Методическая разработка педагогического эссе Время собирать камни


Плохой учитель преподносит истину,
хороший учит её находить.
А. Дистервег Много тысяч лет тому назад увидел Бог, что множатся пороки людей и решил сам помочь им. Созвал он высоких Духов и сказал: «Люди потеряли свой путь. Как быть?» один из Духов предложил навеять на людей сон пророческий, другой – послать манну небесную, третий – воду от Бога. И только четвёртый Высокий Дух изрёк: «Вложи в каждого человека жажду к познанию дай им учителя».
Каждому человеку когда-то приходится отвечать на вопросы: для чего я живу, что мне дорого, что важно, без чего не могу обойтись? Размышляя о своём жизненном пути, прекрасно понимаю, что не могу провести грань, где заканчивается моя работа и начинается личная жизнь. Наверное, это и есть моя философия, моя дорога, зовущая и ведущая к счастью педагогического труда, к бесконечной жизни в душах моих учеников. Я – учитель!
Всё имеет свои истоки. Источником, живительным родником моих педагогических изысканий, успехов и преданности выбранного пути стал 1997 год, когда я пришла устраиваться на работу. Кто бы мог подумать, что эта судьбоносная встреча изменит всю мою жизнь! А ведь у меня была мечта, которая так и осталась мечтой недостижимой… Может в этом и есть радость жизни, что не всё исполняется, что можно мечтать, в душе, оставаясь ребёнком, и верить в прекрасный мир без сложностей и проблем? У меня был выбор. Жизнь свела меня с замечательными людьми и профессионалами своего дела – Шестак Любовь Борисовна и Мастюгина Людмила Ивановна. Они многому научили меня, вложили частицу своей души и знаний, они поверили в меня! Человек чувствует себя уверенным, нужным и значимым, когда в него верят, когда за промахи или ошибки не разрывают на части, а указывают на них и помогают всё исправить и преодолеть. И они помогали и помогают мне. Всё, чего я достигла, это благодаря им – моим живительным ключикам!
Как и мои наставники считаю, что именно от учителя, который должен быть мастером своего дела и в совершенстве владеть искусством обучения, зависит успех работы школы. Школа – это целая сплочённая команда единомышленников, это каждый в отдельности учитель и все вместе взятые сразу, это одна большая семья, где радости и невзгоды делятся на всех, где все плечом к плечу, рука об руку шагают к великой цели – воспитание детей! Именно любимые учителя – наставники открыли мне, что дружеское участие, живое, доверительное общение с детьми, пожалуй, - одно из главных условий успеха и удовлетворения от своей работы. Учитель должен не «работать с детьми», а «жить с ними», «делить радости и печали, взлёты и падения, не допуская фальши в отношениях».
Древнегреческий учёный Платон говорил: «Если башмачник будет плохим мастером, то государство от этого не пострадает – граждане будут несколько хуже обуты, но если воспитатель детей будет плохо выполнять свои обязанности, то в стране появятся целые поколения невежественных и дурных людей». Какую ответственность перед обществом возлагал на учителя великий мудрец!
Учительство – это харизма, плюс труд, плюс затянувшееся детство. Оно требует особого склада характера, занимает всё время человека и, как Царство Божие, обещает благодать где-то там, в необозримом будущем. Учительству надо многое приносить в жертву и ещё уметь этому радоваться. В идеале – не человек избирает профессию учителя, а наоборот. Корчака и Пирогова учительство отыскало среди врачей. А Святого Петра – среди рыбаков. Он трижды отрекался, но уступил.
Если подсчитать количество вводимых в педагогику научных терминов, определений, технологий, методов и систем, можно уверенно сказать, что эта наука переживает сейчас величайший подъём. И вскоре страна буквально переполнится гигантами мысли.
Но если ничего не считать и просто посмотреть вокруг – как мало может сейчас интеллектуальная элита, какой большой вес имеют массовая культура и носители расхожих бытовых психологий.
Ни одна, даже сверх гениальная методика не может уберечь ребёнка от ситуации неуспеха в учении и в обывательской философии. Но вернуть ребёнку веру в себя и в мир может Учитель.
Годы работы в школе помогли мне сделать вывод: лишь увлечённый делом может увлечь других. Надо помнить, что наше отношение к своему преподавательскому делу передаётся детям. Ребёнка нельзя обмануть. Он очень чутко воспринимает фальшь и лицемерие. Я думаю, что авторитет учителя складывается не из количества правильных ответов на каверзные вопросы, по крайней мере не только из этого. Иметь мужество признаться в ограниченности собственного знания – разве это не свидетельство того, что учитель находится в поиске, он тоже учится и делает это вместе с учеником.
Позёрство учителя, который взахлёб рассуждает о нравственности, а сам на деле не следует её примерам во взаимоотношениях с учеником, тут же вызывает презрение у детей. С ними нельзя заигрывать, их нужно уважать и доверять им.
А что значит, для меня быть учителем? Не возможность чему-то учить детей, а каждый день общаться с ними, открывая для себя новое. Меняются дети, меняюсь и я вместе с ними. Мне нравится рассуждать о мире глазами детей. Находить в этом радость и удовлетворение. Думать о своих учениках. Сопереживать их успехам и неудачам. Нести за них ответственность, помня, чему учила Любовь Борисовна – Не навреди!
Да, для меня «учитель» - это профессия, общественное положение, хобби, работа… Для меня быть учителем – это значит жить. Перефразируя В.С. Высоцкого, могу сказать:
Я не люблю фатального исхода
От жизни никогда не устаю
Я не люблю любое время года,
Когда его без пользы провожу…
Пришло и моё время – Собирать камни! В наше время много так опошлено, упрощено и профанировано, что нелепо предполагать исправление всего простым нажатием кнопки. «Нажму на кнопку, заиграет магнитофон, зазвучит музыка Бетховена – и ты превратишься в культурного…» Лишь терпение, малые шаги, радость от любой, хоть крошечной победы – вместе, рука об руку учитель может привести ребёнка и к Бетховену. Если мы будем медленно, но верно делать своё дело, думать сами и учить думать других, трудиться, веря, что они, наши воспитанники, по-прежнему славные, порядочные и подающие надежды молодые люди, - мы поможем им стать такими.
Учитель остаётся в нравственной оппозиции массовому оболваниванию. «В настоящей трагедии гибнет не герой – гибнет хор».(И. Бродский. из нобелевской лекции). Наше дело – беречь хор. Нас этому учили наши учителя. Это единственное, что мы можем и обязаны делать.
Всё чему учили меня пора собирать воедино и передавать опыт другим, как это делали мои дорогие наставники, мои живительные ключики жизни.
И философия моя как педагога –
Гуманный мир творить ума и красоты.
Тогда «открытий чудных» верная дорога
Пусть уведёт детей в грядущий мир мечты!