Урок по математике в 1 классе: «Закрепление. Счет предметов. Пространственные представления»


Тема урока: «Закрепление. Счет предметов. Пространственные представления»
Класс: 1
Цель урока:
Создать условия для отработки знаний и умений, приобретенных на предыдущих уроках.
Задачи урока:
Совершенствовать навыки счета предметов.
Закрепить умения считать предметы по представлению, ориентироваться в пространстве, воспроизводить понятия «вверх», «вниз», «налево», «направо».
Развивать в игровой форме память, внимание, межличностные отношения в группе, желание поделиться впечатлениями.
Тип урока: закрепление изученного материала.
Оборудование: учебник математики 1 часть (М.И.Моро, М.А.Бантова), рабочие тетради по математике, наборное полотно с геометрическими фигурами, индивидуальные наборы геометрических фигур.
Ход урока:
Организационный момент.
Добрый утро, ребята!
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться
Доброе утро!
Доброе утро, солнцу и птицам
Доброе утро улыбчивым лицам
Я хочу, чтобы у всех было доброе утро, добрый день.
Поприветствуйте друг друга хорошим настроением, добрыми улыбками. Скажите друг другу «У нас все будет хорошо». А сейчас урок математики.
Покажите свое настроение на начало урока. Я рада, что вы любите математику.
Сегодня мы вновь отправляемся в страну математика.
(Дыхательное упражнение (руку правую на грудь, глубокий вдох, на счет пять – выдох).
Сообщение темы и целей урока.
Учитель: Сегодня мы с вами посмотрим, как вы умеете считать предметы; хорошо ли помните понятия: вверху, внизу, направо, налево.
Игра на внимание «Измени цвет, размер, форму»(Приложение №1)
Учитель: Посмотрите на доску. Что вы видите в верхнем ряду? (Большой красный круг)
Учитель: А в нижнем? (Разные фигуры, разных цветов и размеров)
Учитель: Измените цвет… (Ученик подходит к доске и добавляет круг другого цвета)
Учитель: Измените размер… (Ребёнок подходит к доске и добавляет круг меньшего размера)
Учитель: Измените форму… (Ставит рядом с кругом квадрат или треугольник)
(Повторить 2-3 раза, с разными фигурами)
Упражнение в счете предметов. (Приложение № 2)
Учитель: Сколько больших кругов? (2)
Учитель: Сколько маленьких кругов? (3)
Учитель: Сколько треугольников? (3)
Учитель: Верно ли, что квадрат красного цвета? (Нет)
Учитель: Чего больше треугольников или квадратов? (Треугольников)
Упражнение на развитие координации движений и графических навыков. (Приложение № 3)
Учитель: Выполняем графический диктант. Слушайте меня внимательно: откройте тетрадь, возьмите в руку ручку и поставьте в начале строки точку в углу клетки, проводите от нее линии, стараясь не отрывать руку: 1 клетка вверх, 1 вправо, 1 вниз, 1 вправо, 1 вверх, 1 вправо. Далее продолжите до конца строки самостоятельно.
Физкультминутка.
Выше ноги! Стой, раз, два! (Ходьба на месте.)Плечи выше поднимаем,А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи.)Руки перед грудью ставимИ рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками.)Десять раз подпрыгнуть нужно,Скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте.)Мы колени поднимаем —Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте.)От души мы потянулись, (Потягивания — руки вверх и в стороны.)И на место вновь вернулись. (Дети садятся.)
Работа с математическим набором (у каждого на парте), один ученик работает у доски.
Учитель: Положите 7 квадратов. Покажи седьмой. Уберите. Сколько стало? (6)
Учитель: Покажите шестой и уберите. Сколько стало? (5)
Учитель: Положите столько же треугольников.
Учитель: Как можно доказать, что треугольников и квадратов поровну (не считая)? (Сравнить)
Учитель: А как сделать, чтобы их стало не поровну? (Добавить, убрать, переложить)
Упражнение для профилактики нарушения зрения.
Раз –налево, два – направо,
Три –наверх, четыре — вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Взгляд  направим ближе, дальше,
Тренируя мышцу глаз.
Видеть скоро будем лучше,
Убедитесь вы сейчас!
А теперь нажмем немного
Точки возле своих глаз.
Сил дадим им много-много,
Чтоб усилить в тыщу раз!
(Посмотреть влево. Посмотреть вправо. Поднять взгляд  вверх. Опустить взгляд вниз. Круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево – вниз. Быстро поморгать.)
Работа по учебнику.
Учитель: Откройте учебник на стр. 14 – 15. Найдите на левой странице верхний рисунок. Что там нарисовано? Кто догадался, как, не считая, узнать, кого больше – девочек или мальчиков? (В каждой паре мальчик и девочка, и еще девочка – одна, значит, девочек больше).
(Аналогично сравниваем кубики и листья)
Учитель: Рассмотрите рисунки елочек и грибов на правой странице внизу. Сравните верхний и нижний ряды елочек и грибов. Чем похожи и чем различаются?
Работа в парах. (Приложение № 4)
Учитель: Сейчас вы будете работать в парах. У вас на партах лежит конверт. Используя эти геометрические фигуры, вам нужно выложить похожее изображение.
Игра на развитие восприятия «Выложи сам». Из готового набора геометрических фигур необходимо сложить изображение по образцу (Одна пара складывает одну фигуру).
Учитель: Скажите, что у вас получилось? (Кот, самолет, дом, лиса)
Работа в рабочих тетрадях.
Учитель: Выполним гимнастику для пальчиков.
«Осенние листья».
Раз, два, четыре, пять,
Будем листья собирать.
Листья березы,
Листья рябины,
Листочки тополя,
Листья осины,
Листика дуба мы соберем,
Маме осенний букет отнесем.
(Загибают пальцы, начиная с большого. Сжимают и разжимают кулачки. Загибают пальчики, начиная с большого. «Шагают» по столу средним и указательным пальчиками.)
Учитель:
Откройте тетради.
Рассмотрите образец первой строки. Напишите одну тройку палочек там, где стоят точки.
Сравните с образцом.
Допишите тройки палочек до конца строки.
(Аналогично работаем на второй строке)
Поменяйтесь тетрадями, оцените работу своего товарища.
Итог урока.
Учитель:
Вспомните, сколько было треугольников в начале урока на наборном полотне? (Упражнение на развитие долговременной памяти)
Что больше понравилось на уроке?
Какие трудности были?
На полях в тетради нарисуйте кружок такого цвета, какое у вас сейчас настроение.
Встаньте, кто считает, что хорошо трудился?
Приложения у уроку.
Приложение № 1.

Приложение № 2.

Приложение № 3.

Приложение № 4.
Образец рисунка (домик).

Набор геометрических фигур.

Образец рисунка (самолёт).

Набор геометрических фигур.

Образец рисунка (лисёнок).

Набор геометрических фигур.

Образец рисунка (котёнок).

Набор геометрических фигур.

Список использованной литературы.
Математика. 1 класс: Поурочные планы по учебнику м.И. Моро, С.В. Степановой для четырехлетней начальной школы. В 2-х частях/ Авт.-сост. С.В. Савинова. – Волгоград: Учитель, 2005.
Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В. Математика. Учеб. для 1 кл. 4-хлетней начальной школы в 2-х частях. – М.: Просвещение, 2010
Узорова О.В. 2500 задач по математике: 1-4 кл. (1-4)/ О.В. Узорова, Е.А. Нефедова. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2008.
Узорова О.В. Контрольные и проверочные работы по математике: 1-4-й Кл (1-4)/ о.В. Узорова, Е.А. Нефедова. – М: АСТ: Астрель, 2005.