Конспект урока по Истории России на тему Московское государство в 30-50 гг. XVI века. Реформы Ивана IV Грозного. 10 класс.

Конспект урока: «Московское государство в 30-50 гг. XVI века. Реформы Ивана IV Грозного». История России. 10 класс
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цели урока:
Образовательные: охарактеризовать государство, доставшееся в наследство Ивану Грозному; сформировать представление о первом этапе его царствования и о реформах Избранной Рады; показать сущность и значение проводимых реформ; оценить вклад молодого царя и его сподвижников в реформаторскую деятельность.
Воспитательные: формировать активную жизненную и гражданскую позицию; развитие у учащихся умения анализировать историческую информацию.
Развивающие: развивать умение выявлять причинно-следственные связи; развивать умение давать собственную оценку историческим событиям; способствовать развитию навыков самостоятельной работы.
Задачи урока:
Рассмотреть начальный период правления Ивана IV;
Рассмотреть мнения историков по вопросу «Избранной рады»;
Изучить реформы 50-х гг. XVI века;
Сформировать свою точку зрения по проблемным вопросам;
Познакомиться с историческими документами
Оборудование урока:
Учебник: История России: 10 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / О.Н. Журавлева, Т.И. Пашкова, Д.В. Кузин; под общей ред. Р.Ш. Ганелина. – М.: Вентана-Граф, 2013
Раздаточный материал (выписки из исторических источников)
Технические устройства: проектор, ноутбук, экран
План урока.
Организационный момент
Актуализация знаний обучающихся, объявление новой темы
Изучение нового материала
Детство и юность Ивана IV.
Избранная рада. Историография вопроса.
Реформы 50 гг. XVI века.
Значение реформ.
Роль Ивана IV и членов Избранной рады в реформаторской деятельности.


Первичное закрепление материала
Подведение итогов урока, рефлексия, д/з

Ход урока:
Часть урока
Деятельность преподавателя
Деятельность обучающихся

Орг.момент
Приветствие, отметка в журнале отсутствующих
Приветствие, подготовка к уроку

Актуализация знаний.

Последние несколько уроков мы с вами говорили о состоянии Московского государства с середины 15 века по 1 треть 16 века. С правлением какого правителя связан данный период? Что объединяет эти два правления? Следующие несколько уроков мы по сути продолжим разговор о дальнейшей централизации московского государства и о приращении его территории.


Формулировка темы урока
Попробуйте используя логику, использовав уже имеющие знания сформулировать тему сегодняшнего урока.
«Московское государство в 30-50 гг. XVI века. Реформы Ивана IV Грозного».
Формулируют тему, записывают в тетрадь

Постановка целей и задач
Давайте попробуем сформулировать цели нашего урока и наметим задачи которые помогут достижению цели.
Совместно с учителем формулируют цель и задачи урока

Изучение нового материала

Детство и юность Ивана IV.


Ученице было дано опережающее задание подготовить сообщение и презентацию на данную тему. Сообщение ученицы.

Изучение нового материала
Избранная рада. Историография вопроса. (освещает учитель)
«Избранная Рада»  [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], введённый князем [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] для обозначения круга лиц, составлявших неформальное [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] при [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] годах, вошел в историю для обозначения конкретного круга доверенных лиц при молодом Иване IV.
Прежде чем поговорим о проблемах связанных с изучением «Избранной Рады» в историографии, давайте вспомним что из се представлял аппарат управления в Московском государстве при предшественниках Ивана.
Состав «Избранной [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]» является предметом дискуссий. Основные проблемные вопросы связанные с «радой» в историографии это:
Состав «Избранной [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]»
Соотношение «ИР» с Боярской Думой
Роль и доли участия Ивана и его сподвижников в реформаторской деятельности 50-х гг.
Первые два вопроса кратко освещу вам я, на третий вопрос мы попробуем ответить вместе познакомившись с двумя историческими документами.
1)Однозначно в «Раде» участвовали священник [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Кремля, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] царя [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и молодой деятель из не слишком знатного рода [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
С другой стороны, некоторые историки отрицают существование Избранной Рады как учреждения, руководимого исключительно тремя вышеуказанными лицами.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] включает в состав «священного союза» [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], а также «мужей добродетельных, опытных, в маститой старости ещё усердных к отечеству», и причисляет к «раде» еще князей Курбского и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Кроме этих двух, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] перечисляет Воротынского, Серебряного, Горбатого, Шереметевых. По словам 2)В. О. Ключевского, «трудно разобрать, что разумел кн. Курбский под «избранной радой». Но, вероятнее всего, он «имел в виду большую думу». Избранную Раду С. В. Бахрушин представлял в качестве «правительственного кружка», проводившего реформы 1550-х годов.
А.А. Зимин согласился Бахрушиным: «Это название было переводом термина «Ближняя дума». С этим объяснением в целом следует согласиться. Выделение Ближней думы было одним из следствий расширения состава Боярской думы»
 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] подчёркивает, что «Избранная Рада» не является [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (формально существовавшим учреждением со строго определённым составом «ближних людей»), в которую входили [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. 
Ученик черитит на доске схему государственного аппарата во второй половине 15 века - начале 16 века.

Великий князь

Боярская Дума
(удельные князья, московские бояре)

Казна Дворец

Изучение нового материала
Реформы 50 гг. XVI века.
Учитель дает задании классу составить таблицу по теме:
Название реформы
Дата начала
Содержание
Цель











Самостоятельная работа учеников по учебнику. Составление таблицы «Реформы 50 гг. XVI века»

Изучение нового материала
Значение реформ.
Прочитайте какие реформы выписали?
Объясните значение каждой из них. Дайте оценку направлению реформаторской деятельности в целом.

Ребята с места отвечают на вопрос учителя.

Изучение нового материала
Роль и доли участия Ивана и его сподвижников в реформаторской деятельности 50-х гг.
К сожалению этот положительный период в истории был не продолжительным. Все правление Ивана можно разделить на 2 этапа:
1547-1565
1565-1584
Второй период ознаменовался трагическими событиями: опричным террором, поражением в Ливонской войне, набегом крымцев, смертью сына.
Ключевыми, переломными момента в политике Ивана стала болезнь в 1553г. и смерть жены Анастасии в 1560. Также перемены совали с разрывом царя с Сильвестром и Адашевым и опалой и смертью последних, в связи с чем можно судить о существенном влиянии их на молодого Ивана.
Предлагаю вам рассмотреть отрывки из 2 исторических документов: «История о великом князе московском» Андрея Курбского и «Письма Ивана Грозного Андрею Курбскому». Вместе с документами у вас приложен примерный перечень вопросов, на которые вы должны попытаться ответить.
Ученики читают отрывки из документов, обсуждают парами ответы на вопросы. Затем несколько учеников дают устные ответы.
Вопросы:
1.Тип документа
2.Автор
3.Оценка личности и деятельности Ивана IV
4.Оценка деятельности «ИР»
5.Оценка степени влияния Адашева и Сильвестра на Ивана.
6.Ответ на ключевой вопрос пункта

Первичное закрепление изученного материала
Предложить выполнить типовое задание для закрепления и ЕГЭ по истории
Ребята выполняют задание

Подведение итогов урока, рефлексия, д/з

Учитель завершает урок, проводит рефлексию, задает домашнее задание.
Д/з для всех: Параграф 22, читать;
Для тех кто сдает ЕГЭ доп д/з: написать историческое сочинение по типу задания 25 формата ЕГЭ по периоду «1547-1565»
Рефлексия: Осознание учениками и самооценка собственной деятельности на уроке



15