Самоанализ урока по окружающему миру во 2 классе Какие бывают животные


Анализ урока по окружающему миру учителя начальных классов Закирьяровой Р. З.
Урок окружающего мира во 2 классе (УМК «Начальная школа 21 века») в рамках педагогического совета: «Самостоятельная работа обучающихся в условиях перехода на новые образовательные стандарты»
«Если ученик в школе не научился сам ничего творить,
то и в жизни он будет только подражать, копировать»
(Л.Н. Толстой)
Тема: «Какие бывают животные».
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цель урока: познакомить детей с группами животных, учить объединять однородные объекты в группы по существенным признакам, развивать любознательность, интерес к чтению дополнительной литературы о животных, обобщить знания о животных, учить детей работать сплочённо в коллективе и самостоятельно.
Задачи урока:
образовательная: познакомить с основными отличиями животных этих групп;
развивающие: расширить кругозор учащихся о природе;
воспитательные: воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Учебные универсальные действия:
Регулятивные:
- Обобщить знания детей о животных, на этой основе разделить животных на группы (насекомые, птицы, рыбы, звери, земноводные, пресмыкающиеся.).
Познавательные:
- Расширять кругозор детей о природе. Дать представление о невидимых нитях в природе;
- Развивать умение самостоятельно находить ответы на поставленные вопросы.
Личностные:
- Воспитывать любовь и бережное отношение к природе;
- Прививать интерес к предмету;
- Воспитывать у учащихся чувства товарищества, культуры общения, чувства взаимовыручки.
Коммуникативные:
- Создать благоприятных условий, эмоционального и психического климата в классе, для восприятия учебного материала
Урок плановый, тип урока - открытие новых знаний. Разработан в соответствии с требованиям ФГОС, направлен на формирование ключевых компетентностей обучающихся. Все этапы урока выдержаны, прослеживался плавный переход от этапа к этапу.
Урок я начала с эмоционального настроя обучающихся, на успех и уверенность в их знаниях.
Мною была осуществлена мотивация на получение новых знаний и на успешную индивидуальную и коллективную работу. Я настроила обучающихся на виртуальное путешествие в мир природы. Предложила отправиться в некоторое царство, не в «тридевятое царство», а в «царство природы». Этому способствовала одна из форм игровых технологий – загадка.
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом,
Чудеса увидишь в нём.
Я ставлю проблемный вопрос:
- А как вы думаете, всё ли о царстве живой природы мы знаем? На этом этапе урока я предложила обучающимся на индивидуальных компьютерах выполнить тест. С данным видом самостоятельной работы справились все.
Опираясь на ранее приобретённые знания о признаках живой природы и разнообразии животных, обучающиеся формулируют тему «Какие бывают животные». При помощи наводящих вопросов, добивалась того, чтобы обучающиеся самостоятельно сформулировали тему и цель урока.
Учебный материал не давался в готовом виде. На протяжении всего урока обучающиеся «добывали» знания сами, благодаря умелому использованию современных педагогических технологий. На подготовительном этапе к уроку, я предложила кратковременный проект, подсказала источники информации. Так на протяжении всего урока работала рубрика «Это интересно», в которой обучающиеся делились познавательной информацией о жизни растений и животных, подготовленной самостоятельно. Здесь еще один удачный момент – меж предметная связь (окружающий мир – русский язык, литературное чтение)
Я применяла ИКТ для повышения мотивации учащихся, для выявления особенностей материала урока.
На уроке были реализованы принцип наглядности (использование презентации).
Принцип научности (я давала дополнительный материал, обучающиеся оперировали научными понятиями, работали с Атласом – определителем) (для получения новых знаний),
Принцип доступности прослеживался в подборе материала. После просмотра презентации, я предлагаю отыскать информацию в учебнике. Ставя вопрос, что нового вы узнали, я опять же не даю материал в готовом виде, а побуждаю добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. В результате работы обучающиеся узнали о 6 группах животных и их отличительных признаках.
На уроке использовала игровые технологии: отгадывание загадок, ребусов, которые развивали мыслительную деятельность. На этапе закрепления новой темы, предложила обучающимся самостоятельно выполнить задание в тетради (указать характерные признаки каждой группы животных)
В течение урока преподносила дополнительный научный материал, который вызывал интерес.
Заключительным этапом проверки знаний был письменный экспресс - опрос.
Важным моментом также на уроке было соблюдение здоровье сберегающего режима: физкультминутка, смена поз, видов деятельности,
Общая организация работы на уроке позволила создать в классе рабочую обстановку и рационально распределить время на каждом этапе. Для каждого ученика создавала ситуацию успеха, что поддерживало высокий уровень мотивации обучающихся и позволило завершить урок на положительном эмоциональном уровне.
На этапе рефлексии каждый обучающийся сам оценил свою работу.
Домашнюю работу я дала дифференцированно - по группам.
В конце анализа, мне еще раз хочется отметить, что обучающиеся не в готовом виде получали знания, а добывали их совместно под чутким руководством учителя.
Урок соответствует требованиям ФГОС
Мне удалось реализовать намеченный план урока, решить поставленные задачи и сделать выводы. Я считаю, что урок цели достиг.