План-конспект открытого урока по природоведению в 5 классе на тему Жизнь под угрозой

КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ПРИРОДОВЕДЕНИЮ В 5 КЛАССЕ.
ТЕМА УРОКА: « ЖИЗНЬ ПОД УГРОЗОЙ »
Учитель Козлова Людмила Леонидовна
Цель урока: изучить причины сокращения биоразнообразия; познакомить учащихся с животными и растениями Красной книги, в том числе с редкими видами Тульской области; ознакомить с основными мерами сохранения биологического разнообразия.

Задачи урока:
Образовательные:
1.Формировать знания учащихся о последствиях влияния деятельности человека на живые организмы.
2. Познакомить учащихся с животными и растениями Красной книги,
в том числе с редкими видами Тульской области.
3. Ознакомить с основными мерами сохранения биологического разнообразия.
Развивающие:
1. Развивать умение анализировать, сопоставлять и делать выводы.
2. Развивать внимание, мышление и устную речь.
3. Развивать умение использовать энциклопедии и научно-популярную литературу.
Воспитывающие цели:
1. Воспитывать внимательное и бережное отношение к природе.
2.Воспитывать эмоциональное отношение к проблеме сохранности редких видов растений и животных.
3. Воспитывать любовь к родному краю, к своей малой Родине.
4. Осуществлять экологическое воспитание,

Тип урока: урок – конференция.

Форма работы: демонстрация презентации, видеоролика; коллективно-групповая.

Технология обучения: ИКТ - технология, технология личностно- ориентированного воспитания и обучения школьников с элементами здоровьесберегающей технологии.

Средства обучения:
мультимедийный проектор, компьютер, презентация, видеоролик из мультимедийного приложения к учебнику А.А.Плешакова и Н.И.Сонина; Красные книги по растениям и животным; открытки и рисунки.


Ход урока:

1. Оргмомент (1 мин)
Приветствие, проверка готовности к уроку, позитивный настрой на работу.

2. Актуализация познавательной деятельности учащихся (4 мин)

2.1. Вступительное слово учителя с использованием презентации по теме
урока - по проблеме сохранения биологического разнообразия.

2.2. К данному уроку ученики были разделены на 3 группы: «Ботаники»,
«Зоологи», «Экологи». Каждая группа получила задания по нахождению и обработке материала по проблемам исчезновения растений, животных и природных сообществ.

2.3. Каждая группа подготовила выступление по своей теме: сообщения, слайды, открытки и фотографии.

3. Изучение нового материала (30 мин).

3.1. Причины сокращения биоразнообразия:
3.1.1. показ видеоролика об исчезнувших видах животных (5 мин);
3.1.2. выступление группы «Ботаников» с сообщением о редких видах
растений России и Тульской области (6 мин);
3.1.3. выступление группы «Зоологов» с сообщением о редких видах животных России и Тульской области (6 мин);
3.1.4. промежуточный итог урока – ученики делают вывод о причинах сокращения видового многообразия растений и животных (2 мин).

3.2. Основные меры сохранения биологического разнообразия:
3.2.1. рассказ учителя о создании Красной книги (3 мин);
3.2.2. выступление группы «Экологов» о деятельности питомников, бота- нических садов, зоопарков, заповедников и национальных парков (6 мин);
3.2.3. ученики делают вывод о мерах сохранения биоразнообразия (3 мин).


4. Заключение, поведение итогов урока, рефлексия (10 мин).

4.1. Конкурс рисунков учеников в защиту живой природы (3 мин);
4.2. Физкультминутка – зарядка для глаз (2 мин);
4.3. Формулирование правил поведения человека в природе (3 мин);
4.4. Домашнее задание (1 мин);
4.5. Рефлексия (1 мин);


Подробный план-конспект урока:
1. Оргмомент
Приветствие, проверка готовности к уроку, позитивный настрой на работу.

2. Актуализация познавательной деятельности учащихся.
2.1. Учитель. Ребята, у нас сегодня необычный урок, а урок-конференция по теме « Жизнь под угрозой » Слайд 1
На нашей планете практически не осталось естественных сообществ, кото-рых бы не коснулась деятельность человека. В результате сократилась численность видов растений и животных, изменился облик природных сообществ.
Многие виды растений и животных навсегда исчезли с лица Земли.
При этом скорость исчезновения очень велика
Слайд 2. До появления человека один вид живых организмов исчезал с лица Земли за тысячу лет; с 1850 по 1950 годы уже за 10 лет, т.е. в 100 раз быстрее. После 1950 года – за 1 год, а в настоящее время ежедневно исчезает один вид живых организмов.
Сейчас тысячи видов растений и животных оказались в списках редких и исчезающих. Среди них известное вам дерево секвойя, одна из древнейших рыб латимерия, морские черепахи, хищные птицы, киты и многие другие.
Слайд 3. Биологическое разнообразие, т.е. разнообразие видов организмов и природных сообществ, находится под угрозой: 21% высших растений, 53% рыб, 54% рептилий, 40% птиц, 40% млекопитающих.
Таким образом, задачи нашей конференции – ответить на вопросы:
Слайд 4. 1).Почему исчезают живые организмы на Земле, т.е.
почему снижается биоразнообразие?
2).Какие меры используют люди для спасения живой природы?
2.2. Учитель. К этому уроку вы, ребята, были поделены на группы:
«Ботаники», «Зоологи» и «Экологи». Каждая группа получила задания по нахождению и обработке материала по проблемам исчезновения растений и животных и подготовила выступление по своей теме: сообщения, слайды, открытки, фотографии.

3. Изучение нового материала.
3.1. Причины сокращения видового многообразия растений и животных.
Учитель. Итак, ребята, давайте ответим на первый вопрос нашей конференции: «Почему исчезают живые организмы на Земле?» Для этого посмотрим видеоролик и заслушаем выступления учеников из групп «Ботаников» и «Зоологов».

3.1.1. Видеоролик «Исчезнувшие животные».
Сначала представляю вашему вниманию видеоролик о животных, которые навсегда исчезли с Земли. ( Фрагмент видеоролика «Жизнь под угрозой» из мультимедийного приложения к учебнику А.А.Плешакова и Н.И.Сонина - 5 минут).

3.1.2. Редкие и исчезающие виды растений России и Тульской области.
Учитель. Печально, что этих животных нет и никогда не будет на нашей Земле. Давайте послушаем выступление учеников из группы «Ботаников».
(Выступление учеников с демонстрацией слайдов 5 – 9).

Ботаники. Мы расскажем о редких и исчезающих растениях России и Тульской области.
Слайд 5 . Ландыш майский – настоящее чудо природы, нежное и прелестное. Этот удивительный цветок относится к семейству лилейных. Ландыши цветут в мае – июне, предпочитая тенистые лиственные леса. В высоту эти «белые горошки на зелёной ножке» достигают 15-20 см. В наше время ландыш майский занесён в Красную книгу и охраняется законом.
Редкое растение Тульской области.

Слайд 6. Прострел раскрытый или сон-трава – удивительно нежный цветок, своеобразный символ весны и чистоты. Латинское название цветка образо-вано от слова «рulsare», что значит «двигаться, приходить в движение». Это объясняется постоянной готовностью лепестков цветка и его пушистых ворсинок откликнуться на малейшее дуновение ветра. «Любимое» место обитания прострела - сосновые леса. Здесь, на ложе из хвои, и расцветают в апреле-мае эти занесённые в Красную книгу цветы.

Слайд 7. Венерин башмачок – красивейший цветок семейства орхидных. Это самая северная в мире орхидея. Этот оригинальный и редкий цветок имеет не менее интересные прозвища: «Венерины башмачки», «туфельки Венеры», «башмачки леди», «цветки – мокасины», «барышня в шляпке». Наименования эти связаны с необычной формой цветка – один из лепестков имеет форму туфельки. Венерин башмачок занесён в Красную книгу.
Очень редкое растение Тульской области.

Слайд 8. Кувшинка белая встречается в европейской части России и в Сибири. Цветки очень красивы, поэтому кувшинку нередко называют белой водной лилией. Это растение украшает водоёмы не только своими цветками, но и привлекательными листьями. К сожалению, белая кувшинка стала исчезать из водоёмов в густо населённых местах, так как постоянно обрыва-ют её цветки. Имеет значение и загрязнение водоёмов, ведь кувшинка предпочитает чистую воду.
Занесена в Красную книгу. Редкое растение Тульской области.

Открытки. К редким растениям Тульской области относятся также: ветреница, купальница европейская, медуница лекарственная, адонис весенний, колокольчик широколистный, любка двулистная или ночная фиалка – всего более 60 видов. Слайд 9 .

3.1.3. Редкие и исчезающие виды животных.
Учитель. Спасибо ребятам из группы «Ботаников» за их выступление. Давайте теперь послушаем «Зоологов». (Выступление учеников с демонстрацией слайдов 10 – 13).

Зоологи. Мы познакомим вас с некоторыми редкими и исчезающими животными.
Слайд 10. Гаттерия (туатара) – единственный современный представитель отряда клювоголовых пресмыкающихся. Внешне похожа на ящерицу. До прихода европейцев населяла острова Новой Зеландии, где к концу 19 века была истреблена. Сохранилась на близлежащих островах в специальном
заповеднике. Успешно разводится в Сиднейском зоопарке. Гаттерия занесена в Красную книгу.

Слайд 11. Кондор калифорнийский – хищная птица. Кондор относится к подотряду американских грифов. Длина его больше одного метра, крылья в размахе составляют до трёх метров. Это самая крупная из современных хищных птиц. Голова и шея голые. Обитает в горах Северной и Южной
Америки. Кондор занесён в Красную книгу.

Слайд 12. Ирбис или снежный барс - млекопитающее из семейства кошачьих. Обитает в горах Центральной и Средней Азии. Из-за уменьшения количества диких копытных животных, которые являются пищей ирбиса, и отлова ирбисов для зоопарков – находится под угрозой исчезновения.
Снежный барс записан в международную Красную книгу. В неволе размножается.

Слайд 13. Викунья – парнокопытное животное, которое относится к роду лам. Обитает в высокогорьх Анд. В результате истребления из-за ценной шерсти ареал распространения викуньи сильно сократился.
Занесена в Красную книгу. Проводятся работы по одомашниванию викуньи.

Открытки.К редким животным Тульской области относятся: олени, косули, бобры, барсуки, выдра, скопа, сокол, гадюка, серая жаба, стерлядь и многие другие виды животных. Слайд 14 .

3.1.4. Вывод о причинах сокращения видового многообразия растений и животных.
Учитель. Из видеоролика и выступлений «Ботаников» и «Зоологов» вы узнали, почему исчезают живые организмы. Попробуйте назвать общие причины сокращения видового многообразия растений и животных, используя текст учебника на стр.160 ( четвёртый абзац). Ученики высказываются.
Учитель делает вывод и демонстрирует слайды.
Слайд 15 . Прямое уничтожение видов растений и животных: сбор букетов; охота; ловля рыб, насекомых
Слайд 16. Уничтожение мест обитания: распашка степей; вырубка лесов; осушение болот; загрязнение водоёмов.

3.2.Основные меры сохранения разнообразия организмов и среды их обитания. Слайд 17.
Учитель. Теперь нам предстоит ответить на второй вопрос конференции:
«Какие меры используются для спасения живой природы?»

3.2.1. Красная книга. Слайд 18.
Если вовремя не принять меры по спасению живой природы, то редкие виды растений и животных наши потомки увидят только на страницах Красной книги (демонстрация Красной книги).
«Красная книга – красная!
Значит природа в опасности!»
Б. Дубровин
Красная книга учреждена решением Международного союза охраны природы и природных ресурсов (МСОП ) в 1966 году. Хранится она в швейцарском городе Морже. Красную книгу называют документом совести.
В Красной книге приводится перечень редких и исчезающих видов животных и растений, который постоянно пополняется новыми данными.
В России первая Красная книга была издана в 1978 году. Для удобства страницы у Красной книги цветные:
1) вероятно исчезнувшие виды – это чёрная страница.
2) находящиеся под угрозой исчезновения виды – это красная страница.
3) сокращающиеся в численности виды – это жёлтая страница.
4) редкие, малоизученные виды – это серая страница.
5) неопределённые по статусу виды (виды, по которым нет достаточных сведений) - это белая страница
6) восстанавливаемые и восстанавливающиеся виды – это зелёная страница.
Запрещено уничтожение всех видов, занесённых в Международную Красную книгу и Красную книгу России.
Охраняются Красной книгой
Столько разных животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц.

3.2.2. Работа питомников, ботанических садов, зоопарков, заповедников и национальных парков.

Учитель. Но занести редкие виды в Красную книгу, ещё не значит их спасти! Какие же существуют ещё меры сохранения живых организмов и среды их обитания? Давайте заслушаем сообщение эколога.
Эколог. Я познакомлю вас с работой питомников, ботанических садов, зоопарков, заповедников и национальных парков.
Слайд 19. Питомник – это хозяйство, которое занимается размножением и выращиванием растений и животных, например журавлей, дроф, хищных птиц, джейранов, змей.

Слайд 20. Ботанический сад – научно-исследовательское и культурно-просветительское учреждение. В основе ботанического сада – коллекции живых растений, которые выращивают в открытом грунте и в оранжереях. В крупнейших ботанических садах до 20-30 тысяч видов растений.

Слайд 21. Зоологический парк – это научно-просветительское учреждение, в котором содержат диких животных с целью их демонстрации, изучения, сохранения и воспроизводства. Сейчас в мире более 850 зоопарков, из них в России около 15. Старейшие зоопарки находятся в Москве и в Санкт-Петербурге.

Слайд 22. Заповедник – это особо охраняемая природная территория, на которой под охраной находится весь природный комплекс (ландшафт). В заповеднике запрещена любая хояйственная деятельность.
В России к настоящему времени создано 100 заповедников.

Слайд 23. Национальный парк – это территория, на которой охраняются ландшафты и уникальные объекты природы. От заповедников отличаются допуском туристов. Сейчас в мире создано более 1200 национальных парков, из них в России более 30.

3.2.3. Вывод о мерах сохранения биологического разнообразия.
Учитель. Спасибо, экологу! Теперь давайте ответим на второй вопрос нашей конференции: «Какие меры используют люди для спасения живой природы?». Попробуйте сформулировать свои ответы, используя текст учеб-ника на стр.161 учебника (предпоследний абзац). Ученики высказываются.

Учитель (обобщает ответы учеников): Для сохранения биоразнообразия в нашей стране и во всём мире действуют следующие меры:
- введён запрет на любое уничтожение всех видов живых организмов, занесённых в Красную книгу;
- создана сеть заповедников, национальных парков, зоопарков, ботанических садов, питомников и других охраняемых территорий для сохранения, расселения и размножения растений и животных.

Слайд 24. «Охранять природу – значит охранять Родину» М. Пришвин
«Приходя в гости к природе, не делай ничего, что счёл бы неприличным делать в гостях» Д.Армонд

4. Заключение, поведение итогов урока, релаксация.

4.1 Конкурс рисунков учеников в защиту живой природы.
4.2. Физкультминутка – зарядка для глаз;
4.3. Формулирование правил поведения человека в природе Слайд 25.
4.4. Домашнее задание: стр. 160-161, в. 1-4;
по желанию выполнить рисунок на тему: «Правила поведения в природе»
4.5. Рефлексия:
Оцените урок и свою работу на уроке
Урок не понравился, не узнал ничего нового (красный смайлик)
Урок прошел, как обычно (жёлтый смайлик)
Урок понравился, узнал много нового (зелёный смайлик)




Директор школы ______________ А.Ю.Гагарин

























Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Спас-Конинская средняя общеобразовательная школа № 24»





ОТКРЫТЫЙ УРОК – КОНФЕРЕНЦИЯ
ПО ПРИРОДОВЕДЕНИЮ В 5 КЛАССЕ

ТЕМА УРОКА:
ЖИЗНЬ ПОД УГРОЗОЙ

Учитель Козлова Людмила Леонидовна

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415




Спас – Конино
2014