Классный час на тему: Мир человеческих отношений.


Новик Н.Г., учитель русского языка и литературы, ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».
Классный час на тему: «Мир человеческих отношений».
Цель: формирование высоких нравственных качеств обучающихся, совершенствование знаний по вопросам социальным жизни.
Задачи:
помочь учащимся видеть и ценить личности в себе и в окружающих людях;
учить мыслить, анализировать поступки, принимать решения;
воспитывать чувство сопереживания, развивать умение общаться с окружающими людьми.
Оформление доски:
Конверты с вопросами расположены в порядке радужного цвета – символа детской радости, счастья. Рисунок «Чемодан опыта». На табличках даны высказывания известных педагогов, писателей, поэтов.
ХОД КЛАССНОГО ЧАСА.
1. Вступительное слово педагога.
Казалось бы, что может быть проще и естественнее для человека, чем слышать и понимать другого? Слышать умом и сердцем. Отчего же так часто мы не прислушиваемся друг к другу, чтобы услышать и понять, а значит, и быть понятым? А чтобы понимать другого человека, нужен труд души.
Чтение отрывка из стихотворения Н.Заболоцкого:
«Не позволяй душе лениться.
Чтоб воду в ступе не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь».
2.Знакомство с темой классного часа.
Тема нашего классного часа: «Мир человеческих отношений»
-Как вы думаете, что входит в понятие «мир человеческих отношений»?
3.Представление и знакомство.
Красный конверт – упражнение «Звали, зовут, будут звать…».
Учащиеся рассаживаются в круг, и все по очереди произносят: «Когда я был совсем маленький, меня звали Ванечка, сейчас в школе меня зовут Ваня, а когда я вырасту, меня будут
Вывод: Нам хочется, чтобы к нам относились уважительно, называли нас ласково по имени, но для этого надо и самим понимать людей, чувствовать их настроение, стараться никого не обижать.
4.Анализ жизненных ситуаций.
В жизни, ребята, мы всегда выбираем, по какому пути идти, как поступить, и наш выбор характеризует нас самих. Как характеризует, давайте подумаем вместе, решив несколько задач.
Оранжевый конверт – сценка «Удачная находка».
(заранее подготовленные учащиеся показывают сценку).
Ведущий: Галя и Ира жили на даче. По утрам они любили собирать грибы около участка. Однажды они увидели кем – то потерянные дамские часы. Девочки очень обрадовались находке.
Галя: Ира, смотри, кто-то потерял часы!
Ира: Какие красивые! И совершенно новые.
Галя: А давай эти часы подарим маме на день рождения.
Ира: Точно! Как ты хорошо придумала!
Ведущий: Дети бросились с находкой к себе на участок.
Вопросы учителя:
- Какие качества личности проявились у девочек?
- Как бы вы поступили?
АНАЛИЗ СИТУАЦИЙ ИЗ ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ.
Работа в группах.
1 группа – анализирует ситуацию из жёлтого конверта.
Текст: В пионерский лагерь в один из субботних дней приехали родители, и, конечно, привезли гостинцы. А к одной девочке – не приехали. Вечером перед сном девочки ели сладости, а одна из них – взятый из столовой хлеб.
Вопросы классу:
- Как должны были поступить девочки?
- Какие качества личности проявились у этих девочек?
2 группа – анализирует ситуацию из зелёного конверта.
Текст: На уроке химии один ученик обозвал другого ученика нецензурным словом. На замечание учителя он никак не отреагировал, а продолжал отвлекать одноклассников. Учительница взяла у него, чтобы записать замечание. Мальчику это не понравилось: он стал требовать дневник у учителя, грубить ему. Одноклассники сидели и наблюдали, чем всё закончится?
Вопросы классу:
- Правильно ли поступил мальчик, нарушивший дисциплину?
- Как должны были поступить одноклассники?
Выводы:
В поступках и поведении человека проявляется его характер, его нравственные качества. Поступки могут много сказать нам о человеке (выводы в «Чемодан опыта»).
5. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ АНКЕТИРОВАНИЯ.
Голубой конверт – анкета и её анализ.
- А сейчас каждый из вас позанимается исследовательской деятельностью. Заполните анкету, ответив на вопросы.
Какие качества личности ты ценишь в человеке? Чего ты не смог бы простить?
1.
2.
3.
4.
5. 1.
2.
3.
4.
5.
(Подведение итогов анкетирования).
6.ПРОВЕДЕНИЕ ИГРЫ.
Синий конверт – игра «Волшебная рука».
Учащиеся обводят на листе свою руку. Предлагается написать на пальчиках хорошие качества, а на ладошке – то, что хотелось бы изменить в себе.
Вывод:
Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону. (выводы в «Чемодан опыта»).
7.ОБОБЩЕНИЕ, ВЫВОДЫ ПО ТЕМЕ КЛАССНОГО ЧАСА.
Фиолетовый конверт - вопрос: О каких сторонах человеческих взаимоотношений вас заставил задуматься сегодняшний разговор?
Ответы учащихся: быть дружными, уметь оказать помощь, учиться доброжелательно относиться друг к другу, должно быть взаимоуважение, взаимопонимание; надо быть сдержаннее, терпимее, уступчивее друг к другу.
ОБОБЩЕНИЕ ОТВЕТОВ:
- В конце мне бы хотелось сказать, что на класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани. А что же для этого нужно?
- Послушайте китайскую притчу «Ладная семья» (текст дан на карточке).
На доске:
Притча –иносказательный рассказ с нравоучением.
Иносказательный (рассказ) – рассказ со скрытым смыслом.
Учитель: Умейте протянуть руку дружбы и помощи, учитесь доброжелательно относиться друг к другу, и вы почувствуете себя счастливым человеком.
Два мира есть у человека –
Один, который нас творил –
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил.
(Н.Заболоцкий).