Развитие смекалки. Задачи с недостающими и лишними условиями, несформулированными вопросами.


В эту группу собраны задачи с излишними данными. Желательно дать учащимся задание: поставь вопрос так, чтобы при решении можно было использовать всё условие задачи.
1) У бабушки было 2 чёрных 5 белых кролика и 7 куриц. Сколько кроликов было у бабушки?
2) У берега стояли 6 катеров и 8 лодок. Уплыли 5 катеров и столько же лодок. Сколько лодок осталось?
3) На столе 5 вафель и 7 пряников. Съели 3 вафли и столько же пряников. Сколько пряников осталось?
4) На проводах сидело 12 воробьев и 5 синиц. Улетели 2 синицы и столько же воробьев. Сколько воробьев осталось?
5) Возле школы росло 9 елей. Посадили еще 4 дуба и 6 елей. Сколько всего елей стало возле школы?
6) У Коли 10 марок. Он отдал другу 3 большие марки и 3 маленькие. Сколько марок Коля отдал другу?
В этих задачах частично недостаёт условия. Ученикам нужно сначала дополнить условие, а потом решить задачу.
1) Юля и Таня прыгали в высоту. Юля прыгнула на 95 см. На сколько сантиметров прыгнула Таня?
Дополни условие задачи и запиши её решение.
2) Добавь недостающее условие и реши задачу:
Из бочки взяли 10 вёдер воды. Сколько вёдер воды осталось в бочке?
3) Добавь недостающее условие и реши задачу:
В бочке 40 л. воды. Сколько литров воды осталось в бочке?
4) Дополни условие и реши задачу:
Таня полила шесть грядок огурцов. Сколько грядок ей осталось полить?
5) Дополни условие и реши задачу:
Девочки собирали землянику. Маша набрала 8 стаканов. Лена – 7. Остальные – Таня. Сколько стаканов земляники набрала Таня?
6) Дополни условие и реши задачу:
Оля, Вера, Таня и Лена собирали грибы. Оля нашла грибов столько же, сколько Вера, Таня – столько же, сколько Оля, а Лена – столько же, сколько Таня. Сколько всего грибов нашли девочки?
Эти задачи отличаются тем, что на место пропуска в условии нужно добавить слово. Затем нужно решить задачу.
1) Люба записала 10 новых мелодий на свой мобильный телефон, а Вера – на 6 мелодий ____ . Сколько мелодий записала Вера?
Дополни условие задачи таким вопросом, чтобы задача решалась:
а) вычитанием;
б) сложением.
2) В первом ящике было 7 кг гвоздей, а во втором – на 2 кг ______ . Сколько килограммов гвоздей было во втором ящике?
Дополи условие так, чтобы задача решалась:
а) сложением;
б) вычитанием.

В эту группу собраны задачи с «окошечками». Сначала детям нужно вставить подходящие числа и после этого решить задачу.
1) Подбери недостающее число и реши задачу.
Из ___ м ткани сшили 6 одинаковых платьев, расходуя на каждое по 3 м. Сколько метров ткани осталось?
2) Вставь пропущенные числа и реши задачу.
Ученик потратил ___ р. на тетради, ___ р. на книгу, и у него ещё осталось ___ рублей. Сколько рублей было у ученика?
3) Вставь пропущенные числа и реши задачу.
У Васи было ___ тетрадей. Он израсходовал ___ тетрадей в клетку и ___ тетрадей в линейку. Сколько чистых тетрадей осталось у Васи?
4) Подбери недостающие числа и реши задачу.
У Саши было ___ рублей, а у Димы – 40 рублей. На эти деньги мальчики купили ___ одинаковых значков. Сколько стоит один значок?
5) Вставь пропущенные числа и реши задачу.
На вешалке было ___ пальто. Сначала сняли с вешалки ___ пальто, а потом повесили 8 пальто. Сколько пальто стало на вешалке?
6) Дополни условие и реши задачу.
Маша отдала ___открыток подруге. После этого у неё осталось 5 открыток. Сколько открыток было у Маши?
7) Подбери недостающее число и реши задачу.
Ручка стоит __ рублей. Сколько стоят __ ручек?
8) Подбери недостающее число и реши задачу.
В саду расцвело __ роз. На один букет срезали 9 роз, а на другой 7. Сколько роз осталось в саду?
9) Дополни условие и реши задачу.
В тарелке было 8 помидоров. В салат порезали ___ помидоров. Сколько помидоров осталось?
10) Подбери недостающее число и реши задачу.
На полке стояло 10 книг. Утром взяли __ книг, а вечером на полку поставили 7 книг. Сколько книг стало на полке?
11) Добавь недостающее условие и реши задачу.
Мама купила 2 пакета сахарного песка по ___ кг каждый и оба израсходовала на варенье. Сколько килограммов сахарного песка купила мама?
12) Дополни условие и реши задачу.
В вазе 7 яблок. В неё положили ещё __ яблок. Сколько яблок стало в вазе?
В эту группу собраны задачи с «окошечками». На место «окошечка» нужно поставить число, которое удовлетворяет заданному условию.
1) В классе 15 мальчиков, а девочек на ___ меньше, чем мальчиков. Сколько девочек в классе?
Дополни условие так, чтобы в ответе получилось число, которое меньше 10. Реши задачу.
2) Насте 8 лет, а Вася на ___года старше. Сколько лет Ване?
Дополни условие таким числом, чтобы в ответе получилось число, которое больше 10.
3) За два дня на уроке математики школьники выполнили 12 заданий. Из них в первый день они выполнили ____ заданий, а во второй день – остальные. Сколько заданий выполнили школьники во второй день?
Дополни условие таким числом, чтобы в ответе получилось число, которое больше 5. Реши задачу.
4) У мамы было 18 картофелин. Она пожарила ___ картофелин, а остальные картофелины положила в суп. Сколько картофелин мама положила в суп?
Дополни условие задачи таким числом, чтобы в ответе получилось число, которое меньше 10. Реши задачу.
5) Вася купил значок за 15 рублей и открытку за ___ рублей. На сколько рублей дороже значок, чем открытка?
Дополни условие задачи таким числом, чтобы в ответе получилось число, которое больше 5.
6) В двухэтажной школе всего ___ кабинетов. На первом этаже школы расположено 8 кабинетов, а остальные – на втором этаже школы. Сколько кабинетов на втором этаже школы?
Дополни условие задачи таким числом, чтобы в ответе получилось число, которое больше 10, но меньше 20.
7) За булочку надо заплатить ___ рублей. Мальчик дал в кассу 15 рублей. Сколько он получил сдачи?
Дополни условие задачи таким числом, чтобы в ответе получилось число, которое меньше 5. Реши задачу.
8) Из питомника привезли 60 саженцев деревьев. В первый день посадили 30 саженцев, а во второй день - ___ саженцев. Сколько саженцев осталось посадить?
Дополни условие задачи так, чтобы в ответе получилось число меньше 20.
9) На тарелке ___ ватрушки. Сколько ватрушек на ___ таких тарелках?
Подбери числа так, чтобы в ответе получилось число 18. Попробуй найти два разных варианта.
10) В одном пенале ___ карандашей. Сколько карандашей в ___ таких пеналах? Подбери числа так, чтобы в ответе задачи получилось число, которое меньше 18. Попробуй найти несколько вариантов.
11) С одного дуба собрали ___ кг желудей. Сколько всего килограммов желудей соберут с 3 дубов?
Дополни условие задачи таким числом, чтобы в ответе получилось число, которое больше 10, но меньше 20. Попробуй найти 3 варианта.
12) 18 кг муки разложили поровну в ___ пакетов. Сколько килограммов муки было в каждом пакете?
Дополни условие задачи таким числом, чтобы в ответе получилось число меньше 5. Попробуй найти 2 варианта.
13) Крошечка – Хаврошечка собрала с одной яблони 4 корзины яблок, по ___ кг в каждой. Сколько всего килограммов яблок собрала Крошечка - Хаврошечка с этой яблони?
Дополни условие задачи таким числом, чтобы в ответе получилось число больше 30, но меньше 90. Попробуй найти 2 варианта.
14) На столе лежат книги, тетради и ручки. Сколько всего предметов лежит на столе? Дополни условие задачи таким образом, чтобы число в ответе не превышало 30.
15) Бабушка испекла ___ блинов. После обеда осталось только 2 блина. Сколько блинов съели за обедом?
Дополни условие задачи таким числом, чтобы в ответе получилось число, равное произведению чисел 2 и 5.
В этих задачах не сформулирован вопрос.
1) В школьном саду растёт 7 слив, а яблонь на 4 больше. Сколько ___?
Поставь вопрос так, чтобы задача решалась: а) одним действием; б) двумя действиями. Реши полученные задачи.
2) На выставку рисунков из первого класса выбрали 9 рисунков, а из второго – на 2 рисунка больше. Сколько ____?
Поставь вопрос так, чтобы задача решалась: а) одним действием; б) двумя действиями. Реши полученные задачи.
3) На выставку рисунков из первого класса отобрали 7 рисунков, а из второго – 12 рисунков.
Поставь вопрос так, чтобы задача решалась: а) сложением; б) вычитанием. Реши полученные задачи.
4) У Наташи 11 тетрадей, а у Серёжи на 5 тетрадей меньше. Сколько ____?
Поставь вопрос так, чтобы задача решалась: а) в одно действие; б) в два действия. Реши полученные задачи.
5) У Кати было 14 карандашей и 5 фломастеров.
Поставь вопрос так, чтобы задача решалась: а) вычитанием; б) сложением. Реши полученные задачи.
6) Прочитай условие задачи: «Мама засолила в каждой банке по 9 огурцов».
Выбери вопросы, на которые можно ответить, пользуясь данным условием:
а) Сколько всего огурцов засолила мама?
б) Сколько огурцов в трёх банках?
в) Сколько огурцов в семи банках?
г) Сколько огурцов засолила мама в девяти банках?
Реши полученные задачи.
7) Костя уже выучил 9 строчек стихотворения, и ему осталось выучить ещё 5 строчек.
Дополни условие задачи таким вопросом, чтобы в ответе получилось число 14.
Сначала нужно решить первую задачу. Затем нужно решить вторую задачу, используя условие из первой.
№1
Реши первую задачу. Дополни условие второй задачи. Реши вторую задачу.
1) Для школьной библиотеки купили 7 тюбиков клея по 2 рубля. Сколько стоила эта покупка?
2) За клей надо было заплатить ___ рублей. В кассу дали 15 рублей. Сколько нужно получить сдачи?
№2
Реши первую задачу. Дополни условие второй задачи. Реши вторую задачу.
1) Соня купила 2 значка по 7 рублей. Сколько денег Соня запала за эту покупку?
2) За значки Соня заплатила ___ рублей, а за книгу – 5 рублей. Сколько денег всего Соня израсходовала?
№3
Реши первую задачу. Дополни условие второй задачи. Реши вторую задачу.
1) Мальчик купил 4 тетради по 3 рубля. Сколько стоила эта покупка?
2) За тетради надо было заплатить ___ рублей. Мальчик дал в кассу 15 рублей. Сколько нужно получить сдачи?
№4
Реши задачи.
1) Вова решил на уроке 3 столбика примеров, по 4 каждом столбике. Сколько примеров решил Вова?
2) Дополни условие, используя ответ предыдущей задачи. Реши полученную задачу.
Вова решил ___ примеров, а Маша успела решить на 2 примера больше. Сколько примеров решила Маша?
№ 5
Реши задачи.
1) За нитки девочка заплатила 3 монеты по 5 рублей. Сколько стоили нитки?
2) Дополни условие, используя ответ предыдущей задачи. Реши полученную задачу.
За нитки мама заплатила ___ рублей, а за пуговицы – на 2 рубля меньше. Сколько стоили пуговицы?
№ 6
Реши задачи.
1) В кружке английского языка занимаются 8 мальчиков, а девочек – на 2 меньше. Сколько всего ребят занимается в этом кружке?
2) Дополни условие, используя ответ предыдущей задачи. Реши полученную задачу.
В кружке английского языка занимаются ___ ребят, а в кружке французского языка – на 5 ребят меньше. Сколько ребят занимается в кружке французского языка?
№ 7
Реши задачи.
1) На 20 рублей девочка купила 2 билета на карусель. Сколько стоит один билет?
2) Дополни условие, используя ответ предыдущей задачи. Реши полученную задачу.
Билет на карусель стоит ___ рублей, а на русские горки – на 10 рублей больше. Сколько стоят эти два билета?
№ 8
Реши задачи.
1) В одном куске 50 м ткани, а в другом – на 10 м меньше. Сколько метров ткани во втором куске?
2) Дополни условие числом, полученным в ответе предыдущей задачи. Реши задачу.
В одном куске 50 м ткани, а в другом - ___ м. На пошив платьев израсходовали 30 м ткани. Сколько метров ткани осталось?
№ 9
Реши задачи.
1) Машенька напекла для дедушки и бабушки 2 противня пирожков с повидлом, по 20 штук на каждом. Сколько пирожков с повидлом напекла Машенька?
2) Дополни условие, используя ответ предыдущей задачи. Реши полученную задачу.
Машенька напекла ____ пирожков с повидлом и 10 пирожков с рисом. Сколько всего пирожков напекла Машенька?
№ 10
Реши задачи.
1) С одного участка собрали 50 кг картофеля, а с другого – на 10 кг меньше. Сколько всего килограммов картофеля собрали с двух участков?
2) Дополни условие задачи числом, которое получилось в ответе предыдущей задачи. Попробуй найти 2 варианта.
С двух участков собрали ___ кг картофеля и разложили поровну в 3 мешка. Сколько килограммов картофеля положили в каждый мешок?
№ 11
Реши задачи.
1) За неделю на корм курам израсходовано 10 кг зерна, а на корм гусям – на 4 кг больше. Сколько килограммов зерна пошло за неделю на корм гусям?
2) Дополни условие используя ответ предыдущей задачи. Реши полученную задачу.
За неделю на корм гусям израсходовали ___ кг зерна, каждый день поровну. Сколько килограммов зерна расходовали за один день?
№ 12
Реши задачи.
1) Мама купила 5 пакетиков растворимого кофе, по 3 рубля за пакетик. Сколько стоила вся покупка?
2) Дополни условие, используя ответ предыдущей задачи. Реши полученную задачу.
За все пакетики кофе надо заплатить ___ рублей, а за пакетик сахара – на 9 рублей меньше. Сколько стоит пакетик сахара?
№ 13
Реши первую задачу. Дополни условие второй задачи. Реши вторую задачу.
1) На втором этаже школы 10 кабинетов, а на первом на 4 кабинета меньше. Сколько кабинетов на первом этаже?
2) На втором этаже школы 10 кабинетов, а на первом ___ кабинетов. Сколько кабинетов на двух этажах?
№ 14
Реши задачи.
1) На 18 рублей мальчик купил 3 одинаковые марки. Сколько рублей стоила одна марка?
2) Дополни условие задачи числом, которое получилось в ответе предыдущей задачи. Реши задачу.
За марку заплатили ___ рублей, а за ручку – на 7 рублей больше. Сколько всего рублей заплатили за марку и ручку?
В этих задачах недостающее условие можно выбрать из предложенных вариантов.
№1
Подбери условия к данному вопросу и реши задачи.
Сколько всего детей занимается в студии?
1) В студии занимаются мальчики и девочки. Мальчиков на 7 меньше, чем девочек.
2) В студии 8 мальчиков и 20 девочек.
3) В студии 8 мальчиков, а девочек на 2 больше.
4) В студии 8 мальчиков, а девочек на 2 меньше.
№2
На аэродроме было 75 самолётов. Сколько самолётов осталось?
Выбери данные, которыми можно дополнить условие задачи и ответь на поставленный в ней вопрос:
1) Утром прилетело 10 самолётов, а вечером улетело 30.
2) Улетело на 20 самолётов больше, чем было.
3) Улетело сначала 30 самолётов, а потом ещё 20.
№3
Прочитай текст: «Из корзины взяли 7 яблок. Сколько яблок осталось в корзине, если …..?»
Выбери данные и дополни текст задачи так, чтобы получилась задача, которую можно решить:
1) В корзине было 4 яблока.
2) В корзине было 40 слив.
3) В корзине было 14 яблок.
№4
В коробке на 4 карандаша больше, чем в пенале. Сколько карандашей в коробке?
Выбери данные, которыми можно дополнить условие этой задачи, чтобы ответить на её вопрос, выполнив сложение:
1) В пенале 7 карандашей.
2) В пенале на 6 карандашей меньше.
3) В коробке 9 карандашей.
4) Всего в коробке и пенале 14 карандашей.
В эти задачи нужно добавить вопрос и условие.
1) Дополни задачу и реши её.
Мальчики сделали __ игрушек, а девочки – на 2 игрушки больше. Сколько _______ ?2) Дополни задачу и реши её.
Ученики сделали для малышей __ игрушек. 7 игрушек они уже подарили. Сколько________ ?В этих задачах неизвестное число задано переменной.
На клумбе расцвели c красных и b розовых гвоздик, а белых столько, сколько красных и розовых вместе. Сколько белых гвоздик росло на клумбе?
Девочка купила альбом для рисования и краски. За эту покупку она уплатила a рублей. Альбом стоит b рублей. Сколько стоят краски?
Девочка купила альбом для рисования и краски. Альбом стоит a рублей, а краски на b р. дороже. Сколько стоят краски?
Девочка купила альбом для рисования и краски. Альбом стоит a рублей, а краски на b р. дешевле. Сколько стоит вся покупка?
Мальчик прочитал a страниц, после чего ему осталось прочитать на b страниц меньше, чем он уже прочитал. Сколько всего страниц в книге?
В первый день туристы прошли a км, во второй – на b км больше, чем во второй, а в третий – столько в первый и во второй день вместе. Сколько всего километров прошли туристы за три дня?
На двух полках стояли книги. Когда с первой полки сняли a книг и переставили на вторую полку, то их на второй полке стало c. Сколько книг было на второй полке первоначально?
8) В вазу поставили цветы. Через 4 дня они завяли. Сколько всего цветов поставили в вазу, если на второй день завяло a цветов, а на третий день – на b цветов меньше, чем во второй, а в оставшейся – d цветов.