Круглый стол Психолого-педагогическое сопровождение адаптации первоклассников к условиям школьного обучения.

Приложение 4
Психолого-педагогическое сопровождение адаптации первоклассников к условиям школьного обучения.
(круглый стол с элементами тренинга)
Цель: создание условий для успешной адаптации первоклассников
Задачи:
способствовать  созданию благоприятных психолого-педагогических условий для адаптации первоклассников;
 развивать психологическую компетентность педагогов;
формировать навыки личностно-ориентированного подхода педагогов к организации  адаптационного периода первоклассников, знание возрастных особенностей;
обучение навыкам распознавания тревожных и дезадаптированных детей;
развивать творческий подход к организации адаптационного периода первоклассников.
Участники педагоги, работающие в 1-х классах, психолог, администрация школы.

Ход мероприятия.

Приветствие. Сообщение цели и задач круглого стола.
Добрый день, уважаемые коллеги. Я рада приветствовать на заседании нашего круглого стола тех, кому в этом году выпала самая ответственная, самая важная, серьезная и в тоже время замечательная, чудесная, я бы даже сказала волшебная миссия. Это, конечно же, работа с первоклассниками.
Первый класс, первый год школьной жизни. Новые занятия, новые друзья, новые ощущения, все новое, все впервые. Процесс вхождения ребенка в школьную жизнь достаточно серьезное испытание для маленького человека. И от того как прошла адаптация к школе зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка. Именно поэтому сегодня я предлагаю вам обсудить организацию психолого-педагогическое сопровождение адаптации первоклассников к условиям школьного обучения.
Бернард Шоу писал "Если у вас есть яблоко и у меня есть яблоко, и если мы обменяемся этими яблоками, то у вас и у меня останется по одному яблоку. А если у вас есть идея и у меня есть идея, и мы обмениваемся этими идеями, то у каждого будет по две идеи."
Я надеюсь, что процессе круглого стола мы обсудим какие условия созданы по сопровождению адаптации первоклассников, определим трудности, с которыми мы столкнулись, скоординируем наши действия на пути их решения. Я надеюсь заседания будет полезно для вашего профессионального роста.
Мы много говорили об адаптации, но позвольте напомнить, что адаптация – это ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] adapto  – приспособляю)  – процесс приспособления к изменяющимся условиям внешней среды.
Адаптация к школе – перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому организованному школьному обучению.
Адаптация проходит в несколько этапов:
1 этап – это  ориентировочный, когда в ответ на весь комплекс новых воздействий, связанных с началом систематического обучения, отвечают бурной реакцией и значительным напряжением практически все системы организма. Эта «физиологическая буря» длится достаточно долго – 3 недели.
2 этап – неустойчивое приспособление, когда организм ищет и находит какие-то оптимальные (или близкие к оптимальным) варианты реакций на эти воздействия. Продолжается данный период около 2 недель.
3 этап – это период относительно устойчивого приспособления, когда организм находит наиболее подходящие варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения всех систем.
Начало школьной жизни – серьёзное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс, связанное с резким изменением всего образа жизни. Они должны привыкнуть к коллективу, к новым требованиям, к повседневным обязанностям.
Как правило, ребята стремятся стать школьниками: они идут в школу с большим интересом и готовностью выполнять учебные задания. Но для многих из них школьные требования слишком трудны, а распорядок слишком строг. Для этих детей период адаптации к школе может быть травмирующим.
Именно поэтому необходима система психолого – педагогической работы по сопровождению адаптации первоклассников в школе, позволяющая преодолевать трудности, вовремя реагировать на проблемы и направлять процесс адаптации таким образом, чтобы учащиеся первого класса благополучно адаптировались, сохранили своё физическое и психическое здоровье и успешно усвоили [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Давайте проясним для себя, что же такое сопровождение? (ответы участников)
«Сопровождать – значит идти, ехать вместе с кем – либо в качестве спутника или провожатого».
Более научно, сопровождение как, основа [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] школьных педагогов и психологов ориентировано на создание условий (педагогических, психологических, социальных) успешного обучения и развития каждого ребенка в ситуациях школьного взаимодействия. Их задачей, на наш взгляд, является разработка и внедрение в школьную практику таких условий и ситуаций, которые обеспечивали бы каждому ребенку возможности решения своих актуальных потребностей образовательных, возрастных, индивидуально-личностных.

Задачи сопровождения   объединили в три большие группы:
Отслеживание процесса развития
Помощь, поддержка, сопровождение
Создание среды развития
Принципы сопровождения:
«всегда на стороне ребенка»;
непрерывность и комплексный подход;
развитие личности за счет собственной активности;
деятельностный подход;
общедидактические принципы.
Итак ежедневно в своей работе мы создаем условия, следим за развитием. Но каждый раз входя в класс, мы немного волнуемся сработают ли выбранные метода, удастся ли урок и конечно же мы ожидаем чего-то от наших учеников. Давайте обсудим, что мы ждем от учеников: какого поведения, каких знаний и умений. (ответы участников).
Однажды молодой учительнице приснился сон, что она попала в магазин, где можно было приобрести все , что захочешь. За прилавком магазина стоял Добрый волшебник. -Добрый волшебник воскликнула она с радостью,- я могу выбрать себе все, что угодно? - Да ответил он. - Что и здоровье, и счастье, и любовь, и успех и много денег спросила женщина. - У меня можно купить всё, прозвучал ответ. - В таком случае дай мне, пожалуйста, умных и послушных учеников, которые с первого раза будут усваивать учебный материал, будут хотеть учится, никогда не будут ссорится, будут выполнять все домашние задания, а мой класс будет самым лучшим и самым ответственным. Добрый волшебник улыбнулся и ушёл в подсобное помещение за заказанным товаром. Через некоторое время он вернулся с маленькой бумажной коробочкой. - И это всё? ! воскликнула удивлённая и разочарованная женщина. - Да, это всё, ответил Добрый волшебник.
Сегодня и ваши желания находятся в таких же маленьких коробочках. Они на ваших столах. Загляните в них. Что там? (семена).
Да это семена. Но как похожи они на ваших учеников. Они все разные, они маленькие, и что вырастит из них пока неизвестно. Опишите, какие они наши первоклассники? (ответы участников).
Давайте рассмотрим возрастные особенности первоклассников
Ведущая деятельность меняется с ролевой игры на учебу, но в 1-м классе, скорее, представляет собой обучающую игру.
Мышление образное (требует использование наглядности).
Память непроизвольна, начинает развиваться способность к произвольному запоминанию.
Внимание непроизвольное, необходима частая смена деятельности.
Мотивация меняется с игровой на учебную, но не сразу.
К 7 годам эгоцентризм мышления преодолевается, развивается рефлексия. Появляется внутренняя жизнь ребенка.
В стадии формирования находится способность к произвольному поведению, к эмоциональному контролю, следованию правилам, инструкциям и т.д
Самооценка завышена, но сильно зависит от оценок взрослого.
Активно формируется главное новообразование – внутренняя позиция школьника.
А теперь я дам вам возможность побыть первоклассниками упражнение «Первоклассник»
Попробуйте написать заготовленные образцы, смотря в зеркало. Поделитесь впечатлениями Первоклассник ощущает тоже самое.
Вернямся к нашим семенам. Какие же условия необходимы, чтобы из маленького зернышка вырос красивый цветок? (просмотр видео).
Итак какие же это условия ,(почва, влага, тепло, свет, воздух)
Вывешивается таблица
почва
Робата с родителями

влага
Необходимые ЗУН

тепло, свет
Отношение к детям

воздух
Мотивация к обучению

Участникам предлагается обсудить следующие вопросы.
Какая работа проводится с родителями в период адаптации, трудности, пути решения планы.
Какие ЗУН необходимо формировать у первоклассника для успешной адаптации.
Какое отношение к первокласснику со стороны взрослых поможет ему адаптироваться.
Какие виды деятельности вызывают у детей позитивный отклик, разнообразят учебно-воспитательный процесс.

Мы рассмотрели условия адаптации но следует помнить:
Если почва не будет достаточно питательна или наоборот перенасыщена удобрением, всходы погибнут;
При недостатки влаги растение не сможет развиваться, а от обилия влаги сгниет;
Слишком яркое солнце , дающие тепло и влагу может спалить растение, а его недостаток сделает всходы слабыми и неустойчивыми;
Слишком сильное движение воздуха сломает растение, а при отсутствии ему нечем будет дышать.
Какие же признаки неблагополучия, признаки дезадаптации:
усталый, утомлённый внешний вид ребёнка;
нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне;
стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы;
нежелания выполнять домашние задания;
негативные характеристики в адрес школы, учителя, одноклассников;
жалобы на те или иные события, связанные со школой;
беспокойный сон;
трудности утреннего пробуждения, вялость;
постоянные жалобы на плохое самочувствие.



Закончить хотелось бы словами Васи
·лия Алекса
·ндровича Сухомли
·нского:
«Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера, пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет его лавиной впечатлений»
Вручение буклетов.
Подведение итогов.
Было ли участие в заседании «круглого стола» полезным для Вас?
Поделитесь ощущениями.

15