Методическая разработка на тему Сохраним природу


Классный час в 8 классе.Сохраним природуЦели:- воспитывать чувство любви к природе, уважения ко всему живому;- помочь учащимся осознать свою моральную ответственность за судьбу родной земли;- формировать экологическую культуру.Оборудование:- плакаты об охране природы;- репродукции картин с изображением природы;- детские рисунки о птицах нашего края.
Эпиграф
Я - всем сердцем за технику и прогресс!Только пусть не померкнут слова и краски,Пусть хохочет в лесах берендеевский бес,Ведь экстракт из хвои не заменит лесИ радар никогда не заменит сказкиЭдуард Асадов
Ход занятия.1. Организационный момент.Сообщение классного руководителя темы занятия.2. Вступительное слово учителя о значении природы для человека.
Вот экология - модное слово,Раньше природа не знала такого,Банки, бутылки в кусты не бросали,В реку отходы и нефть не сливали.
Крысы и мыши теперь процветают,Ценные виды, увы, исчезают,Кто сигаретой себя отравляет,Кто-то наркотики употребляет.
Новый Чернобыль нам Дума готовит,Если общественность не остановит!Те, кто на свалках сжигают отходы,Все отравляют, и воздух, и воду!
Наша планета пока-что жива,Но без защиты погибнет она!Если ты хочешь, чтоб мир стал зеленым,Не вырубайте березы и клены!
Марк Львовский. Экология.Это чудо – Природа. Человек – её частица. Люди неразрывно связаны с природой тысячами нитей. От состояния природы зависит жизнь человека.
Природа нас спешит предостеречь.Храпя, волна крадется к нам: «Попались!»Черт над горою поднимает палец,Но не вникаем мы в немую речь.
Природа нам твердит: «Недолог срок.Уже леса превращены в кочевья.Оборванны как беженцы, деревьяБредут на юг понуро вдоль дорог».
Нам говорят: «Минуты коротки.Опомнитесь, – безумны ваши планы:Гусей неторопливых гидропланыЛетят на юг, втянувши поплавки».
А мы не понимаем ничего,Идем в кино, дочитываем книжкуИ молнии воспринимаем вспышкуКак яркий свет – не более того.
Александр Городницкий «Природа нас спешит предостеречь»
Мы, люди начала XXI века, почти незаметно для себя оказались и свидетелями, и виновниками этих изменений. Чем они могут обернуться для сегодняшнего и последующих поколений?3.Выступления учащихся с информацией по теме классного часа.1 учащийся сообщение
Человечество достигло такой стадии, когда антропогенное воздействие на биосферу приобрело необратимый характер, резко обострились противоречия между возрастающими потребностями общества и оскудевающими возможностями природы. Экологическое образование было выдвинуто ЮНЕСКО и Программой ООН по охране окружающей среды в разряд основных средств гармонизации взаимодействия человека и природы.
Стокгольмская конференция по охране окружающей среды в 1972 году приняла рекомендацию о создании международной программы по образованию в области окружающей среды. В целях выживания человечеству необходимо переосмыслить суть взаимоотношений человека, общества и природы на основе новых подходов и идей. Практическая реализация идей устойчивого развития связана с изменением стереотипа культуры взаимоотношений человека и природы. По признанию отечественной и мировой общественности центральным фактором в решении проблем взаимоотношений «Человек — Общество — Природа» становится экологическое образование.
Сегодня экологическое образование в мире считается приоритетным направлением обучения и воспитания учащихся общеобразовательных школ. Конференция ООН в Рио-де-Жанейро в 1992 году, обсуждавшая проблемы окружающей среды и развития образования, в своих документах и решениях также подчеркнула огромное значение экологического образования в реализации стратегии выживания и устойчивого развития человечества.  Далее двое учащихся зачитывают стихотворение Много есть чудес на свете,Человек их всех чудесней.Но себя лишь он любил,И природу погубил.Он никак не мог понять,Что природа - наша мать!Вырубаются леса, реки загрязняются,И вода у нас в реке нам уже не нравится,Нет теперь в лесах зверей,Человек ведь всех главней!Удержаться он не смог,Это был его порок.Почему не может он,Жить спокойно и с умом?Охранять, любить, ценить,Всей природой дорожить!А теперь вот видим мыЛеса без птиц, и земли без воды...Все меньше окружающей природы, Все больше окружающей среды.
 
Несмотря на то, что короток твой век,Ты делаешь его короче, человек,Губишь и не думаешь о том,Что тебе и детям жить придется в нем.Задумайтесь, пожалуйста, о том,На что похож стал мир,В котором мы живем."Мир большой", - ответишь ты."Что будет, коль не станет красоты?""Не поубавится людей на свете"А ты уверен ли в своем ответе?Вырубка лесов - обычное явление.Задумайся о будущем иного поколения.Увидят ли они "исчезнувшие" жизни?Жить мирно будут ли в родной Отчизне?Что грядет навстречу человеку?"Ад" иль "рай" до окончанья века?Вопрос решенным будет лишь тогда,Когда за экологию возьмемся дружно, да?2 учащийся: сообщение об экологической обстановке в России.
Россия - одна из самых загрязненных в экологическом отношении стран на планете. Экономическая ситуация в Российской Федерации продолжает усугублять экологическую, острота сложившихся негативных тенденций нарастает. Спад производства не сопровождался аналогичным уменьшением объема вредных выбросов в окружающую среду - в кризисных условиях предприятия экономят на природоохранных затратах. Так, в 1992 г. по сравнению с 1991 г. объем промышленного производства в среднем по народному хозяйству сократился на 18,8%. в том числе, но таким отраслям промышленности, как цветная металлургия - на 26,8, химическая промышленность - на 22,2%. Однако объем выбросов вредных веществ в атмосферный воздух сократился лишь на 11%, а снижение сбросов загрязненных сточных воя было незначительным.
Регулярный учет вредных выбросов в атмосферный воздух ведется на 18 тыс. предприятий. В 1993 г. они составили 24,8 млн. т (из них 2% - синтетические высокотоксичные ингредиенты) - это на 11,7% меньше, чем в предыдущем году. Однако в ряде регионов наблюдается рост выбросов в атмосферу; причины - нарушение технологических режимов, использование низкокачественного и некондиционного сырья и топлива.
В связи с изношенностью основных фондов участились залповые и аварийные выбросы вредных ингредиентов. Состояние воздушного бассейна городов и промышленных центров ухудшается. В список городов с наибольшим уровнем загрязнения (41 город) вошли: Архангельск, Братск, Грозный, Кемерово, Красноярск, Москва, Новосибирск и др.
Повышение уровня загрязнения атмосферы отмечается не только в городах и прилегающих территориях, но и в фоновых районах, выбросы большого количества диоксидов серы (более 9 млн. т в год) вызывают закисление атмосферных осадков. Области повышенной кислотности зафиксированы на европейской территории России, а также в ряде промышленных районов с развитой цветной металлургией. Выпадение загрязняющих веществ на территории Российской Федерации обусловлено не только выбросами собственных источников, но и трансграничным переносом.
Водные ресурсы являются одним из наиболее важных и вместе с тем наиболее уязвимых компонентов окружающей среды
 Учитель Что конкретно для сохранения природы может сделать каждый школьник? Соблюдайте правила поведения в лесу, на берегу водоёмов! Соблюдайте правила сбора даров леса: грибов, лекарственных растений. Заботьтесь о братьях наших меньших: муравьях, птицах, ёжиках. Украшайте в зелёный наряд города и сёла.  Итак, защита природы касается всех нас. Все мы дышим одним и тем же воздухом Земли, пьём воду и едим хлеб, молекулы которых непрерывно участвуют в бесконечном круговороте веществ. И мы сами – мыслящие частицы Природы. Это налагает огромную ответственность за её сохранность на каждого из нас, на каждого без исключения. Каждый из нас может и должен вносить свой вклад в борьбу за сохранение Природы, а следовательно, жизни на Земле.
В заключении один из учащихся зачитывает стихотворение М.Дудина:
Берегите Землю!БерегитеЖаворонка в голубом зените,Бабочку на листьях повилики,На тропинке солнечные блики...Берегите молодые всходыНа зелёном празднике природы,Небо в звёздах, океан и сушуИ в бессмертье верящую душу, -Всех судеб связующие нити.Берегите Землю!Берегите...М.Дудин4. Прослушивание аудиозаписи песнии «Берёзы» (музыка И.Матвиенко, слова М.Андреева).5. Обобщающая беседа по теме классного часа.