Технологическая карта к уроку окружающего мира по теме какие бывают растения


Этап урока Деятельность учеников Деятельность учителя Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов (содержание деятельности) Планируемые результаты
Предметные УУД
1.Организация начала урока Выходят из-за парт.
Здравствуйте. Стоит перед учениками, проверяет готовность учащихся и приветствует их:
Здравствуйте, дети!
Садитесь.
Сегодня урок окружающего мира проведу у вас я, зовут меня Галина Сергеевна. развитие навыков сотрудничества с учителем
2.Актуализация знаний 22 октября
Осень
(выслушиваю мнения учащихся)
Город Шахты
Шахтинцы
В Ростовской области
Да, река Дон
Россия
Россияне
Город Москва
Россия-многонациональная страна. в ней живет более 150 народов. У них есть свои обычаи и традиции. Россия богата своими ресурсами. Дети, назовите сегодняшнюю дату.
Какое время года?
Охарактеризуйте его.
Молодцы. Осенью природа «Засыпает»: начинаются первые похолодания, желтеет и опадает листва, звери подготавливаются к спячке, наступают первые заморозки.
Скажите, в каком городе вы живете?
Как называют жителей, которые живут в городе Шахты?
В какой области вы живете?
Есть ли в этой области реки?
Верно, в какой стране вы живете?
Как называют тех людей, которые живут в России?
Назовите столицу России.
Охарактеризуйте страну Россию.
Молодцы. Россия- это самая большая стра-на в мире, в ней очень много сел и городов, гор и низменностей, областей и округов, морей и озер. Это многонациональная страна. Ее прославляли многие фамилии. Я желаю вам любить свою страну, гордиться, что вы в ней живете и прославить ее в будущем своим именем. Дети вспоминают признаки осени и называют их, затем учитель обобщает знания учащихся.
Связь с жизнью: данное время года, принадлежность к родной стране. Проверка раннее изученных знаний учащихся; концентрация внимания на патриотические чувства (любовь к родине, осознание принадлежности к России, чувство гордости за страну) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир;
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, осознание своей этнической и национальной принадлежности
3.Сообщение темы и цели урока Лес
Мы совершим путешествие в лес.
Какие бывают растения. Сегодня мы совершим путешествие, а куда оно будет- вы узнаете отгадав загадку:
Дом со всех сторон открыт.
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом –
Чудеса увидишь в нем!
Куда мы совершим путешествие?
Что вы хотите узнать, побывав в лесу?
Верно. Сегодня мы совершим путешествие в лес, но мы будем не просто путешественниками, а исследователями. Цель нашего путешествия- узнать, какие бывают растения. Дети раскрывают тему урока, самостоятельно ставят перед собой цель урока. Учитель обобщает сказанное. Продолжить работать с учащимися над умением самостоятельно формулировать тему и цель урока. Понимать и принимать учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации.
4. Операционно- исполнительский этап
Они имеют корень, стебель и листья.
Самая «высокая» группа- деревья, средняя- кустарники, а самая низкая- травы
Какие бывают растения
Узнаем, на какие группы можно разделить растения. Научимся выделять и сравнивать признаки этих групп. Будем учиться замечать и ценить красоту мира растений.
Стебель у дерева- твердый, одревесневший. У дерева от корня отходит один толстый стебель- ствол. Деревья бывают лиственные и хвойные. У лиственных деревьев листья в виде пластинок, а у хвойных в виде- иголок.
Стебель у кустарника- твердый, одревесневший. У кустарников несколько довольно тонких стеблей- стволиков. кустарники бывают лиственные и хвойные. У лиственных кустарников листья в виде пластинок, а у хвойных в виде- иголок.
У трав, или травянистых растений, стебли мягкие и сочные.
Группа 1:
Береза
Лиственные
Ствол имеет бело-желтый цвет и черные «вкропления»
Форма листьев округло-продолговатая, края листьев зубчатые
У берез есть сережки
Группа 2:
Можжевельник
Хвойные
Несколько маленьких стеблей растут от корня
Листья- игловидные
Плоды (ягоды) синего цвета.
Группа 3:
Чабрец
Лиственные
Несколько упругих стеблей растут от корня
Листья имеют округло-продолговатую форму
Цветки имеют розовато-сиреневую окраску.
Клен
Сирень
Колокольчик
Ива
Барбариса
Ландыши
Да
(выслушиваю ответы уч-ся)
(выслушиваю ответы уч-ся)
(выслушиваю ответы уч-ся)
(выслушиваю ответы уч-ся)
(выслушиваю ответы уч-ся)
(выслушиваю ответы уч-ся)
(выслушиваю ответы уч-ся)
(выслушиваю ответы уч-ся)
(выслушиваю ответы уч-ся)
(выслушиваю ответы уч-ся)
(выслушиваю ответы уч-ся)
Эта пословица учит нас тому, что нужно беречь растения. Даже если много растений- их не нужно истреблять, если мало леса- то нужно беречь его, а если его нет, то нужно посадить деревья. Что общего у разных растений?
На какие 3 большие группы можно разделить все растения?
Растительный мир планеты очень богат, более 300 тысяч видов растений населяют землю. Поэтому исследовать столько- одному человеку не под силу. Наука, которая изучает растения, называется ботаникой, а ученых, которые изучают растения, называют ботаниками.
Для нашего исследования нам понадобятся 3 группы исследователей: первый ряд- первая лаборатория будет исследовать деревья, второй ряд- вторая - кустарники и третий ряд- третья лаборатория- травы.
Откройте свои учебники на странице 56. Прочитайте тему урока.
Прочитайте ниже цель урока, которую предлагает нам автор.
Задание для исследования по группам: прочитайте текст на странице 56 под картинкой и найдите характеристику:
1 группа- дерева
2 группа- кустарника
3 группа- травы.
Итак, подведем итог исследования. Группа 1.
Группа 2.
Группа 3.
Молодцы, с первым заданием-исследованием вы справились. Итак, мы узнали, что у всех растений есть стебель, у трав- он мягкий, а у кустов и деревьев жёстче. У дерева один толстый стебель, а у кустарников их несколько. Деревья и кустарники мы можем разделить на две большие группы: лиственные, у которых листья в форме пластинок и хвойные, у которых листья в форме иголок.
Исследование № 2.
По полученной иллюстрации вам нужно составить маленький рассказ всей группой должны, в котором вы опишите растение по плану.
Название растения
К какой группе относится
Стебель (цвет, форма, углубление на коре)
Листья (форма)
Цветки/ плоды
Верно. Молодцы. Так же люди делают и пью березовый сок, который богатейший витаминами, но надрезать деревья можно только в определенное время.
Все правильно. Плоды можжевельника тоже используют люди в пищу, например, как специи.
Молодцы. Чабрец или как его еще называют тимьян, тоже применяют в пище, как приправу, а так же добавляют в чай, потому что он обладает полезными свойствами и является лекарственным растением.
Исследование № 3
сейчас я буду загадывать вам загадки и показывать части растений, ваша задача- подумать и ответить о каком растении я вам хотела сообщить.
Задание для первой подгруппы.
Под солнышком купался
И ладошкой умывался.
Осень красная пришла
Все ладошки обожгла.
Дождик пламя потушил,
Ветер ветки подсушил.
Желтые ладошки
К нам летят в окошки.
Задание для второй подгруппы.
Тонет куст в цветах махровых,
Словно в облачках лиловых.
В яркий теплый майский день
Глаз наш радует...
Задание для третьей подгруппы.
То фиолетовый, то голубой,
Он на опушке встречался с тобой.
Названье ему очень звонкое дали,
Но только звенеть он сумеет едва ли.
Задание для первой подгруппы.
Ветви в воду опустила
И о чем-то загрустила.
Посмотрите, как красиво
Над рекой склонилась...
Задание для второй подгруппы.
Кислый-кислый! Но — полезный!
И, наверно, всем известный.
Он — на даче, и в лесу.
Я нарву и принесу
Гладких, будто зёрна риса,
Красных ягод...
Задание для третьей подгруппы.
Даже ночью муравьишкаНе пропустит свой домишко:
Путь-дорожку до зари
Освещают фонари.
На больших столбах подряд
Лампы белые висят.
Молодцы, исследователи! Вы сегодня справились с заданиями, были активными исследователями и сделали открытия для себя.

Дети, вы любите наблюдать?
Каким было последнее ваше наблюдение?
Вы, наверное, знаете, что издавна люди наблюдали за природой, фиксировали свои наблюдения, а потом делали выводы, которые мы теперь называем пословицами.
Знаете ли вы пословицы о растениях?
Исследование №4
Сейчас я вам раздам пословицы, но это не просто пословицы, слова в ней «рассыпаны». Ваша задача соединить пословицу так, что бы она приобрела смысл и естественно объяснить ее смысл.
Растенье — земли украшенье.
Зелёный наряд радует взгляд.
Дорого дерево не только плодами, но и листами.
Сломать дерево — секунда, а вырастить — года.
Срубили деревья — прощай птицы.
Срубленное дерево вновь не вырастет.
Морковь прибавляет кровь.
Чеснок да лук от семи недуг.
Лук и капуста болезнь не пустят.
Обратите внимание на слайд, прочитайте пословицу:
Много леса — не губи, мало леса — береги, нет леса — посади.
Подумайте минуту над ее смыслом.
Молодцы. Учащиеся заполняют «иерархическую» лестницу растений
Учащиеся объединяются в группы по эмблемам: деревья, кустарники, травы.
Поиск информации по тексту учащимися. Учитель подходит к группам и помогает, при возникших затруднениях. Затем совместно проверяют.
Учащиеся выполняют следующее задание-исследование, в котором самостоятельно составляют рассказ-описание по определенному растению. Учитель подходит к группам и помогает, при возникших затруднениях. Затем совместно проверяют.
Учащиеся вместе с учителем выполняют следующее задание-исследование, в котором через описание признаков растения понимают о каком растении идет речь
Учащиеся выполняют следующее задание-исследование, в котором самостоятельно составляют «рассыпанные» пословицы о растениях. Учитель подходит к группам и помогает, при возникших за-труднениях. Затем совместно проверяют.
Задание для коллективного обсуждения
Формирование у детей понятия «растения» какие бывают растения. В ходе исследования учащиеся должны научиться:
находить необходимую информацию в тексте,
самостоятельно составлять рассказ-описание по подготовленному плану;
через «успешные» формы понимать о каком растении идет речь, через описание его признаков,
ознакомиться с народными мудростями, касающимися растительного мира планеты. формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации; проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве; самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи; уметь аргументировать свою позицию; уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков; уметь устанавливать аналогии; уметь сравнивать объекты окружающего мира; уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах.
Подведение итогов урока Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы. Описание некоторых растений.
Тополя, каштаны, березы, можжевельник, и т.д.
(выслушиваю ответы уч-ся) Дети, наше путешествие в осенний лес подходит к концу, я предлагаю вам обобщить наше исследование, в форме теста. Раздаю уч-ся тесты
Проводим коллективную проверку. Кто на все вопросы ответил верно- поставьте себе пять баллов, у кого одна ошибка- четыре балла и у кого 2 ошибки- 3 балла.
Что нового вы узнали на уроке?
Назовите растения, которые растут в нашем городе.
Назовите пословицу о растениях. Ученики выполняют самостоятельно тест, что способствует выявить уровень усвоения темы урока. Использование метода контроля, который способствует выявлению качества полученных знаний развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи
рефлексия Дети выходят к доске и приклеивают лучи. Ребята, на доске висит круг, сейчас я раздам вам по 2 полоски бумаги: 1-синяя, которая будет обозначать, что вам не понравился урок, потому что у вас возникли какие либо затруднения или вы что-то не поняли; 2- оранжевая, будет сообщать вам о том, что вам урок понравился и он не вызвал у вас никаких затруднений.Выявление эмоционального состояния детей на конец урока Снять эмоциональное напряжение учащихся, расслабить их умственное напряжение. договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

Тема Какие бывают растения
Тип урока урок- исследование
Цели познакомить детей с разнообразием растений по внешнему виду (дерево, кустарник, трава); учить детей различать травянистые и древесные формы растений; воспитывать бережное отношение к окружающему нас миру
Планируемый результат Предметные:
формирование знаний о растительном мире планеты, о цели его существования
Метапредметные:
личностные УУД (формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций)
регулятивные УУД (понимать, принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации; проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве; самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации)
коммуникативные УУД (договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи; уметь аргументировать свою позицию)
познавательные УУД (уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков; уметь устанавливать аналогии; уметь сравнивать объекты окружающего мира; уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах)
Основные понятия Растения, деревья, кустарники, травы
Ресурсы
основные: ФГОС НОО
Окружающий мир. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. Носителе. В 2 ч. Ч. 1 / А.А.Плешаков.- 3-е изд.- М.: Просвещение, 2012.- с. 56-59.
дополнительные: http://gigabaza.ruhttp://festival.1september.ru
http://nsportal.ru
Формы организации обучения
индивидуально- групповая