Экологический вечер Берегите Землю, берегите..

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лучковская СОШ»




Экологический вечер
«Берегите Землю, берегите!»




Учитель биологии МБОУ «Лучковская СОШ»
Смолякова Инна Вячеславовна



Лучки 2013

Содержание

1.Введение.. стр. 3
2.Основная часть
2.1 Цели и задачи, оборудование.. 4
2.2 Ход мероприятия... 5-12
Заключение 13
Список литературы 14


















Введение
Природа дала человеку в руки оружие – интеллектуальную и моральную силу, но этим оружием он может пользоваться по-разному. Поэтому человек без нравственных устоев порой оказывается существом нечестивым и диким. Сегодня нравственность- категория наиболее важная для человека, так для и общества в челом. Но качество это не врожденное, генетический код не передает его из поколения в поколение. Потому, утверждая понятия долга, чести, высокоразвитого гражданского сознания, нельзя забывать, что первична здесь не природа, а воспитание.
Приобщая детей к духовности, мы должны научить их осознавать красоту природы. Но красота не всегда бывает приметна, её надо уметь разглядеть.
Актуальность мероприятия как раз и будет заключаться в том, чтобы помочь ребятам научится видеть в природе прекрасное, восхищаться ею, беречь и оберегать.
















Основная часть
Цель вечера:
1.Развивать экологическое сознание и экологическую культуру детей;
2.Активизировать познавательную деятельности, создать условия, побуждающие детей со вниманием и заботой относится к природе.
3.Познакомить учащихся с факторами загрязнения окружающей среды
4.Содействие формированию высоконравственных качеств, любви ко всему живому.
5.Углубить и систематизировать знания об экологических факторах среды и их действие на организмы.


ОБОРУДОВАНИЕ: Компьютер, проектор, презентация к занятию, плакаты на природоохранную тему, выполненные учащимися, песни «С чего начинается родина»

В ходе мероприятии использовались видеоклипы подготовленные учениками данной школы.































Ход мероприятия

Вечер начинают двое учащихся (чтецы), под тихое звучание мелодии песни («С чего начинается родина» и т. д.)
Первый чтец
Возле речки в тумане
Чуть звенят тополя.
Может ими и манит
Человека земля?

Второй чтец
Иль березкой кудрявой,
Не скупой на слова?
Или Явором?
Явор - всем лесам голова!

Первый чтец
Иль плясуньей калиной,
Что сережкой трясет?
Или первой травинкой,
Пробивающей лед?
И родными местами,
где ты жил, где ты был,
И цветами, цветами –
чуть о них не забыл.

Второй чтец.
Манят волею реки
И раздольем поля.
Не обманет вовеки
Человека земли.

Ведущий.
Проблемы экологии, окружающей среды в целом, по всеобщему признанию, стали самыми грозными после проблем ядерной войны.
Каковы эти проблемы сегодня? Что делается для их решения? С чем мы приближаемся к началу третьего тысячелетия?
-- Об этом актуальное интервью с известным биологом нашей страны членом-корреспондентом Д. М. Яблоновым.
-- Затем слово юным экологам,
-- После них артисты минитеатра познакомят нас с инсценированной экологической сказкой.
--А завершат наш вечер минуты поэзии о природе и ее охране.
Итак, актуальное интервью (на сцене ведущий, несколько школьников, которые задают вопросы А. В. Яблокову и самый сильный из учащихся, отвечающий за. А. В. Яблонова).
Вопрос (первый ученик): Александр Владимирович, расскажите, пожалуйста, о самых острых экологических- проблемах нашего времени.
Яблоков А. В. Начну с изменения климата. За последнее столетие произошло повышение средней температуры поверхности Земли не менее чем на 0,5г'С. Как и было предсказано моделями так называемого парникового эффекта, зимние температуры увеличились более значительно, чем летние. Парниковый эффект возникает потому, что углекислый газ, метан и закись азота, попадая в атмосферу, действуют как стекло в теплице, затрудняя отдачу тепла с поверхности планеты. Считается, что основным источником углекислого газа, связанным с деятельностью человека, является сжигание ископаемого топлива.
рис 1.




В настоящее время доказано, что основным источником парниковых газов являются антропогенные нарушения работы микробных сообществ почв Сибири и части Северной Америки. Это открытие накладывает па пашу страну многократно большую вину за глобальные изменения климата, чем это считалось, исходя из нашей доли в сжигании ископаемого топлива.


Если не принять каких-то срочных мер, глобальная температура поднимется па 1,5-4,5еС к середине следующего столетия, что приведет к весьма существенным последствиям.
Во-первых, резко увеличивается процесс опустынивания. Особенно быстро начнут расширяться пустыни в Африке, на юге Северной Америки, изменится климат в Сибири, Скандинавии. Во-вторых, резко ускорится уже сейчас происходящий медленный; подъем уровня Мирового океана (за счет таяния полярных льдов). За последнее столетие уровень океана поднялся па 10- -12 см, а в последнее время этот процесс ускорился раз в десять, и по прогнозам к 2050 году возможное повышение уровня океана составит 150 см.
Вопрос (второй ученик): сейчас говорят и пишут о проблеме пресной воды. Каков ваш взгляд на данную проблему.

Яблоков А. В. Чистой воды у нас не хватает. Причины хорошо известны: неконтролируемый рост различных загрязнений (сельскохозяйственных, промышленных, бытовых, транспортных), продолжающееся экстенсивное, а не интенсивное использование водных ресурсов. У нас воду можно забрать в каком угодно количестве, ее можно без особого наказания загрязнить. Антиэкологичность в водохозяйственном строительстве оборачивается настоящей трагедией для крупных и мелких регионов. В 50-е годы мелиораторы решили, что Аральское море - «ошибка природы» и воду в него Амударья и Сырдарья несут совершенно напрасно. В избытке пустили воду этих рек на хлопковые поля. Такое избыточное орошение привело к подтоплению и заболачиванию огромных территорий в Средней Азии, выходу из строя обрабатываемых земель в результате засоления и потопления. Обсохшая часть Арала стала источником невиданного количества солей - до 150 млн. тони, их ежегодно разносят ветра за сотни и тысячи километров вокруг Арала, подсаливая и без того соленые поля. Ветры несут не только соль, но и десятилетиями сносившиеся в Арал стойкие хлорорганические пестициды. Именно они, по-видимому, стали причиной катастрофической гибели почти полумиллиона сайгаков на местах размножения весной 1988 года.



рис2,3.

Одна из серьезных проблем в ближайшие годы у нас станет загрязнение подземных вод. Эта проблема уже заявила о себе в США и странах Западной Европы: из многих артезианских скважин сейчас уже нельзя брать воду для питья. Неумеренное применение удобрений привело к тому, что они в большом количестве оказались в грунтовых водах.
У нас эта беда только начинает просматриваться: но не потому, что у нас тут все хорошо, а по той причине, что мы не исследуем наши подземные воды. Привыкли считать, что идет снизу – то чистое, а это не так.

Вопрос: (третий ученик): приведите, яркие факты экологических бедствий, происходящих с живыми организмами, человеком.

Яблоков А. В. Одна из самых страшных для будущего человечества является проблема сокращения биологического разнообразия, поскольку исчезнувший вид восстановить принципиально невозможно. У нас в стране исчезает примерно один вид млекопитающих за 3-5 лет; ежегодно мы теряем, по-видимому, несколько видов во всех группах животных и растений. Не исключено, что темп исчезновения видов гораздо выше в нашей стране, чем это предполагается,мы просто не имеем достаточно точной информации. Сейчас в Мировой океан сваливается несколько миллиардов тонн жидких и твердых отходов. В результате явление. биоконцентрации (многократного накопления в живых организмах химических соединений) балтийская треска, например, может содержать до 800 мг ртути на килограмм массы. Это означает, что съев 5- 6 таких рыб, человек получит количество ртути, равное ее содержанию в медицинском термометре. Все большие участки океана становятся безжизненными. В погибших североморских тюленях было обнаружено до 150 различных отравляющих веществ.

Яркий пример экологической катастрофы в океане -- судьба Баренцева моря. В 60-е годы здесь был допущен преступный (иначе не назовешь!) передов трески и сельди. Затем рыбная промышленность переключилась на сайку и мойву. К 1988 году удалось выловить этих рыб почти полностью. Мойва и сайка были ключевыми видами в экосистеме Баренцева моря, основой питания трески и сельди, морских птиц и тюленей. Без достаточной пищи птенцы чаек и кайр несколько лет подряд погибали от истощения, большинство знаменитых птичьих базаров погибло. Баренцево море, еще несколько лет назад дававшее миллионы тонн рыбы, теперь па многие десятилетия полностью потеряло свое рыбохозяйственное значение. Сходные экологические катастрофы надвигаются и в других районах Мирового океана.

Реальной экологической угрозой становится истончение озонового экрана в стратосфере. Говоря об этом, обычно отмечается знаменитая «озоновая дыра» над Антарктидой. Доказано, что сокращение озона только па I процент ведет к увеличению заболеваний раком кожи на 57 процентов. Это означает, что G --9 тыс. человек па европейской территории нашей страны ежегодно смертельно заболевают раком кожи только по это причине.( презентация «Сохраним озоновый слой)

Большой вред здоровью человека приносит использование пестицидов в сельском хозяйстве. В 1984 198(5 годах были проведены исследовании по влиянию пестицидов па здоровье населения Армении, Молдовы, Азербайджана, Киргизии, Украины, Краснодарского края. Во всех случаях оказалось, что нарастание применения пестицидов совпадает с учащением легочных, кишечных, нервных заболевании у детей и у взрослых. При этом у подростков преобладают заболевании дыхательных путей, а у взрослых па первое место выступают нервно-психическиене расстройства.
Большую угрозу человеку представляет недавно возникшая экологическая проблема экспорт токсических отходов. Уничтожение топи таких отходов и США или Европе стоит до 1000 долларов, складирование же в африканской стране ..... от 2,5 до 40 долларов. Проблема транспортировки опасных отходов касается и нашей страны. Эксперты из Западной Европы утверждают, что к нам они уже поступают.( презентация «Экология 21 века»)
Состояние здоровья людей - яркое отражение экологического состояния страны. В 1987 году по ожидаемой продолжительности жизни наша страна занимала 47 - 48 место (вместе со Шри-Ланкой), а по величине детской смертности - другому яркому экологическому показателю позорное 44-е место.
Ведущий. Мы благодарим Александра Владимировича Яблокова за актуальное интервью.
А сейчас наши артисты из мииитеатра представят нам сказку :«О том, как молодец Иван ходил с чудищем сражаться».
Ведущий. В некотором царстве, за тридевять земель, в тридесятом водном государстве жил-был царь - Сом Сомович. Царство у него было небогатое, но жили в нем его подданные долго и дружно: водоросли выращивали, мальков растили, уму- разуму учили, друг к дружке в гости ходили.
Все было бы хорошо и ладно, да нагрянула беда нежданная. Наверху, на горе поселился змей лютый - Химкомбинатом кличется. И начал он воду мутить, водоросли губить, рыбешек со свету сживать.
Услышал царь Сом Сомович про эти бесчинства. Снаряжает он отряд всадников-карасей на лихих скакунах - раках и дает им такой наказ.
Царь: «Берите осоку острую, сразитесь со змеем лютым!»
Ведущий. Ждет-пождет царь, не возвращаются всадники. Через три дня явился один из воинов, пешие, израненный, еле дышит.
Воин: «Горе нам, царь, не одолели мы змея лютого. Все паши в честном бою задохнулись, только я чудом уцелел».
Ведущий. Крепко задумался царь Сом- Сомовнч, и решил он бросить клич по всему царству водному.
Царь; «Всем! Всем! Всем! Тому, кто поможет от чудовища избавиться, обещаю полцарства в награду».
Ведущий. Много было, охотников полцарства получить. Многие уходили с чудищем сражаться, но либо возвращались ни с чем, либо совсем погибали.
И было бы горе великое в царстве, если бы однажды не приплел к царству молодей, Иван; смотрит, а вместо озера голубого -- вода мутная, вместо осоки -- голые стебли coгнутые. А невдалеке змей гнездится. Из пасти вода черная льется, из ноздрей дым поднимается, лапы землю роют, крылья бурю пыльную гонят.
Не сробел молодой Иван, вступил в смертельный бой с чудищем. Бились они с утра до вечера. Стало солнышко садиться, не дает Иван передышки змею. Уже рассвет забрезжил, а они все бьются. Стал змей передышки просить.
Иван: «Нет! Сегодня заканчивать будем!»
Ведущий. Изловчился и убил чудище. Выпустил змей последний раз свою черную воду и тут же помер.
Вернулся Иван с победой к озеру. Смотрит...
Иван. «Батюшки, что делается: зеленая трава по берегам пробивается, осока и камыш стебли поднимают, листочками машут приветливо. Л вода-то, вода какая голубая, на солнышке переливается».
Ведущий. А на гребне воды - царь Сом- Сомович.
Царь: «Спасибо тебе, храбрый богатырь, за спасение наше, будем мы тебе добрыми друзьями. Бери у нас что хочешь в награду, ничего для тебя не жалко».
А Иван им: «Ничего мне не надо, было бы у вас хорошо, да и мне веселее жить будет!»
Ведущий. Мы побывали с вами в гостях у сказки, и теперь наши гости стихи.
(На сцену выходят один за другим ученики 5-8кл, каждый читает свое стихотворение, объявляя в конце прочтения название, и автора)
1. А. Плотникова «Черные пятна».
Океан седой гремит набатно:
Он таит обиду в глубине.
Серые раскачивая пятна,
На крутой разгневанной волне.

Стали люди сильными как боги
И судьба Земли у них в руках
Но темнеют страшные ожоги
У земного шара на боках.

Мы давно «освоили» планету
Широко шагает новый век.
На земле уж белых пятен нету
Черные сотрешь ли, Человек

2. Евгений Карасев.
На земле исчезают цветы
С каждым годом заметнее это
Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое лето.
Oткровенье цветов луговых.
Нами понято было едва ли.
Беззаботно топтали мы их,
И безумно, безжалостно рвали.

В нас молчало безумное «стой!».
Нам казалось все мало и мало.
А потом в толчее городской
Мы тащили охапки устало.

И не видели, как из-под ног
Молчаливо, дыша еле-еле,
Обреченно глядел василек,
Безнадежно гвоздики глядели.

3. Н. А. Заболоцкий «Просьба»

Раненая птица в руки не давалась,
Раненая птица птицей оставалась.
Этот сои давнишний до сих пор мне снится
На траве кровавой вздрагивала птица.

Птицы, рыбы и звери
В души людям смотрят.
Вы их жалейте, люди,
Не убивайте зря.

Ведь небо без птицы - не небо,
А море, без рыб не море!
А земля, без зверей - не земля!
Люди исполины, людивеликаны.
Есть у вас винтовки, сети и капканы.
И должно быть сердце, сердце Человека.

Люди - Человеки, страны и народы.
Мы теперь навечно должники природы
Надо с этим долгом как-то расплатиться,
Пусть расправит крылья раненая птица!

4. Е. Евтушенко.

Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы.,
Убивайте лишь зверей внутри себя.
Все хором: Чтобы сохранить нашу Землю живой, цветущей и здоровой, надо ответственно и заботливо относиться к природе родного края!
БЕРЕГИТЕ ЗЕМЛЮ, БЕРЕГИТЕ ЖАВОРОНКА В ГОЛУБОМ ЗЕНИТЕ, НА КАМНЯХ ИГРАЮЩЕГО КРАБА, НАД ПУСТЫНЕЙ ТЕНЬ ОТ БАОБАБА, ЯСТРЕБА, ПАРЯЩЕГО НАД ПОЛЕМ, ЯСНЫЙ МЕСЯЦ НАД РЕЧНЫМ ПОКОЕМ, ЛАСТОЧКУ, МЕЛЬКАЮЩУЮ В ЖИТЕ. БЕРЕГИТЕ ЗЕМЛЮ, БЕРЕГИТЕ!
М.ДУДИН
Ведущий: Ребята, встреча наша подошла к концу. Проблемы, о которых мы говорили, неисчерпаемы: ведь, сколько будет существовать природа и человек, столько будут существовать взаимоотношения между ними. От всех нас в целом и от каждого в отдельности зависит, будет ли звучать песнь соловья, будут ли дышать прохладой прозрачные родники и плескаться рыбы в чистой воде рек и озер, будет ли над нами синева неба. Мы все в ответе за нашу Землюдом всего человечества.














Заключение
После проведения таких мероприятий дети должны осознать, что научно-технический прогресс заключается не в завоевании природы, а в сохранении её сложного и хрупкого равновесия.
И тогда, по словам В.Сухомлинского: «Красота окружающего мира станет могучим источником веры в доброту».

Список литературы
1.Сорокина Л.В. Тематические игры и праздники по биологии. – Творческий центр, Москва. -2005.
2.Солдатенкова Н.Н. Калейдоскоп школьных дел. – Псков. 1997.
3.Экологическое воспитание школьников. Белгородский педагогический институт.- 1997.
4. Интернет ресурсы.
Рисунок 21Рисунок 18Рисунок 16Рисунок 1415