Конспект коррекционно-развивающего занятия по математике. Тема «Геометрические фигуры»


Мбоу «СШ № 31»










Конспект коррекционно-развивающего занятия
по математике
Тема «Геометрические фигуры»


Работу выполнила:
Белякова Светлана Борисовна
учитель начальных классов

















Иваново 2015
Класс - 4.
Цель: закрепить знания о геометрических фигурах.
Задачи.  
Образовательные: 
Закрепить знания о геометрических фигурах и их свойствах.
Сформировать и закрепить понятия «периметр» и «площадь».
Закрепить умения и навыки по вычислению периметра многоугольников (разными способами) и площади прямоугольников.
Закрепить умения по работе с формулами. Научить распознавать способы определения S, P.
Коррекционно-развивающие:
Корригировать и развивать восприятие, операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения, развивать речь, обогащать словарный запас.
Развивать умение различать и называть геометрические фигуры.
Развивать познавательный интерес, пространственное мышление и фантазию.
Снять негативные стереотипы на учебно-познавательную деятельность и преодолеть пассивную позицию ученика.
Воспитательные:
Воспитывать аккуратность в выполнении работы, формирование у детей активности, самостоятельности.
Система знаний, умений и навыков.
Сформировать понятия геометрические фигуры (свойства, особенности), S, P (единицы измерения, умения вычислять).
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, геометрические фигуры. Бумага, клей. Памятки.
Форма проведения: игра – путешествие.








Ход занятия.
I. Орг. момент
- Добрый день! Я очень рада видеть вас на нашем занятии. Давайте улыбнёмся друг другу. Ведь хорошее настроение – залог успеха в любом деле! Настроение у всех хорошее, можно начинать

II. Подготовка к определению темы занятия.
- Ребята! Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие. А куда, вы узнаете, отгадав загадки. (Слайд 1)
а) У него, как у подушки,
Тоже есть четыре ушка.
И четыре стороны,
Где все стороны равны. (Квадрат)

б) Нет углов у него,
И похож на блюдце,
На тарелку и на крышку,
На кольцо, на колесо.
Что это? (Круг)

в) Три угла, три стороны
Могут разной быть длины. (Треугольник)

г) Что похоже на открытку,
На конверт и на альбом?
Что сравнить, ребята, можно
С одеялом и ковром? (Прямоугольник)

- Молодцы!
- Как одним словом можно назвать все слова-отгадки? (Фигуры)
- Какие ещё фигуры вы знаете?
- Как называется наука, изучающая геометрические фигуры? (Геометрия)
III. Сообщение темы и цели занятия
- Кто сможет сформулировать тему нашего занятия? (Геометрические фигуры)
- Молодцы!
- Сегодня мы закрепим знания о геометрических фигурах.

Ш. Повторение ранее изученного.
- Фигуры живут в замечательной стране Геометрии. Готовы ли вы ребята отправиться вместе со мной в путешествие в страну Геометрию?
Но чтобы отправиться в путешествие, нам с вами ребята надо вспомнить всё, что мы знаем о фигурах. Памятки на доске.
- Как называется фигура зелёного цвета? (круг)
- Что такое круг? (круг образованы замкнутой кривой линией. Круг часть плоскости, ограниченная окружностью. Граница круга окружность.)
- Как называется фигура синего цвета? (прямоугольник)
- Что такое прямоугольник? (Прямоугольник четырехугольник, у которого все углы прямые.) 
– Как называется фигура жёлтого цвета? ( квадрат)
- Что такое квадрат? (Квадрат прямоугольник, у которого все стороны равны.) – Как называется фигура красного цвета? (треугольник)
- Что такое треугольник?(Это геометрическая фигура, у которой три стороны и три угла.)
– Посмотрите внимательно на квадрат и прямоугольник и скажите, что общего у этих двух фигур? ( У них 4 угла и 4 стороны) - Что можно сказать о сторонах квадрата? (Они равны). – А о сторонах прямоугольника? ( У него противоположные стороны равны?) - А прямоугольник и квадрат являются четырёхугольниками? (Да, у них 4 прямых угла) – А можно ли назвать квадрат прямоугольником? ( Нет, у него все стороны равны, а у прямоугольника только противоположные стороны равны)
- Что ещё мы можем определить у геометричеких фигур? (периметр многоугольника, площадь прямоугольника)
- Что такое периметр многоугольника? (Периметр многоугольника сумма длин всех его сторон)
- Давайте вспомним формулу по которой мы можем найти периметр треугольника, прямоугольника? (Периметр треугольника – сумма сторон. Периметр прямоугольника находят, складывая суммы длин двух его не противолежащих сторон, и умножая результат на 2.)
- По какой формуле мы находим периметр квадрата? (Периметр квадрата находят умножением на 4 длины его стороны, поскольку стороны квадрата имеют равные длины.)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] Памятка на доске.
- Что такое площадь прямоугольника, квадрата? Назовите формулу. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] Памятка на доске.
- Назовите меры периметра, меры площади. (Периметр – мм, см, дм, м, км. Площадь - ммІ; смІ; дмІ; мІ; кмІ.)
IV. Работа над темой.
Ну что же молодцы, мы вспомнили всё, что знаем о геометрических фигурах и можем отправляться в путешествие. Закрываем глазки и произносим волшебные слова:
Бамбара! Чифара, лорики, ёрики, пикапу, трикапу, скорики, морики.
Повторение свойств геометрических фигур.
Открывайте глазки. И вот мы с вами в стране Геометрии.
Но что это?! Ребята, случилась беда, математический ветер перепутал все геометрические фигуры. Назовите фигуры. Помогите их разобрать по группам.
По какому признаку делили? (по форме, по цвету) [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

3. Упражнение на логическое мышление.
Жители этого города в связи с ураганом не могут найти свои дома. Нужно им указать путь.
- Найдите закономерность и вставьте фигуры на свои места.
- Проверим.














3. Упражнение на развитие зрительной памяти:
Сосчитайте сколько треугольников.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
4. Ребята, в стране геометрии необычные яблони. Посмотрите, какие плоды растут на них. Помогите собрать урожай. Положить яблочко в корзину можно только решив задание.
Площадь. Периметр.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

5. А сейчас, ребята, мы с вами разделимся на группы. У вас на столах конверты – откройте их. В конверте находится та или иная геометрическая фигура. В соответствии, с которой вы разделитесь на группы.
Каждая группа получает задание-карточку. На карточке по три задачи.
Вам необходимо решить задачи, данные на карточке. После чего, вы ребята, обменяетесь карточками и проверите, правильно ли были решены задачи.
Затем мы проверим все вместе. Приложение 1.
Чтобы вернуться домой нам нужно переплыть Математический океан.
- Для того чтобы отправиться в путешествие нам необходимы корабли, а их нет. Корабли нужно построить.

- Посмотрите, ребята, из каких геометрических фигур состоит кораблик? Назовите их.
- Сосчитайте фигуры.
- Что вы можете сказать про их количество?
Давате построим наши корабли,у вас на столах лежат геометрические фигуры, детали нашего кораблика. Наклейте их в соответствии с образцом на лист картона.
- Итак, корабли построены.
- Тогда в путь!
V. Подведение итогов занятия
- Чем мы сегодня занимались и чему вы сегодня научились?
- Что интересного было на уроке?
- Что вызвало трудности?
VI.Рефлексия
- Ребята, выберите любую фигуру и нарисуйте на ней ваше настроение, с которым вы уходите с нашего занятия.













Приложение.
Приложение 1.
Задачи по теме: «Периметр, площадь фигур».
1. Стороны прямоугольника 9 см и 6 см. Вычисли сумму длин сторон этого прямоугольника.
2. Сторона квадрата равна 7см. Вычисли сумму длин сторон этого квадрата.
3. Длина прямоугольника 10 см. Она на 4 см больше ширины.
Вычисли, чему равна ширина прямоугольника и сумма длин его сторон.

4. Ширина прямоугольника 5 см, а длина на 2 см больше. Чему равна сумма длин сторон прямоугольника?
5. Найдите периметр треугольника, стороны которого равны: 4см, 2см и 5 см.
6. Найди длину стороны треугольника, периметр которого равен 12 см, а длина других сторон – 3 см и 4 см. Построй треугольник.
7. Начертить квадрат, периметр которого равен периметру прямоугольника со сторонами 5 см и 3 см.
8. Стороны прямоугольника 9 и 6 см. Найдите периметр этого прямоугольника.
9. Ширина прямоугольника равна 2 дм, а длина на 5 дм больше. Найдите периметр прямоугольника.
10. Ширина прямоугольника 4 см, а длина на 2 см больше. Чему равен периметр прямоугольника?
11. Найдите площадь прямоугольника со сторонами 4 м и 3 м.
12. Сторона квадрата равна 6 дм. Найдите его площадь.
13. Стороны прямоугольника равны 5 см и 8 см. Найдите его площадь.
14. Периметр прямоугольника 8 см, его длина 3 см. Найдите площадь прямоугольника.
15. Длина  прямоугольника равна 5 дм, ширина - на 4 дм меньше.  Найдите периметр и площадь этого прямоугольника.
16. Периметр прямоугольника равен 20 см, длина 6 см. Чему равна ширина этого прямоугольника?

17. Длина прямоугольника 10 см. Она на 4 см больше ширины. Вычислите, чему равна ширина прямоугольника, периметр и площадь.

18. Периметр прямоугольника равен 16 см. Длина прямоугольника равна 5 см. Чему равна площадь прямоугольника?
19. Длина  прямоугольника равна 7 дм, ширина - на 4 дм меньше.  Найдите периметр и площадь этого прямоугольника.
20. Периметр квадрата 24 см. Найдите сторону квадрата. Чему равна его площадь?

21. Длина прямоугольника равна 8 см, а ширина вдвое меньше. Какова площадь прямоугольника?

22. Ширина прямоугольника 5 дм, а длина на 2 дм больше. Найдите площадь и периметр прямоугольника.

23. Длина одной стороны прямоугольника 7 см, а его периметр 24 см. Найдите площадь этого прямоугольника.
24. Периметр прямоугольника 14 см, его длина 5 см. Найдите площадь этого прямоугольника.
25. Периметр прямоугольника равен 18 см, длина 6 см. Чему равна ширина этого прямоугольника?

26. Длина прямоугольника 9 см. Она на 4 см больше ширины. Вычислите, чему равна ширина прямоугольника, периметр и площадь.

27. Периметр прямоугольника равен 20 см. Длина прямоугольника равна 6 см. Чему равна площадь прямоугольника?
28. Сторона квадрата равна 7 дм. Найдите его площадь.
29. Стороны прямоугольника равны 5 см и 6 см. Найдите его площадь.
30. Периметр прямоугольника 12 см, его длина 4 см. Найдите площадь прямоугольника.
31. Длина  прямоугольника равна 7 дм, ширина - на 4 дм меньше.  Найдите периметр и площадь этого прямоугольника.
32. Найди длину стороны треугольника, периметр которого равен 15 см, а длина других сторон – 3 см и 5 см. Построй треугольник.
33. Начерти квадрат, периметр которого равен периметру прямоугольника со сторонами 8 см и 6 см.
34. Периметр прямоугольника равен 16 см, длина 7 см. Чему равна ширина этого прямоугольника?

35. Длина одной стороны прямоугольника 9 см, а его периметр 36 см. Найдите площадь этого прямоугольника.
36. Периметр квадрата 16 см. Найдите сторону квадрата. Чему равна его площадь?

37. Длина прямоугольника равна 6 см, а ширина вдвое меньше. Какова площадь прямоугольника?

38. Ширина прямоугольника 4 дм, а длина на 2 дм больше. Найдите площадь и периметр прямоугольника.

39. Длина одной стороны прямоугольника 9 см, а его периметр 26 см. Найдите площадь этого прямоугольника.
40. Периметр прямоугольника 14 см, его длина 6 см. Найдите площадь этого прямоугольника.








Площадь прямоугольника и квадрата - Начия Аминовна Гизатулин