От школьного самоуправления до самоуправления в классе.


Доклад на педагогическом советеОт школьного самоуправления до самоуправления в классе.
Человек становится взрослым и самостоятельным,
когда начинает сам принимать решения и
чувствовать за них ответственность.
Человек становится старым,
когда он ,чувствуя ответственность ,
уже не в состоянии принять новых решений,
а принимает одни и те же.
Уважаемые коллеги!Мы-учителя,наш удел-молодость духа.Давайте же не бояться пробовать разные формы и методы,даже когда дело идет о не вполне для многих понятном понятии «ученическое самоуправление».
Накопление полезных знаний о самоуправлении осуществлялось человечеством с незапамятных времен. До нас дошли сведения о деятельности многих педагогов древности, чьи мысли, выводы из практики образовательной деятельности, высказывания и идеи выполняли роль составных частиц в создании теории школьного самоуправления. Например,в неё по праву вошли высказывания Платона в воспитании через положительный пример, Аристотеля – о тесной связи физического, нравственного и умственного воспитания, принципы гуманистической педагогики Томаса Мора и др.
Первое упоминание о школьном самоуправлении и его организации относятся еще к ХVI веку. В 1531-1556 гг. в г. Гольдберге (Силезия) работала латинская школа, которой руководил Валентин Тротцендорф. Он был первым педагогом, использовавшим в целях гражданского воспитания специально организованное им школьное самоуправление. В школе ежемесячно избирался сенат из 15 учеников, который рассматривал и разрешал возникавшие конфликты. Ученики привлекались к выполнению различных общественных обязанностей.
Современная школа – это большой и сложный организм,  эффективность которого во многом зависит от опоры педагогов на ученическое сообщество, которое бы взяло на себя функцию регулирования общественной жизни учащихся.Кроме того, именно через участие и работу в таком сообществе, через активную деятельность учащийся получает полезный для него опыт, приобретает необходимые навыки для реализации собственных идей.
Все знают, что ученическое самоуправление необходимо. Знаний море, а как их применить – непонятно. Так что же такое самоуправление?
Ученическое самоуправление – форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения общественно значимых целей.
К числу таких ученических самоуправленческих сообществ   можно отнести «Республику беспокойных сердец»нашей школы.
Законно избранный Президент нашей школы -Трусилов Иван.
Воронина Евгения-министр внешней политики.
Шулюхевич Богдан-министр спорта и гражданско-патриотического воспитания.
Дивеха Анастасия-министр культуры.
Варшавская Валерия-министр образования.
Мизина Дарина-министр социальной защиты и труда.
В связи с ЧС в Крыму,наше школьное самоуправление мало в чем себя успело проявить,но вот новогодняя дискотека,организованная самостоятельно «Республикой беспокойных сердец во главе с Трусиловым Иваном,прошла на ура.Воронина Евгения с успехом неоднократно сыграла роль Снегурочки на новогодних утренниках в начальной школе.Кроме того,она и Шулюхевич Богдан традиционно исполняют роль ведущих на школьных мероприятиях.
Вместе с Мизиной Дариной мы приняли участие в конкурсе сочинений «Судьба моей страны в судьбе моей семьи»,который проводился Государственой архивной службой Республики Крым.
На данный момент Трусилову Ивану поручено организовать интернет-оповещение о предстоящем Дне встречи выпускников,который состоится 6 февраля 2016 года в 16.00.
Президент школы-лицо школы,поэтому Трусилов Иван имеет возможность посещать и посещает разнообразные лидерские тренинги и квесты, организуемые Городским советом ученического самоуправления «Симфа».
Уважаемые коллеги,не стесняйтесь обращаться за помощью в органицации тех или иных мероприятий к нашему самоуправлению!
Большую роль в социальном становлении личности играет и самоуправление в классе. Самоуправление помогает раскрывать потенциал учащихся, реализовать лидерские функции. В классе должна быть создана обстановка при которой каждый учащийся ощущает сопричастность к решению задач, поставленных перед классом.
Ученическое самоуправление предполагает:
Развитие самостоятельности.
Коллективное творческое планирование.
Реализация решения.
Коллективное подведение итогов.
С чего же начать самоуправление в классе? Конечно же, с проекта. Прежде чем что-то делать, нужно создать проект.
Проект строится на следующий принципах: Педагогическое руководство.
Выборность и согласованность.
Сменяемость функций руководства.
Согласие.
Единое планирование.
Цель проекта:
Воспитание личности с активной жизненной позицией, готовой к принятию ответственности за свои решения и полученный результат на себе, стремящийся к самосовершенствованию, саморазвитию и самовыражению.
Задачи проекта:
Создание условий для развития лидерских качеств, необходимые для лучшей адаптации учащихся в обществе, их социализации и личностного развития.
Обеспечение педагогической поддержки лидеров в детском коллективе.
Формирование знаний и умений основ организаторской деятельности.
Организация разнообразных видов коллективной творческой деятельности, вовлекающие обучающихся в общественно-ценностные социализирующие отношения, способствующие их сплочению и положительному взаимопониманию.Рост культуры поведения учащихся.
Ожидаемые трудности:
Низкая активность отдельных учащихся.
Загруженность учащихся в учебном процессе и во внеурочное время (кружковая работа).
Ожидаемые результаты:
Активная жизненная позиция учащихся класса;
Готовность и желание учащихся работать в коллективе.
Усвоение и овладение знаниями и техникой организаторской деятельности.
Разработки творческих и социальных проектов.
В самоуправлении главное не только органы, но и деятельность направленная на совершенствование жизни класса. Орган самоуправления не может ученикам ничего приказывать. Самоуправление подразумевает готовность учащихся к участию в управлении обществом.
Высший орган самоуправления класса – классное собрание. Форма правления в классе – ученический совет.
Наиболее важные вопросы мы решаем на классном собрании.
Организация деятельности
Классное собрание:
Определяет перспективы развития и основные направления классной жизни.
Осуждает любые вопросы жизнедеятельности класса, принимает по ним необходимые решения.
Избирает актив класса, старосту, председателя, заслушивает и оценивает работу актива, обсуждает поведение и успеваемость учащихся.
Собрание проводится не реже 1 раза в месяц, что контролируется старостой.
Актив класса:
Организует выполнение решений классного собрания и классных ученических служб.
Организует помощь в учебе учащимся, имеющим проблемы.
Может готовить и проводить классные собрания.
Помогает отражать всю важную информацию в классном уголке.
Староста
Обеспечивает дисциплину и порядок в классе, отвечает за дисциплину,проводит рейды по проверке дневников.
 Заместитель старосты
Цель: Формирование положительного отношения к учению, развитие познавательной активности. Интеллектуальное развитие личности ребенка.
Направление работы:проводит рейды по проверке дневников, учебных принадлежностей, участвует в проведении предметных недель, интернет-олимпиад, интеллектуальных конкурсов, викторин.
Творческий сектор
Цель: Организация досуга учащихся, развитие творческих способностей.
Направление работы:организует досуг учащихся, участвует в подготовке и проведении школьных, городских и районных мероприятий.
Спорт и здоровье
Цель: Создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся. Физическое совершенствование и спортивная подготовка.
Направление работы:организует пропаганду здорового образа жизни, физкультуры и спорта, участвует в городских и районных акциях и соревнованиях, организует школьные соревнования, конкурсы, дни здоровья.
Редколлегия
Цель: Расширение кругозора учащихся.
Направление работы:организует выпуски школьной и классной газеты, плакаты, поздравительные телеграммы, фотографии. Художественное оформление рисунков и стенных газет.
Трудовой сектор
Цель: Развитие трудовых навыков и умений учащихся. Воспитание самостоятельности, бережного и хозяйственного отношения к школьному имуществу, инвентарю, материалам.
Направление работы:следит и несет ответственность за сохранность школьного имущества, школьных стендов. Организовывает генеральную уборку кабинета.
Сектор милосердия
Цель:привить гуманность,умение сочувствовать и выражать сочувствие,приобщать к проявлению «активного милосердия»
Направление работы:организовывает участие класса в общешкольных и классных акциях милосердия.
Библиотекари
Цель:контроль за состоянием учебников.
Направление работы: рейды по проверки состояния учебников.
Флористы
Цель:уход за кабинетными растениями.
Направление работы:полив,пересаживание кабинетных растений.
Сектор безопасности
Цель:контроль за поведением своего класса на переменах
Направление работы: контроль за поведением своего класса на переменах,улаживание конфликтов.
Ответственный за рапортЦель:вести рапорт поведения класса на уроке
Направление работы:заполняет рапорт,назначает дежурных,в конце урока напоминает учителю о необходимости оценить поведение класса на уроке,отмечает отсутствующих и не имеющих сменной обуви,своевременно сообщает о результатах ведения рапорта классному руководителю.
Что дает ученическое самоуправление участникам педагогического процесса?
Учащимся:
развитие навыков работы в группе, в команде;
ведет к повышению уровня обученности и качества обучения учащихся;
ведет к улучшению дисциплины, снижению пропусков без уважительных причин;
выбор роли в органах ученического самоуправления, которые соответствуют его склонностям и интересам;
защищает права ребенка;
учит цивилизованно разрешить конфликтные ситуации;
помогает самоопределиться в выборе дальнейшего пути.
Родителям:
организует свободное время детей;
ведет к улучшению учебной результативности детей;
снижает конфликтность в семье;
дает возможность активно участвовать в школьной жизни.
Педагогам:
помогает организовать детей;
сплотить детский коллектив;
повышает дисциплину в классе, ответственность учеников за свои поступки;
раскрывает творческие, организаторские, лидерские способности ребенка;
апробация инновационных технологий;
обобщение опыта работы через средства печати
углубление в проблему через опытно – экспериментальную работу
Наше понимание о самоуправлении
С ами проводим спортивно-оздоровительные мероприятия, ведем здоровый образ жизниА ктивная жизненная позицияМ аксимум усилий для нового начинанияО рганизуем дежурство в классе, осуществляем его в школеУ частвуем в общешкольных благотворительных акцияхП редставители класса-это лицо классаР азрабатываем и реализуем социально-значимые проекты и делаА ктивно участвуем в жизни школы, знаем свои права и обязанностиВ заимоотношения учитель-ученик, ученик-ученик на уровне сотрудничестваЛ идер должен уметь не только руководить, но и подчинятьсяЕ сли трудно – советуемся со своими старшими товарищами, педагогамиН е только критикуем, но и предлагаем собственное решениеИ щем выход из любого положенияЕ сли не удалось дело, нужно проанализировать ситуацию