Исследовательская работа учащейся на тему Изучение визуальной среды микрорайона школы


3
Введение.
Часто приходя в школу или возвращаясь, домой, я не могу объяснить себе испортившегося настроения. Мучительно вспоминаю, что плохого было за день...А ответ может быть прост - что я видела по дороге - бесконечный ряд одинаковых многоэтажных домов с тысячами блестящих окон - бойниц, громадные серые глухие стены, дырчатые блоки, либо угловатые безликие одноэтажные здания частной застройки... Хотим мы или нет, но именно так из гигантских типовых строительных прямоугольных конструкций и сложены современные города. Сам человек в погоне за рациональностью, создал противоестественную для себя визуальную среду. Понимает ли он, что это приводит к ухудшению самочувствия, серьёзному внутреннему дискомфорту (2)?
Самой природой человеческий глаз создан так, что для его работы необходима гармоничная, разнообразная, комфортная внешняя среда (3). Наши предки совсем не случайно создавали изысканные каменные кладки, деревянную резьбу, цветные витражи и красочные мозаики. Они интуитивно стремились к визуальному комфорту. В прошлых веках люди, не имевшие современных представлений о физиологии глаза, хорошо знали о влиянии внешнего пространства на внутреннее состояние человека, на его здоровье. В мире на эту тему были созданы целые системы знаний - в Индии это называлось васту, в западных странах - геомантия а в древнем Китае - фэн шуй. (1).
Окружающая видимая среда оказывает огромное влияние на поведение людей, особенно на жителей многих современных городов, в которых визуальная среда большей частью не соответствует нормам зрения. Распространённым явлением в городах стали большие плоскости, однообразная окраска, прямые линии, прямые углы, и статичность большей части объектов - всё это влияет на человека и, в частности, на его орган зрения. Особый набор визуальных элементов и специфическая цветовая гамма создают в городе видимую среду, резко отличную от естественной, в которой человек сформировался как биологический вид. Проблема усугубляется ещё и тем, что города год от года увеличиваются в размере, отторгая человека от естественной среды. Кроме того, материалы, используемые в строительстве, всё меньше напоминают природные. Противоестественная визуальная среда городов отрицательно влияет на состояние здоровья горожан и на их социальное поведение(5).
4
Многие наши города достигли предела некрасивости, проблема визуальной среды в них стала чрезвычайно актуальной.
Научные исследования утверждают, что визуальная среда оказывает значительное влияние на психическое и физическое состояние человека не только в пространстве города, но и в помещениях(7).
В нашей школе в целом уютно, но далеко от совершенства. Существует очевидная необходимость определить научными методами благоприятность различных школьных помещений, разработать проект создания гармоничного пространства вокруг себя, то есть улучшения визуальной среды, что и стало причиной выбора темы.
Данная работа позволит исследовать визуальную среду микрорайона МБОУ СОШ № 50 как среду обитания и выяснить ее влияние на психическое состояние учащихся .
Цель работы: проанализировать и оценить визуальную среду микрорайона и здания школы с позиций здоровьесбережения.
1. Изучить литературу о новом научном направлении – видеоэкологии, его
актуальности для современного человечества.
2. Исследовать архитектуру зданий микрорайона школы.
3. Провести анкетирование учащихся на выявление ощущений и
эмоциональной оценки различных зданий микрорайона и школьных помещений.
4. Разработать рекомендации для учащихся, учителей по организации гармоничного визуального пространства вокруг себя, соответствующего физиологическим нормам зрения.
5
Основная часть.
Визуальная среда и ее классификация.
Мы живем в г. Краснодаре, который сегодня –завтра станет городом-миллионером по количеству его народонаселения. Что же видят многие краснодарцы вокруг себя? По данным исследований академика Василия Антоновича Филина городскую среду можно ранжировать на гомогенную, агрессивную и благоприятную. Рассмотрим кратко каждую из них. (2).
Гомогенной называется видимая среда, в которой видимые элементы либо отсутствуют совсем, либо число их резко снижено. Такая среда может возникнуть по разным причинам. Современному человеку часто приходится встречаться с гомогенной видимой средой в городах, дома, на производстве и в транспорте.
При современных индустриальных методах строительства в городской среде возникает много гомогенных видимых полей. Наиболее наглядным и распространенным примером можно считать торцы зданий. При взгляде на такую голую стену глазу совершенно не за что «зацепиться». Это значит, что даже если человек смотрит на такую стену всего лишь 3 секунды, то за это время возникает 6-9 саккад- рефлекторных поисковых движений глаза, и все они приходятся на поверхность, где нет зрительных элементов для фиксации взора. Подобную ситуацию можно сравнить с ощущением, которое возникает когда человек, сделав очередной шаг, не чувствует под ногой землю. Так и глаз за 3 секунды около десяти раз «проваливается» в яму. Легко представить, насколько неприятна эта ситуация. Она неизбежно ведет к состоянию дискомфорта (3).
Помимо этого, перед гомогенным зданием нередко имеется асфальтовое покрытие, которое, в свою очередь, является примером гомогенной визуальной среды. Приблизившись к такому зданию, человек оказывается в сплошном окружении гомогенных полей, и механизмы зрения не могут работать полноценно. Все это ведет к выраженному психологическому дискомфорту. Таким образом, можно утверждать, что наличие зрительных элементов, и в частности, декор зданий имеет важнейшее значение.
Автоматия саккад не может полноценно работать при встрече человека с агрессивным полем.
6
Ярким примером агрессивной среды может служить любое типовое многоэтажное здание, на огромной плоскости стены которого располагается большое число окон. Смотреть долго на такую поверхность невозможно - в глазах рябит. Окон так много и они настолько одинаковы, что по существу, нарушается основная функция зрения - давать информацию о том, куда смотрят глаза, и что они видят. Ничего подобного не происходит в естественной среде, где человек точно знает, на какой предмет смотрят его глаза, какого размера этот предмет и на каком расстоянии он находится. В силу чего человек адекватно воспринимает окружающую естественную среду (8).
Когда мы смотрим на такое «агрессивное здание», взор наших глаз благодаря автоматии саккад , переносится с одного окна на другое каждые пол-секунды. При этом после каждой саккады в мозг идет одна и та же информация: «окно», «окно», «окно», что неизбежно ведет к перегрузке мозга одинаковой информацией.
В благоприятной среде леса после каждой саккады в мозг идет новая «картинка». Нет того назойливого повтора, который человек испытывает при взгляде на современное многоэтажное здание. Так же и при рассматривании старинного здания с богатой архитектурой после каждой саккады в мозг идет новая «картинка». Легко сделать вывод: «архитектурные излишества» весьма нужны и уместны. Это необходимые функциональные элементы, без которых глаз не может полноценно работать(9,10).
1.2.Социальные последствия противоестественной визуальной среды города
Любые нарушения жизненной среды неизбежно влекут за собой отрицательные последствия, которые нередко выражаются в ухудшении здоровья и социального фактора. В процессе эволюции человек приспособился к спокойным ритмам сельской жизни. Бесконечные раздражители городской среды (среди которых визуальные стимулы явно преобладают), приводят к «городскому стрессу», определяемому как «переживание отрицательных, дискомфортных ощущений физиологического и психического характера». За счет противоестественной визуальной среды объем раздражителей начинает превосходить индивидуальные возможности человека, что грозит возникновением патологических состояний. Помимо архитектуры, к числу сильных зрительных раздражителей следует отнести транспорт на улицах города (7,10).
7
Динамические раздражители оказывают большое влияние на сенсорные системы, в этом случае агрессивные поля, к примеру, большое число машин и автобусов на улице, будут буквально «прочеркивать» по глазам горожан.
Агрессивной визуальной средой является и многолюдье в городах. Толчея на улицах, автобусных остановках и станциях метро воспринимается как визуальная среда из большого числа одинаковых объектов. Многолюдье создает агрессивную видимую среду, которая может провоцировать горожан к агрессивным действиям(8,11).
В литературе обсуждается вопрос о стрессе, связанном с проживанием в домах повышенной этажности. Визуальная среда горожан проживающих выше 7-го этажа отличается от визуальной среды жителей нижних этажей. В частности, чем выше этаж, тем меньше видимая из окна среда напоминает природную. С 12-го этажа, к примеру, в поле зрения попадает больше крыш, а также «агрессивных» многоэтажных «коробок».
Процессы урбанизации ведут к неуклонному росту числа психических заболеваний- «синдрому большого города», основные признаки которого - подавленное состояние, психическая неуравновешенность и агрессивность. У нас есть основания полагать, что рост числа психических заболеваний в значительной мере обусловлен противоестественной визуальной средой в городе.
По утверждению академика Д.С.Лихачева растет агрессивность человечества, в основе которой, по его мнению, лежит бездуховность людей. Бездуховность, конечно же, является источником многих пороков людей. Вместе с тем ,хорошо известен факт, что окружающая среда оказывает большое влияние на поведение человека. В агрессивной видимой среде человек чаще пребывает в состоянии беспричинного озлобления. Как правило, там, где хуже визуальная среда, больше и правонарушений - хулиганства, пьянства, сквернословия. По данным криминальной статистики в Москве за последние пять лет, крименогенная обстановка ухудшается от центра к окраинам, где целые микрорайоны состоят только из агрессивных полей(10).
Таким образом, наряду с шумом, вибрацией, запахами, загрязненностью, запыленностью, скученностью и т.п. свою лепту в городской стресс вносит и
8
противоестественная визуальная среда города. Стрессы накладываются один на другой, что усугубляет их действие.
Есть, видимо, основания утверждать, что бездуховность людей - следствие той неблагоприятной визуальной среды, в которой они оказались. Очевидно, прав И.Глазунов сказавший, что в пятиэтажках не мог бы родиться гений Пушкина(10).
Пространство помещений также не должно быть дезориентированным, ведь необходимость в фиксации взгляда крайне важна для хорошего самочувствия человека, уменьшения нагрузки на нервную систему.
В формировании комфортной визуальной среды помещений, в том числе и школьных, должны присутствовать декоративные элементы: орнаментные вставки, карнизы, колонны, плафоны. Грамотно подобранный цвет помещений способен снять зрительное напряжение, оптимизировать глаза для зрительной работы . Прямые окна, прямые углы, прямые стены: изобилие таких линий вступает в противоречие с автоматией саккад глаза,
К загрязнителям визуальной среды помещений, в том числе и школы, также следует отнести: неудачное цветовое и композиционное решение стен кабинетов и коридоров, доминирование одного цвета на больших поверхностях, пустые реечные стенды. Появился еще один источник агрессивной среды – жалюзи. Высокая контрастность линий на светлом фоне окон и большое их число создают мощное агрессивное поле в интерьере. Пространственно – предметная организация школьных помещений должна создаваться не только на основе педагогической содержательности и целесообразности, но и с учетом зрительного восприятия (6,8), (Приложение рис. 9-16).
Но разбить эту назойливую прямоту, бьющую по глазам, можно умелым раскрашиванием цветными линиями по всей стене под разным углом. В последние годы все большей популярностью пользуется вертикальное озеленение.Большое внимание должно быть уделено оформлению окон. (Приложение рис.23-25). Лучшим решением придания большей комфортности коридорам являются витражи – декоративные композиции в проемах окон.
9
2.Методы исследования.
1. Маршрутное исследование архитектуры основных маршрутов детей по пути в школу и обратно, выявление типичных «ландшафтов» микрорайона(6);
2. Анкетирование учащихся старших классов с последующей обработкой данных.
3. Визуальное исследование школьных помещений на наличие зрительных элементов с точки зрения комфортности и сопоставление их с общепризнанными данными санитарных норм .
4. Анализ состояния комфортности учащихся параллели девятых классов и сопоставление полученных данных с визуальным исследованием школьных помещений в рамках общепризнанных норм.
10
Результаты исследования.
1.В результате проведенного анкетирования «Мои ощущения при рассмотрении различных архитектурных решений зданий города Краснодара» среди учащихся 9 (29 человек), 10 (16 человек), 11 (20 человек) классов, мною было выявлено следующее:
- благоприятное воздействие оказывает на учащихся здания с интересными архитектурными решениями: арки, башенки, колонны с пилястрами, сглаженные кривые линии;
-неблагоприятные ощущения вызывают здания с голыми однообразными стенами, с часто повторяющимися элементами и плоскостями;
- снять напряжение при наблюдении агрессивной техногенной архитектуры помогает удачное цветовое решение (здание ТЭЦ). (Приложение рис.1-8)
2. Маршрутное исследование улиц микрорайона моей школы выявило, что жителей окружает агрессивная визуальная среда ( многоэтажки пос. Молодежный», ул. 9-я Тихая, однотипные кирпичные пятиэтажки пос. Витаминкомбинат), однообразие типовых строений частной застройки пос. Березовый, пос. Северный и пос. Южный, серость и гомогенные плоскости сплошных заборов.
В микрорайоне отсутствует зеленая зона отдыха как таковая. Единственным местом социальной значимости является школа. Имеется памятник Карлу Марксу, выполненный как гигантский бюст из алюминия. Сейчас даже замечательной клумбы с розами там нет. Сразу за памятником начинается продовольственный рынок с его однотипными панельными павильонами. Через весь микрорайона сквозной линией проходит автомагистраль «Ейское шоссе», отделенное от улиц отбойниками, собранными из типовых щитов.
В микрорайоне имеются четыре переходных моста, абсолютно одинаковых, расположенных друг от друга на расстояние приблизительно 500-800 метров. При рассмотрении их в перспективе складывается неприятное ощущение. Молодежь растет в такой неблагоприятной окружающей обстановке (Приложение рис. 9-18).
3. Поскольку, школа в моем микрорайоне является единственным социально значимым крупным объектом, я решила исследовать визуальную среду тех кабинетов и
11
школьных рекреаций, где мне и моим одноклассникам приходится чаще всего бывать в течение шестидневной рабочей недели (Приложение рис. 9.).
Для начала я провела фотографирование кабинетов математики, русского языка, истории, ОБЖ, кубановедения, физики, химии, биологии. Затем сравнила полученные данные с санитарными нормами, рассмотрела визуальную обстановку в кабинетах с точки зрения влияния цветовой гаммы на психику, выяснила какая в результате формируется визуальная среда. В результате получились следующие данные:
Наиболее благоприятная визуальная среда для комфортного пребывания имеется в кабинетах русского языка, биологии. Неплохая среда создана в кабинете истории, но агрессивными элементами здесь являются жалюзи и шторы, которые имеют неблагоприятный для глаз рисунок: черный фон, на котором представлены яркие планеты солнечной системы (Приложение, рис.24, таблица 1,3).
В большинстве кабинетов выбрана правильная гамма светлых тонов, но без учета северной и южной экспозиции окон помещения ( кабинет химии - не хватает яркости и света, кабинет биологии- слишком светло и ярко) (Приложение рис.20, табл. 2).
Агрессивной зрительной средой в кабинете физики стали жалюзи белого цвета, создающие неблагоприятную визуальную среду, дискомфорт. Приводимые в приложении фотографии дают возможность убедиться в том, что для глаза хорошо, а что – нет.. (Приложение рис. 20-27)
4. С учащимися моего класса я провела анкетирование на предмет выяснения состояния комфортности школьных кабинетов. Полученные данные я сравнила с собственным анализом исследования визуальной среды кабинетов и получила следующие результаты (Приложение рис. 28-35):
Самые комфортные кабинеты: истории и русского языка (что совпадает с моим анализом, смотри пункт 3.); Благоприятную обстановку создают кабинеты биологии и физики;
Требуют незначительной корректировки для создания благоприятной атмосферы кабинеты математик, химии, кубановедения;. Следует улучшить визуальную среду кабинета ОБЖ, так как здесь опрос показывает визуальный дискомфорт учащихся.
12
Выводы.
Визуальная среда является одним из важных компонентов, необходимых для нормальной жизнедеятельности человека. Такая среда может либо обогащать человека духовно и улучшать его здоровье, либо привести к заболеванию.
Визуальная среда школьника должна быть достаточно разнообразной. В такой среде глаз работает в собственном режиме и всем участникам образовательного процесса будет легко в ней находиться и работать.
Мои исследования позволяют сделать вывод, что жители моего микрорайона находятся в неблагоприятной визуальной среде, что может в дальнейшем породить ряд социально-значимых проблем, таких, как подростковая преступность, повышение уровня депрессии у населения. Поэтому, местным и городским властям следует уделять важное внимание развитию окраинных микрорайонов города, в которых активно идет застройка новых микрорайонов.
Одним из решений улучшения видеоэкологии моего микрорайона я предлагаю украшение панельных домов различными рисунками, балконов – ажурными решётками, стены домом – вертикальным озеленением. Нет необходимости строить здания со сплошным остеклением, плоскими крышами. Обязательно создавать зеленую зону, бульвары, строить храмы.
Исследование визуальной среды в школе показали, что ученики чувствуют себя комфортнее в тех кабинетах, где грамотное цветовое решение стен, стендов, оформление окон шторами, обилие живых цветов, минимальное количество прямых углов и гомогенных пустых поверхностей, а также агрессивных элементов: жалюзи, пластиковые панели. В таких кабинетах приятно находится и хороший настрой на получение знаний, так как ничего не раздражает, не отвлекает от учебы.
Доминирование больших светло-голубых поверхностей в школьных рекреациях не вызывает ярких положительных эмоций, их скорее можно отнести к нейтральным.
Уровень обученности и воспитанности учащихся обеспечивается не только качеством преподавания, воспитания и контролем со стороны семьи, но и окружающей обстановкой. Визуальная среда моего микрорайона и школы должна быть улучшена.
13
Список используемой литературы.
1.  Большой справочник школьника 5 – 11 классы. – М., 2002
2.  Филин В. А. Видеоэкология. Что для глаза хорошо, а что – плохо. - М., 1997
3.  Филин В. А. Автоматия саккад. – М., 2002
4.Филин В.А. Видимая среда в городских условиях как экологический фактор. – М.: Наука, 1990
5.  Экологическое образование. Научно-методический журнал №4, 2006
6.Алексеев С.В., Груздева Н.В., Муравьева А.Г., Гущина Э.В. Практикум по экологии: Учебное пособие (Под ред. С.В.Алексеева. – М.: АО МДС 1996.
7.Гутнов А. Города и люди. М.: МП «Ладья», 1993.
8.Курбатова А.С. и др. Экология города. М.: Научны мир,2004
9.  http://house-postroy. ru/osnovnaya/glavnaya
10.  http://kartinamira. info/zdorovie/596-sovremennye-goroda-bolezni-videoecologia-moskvy
11.  http://russian-wikipedia. wiki-site. com/в/и/д/Видеоэкология. html
14
Приложение.
Анкетирование 1. Какие ощущения у вас возникают при рассмотрении этих архитектурных решений ( здания г.Краснодара)?

Рис.1

15

Рис.2.

16

Рис.3.

17

Рис.4.

18

Рис.5.

19

Рис.6.

20

Рис.7.

21

Рис.8

22

Рис.9. Здание нашей школы (МБОУ СОШ № 50)

Рис. 10. Пос. Витаминкомбинат
23

Рис. 11. Ул. Ейское шоссе

Рис. 12. Частные дома по улице Ейское шоссе
24

Рис. 13. Частная застройка по ул. Новосельская

Рис. 14. Частный сектор пос. Южный
25

Рис 15,16. Пос. Молодежный

26

Рис. 17, 18. Инфраструктура в пос. Молодежный

27

Рис. 20. Кабинет биологии
Рис.20/1. Кабинет истории и обществознания

28

Рис. 21. Кабинет русского языка и литературы

29

Рис. 22 кабинет математики

30

Рис. 23 Оформление стен стендами в кабинете информатики

Рис. 23/1. Оформление стен стендами в кабинете истории
31

Рис. 24. Оформление окон в кабинете истории

Рис. 25. Оформление окон в кабинете биологии.
32

Рис. 26. Зал гуманитарных наук

Рис. 27. Зал боевой славы (исторический зал)
33
Результаты анкетирования учащихся 9 «Б» класса «Комфортность классных кабинетов школы»
Рис 28.Кабинет истории

Рис. 29. Кабинет русского языка
34

Рис 30. Кабинет кубановедения

Рис. 31. Кабинет математики
35

Рис. 32. Кабинет физики

Рис. 33. Кабинет ОБЖ
36

Рис. 34. Кабинет биологии

Рис. 35. Кабинет химии

Таблица 1 «Комфортность визуальной среды учебных кабинетов» 37
кабинет потолок стены пол окна освещение Озеленение цветами
Русский язык белый Бледно – зеленые, одноцветные обои;
На стенах типовые стенды, классный уголок, вдоль стен светло-коричне
вые шкафы, доска зеленая. Светло-ореховый и глянцевый ламинат 3 пластиковых окна, занавеси зеленые Лампы дневного света, 12 штук Немного живых цветов
история белый Бежевые обои, типовые стенды, шкафы с моделями древних зданий, доска зеленая Паркет, старый 3 пластиковых окна, на окнах зеленые жалюзи, на 1 и 2 окнах висят шторы от яркого солнца
( рисунок: на черном небе планеты)
Лампы дневного света, 12 штук На шкафах очень много раскош
ных живых
цветов
Кубано
ведение белый Панели бежевые, яркие стенды, музейные экспонаты кубанского быта, искусственные цветы Паркет, старый 3 пластиковых окна, шторы темно-бежевые Лампы дневного света, 12 штук нет

38
Продолжение таблицы 1
кабинет потолок стены пол окна освещение Озеленение цветами
ОБЖ белый Панели светло-зеленые, тематичес-
кие стенды, доска зеленая Паркет
старый 3 пластиковых окна, шторы зеленые Лампы дневного света, 12 штук нет
математика белый Бежевые обои, тематичес
кие стенды, два шкафа с моделями геометрических фигур Паркет
старый 3 пластиковых окна, шторы светло-коричневые, на первом окне – жалюзи. Лампы дневного света, 12 штук 3 цветка на шкафах
физика белый Бежевые обои,
Тематичес
кие стенды, кафедра, доска зеленая Коричне
вый линолеум 4 пластиковых окна, на всех - белые жалюзи 16 ламп дневного света нет
Биоло
гия
Белый Бело-желтые стены. Стенды,
много фотографий Ламинат цвета какао 4 пластиковых окна, занавеси светло-зеленые, на первом окне – темно-зеленая затемняющая . 16 ламп дневного света Много цветов
Продолжение таблицы 1 39
кабинет потолок стены пол окна освещение Озеленение цветами
химия белый Розовые стены, на них стенды и таблица Менделеева, кафедра, вытяжной шкаф, доска зеленая Коричне
вый ламенат 4 пластиковых окна, тонкие тюлевые занавеси, затемняющих нет, т. к. кабинет находится на северо-восточной стороне здания школы, там не бывает яркого солнечного света. 16 ламп дневного света нет
Таблица 2 «Способность окраски поверхностей к отражению»
Цвет поверхности Отражающая поверхность в %
белый 80%
Светло-желтый 60%
Светло-зеленый 40%
Светло-голубой 30%
Темно-голубой 6%
40
Таблица 3 «Влияние цветовой гаммы на организм»
Цвет Воздействие на здоровье Воздействие на психику
желтый Лечит депрессию, способствует укреплению нервов, стимулирует, согревает, увеличивает спазмы гладкой мускулатуры Помогает сосредоточиться, повышает творческую активность, радует, веселит
розовый Стимулирует обмен веществ, улучшает пищеварение, повышает давление, стимулирует физическую активность радует
белый Оказывает нейтрализующее воздействие, немного успокаивает. Немного бодрит и стимулирует работу мозга, способствует снижению депрессии и омоложению организма Гасит раздражение, немного успокаивает
зеленый Способствует регенерации клеток, успокаивает нервную систему, стабилизирует сердечную деятельность. Понижает давление, повышает внимание и помогает сосредоточиться Успокаивает при нервном переутомлении, снижает раздражительность
голубой Помогает при болезнях, связанных с обменом веществ, ЦНС, заболеваниях горла и дыхательной системы Снижает напряжение, успокаивает.