Конспект урока по окружающему миру на тему Какие бывают растения? (2 класс)


План-конспект урока
«Окружающий мир» 2 класс
Тема Какие бывают растения?
Педагогические цели - способствовать ознакомлению обучающихся с видами растений (деревья, кустарники, травы), лиственными и хвойными растениями, их отличиями;
- создать условия для развития умения определять виды растений;
- способствовать формированию представлений о значении растений в жизни человека.
Тип урока Открытия новых знаний с первичным закреплением.
Планируемые результаты
(предметные) - обучающиеся познакомятся с тем, на какие группы можно разделить растения;
- будут учиться выделять и сравнивать признаки этих групп.
Личностные результаты - имеют мотивацию к учебной деятельности и осознают личностный смысл учения;
- замечают и ценят красоту мира растений.
Универсальные учебные действия (метапредметные) Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.
Познавательные: учатся планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Коммуникативные: проявляют готовность слушать собеседника и вести диалог, признают возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагают своё мнение и аргументируют свою точку зрения и оценку событий.
Основное содержание темы, понятия и термины - характеристика растений по их внешним признакам;
- чем отличаются деревья, кустарники, травы;
- отличия хвойных и лиственных растений.
Образовательные ресурсы Учебник: А.А. Плешаков «Окружающий мир» 2 класс, часть 1; презентация «Растения леса»; плакаты с изображением растений разных видов; карточки с заданиями; гербарий лиственных и хвойных растений; плоды разных растений; набор карточек – мозаика.
Этапы урока Формы, методы, методические приёмы Деятельность учителя Деятельность учащихся Приёмы контроля
Осуществляемые действия Формируемые умения 1.Мотивация учебной деятельности. Фронтальная
Словесная
Слово учителя Приветствует учащихся.
Слово учителя:
- На улице осень. Отцвели растения, осыпаются лис-тья… У вас на партах лежат цветы. Представьте, что все они росли на большой солнечной поляне. А теперь давайте создадим волшебную цветочную поляну у нас в классе. Выберите наиболее понравившийся вам цветок, подойдите к нашей опушке и прикрепите его. Посмотрите в классной комнате стало теплее и веселее, потому что зацвели ваши цветы. Пусть всегда так будет! Приветствуют учителя. Организуют своё рабочее место, проверяют подготовку к уроку (учебные принадлежности).
Выбирают и прикрепляют предложенные цветы.
Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя. 2.Актуализация знаний. Фронтальная
Словесная
Беседа - Сегодня на уроке у меня есть помощники. Ребята будут задавать вам вопросы.
- Спасибо, ребята. Вы мне очень помогли. У меня тоже есть вопрос. Ответьте на него пожалуйста:
- Какое значение имеет вода для человека, растений, животных?
1 ученик задаёт вопросы:
- О каком богатстве природы говорили на прошлом уроке?
- Что можете сказать о воде?
2 ученик задаёт вопросы:
- Где в природе встречается вода?
- В каких состояниях вода может находиться в природе?
Отвечают на вопросы. Воспроизводят полученную информацию Беседа по вопросам
3.Постановка учебной задачи Фронтальная
Словесная
Беседа
Коллективная
Групповая - Я хочу прочитать вам стихотворение. Оно мне очень нравится:
Здесь ручей, у пня течёт,
Солнце спину не печёт,
Тень прохладу обещает,
И меня к себе влечёт.
Между ёлочек иду,
Может, здесь грибы найду.
Только спрятались маслята,
Мухоморы на виду.
Вижу белку на суку,
Слышу близкое «ку-ку».
Ёж калачиком свернулся,
Отдыхает на боку.
Показался и исчез –
Я по думал: леший, бес …
Он всегда загадок полный –
Заповедный, что же?...
- Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке?
Демонстрация 1 слайда презентации.
- Поставьте учебную задачу.
- Вспомните свои прогулки по лесу вместе с родителями, какие растения вы там встречали?
- Какие растения растут в лесу? Посмотрите на экран, назовите, какие ещё растения можно встретить в лесу?
Слушают.
Высказывают предположения по теме урока.
Ставят учебную задачу. Принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем. 4.Саморегуляция собственных знаний
Индивидуальная
Предлагает учащимся заполнить таблицу по оцениванию своих знаний
(карточка 1)
Я знаю Я
узнаю на
уроке
Я
узнал(а)
на
уроке О чём хочу узнать подробнее
1 1 1 2
Виды растений Лиственные растения Хвойные растения Заполняют таблицу. Осмысленно ставят перед собой задачу усвоения материала на уроке Заполнение таблицы
5.Усвоение новых знаний и способов действий первичное Фронтальная
Словесная
Беседа
Коллективная
Практическая
1)Организует работу с текстом
Работа с текстом на карточках в парах (по 1 тексту) (карточка 2)
- Прочитайте текст, обсудите в парах, какое растение описано, запишите свой ответ.
Узнайте растение:
1.От всех других растений его отличает характерная белая кора ствола. У молодых деревьев она ослепительно белая. Со временем на коре образуются тёмные пятна. Концы ветвей тонкие и гибкие.
2.Этот кустарник один из самых известных. Растёт в лесу на старых вырубках. Культурные сорта выращиваются в садах. Тонкие стебли – стволики так густо усеяны колючками, что часто образуют непроходимые заросли. Плоды кустарника – вкусные сладкие красные ягоды. Ими любит лакомиться медведь.
3.Это растение растёт и на лугах, и по обочинам дорог, и на опушках леса. У него длинные зубчатые листья и мягкий сочный стебель. Цветёт растение весной. Головки цветов ярко-жёлтого цвета. Когда цветок отцветает, то превращается в воздушный шар из семян. Лёгкое дуновение ветра и семена – «парашютики» разлетаются.
2)Демонстрирует иллюстрации угаданных растений
3)Вопросы для беседы:
- Чем похожи эти растения?
- Чем различаются?
- Найдите в предложенных описаниях ключевые слова, которые характеризуют стебель каждого растения и подчеркните.
- Сформулируйте, растения, каких групп можно здесь выделить? Работают в парах
Читают текст
Находят в тексте нужную информацию
Отгадывают растения
Отвечают на вопросы
Высказывают предположения
Обосновывают свою позицию Работа с текстом
Умение извлекать нужную информацию
Умение выделять характерные признаки Работа с карточкой
Беседа по вопросам
6. Первичное закрепление
Фронтальная
Словесный
Чтение
Беседа
- Где мы можем уточнить данную информацию сейчас на уроке?
- Правильно, в учебнике.
- Откройте учебники с.56
- Найдите в тексте отличительные признаки трав, деревьев, кустарников Работа с текстом
Зачитывают ответ на вопрос
Работа с текстом
Умение находить нужную информацию
Работа с текстом
7. Физкультминутка Коллективная
Практический Ветер
Ветер дует нам в лицо, Закачалось деревцо. (Наклоны вправо-влево.)
Ветер тише, тише, тише, (Присесть, спина прямая.)
Деревцо все выше, выше. (Встать на носки.)
Раз, два — выше голова, (Поднять голову.)
Три, четыре - руки шире, (Руки в стороны.)
Пять, шесть — тихо сесть, (Сесть за парту.)
Семь, восемь - тень отбросим. (Два хлопка о парту.)
Сел на дерево скворец,
И игре нашей конец. (Дети громко проговаривают эти слова.)Выполняют движения под руко-водством учителя Осуществляют профилактику переутомления Правильное выполнение движений
8. Практическая работа «Гербарий лиственных и хвойных растений» Фронтальная
Словесный
Чтение
Беседа
Сейчас мы будем выполнять практическую работу:
- Возьмите гербарий, откройте, рассмотрите внимательно, обсудите в парах, что перед вами?
- Определите, к каким типам растений они принадлежат?
- Ребята, у меня возникла проблема, помогите мне её разрешить:
- На какие группы можно разделить эти растения?
Беседа:
- Как называются растения, у которых листья в виде пластинок?
- Приведите примеры лиственных растений
- Как называются растения, у которых листья в виде иголок?
- Приведите примеры хвойных растений.
- Спасибо, вы мне очень помогли разрешить возникшую проблему.
Демонстрация слайда презентации
по ходу беседы
Работают в парах
Рассматривают гербарий
Отвечают на вопросы устно
Высказывают своё мнение
Работа с разными источниками
Предметная работа с гербарием. Анализируют, сравнивают, обобщают Беседа по вопросам
Заполнение схемы
9.Закрепление знаний и способов действий
Парная
Словесный
Наглядный
Письмо, заполнение таблицы Приступаем к выполнению самостоятельной работы (карточка 3)
- Возьмите карточку, распределите предложенные растения по группам, запишите названия в соответствующие строчки.
(предложены иллюстрации растений на доске: ландыш, мята, шиповник, сосна, пролеска, каштан, дуб, сирень, калина)
Деревья Кустарники Травы
Индивидуальная работа
Взаимопроверка Высказывают своё мнение
Прислушиваются к мнению других
Грамотно списывают названия растений Взаимопроверка
Фронтальная проверка
10. Практическая работа «Плоды растений» Групповая
Словесный
Наглядный
Письмо, заполнение таблицы Выполняем ещё одну практическую работу. Работу будем осуществлять в группах.
- Повернулись друг к другу. Выберите руководителя группы.
- Перед вами баночки с плодами разных растений.
(предлагаются плоды рябины, шиповника, семена кукурузы, кедровые орехи).
- Возьмите карточку 4, внимательно прочитайте задание, обсудите в группе и запишите ответ в карточке. Выполняйте только задания 1 и 2.
1. Рассмотрите плоды, определите, что это за растение? Запишите.
2. Обсудите, к какой группе растений оно относится? Запишите.
- Продолжим выполнение практической работы. У вас на столах лежат конверты. Откройте конверты, что заметили? Собрав, предложенную мозаику, вы сможете узнать, какое животное питается этим растением. Продолжите заполнение карточки
3. Какое животное получилось? Запишите.
4. К какой группе животных относится? Запишите.
(Может возникнуть проблема в определении группы животных)
- Ребята, у вас возникла проблема. Мою проблему вы помогли решить. А вашу проблему я помогу решить вам на следующем уроке. Работа в группах
Выполнение заданий по инструкции.
- Сообщение групп
Сообщение групп
Работа с разными источниками
Предметная работа с гербарием. Анализируют, сравнивают, обобщают Проверка сообщений групп
10. Закрепление знаний. Фронтальный
Словесный
Беседа Выясняет значение растений в жизни человека.
- Мы сегодня много говорили о растениях, определяли их типы. Рассматривали плоды некоторых из растений. А как вы думаете, приносят растения пользу или вред? Почему вы так решили?
- Значит, растения надо беречь? Как вы думаете, что нам надо делать, чтобы беречь растения?
Отвечают на вопросы устно. Анализируют, сравнивают, обобщают. Фронтальная проверка
11. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)
Фронтальный
Словесный
Беседа
Работа с таблицей саморегуляции знаний
Оценивание работы на уроке - Пригодятся ли вам знания, приобретённые сегодня на уроке?
- Обратимся снова к карточке № 1
- Давайте выясним, получили ли вы знание, которое намечали в начале урока?
- Сравните то, что вы хотели узнать на уроке, вам удалось или нет. Заполните колонку «Я узнал(а)».
- Отметьте в третьей колонке, какие знания хотите ещё получить подробнее? Где вы можете их почерпнуть? (Демонстрация книг дополнительной литературы)
Демонстрация слайда
- Посмотрите на экран. Продолжите фразу:
- Сегодня на уроке я научился …
- Было интересно …
- Мне больше всего удалось…
- Было трудно …
- Мои ощущения … Отвечают на вопросы Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке Беседа по вопросам
Саморегуляция12. Домашнее задание
Фронтальный
Словесный
Чтение Комментирует задание
Проверяет понимание его выполнения:
- В начале урока вы создали «волшебную поляну». А в конце я хочу предложить вам свои цветы. Сейчас каждый выберет цветок понравившегося цвета. Слушают учителя
Выбирают цветок.
Получают на обратной стороне домашнее задание. Принимают цель, содержание и способы выполнения задания