент делает, прежде всего, на формирование, корректировку (при необходимости), развитие отношений, складывающихся у участников целостного педагогического процесса. Именно отношения составляют содержание воспитания и являются центром внимания педагогической деятельности учителя, именно степень сформированное отношений служит ведущим показателем результативности его воспитательных усилий.
Система воспитательной работы классного руководителя – это совокупность его последовательных действий, расположенных определенным образом в течение учебного года и адекватных поставленной цели.
Классный руководитель, приступая к работе с коллективом учащихся, особенно если это пятый класс, должен уделять самое серьезное внимание изучению личности школьника, что позволит ему построить программу работы с классом с учетом особенностей личностного развития учащихся класса, учесть особенности развития личности школьника в организации воспитательной работы.
Программа изучения личности ученика –это своеобразный паспорт ребенка, в его составлении принимают участие все – родители ученика, психолого –педагогическая служба школы, учителя –предметники и, конечно же классный руководитель.
Программа изучения личности состоит из нескольких блоков, каждый из которых может и должен стать основой для изучения той или иной стороны развития личности школьника.
Одним из таких блоков является -блок «Здоровье школьника», предусматривающий изучение:
Состояние здоровья школьника:
- отличное здоровье;
- здоровье беспокоит крайне редко;
- редкие, быстро проходящие заболевания;
-хронические заболевания, отражающиеся на здоровье школьника;
- физическое нездоровье;
- отклонение в здоровье, сказывающиеся на учебных достижениях и поведении школьника.
2. Отношение школьника к своему здоровью:
- о своем здоровье не думает;
- переоценивает свои физические возможности;
- отношение к здоровью соответствует его состоянию;
-переоценивает свое нездоровье;
- проявляет мнительность и симулирует нездоровье.
3. Физическое развитие:
- активно занимается спортом;
-имеет спортивные достижения;
- с удовольствием посещает уроки физической культуры;
- к занятиям спортом интереса не проявляет;
- уроки физической культуры не посещает под любым предлогом;
Имеет вредные привычки (курение и т.д.)