Конспект урока по истории 6 класс Московское государство в конце XV – начале XVI века


План-конспект урока «Московское государство в конце XV – начале XVI века».
Форма урока: комбинированный урок
План:
Организационный момент
Проверка домашнего задания
Постановка целей и задач урока, мотивация к учебной деятельности
Актуализация знаний
Изучение новой темы
Рефлексия (закрепление изученного материала, подведение итогов)
Цель: Изучение эпохи Ивана III - важного этапа в становлении нашего государства, как самостоятельного государственного образования, централизованного, не зависящего от ханов Золотой Орды. Формирование у учащихся представления о создании единого русского централизованного государства – Московская Русь.
Задачи урока:
Образовательные – определить сущность понятия «Единое централизованное государство». Увидеть, как возвысилась великокняжеская власть, какие органы управления существовали в государстве, рассмотреть какие преобразования произошли в войске и землевладении, изучить Судебник 1497 года.
Развивающие – научить детей анализировать, делать выводы, сравнивать, выделять главное; способствовать познавательному интересу к изучению истории.
Воспитательные – показать важность изучения истории своей страны, воспитать чувство патриотизма и любви к своей родине.
Метапредметные – создание нового знания во взаимосвязи с другими предметами, изучаемыми в школе. Формирование географических представлений о росте территории русского государства и миграционных процессах. Установление связи с предметом русский язык, работа над историзмами и архаизмами, анализ устаревших слов и поиск их эквивалентов в современном русском языке.
Оборудование: мультемидийное сопровождение, презентация, видеофильм «Судебник Ивана III», учебник «История России» А,А Данилов, Л.Г. Косулина, тесты на проверку домашнего задания.
Формы работы учащихся: коллективная (во время проверки раннее изученного материала), групповая (во время получения новых знаний, просмотра фильма), индивидуальная (тестовые задания на проверку дом. задания, работа с текстом учебника).
Ход урока
Работа учителя Деятельность ученика
I.Организационный момент ( 5 мин.)
«Здравствуйте, ребята, я очень рада вас видеть, садитесь!» Тема нашего урока «Московское государство в XV – начале XVI века». Но перед тем как приступить к изучению нового материала, давайте проверим домашнее задание. Откройте п. 20 и немного повторите.
Ученики садятся, настраиваются на урок, повторяют параграф.
II. Проверка домашнего задания. (10 мин.)
1)Работа со слайдами 2-6 (коллективные ответы на поставленные вопросы)
2) Теперь перейдем к устным ответам. 1й человек, должен нам рассказать о том, когда правил Иван III и как к Москве был присоединен Новгород.
- Спасибо, следующий человек должен рассказать о ликвидации ордынского владычества и окончательном объединении русских земель.
3) Во время устных ответов, учитель раздает 4-м ученикам индивидуальный тест, на проверку дом. задания.
1)Ученики отвечают на тестовые вопросы, работают со схемой и картой на слайдах 2-6. ( 3 мин.)
2) Первый ученик рассказывает об Иване III и завоевании Новгорода. (3мин)
Второй ученик рассказывает о стоянии на реке Угре в 1480 году, конце Ордынского владычества, присоединении Твери, завершении объединения русских земель при Василии III (4 мин)
4 человека решают индивидуальный тест.
III. «Сегодня мы с Вами узнаем о Московском государстве в конце XV – начале XVI века. Это очень интересный период в нашей истории, так как в это время появилось ЕРЦГ. Но перед тем как изучить эту тему, мы должны поставить с вами определенные задачи на наш урок, а что именно каждый из Вас должен узнать из новой темы???? С какими знаниями вы уйдете домой? Поэтому давайте откроем п. 21 и попробуем определить вопросы на повестку дня!! ( 2 мин.)
Ученики открывают параграф и глядя на него, предполагают задачи урока:
1.Возвышение Великокняжеской власти
2. Органы управления государством
3.Преобразования в войске
IV. Актуализация знаний. Слайд 7.
А теперь давайте проверим все ли правильно мы предположили. Действительно, ваши предложения частично совпадают с поставленными задачами.(Чтение задач урока со слайда). Эти задачи очень важны для нас, так как, изучив их, мы будем знать, когда же появилось ЕРЦГ, и на сколько, важно это было для нашей страны.
Ученики настроены на получение новой информации
V. Изучение новой темы.
(15 мин.)
1)Возвышение великокняжеской власти. Слайд 8-9. Рассказ учителя. (3 мин.)
2)Теперь давайте рассмотрим на слайде 10, какие органы управления существовали в государстве при Иване III? По тексту учебника прочтите, какие функции выполняли Дворецкий и казначей?
Теперь рассмотрим схему АТД страны. Волости и станы возглавляли «волостители». Определите, какие функции выполняли эти чиновники?. За занятие той или иной должности зарплату не платили, поэтому каждый чиновник содержался за счет местного населения. Поэтому запишите себе новое понятие «Кормление» Прочитайте определение, которое нам дает учебник. Там же прочитайте суть понятия местничество….В чем плюсы и минусы такого порядка?
3) При Иване III произошли преобразования в войске, была увеличена численность войска и за службу стали давать землю. Вспомните из курса древней истории, как называлась земля дававшаяся дружинникам князя за службу? (вотчина). Московский князь тоже раздавал земли своим служащим, но совсем на других правах. Давайте с этим разберемся. Работа с учебником. Чтение понятий помещик и поместье. Чем же поместье отличается от вотчины, просмотр слайда 14. Выводы про сходства и различия, выявление преимуществ.
4) Во времена Ивана III был создан первый свод законов русского государства, который распространялся на все единое государство. До этого существовала Русская правда, созданная Ярославом Мудрым. Название этому своду Судебник 1497 года. Сейчас мы просмотрим фильм об этом документе. А у Вас на парте лежит список вопросов, на которые вы должны ответить по ходу просмотра.
VI. Рефлексия (7мин.)
Итак, ребята скажите, все ли было понятно сегодня на уроке? Все ли поставленные задачи мы выполнили?
Тогда подведем итог и закрепим изученный материал. Вопросы:
Как возвысилась великокняжеская власть, какие титулы носил Иван III?
Какие органы управления государством вы запомнили?
Как называлась земля, дававшаяся за службу и как звали владельца такой земли?
Что такое Судебник и каково его значение? Что такое Юрьев день?
Можно ли сказать, что Иван III создал единое русское централизованное государство?
VII. Домашнее задание (3 мин.)
п.21 перессказ, выучить новые слова в конце п.
Вспомните курс русского языка и поработайте с новыми словами. Узнайте их происхождение, историзмами или архаизмами они являются? В каком значении они употребляются сегодня или полностью исчезли?
«Спасибо за внимание урок окончен!»
1)Дети внимательно рассматривают красочные слайды и запоминают визуальную информацию.
2) Ученики анализируют схему, называют органы управления государством, а потом в п.2 п. 21 читают, вслух, какие функции выполняли дворецкий и казначей.
Далее дети называют функции которые выполняли «волостители» и читают определения понятиям кормление и местничество. Минус в местничестве, что бедные не могли приблизиться к власти и занимать должности. Далее продолжается работа с учебников по поводу понятий вотчина и поместье. Эту работу дети совмещают с анализом схемы на доске.
4) Просмотр фильма и ответы на вопросы по памяти.
Ответы: 1. Кто являлся главным судьей в государстве (великий князь)
2. Какие имущественные отношения установлены в судебнике? ( если купил вещь в присутствии 2-3 свидетелей, то ее уже нельзя было лишиться, только лошадь возвращалась, имущество умершего наследовали родственники, земли закреплялись за теми кто 3 года ими владел)
3. Политика в отношении крестьян ( введение Юрьева дня)
4. Что сделано для общественного спокойствия и благосостояния? (почта, дороги, полиция)
VI. Ответы:
1.Россия стала преемницей Византии, появился двуглавый орел, пышный церемониал, Иван стал носить титулы Государь всея Руси, самодержец, царь. Появляются символы власти: скипетр, держава, шапка Мономаха.
2) Великий князь самодержец – Боярская дума – Дворец, Казна.
3) За службу в армии люди стали получать землю, которая называлась поместья,
VII. Дети записывают домашнее задание