Урок по биологии Многообразие живых организмов, их взаимосвязь со средой обитания


Колузаева Вера Михайловна
учитель биологии
МОУ Лицей № 6
г.Волгоград

КЛАСС: 6
Раздел: «Многообразие живых организмов, их взаимосвязь со средой обитания» тема Среды жизни (слайд 1)
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цели: : конкретизировать знания обучающихся об основных средах жизни ,выявить приспособленность организмов к той или иной среде
Задачи:
1. Сформировать представления о средах обитания, необходимых для жизни организмов, о разнообразии сред и заселении их различными организмами
2. Раскрыть особенности сред и приспособленности организмов к жизни в них.
3. сформировать умение работать с рисунком как источником информации
4. развивать наблюдательность, выявляя на рисунке обитателей разных сред и приспособленности к жизни в данных условиях
Ход урока

Все природные экосистемы (биогеоценозы) связаны между собой и вместе образуют живую оболочку Земли, которую можно рассматривать как самую большую экосистему. Оболочку Земли – ее сушу, воды и окружающее воздушное пространство, населенное живыми существами, называют биосферой, т. е. сферой жизни.(Слайд 2)

Среда обитания это та часть природы, которая окружает живой организм и с которой он непосредственно взаимодействует. На нашей планете животные освоили четыре среды обитания. Это почвенная, водная, наземно-воздушная и организменная (Слайды 3-6)




Характеристика сред обитания
Среда обитания
Обитатели
Характеристика среды:

Водная
Гидробионты: - -жук-плавунец, тритон, щука, карась, речной рак
- большая плотность:
- сильные перепады давления:
- относительно малое содержание кислорода:
- сильное поглощение солнечных лучей
- солевой режим;
- скорость течения;
- содержание органических веществ, взвешенных частиц;
- свойства грунта

Наземновоздушная
Волк, кабан, поползень, крапивница, медведь
- газообразная среда с низкой плотностью;
- высокое содержание кислорода:
- малое количество водяных паров:
- температура воздуха:
-  разная интенсивность света.

Почвенная
Эдафобионты: дождевой червь, крот, личинки насекомых
- твердые границы окружены воздухом и водой;
- сглажены температурные колебания;
- свет практически не играет роли;
- структура почвы, ее влажность и химический

Образуемаяживыми организмами
Паразиты. гельминты, вши, блохи.  Симбионты'. жгутиконосцы.
- относительная стабильность условий,
- защищенность от неблагоприятных внешних факторов:
- активное сопротивление организма-хозяина; ---- затруднено осуществление жизненного цикла



Отдельные свойства или части среды, воздействующие на организмы, называются экологическими факторами. Факторы среды многообразны. Они имеют разную природу и характер действия, могут быть необходимы или вредны для живых существ, способствуют или препятствуют их выживанию и размножению., на какие группы делятся факторы и чем они характеризуются. (работа по учебнику слайд 7-9)

Факторы среды

Биотические
Абиотические
Антропогенные





Подведение итогов. (Раздаточный материал на столах)

Какие утверждения верны? Поставьте знак «+» или «-».

1. Различают 2 среды обитания: наземно-воздушную и водную.
2. Чтобы легче было передвигаться в толще воды, большинство рыб имеют обтекаемую форму тела.
3. Крупные кенгуру совершают прыжки в длину до нескольких метров.
4. Передние лапы этого животного плоские, как лопаты. Тело овальное, компактное. Живет это животное в воздушной среде.
5. Дельфины, как и водные жуки, поднимаются на поверхность воды, захватывают воздух и снова ныряют.
6. Есть такие животные, которые поселяются в организме человека и вызывают различные заболевания.
7.Воздушная среда довольно плотная, и в ней передвигаться нелегко. Зачастую в ней не хватает кислорода для дыхания животных. Обитатели этой среды часто имеют плавники как приспособления к движению.
8.Воздушная среда-это дом для животных, имеющих крылья. Легкая, неплотная среда.
9.В водную среду проникает мало света, а на большую глубину свет совсем не проникает.
10.Ноги животных в водной среде приспособлены к бегу, прыжкам.
11.Организменная среда –это среда жизни животных –паразитов
12. У обитателей почвы плохо развито зрение
(-,+,+,-,+,+)




Заголовок 1 Заголовок 215