Рабочая программа по курсу история России 20 века и Всеобщая история 20 – начало 21 века для 9 класса


Муниципальное казенное вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа № 20»

Рассмотрена на заседании МО Согласована: Утверждаю: «___» _____________________ «____»___________________ «______»________________________
Протокол №__от «___»___ Методист: директор МК В(С)ОУ ВСОШ № 20
Максименко

Рабочая программа
по истории
9 группа
Составитель:
учитель истории и обществознания :
Максименко Ю.Г.
2012- 2013 учебный год
Содержание
Пояснительная записка.
Особенности образовательного учреждения.
Календарно-тематическое планирование по курсу обществознание.
Критерии оценки деятельности учащихся
Учебно-методический комплекс
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу история России 20 века и Всеобщая история 20 – начало 21 века – 9-ый класс разработана на основе федерального компонента государственного стандарта 2004 г., федерального базисного учебного плана для вечерних школ, примерной программы по истории, составители Э.Д. Днепров, А. Г. Аркадьев и учебников по истории Данилова А.А., Косулиной Л.Г. история России и Сорока-Цюпа О.С., Сорока- Цюпа А.О. Новейшая история зарубежных стран 20- начало 21 века (утверждены Федеральным Перечнем), с учётом регионального образовательного компонента Забайкальского края.
Программа рассчитана на 36 часа + 18 консультаций по федеральному базисному учебному плану для вечерней школы, исходя из требований:
24 часов – история Отечества (большая часть отведенного времени – 70%)
12 час – новая история (третья часть всего времени – 30%)
18 часов – консультации
Количество учебных недель – 36
В соответствии с региональным компонентом в курсе истории России необходимо провести 9 часов (15 %) в год истории края (Забайкалья). Данная программа предусматривает проведение уроков по истории Забайкалья в конце каждого раздела (в курсе история Отечества).
Содержание обучения истории в 9 классе направлено на достижение следующих целей :воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
освоение знаний о важнейших событиях и процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;
овладение элементарными методами исторического познания, умениями работы с различными источниками исторической информации;
формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями;
применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии.
На этапе подготовки к ФГОС нового поколения учитель должен перейти от знаньевой парадигмы к личному развитию учащихся. Это выражается в проектировании, организации и реализации образовательного процесса, направленного на достижение обучающимися планируемых результатов в освоении основной образовательной программы.
В МКВСОУ ВСОШ № 20 отсутствует первая ступень обучения, где уже работает новый образовательный стандарт, поэтому в содержании тематического планирования в текущем учебном году предполагается реализовывать лишь отдельные направления ФГОС, ориентированные на тесную связь обучения с непосредственными жизненными потребностями, интересами и социокультурным опытом осужденных, что  способствует формированию способов действия, позволяющих учащимся принимать решения не только в рамках заданного учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях.
Рабочая программа создает условия для достижения следующих предметных результатов:
В результате изучения истории ученик должен
знать :основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории;
периодизацию всемирной и отечественной истории;
современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
историческую обусловленность современных общественных процессов;
особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;
уметь
проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
соотнесения своих действий и поступков окружающих с историческими возникшими формами социального поведения;
осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.
Метапредметными результатами освоения учащимися программы 9 класса по истории являются :способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией;
анализировать и обобщать факты;
использовать современные источники информации;
способность решать творческие задачи.
Модель выпускника 9 класса
Учащиеся 9 класса должны:
способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественнойи всеобщей истории;
характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи.
2. Особенности образовательного учреждения
Учебный процесс в МКВСОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №20» осуществляется в условиях исправительного учреждения в очной, заочной и индивидуальной формах обучения. В настоящий период времени в 9 классе обучаются учащиеся в возрасте от 14 до 18 лет. Большинство детей из неполных, социально-неблагополучных семей, где родители либо устранились от воспитания детей, либо ведут антиобщественный образ жизни, показывая своим поведением негативный пример для подростков.
На период прибытия в УКП при СИЗО, учащиеся бросили занятия в дневной школе, многие в связи с многочисленными прогулами и неуспеваемостью слабо владеют основными учебными умениями и навыками :- письменной речи;
- не сформированы общие учебные навыки и умения;
- не сформированы умения анализа и обобщения прочитанного текста, вычленения главного и второстепенного и т.д.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что уровень образования учащихся достаточно низкий.
Учитывая особенности социального положения ученика, психолого-педагогические особенности его характера, к каждому ученику необходим индивидуальный подход в процессе обучения.
В ВСОШ №20 обучение начинается со второй ступени, что требует поэтапного введения отдельных элементов стандарта нового поколения. С этой целью в тематическое планирование введены метапредметные результаты.
Программный материал ориентирован на формирование общих умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной деятельности. Домашнее задание предусмотрено для работающих и обучающихся в заочной форме осужденных.
Содержание рабочей программы направлено на коррекцию, усвоение, закрепление и контроль знаний учащихся
3. Календарно-тематическое планирование по Истории России 20 века и Новейшая история зарубежных стран 20 – начало 21 века ( 36 часов + 18 консультаций)

урК-во час Тема. Тип урока Предметные результаты Метапредметные результаты Форма контроля Элементы содержания урока Дом. задание
1 1 Индустриальное общество и политическое развитие в начале 20 века Лекция с элементами беседы - умение работр с картой, текстом учебника, образное повествование, составление схем. выполнять познавательные и практические задания на уроках и в доступной социальной практике:
опрос Автономия, национальный доход, протекторат Записи в тетради
2 1 Социально-экономическое и политическое развитие российского общества на рубеже столетий Урок изучения нового материала - сравнительная характеристика взглядов С.Ю. Витте и В.К. Плеве, работа над истор. понятиями, с истор. картой, решение проблемных заданий. - формулировать и обосновывать выводы и т. д.,
- использовать современные источники информации,
- способность решать творческие задачи. Опрос, Концерн, синдикат, трест, монополистическое объединение, финансовый капитал
П. 1-2
3 1 Внешняя политика России в начале ХХ века Комбинированный урок - навыки образного конспективное повествование с элементами повторительной беседы, работа с истор. картой, документами, составление схемы, хронологич. Таблицы - формулировать и обосновывать выводы и т. д.,
- использовать современные источники информации,
- способность решать творческие задачи индив. задания Русификация, сателит, экспансия П. 3
4 1 Консультация 5 1 Общественно- политическое движение.
Первая российская революция Урок изучения нового материала - умение работы с истор. документами, анализ программ политических партий, заполнение таблицы
выполнять познавательные и практические задания на уроках и в доступной социальной практике:
- исследование несложных реальных связей и зависимостей Самостоятельная работа, индив. задания правовое государство, рескрипт унитарный, федерация, чёрная сотня, кадеты, октябристы Запол.. таблицы
6 1 Забайкалье в годы первой российской революции Комбинированный урок Работа с истор. документами, над истор. понятиями, составление развёрнутого плана. - выполнять познавательные и практические задания на уроках и в доступной социальной практике:
опрос Записи в тетради
7 1 Консультация 8 1 Политические реформы 1906-1907.
Социально-экономическое развитие 1907-1914 Комбинированный урок - умение работа с опорным конспектом, работа в группах, работа с документами.
Сообщения о истор. личностях, анализ их деятельности, работа над истор. понятиями, самос. работа с тексом, составление развернутого плана
- формулировать и обосновывать выводы и т. д.,
- использовать современные источники информации,
- способность решать творческие задачи. индив. задания Кооперация, отруб, хутор, фракция, анархист П. 4,6
9 1 Россия к 1914 году Урок повторения и систематизации знаний
- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности; - определение сущностных характеристик изучаемого объекта;
- выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов; Опрос, тест Антанта, Тройственный союз, коалиция 10 1 Мир накануне Первой мировой войны и в годы войны Урок изучения нового материала - умение работы с истор. картой, над истор. понятиями, составление хронолог. таблицы и плана ответа на вопросы, решение познавательных задач, повторительно- обобщающая беседа
познавательные и практические задания на уроках и в доступной социальной практике:
Опрос, Военно-политический союз П. 1
11 1 Зачёт по теме «Развитие России в начале ХХ века» Урок повторения и систематизации знаний умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
- оценка учебных достижений ученика Самостоят. работа
определение понятий, терминов, 12 1 Консультация 13 1 Революция и гражданская война в России Урок повторения и систематизации знаний
- умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность
- формулировать и обосновывать выводы и т. д.,
- использовать современные источники информации,
- способность решать творческие задачи. Опрос, индив. задания, тест, самостоятельная работа Террор, концентрационный лагерь, «военный коммунизм»,
ратификация 14 1 Гражданская война в Забайкалье Комбинированный урок - работа с истор. картой, над истор. понятиями, составление таблицы, работа в группах.
выполнять познавательные и практические задания на уроках и в доступной социальной практике:
- исследование несложных реальных связей и зависимостей Опрос 15 1 Консультация 16 1 Послевоенное устройство мира. Страны Запада в 1920-х г. Комбинированный урок - знать работу с истор. картой, над истор. понятиями, решение познавательных заданий, групповые задания по тексту, образная характеристика, составление таблиц выполнять познавательные и практические задания на уроках и в доступной социальной практике
Опрос, индив. задания, работа в группах Версальский мирный договор, экстремизм, репарации, Лига Наций П. 2-4
17 1 Приход к власти нацистов в Германии и рост международной напряженнос. Комбинированный урок - сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия. - объяснение изученных положений на конкретных примерах. Опрос, индив. задания Фашизм, реваншизм, корпоративизм, тоталитарный режим, нацизм, милитаризация П 8-9
18 1 Консультация 19 1 Внешняя политика в 1920-х годах Урок изучения нового материала - рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;
- оценка учебных достижений ученика Опрос, индив. задания, тестовые задания «Ультиматум Керзона», Коминтерн, Генуэзская конференция
20 1 СССР в 20-30 годы Урок повторения и системати-заци знаний
- умение работать с картой, текстом учебника, ист. источниками,
давать устный отзыв на ответ других
- оценка учебных достижений ученика Опрос, тест Номенклатура, «Спецконтингент»
Культ личности 21 1 Зачёт № 2 «Развитие СССР в 20-30-е годы» Урок повторения и систематизации знаний - умение работать с картой, текстом учебника, ист. источниками,
давать устный отзыв на ответ других - оценка учебных достижений ученика Тесты, контрольный срез 22 1 Международные отношения в 30-е годы Урок изучения нового материала - умение работать с картой, истор. документами, с текстом, составление развернутого плана, конспект. - формулировать и обосновывать выводы и т. д.,
- использовать современные источники информации,
- способность решать творческие задачи. Опрос, Военно-политический блок, репарации, нейтралитет П. 14
23 1 Начало Второй мировой войны Урок изучения нового материала - работа с картой, истор. документами, анализ деятельности истор. деятелей, составление хронолог. таблицы, решение познавательных заданий. - объяснение изученных положений на конкретных примерах. индив. задания Антигитлеровская коалиция,
Конференция, Движение Сопротивления П. 15-16
24 1 Консультация 25 1 Начало Великой отечественной войны Урок изучения нового материала - называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
- раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта;
- выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов; Опрос, индив. задания Агрессия, Рейх, Вермахт, трибунал. Запол-нение хрон. табл.
26 1 Забайкалье в годы Великой Отечественной войны Комбинированный урок - умение работать с истор. картой, над истор. понятиями, составление развернутого плана, работа в группах
- формулировать и обосновывать выводы и т. д.,
- использовать современные источники информации,
- способность решать творческие задачи. Опрос, индив. задания 27 1 Коренной перелом в ходе войны Урок изучения нового материала - сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта;
- выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
Опрос, индив. задания Платцдарм, котёл,
форсирование 28 1 Итоги и уроки Второй мировой войны Урок повторения и систематизации знаний - умение работать с картой, текстом учебника, ист. источниками,
давать устный отзыв на ответ других - оценка учебных достижений ученика Опрос, индив. задания, самостоятель-ная работа 29 1 Консультация 30 1 Зачёт № 3 по теме «Вторая мировая война :итоги и значение Урок повторения и систематизации знаний - умение работать с картой, текстом учебника, ист. источниками,
давать устный отзыв на ответ других - оценка учебных достижений ученика Тесты, контрольный срез 31 1 Международные отношения во второй половине 20 в. Комбинированный урок - конспективное изложение, образная характеристика, работа с истор. картой, документами, составление таблицы - определение сущностных характеристик изучаемого объекта;
- выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов; Опрос, индив. задания Деморатизация, денафикация, либерализация мировой экономики
П. 17
32 1 Изменения в жизни стран Запада в 1970-1990-х г. Урок изучения нового материала - анализ статистического материала, решение познавательных заданий, работа с учебником
- выполнять познавательные и практические задания на уроках и в доступной социальной практике:
- исследование несложных реальных связей и зависимостей Опрос, индив. задания Информационное общество, НТР, постиндустриальное общество П. 32
33 1 Социалистический лагерь в 1950-1980-х г. Урок изучения нового материала
- работа с истор. картой, анализ статистического материала, - определение сущностных характеристик изучаемого объекта;
- выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов; Опрос, индив. задания, тест Тоталитарный социализм, социалистическое содружество, П. 28
34 1 Консультация 35 1 Япония и Китай в послевоенный период Комбинированный урок - решение познавательных заданий, работа с учебником
познавательные и практические задания на уроках и в доступной социальной практике:
Опрос, Японское экономическое чудо, культурная революция, маоизм, модернизация П. 31
36 1 Страны Азии, Африки, Латинской Америки в 1945-1990-е г. Комбинированный урок - самостоятельная работа с текстом учебника по составлению развернутого плана, работа с картой, документами.
- выполнять познавательные и практические задания на уроках и в доступной социальной практике:
- исследование несложных реальных связей и зависимостей
Опрос, индив. задания Национал-реформистские партии, стратегия импортозаменяющей индустриализации,левонационалис-тические режимы, деколонизация П. 29, 30
37 1 Консультация 38 1 Социально-экономическое развитие страны в послевоенный период Урок изучения нового материала - конспективное изложение, работа с текстом учебника, сравнительный анализ довоенной и послевоенной
экономических моделей. - выполнять познавательные и практические задания на уроках и в доступной социальной практике:
- использование элементов причинно-следственного анализа;
- исследование несложных реальных связей и зависимостей; Опрос, индив. задания Национальное богатство, денежная реформа, репатриация, движение «скоростников»,
39 1 Построение экономических основ индустриального общества в СССР 1953-1964 годы Урок изучения нового материала - работа со статистическими данными, истор. документами, схемами.
выполнять познавательные и практические задания на уроках и в доступной социальной практике:
Опрос, индив. задания, тест Реабилитация, ротация, волюнтаризм, субъективизм,
Средства производства, социальная напряжённость
40 1 СССР в середине 1960-х-1980-х годах Урок изучения нового материала - на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников - объяснение изученных положений на конкретных примерах. Опрос, индив. задания, тест Гонка вооружения, разоружение, страны третьего мира, пацифизм, коррупция, диссидент, «теневая эконмика» 41 1 Внешняя политика СССР в середине 1950-х-1980-х годах Комбинированный урок - раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
познавательные и практические задания на уроках и в доступной социальной практике:
Опрос, индив. задания Политика разрядки, региональные конфликты
42 1 Консультация 43 1 Обобщение изученного материала Урок-практикум - работа с истор. документами. 44 1 Международные отношения и глобализация в конце 20 века Комбинированный урок - навыки работы с картой, документами, анализ документов, деятельности полит. деятелей, решение познавательных заданий - определение сущностных характеристик изучаемого объекта;
- выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов; Опрос, индив. задания Глобализация, глобальные проблемы человечества, глобадизация экономики и мировых финансовых кризисов С. 2020204
45 1 Консультация 46 1 СССР в 1985-1991 годы Урок повторения и систематизации знаний
- уметь указывать хронологические рамки и периоды ключевыхпроцессов, а также даты важнейших событий отечественнойи всеобщей истории познавательные и практические задания на уроках и в доступной социальной практике:
Опрос, индив. задания, самостоятель-
ная работа 47 1 «Революция сверху» в экономике Урок изучения нового материала - работа с документами, над истор. понятиями, анализ статистических материалов, работа с текстом учебника, составление плана.
Опрос, индив. задания образование СНГ
предвыборная платформа,
стратегия ускорения, рыночные отношения
48 1 Консультация 49 1 Реформа политической
системы Урок изучения нового материала - работа с истор. картой, документами, с текстом Конституции, с текстом учебника, составление конспекта
познавательные и практические задания на уроках и в доступной социальной практике:
Опрос, индив. задания Гласность, реабилитация, диалектика нового мышления
50 1 Забайкалье сегодня Комбинированный урок - читать историческую карту с опорой на легенду;- проводить поиск необходимой информации в одном или
нескольких источниках
познавательные и практические задания на уроках и в доступной социальной практике:
Опрос, индив. задания 51 1 Консультация 52 1 Особенности внутренней и внешней политики России в 2005-2012 г.
Комбинированный урок - работа в группах, образное повествование, составление развернутого плана
- формулировать и обосновывать выводы и т. д.,
- использовать современные источники информации,
- способность решать творческие задачи. Индивид. задания, опрос Двойные технологии,
Парламентская система 53 1 Консультация 54 1 Зачёт № 4 по теме «Развитие России после Второй мировой войны» Урок повторения и систематизации знаний - умение работать с картой, текстом учебника, ист. источниками,
давать устный отзыв на ответ других - оценка учебных достижений ученика Опрос, индив. задания, тестовые задания 4. Критерии оценки учащихся
5 4 3 2
1.Раскрытие понятий Точное определение Нет ответа, неправильный ответ
2. Характер личности Наиболее точное и полное описание, использования дополнительных сведений
Ошибки в деталях Ошибки в ряде ключевых фактов Незнание фактов, несоответствие основных качеств личности
3. Тест Выполнены верно 3 задания 2 задания Не выполнено ни одного задания
4. Карта Полный анализ информации карты Упущены некоторые детали Ошибки почти во всех деталях, незнание некоторых обозначения на карте Незнание обозначений, неумение читать информацию
5. Документ Выделить все факты, дающие ответ на поставленный вопрос Не все факты проанализированы Упускаются многие факты, исправлены многие выводы Отсутствуют важные факты, не сделаны выводы
6. Монологическая речь Понимание ключевой мысли; удачное использование правильной структурой ответа; умение отстоять свою точку зрения Ключевая проблема выделяется, но не всегда глубоко понимается; в ходе изложения встречаются паузы, некоторые затруднения в выражении своего отношения Ошибки в выделении ключевой мысли; сбивчивый рассказ; практически нет собственных мыслей; Неумение выделять ключевую мысль; ответ распадается на отдельные фрагменты;
Учебно-методический комплекс
Данилов А.А., Косулина Л.Г. «История государства и народов России», 9 класс.- М., издательство «Дрофа», часть 1,2, 2005
Данилов А.А., Косулина Л.Г «История России 20 век», 9 класс.- М., издательство Просвещение, 2008
Данилов А.А., Косулина Л.Г. Поурочные разработки к учебнику «История России 20 век: книга для учителя, 9 класс.- М., издательство Просвещение, 2003
Загладин Н.В., Загладина Х.Т., Ермакова И.А. Новейшая история зарубежных стран 20 век: пособие для учителя 9 класс- М., «Русское слово», 2001
Загладин Н.В., Загладина Х.Т. Новейшая история зарубежных стран 20 век: учебно-методические материалы 9-11 класс- М., «Русское слово», 2004
История России. 20 век. 9 класс: Поурочные планы по учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной/ Авт.- сост. Н.С. Кочетов. – Волгоград, Учитель, 2005
Коваль Т.В. Конспекты уроков для учителя истории: Всеобщая история 20 век, 9 класс- М.: Идз-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003
Константинов А.В., Константинова Н.Н. История Забайкалья с древнейших времен до 1917 г.- Чита, 2002
Симонова Е.В. Методическое пособие к учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной История государства и народов России- М., Дрофа, 2004
Сорока-Цюпа О.С., Сорока- Цюпа А.О. «Новейшая история зарубежных стран 20- начало 21 века. – М., изд-во Просвещение, 2004