Лист самооценки педагогической деятельности учителя


Лист самооценки педагогической деятельности учителя
Березовикова Наталья Викторовна_______________________
фамилия, имя, отчество полностью
начальные классы, МБОУ «Краснощёковская средняя общеобразовательная школа №1»
преподаваемый предмет, наименование образовательного учреждения в соответствии с уставом
Краснощёковского района Алтайского края_____________________________________
Имеющаяся квалификационная категория __первая__
Категория, на которую Вы претендуете __высшая___
Уважаемый учитель!
Ваша профессиональная деятельность одна из самых важных и сложных. Для того чтобы
больше узнать о том, какие приемы и способы Вы используете в своей работе, предлагаем Вам заполнить лист самооценки. Надеемся, что, предлагаемая методика будет содействовать Вашему профессиональному развитию. Вы сможете по достоинству оценить собственные сильные стороны, выявить резервы для дальнейшего профессионального роста.
Вам предлагается оценить ряд утверждений, которые отражают отдельные действия и качества, необходимые для профессиональной педагогической деятельности, используя 5-ти балльную шкалу:
5 – Вы абсолютно согласны с утверждением
4 – Вы скорее согласны с утверждением
3 – Вы выбираете нечто среднее, ваше мнение зависит от ситуации, обстоятельств, дополнительных факторов
2 – Вы скорее не согласны с утверждением
1 – Вы абсолютно не согласны с утверждением
Отмечайте Ваш ответ баллом в соответствующей колонке.
Заранее благодарим за сотрудничество!
№ Утверждения (параметры оценивания) Балл Комментарий
Я безразличен(-на) к критике в свой адрес 3 Зависит от ситуации. Обоснованную критику в свой адрес воспринимаю, как стимул для саморазвития
Я поощряю даже самые маленькие успехи обучающихся 5 В поощрении особенно нуждаются дети несмелые, неуверенные. Положительная оценка пусть небольшого, но успешно выполненного ими дела, укрепляет у них веру в свои силы, вызывает стремление сделать больше.
Но в классе всегда есть учащиеся, которые любят поощрения. Считаю, что в отношении их поощрения нужно делать осторожно, показать таким учащимся, что сделанное ими доступно многим. Уверена, что поощрять учащихся можно лишь за действительные успехи, обычные дела школьники должны выполнять как сами собой разумеющиеся.
Я хорошо знаю основные нормативные документы, отражающие требования к содержанию и результатам обучения по своему предмету 5 Знаю основные нормативные документы, в т.ч. нормативную базу ФГОС, УМК по предмету, допущенные Министерством образования и науки РФ
Я умею устанавливать отношения сотрудничества с обучающимися 5 Сотворчество, совместный поиск знаний, анализ результатов и коррекция позволяет добиться поставленных педагогических целей и задач.
Окружающие не прислушиваются к моим предложениям 1 Умею продуктивно общаться и взаимодействовать с коллегами, родителями и учениками
Считаю важным различать цель и тему урока 5 В теме отражена содержательная сторона урока. Цель - это предполагаемый, заранее планируемый результат деятельности по преобразованию содержания. Таким образом, тема (содержание урока) и цель (результат) тесно взаимосвязаны.
На моих уроках отсутствуют условия для формирования устойчивой позитивной мотивации обучающихся 1 Считаю, что ситуация успеха является особенно важной для младшего школьника. Поэтому в своей работе использую методы и средства преподавания, способные вызвать познавательный интерес учащихся к изучаемому материалу: творческие работы, проблемный диалог, нестандартные задания и проч.
8. Мое знание внутрипредметных и межпредметных связей требует серьезного улучшения 2 Учет и использование внутрипредметных межпредметных связей позволяет устранить излишнее дублирование учебного материала, экономить учебное время, способствует обобщению и углублению знаний.
9.
Новаторство – кредо каждого хорошего учителя 5 На вооружении современного учителя остаются фундаментальные технологии. Однако требования времени требуют включение в работу новых образовательных технологий. Современный учитель мобилен, способен мыслить и работать по-новому, он постоянно самосовершенствуется, находится в творческом поиске.
10 На моих уроках обучающиеся делают все по алгоритму, они не рассуждают самостоятельно 2 Я стараюсь не давать готовых знаний, решений. Ребенка ставлю в такую ситуацию, когда он вынужден напрягать свою волю, ум, чтобы найти выход из затруднения, найти способ решения поставленной учебной задачи, используя имеющиеся знания, наблюдения, опыт, источники информации.
11 Мой общий кругозор достаточно ограничен 1 В свободное время читаю классическую, психологическую литературу. Интересуюсь новостями культуры, творчеством неординарных людей искусства и науки, в том числе педагогической.
12 Все мои обучающиеся принимают участие в постановке целей и задач урока 5 Стараюсь привлечь детей к возможности выбора своей цели изучаемой темы, которая была бы посильна и интересна учащимся, соотнесена с их индивидуальными возможностями.
13 Я не считаю нужным анализировать уровень усвоения предлагаемого материала и развития учащихся 1 Данный анализ необходим для постановки дальнейших целей и задач обучения, помогает определить пути корректировки.
14 У меня достаточно поверхностное представление о возрастных особенностях обучающихся 1 Имею достаточные знания возрастных особенностей учащихся. Теоретические знания постоянно подкрепляются практикой. Учет психологических и анатомо-физиологических особенностей учащихся способствует оптимальному построению учебного процесса, в том числе сохранению здоровья обучающихся. Поэтому, на уроке стараюсь чередовать виды деятельности учащихся, создавать ситуацию успеха для каждого и для класса в целом, а также на уроке обязательно присутствует динамическая пауза.
15 Я не считаю необходимым демонстрировать успехи обучающихся их родителям (другим взрослым) 1 Важно, чтобы деятельность ребят сопровождалось успехом в глазах взрослых и товарищей, тогда дети с удовольствием учатся, осваивают новую деятельность. Для этого организую выставки портфолио ребят, обязательно с успехами ребят знакомлю родителей на родительских собраниях.
16 Я не применяю на уроках новые информационно-коммуникативные технологии 1 На уроках используются проектор и экран, СD-диски, презентации, составленные в PowerPoint, Интернет-ресурсы, дополнительная справочная и энциклопедическая литература для детей.
17 Я затрудняюсь в обосновании достоинств и ограничений выбранной мною образовательной программы 1 Уровень теоретических знаний позволяет оценивать действующие программы, выбрать и адаптировать их к конкретному классу.
18 Я умею разрешать конфликты оптимальным способом 4 Чтобы разрешить конфликт оптимальным способом, стараюсь проанализировать ситуацию: определить проблему,  причины возникновения конфликта, выслушать аргументы сторон. В поиске путей разрешения ситуации выслушиваю предложения всех участников. После принимается оптимально возможное решение.
19 Для меня характерно «держать себя в руках» 5 Учитель должен уметь контролировать чувства, быть выше обстоятельств, сохраняя самообладание.
20 У меня есть большой опыт участия в работе групп по разработке программ, дидактических и методических материалов 2 Работа ведется на уровне школы
21 Я уделяю много внимания формированию навыков учебной деятельности у обучающихся 5 Моя главная цель: научить детей учиться.
22 Я отдаю предпочтение обучающимся, которые тщательно и точно выполняют требования учителя 1 Никакого предпочтения, все дети уникальны. В своей работе использую ЛОО, дифференцированный подход.
23 Используемый мною набор дидактических и методических материалов для различных категорий обучающихся достаточно ограничен 1 Выбранный мною УМК располагает достаточным количеством материала для учащихся с различными возможностями и способностями.
24 При принятии решения в проблемной ситуации отдаленные последствия не важны 1 Принимая решение в проблемной ситуации, я стараюсь просчитать даже отдаленные последствия.
25 Считаю, что учитель не обязан комментировать обучающимся выставляемые им оценки 1 Человек имеет право получить аргументированный комментарий к оценке, данной со стороны, в том числе оценке, данной ему как ученику. Комментируя ребенку оценку его работы, стараюсь помочь ему в осознании своих пробелов и совместно найти пути коррекции.
26 Я обращаю внимание на плохое настроение своих коллег 5 По возможности стараюсь поднять настроение коллеге, это важно для общего настроя и продуктивности нашей работы.
27 При постановке целей урока должны доминировать нормативные требования, а не индивидуальные особенности обучающихся 1 «Не для школы, а для жизни мы учимся» (Древний Рим), «Жизнь на уроке должна быть подлинной» (Ш.Амонашвили). Считаю, что нормативные требования и учет индивидуальных особенностей учащихся должны находиться в оптимальном соотношении. Свою цель я вижу в том, чтобы дать детям умение действовать, а знания должны стать средством обучения действиям. Поэтому уроки строю в соответствии с деятельностным подходом, который предполагает включение в деятельность каждого учащегося, учитывая его индивидуальные особенности. Таким образом, нормативные требования являются основой для продуктивной деятельности учащегося, но не могут доминировать.
28 Я так организую урок, чтобы обучающиеся рассуждали, дискутировали, выполняли нестандартные задания 5 На таких занятиях формируется стремление к сотрудничеству, умение слушать и слышать других. Вижу, как дети «растут», становятся личностями, делают открытия, в том числе и в своих способностях.
29 Моя рабочая программа не предполагает решение воспитательных задач 1 Моя программа предполагает совокупность воспитательных, образовательных и развивающих задач.
30 У меня легко получается решать несколько задач одновременно 4 Умею организовать свою деятельность и работу учащихся для достижения намеченных целей урока
31 Я не трачу время на то, чтобы обучающиеся формулировали цель их деятельности на уроке 1 Постановка цели ориентирует учащихся на достижение результатов и дальнейшего самоконтроля.
32 Лишь некоторые обучающиеся с большой заинтересованностью работают на моих уроках 2 Стараюсь насыщать урок приемами, побуждающими непосредственный интерес учащихся. Использую привлекательные свойства предмета, явлений, событий, яркий факт, неожиданное сравнение. новизну, нестандартность, эмоциональность.
33 При подготовке к урокам, помимо основного материала, я использую дополнительные материалы по предмету 5 Использую дополнительную методическую и занимательную литературу по предметам, Интернет-ресурсы
34 У меня нет дидактических и методических материалов, разработанных самостоятельно 1 У меня достаточно большое количество дидактического и методического материала разработанного самостоятельно, которым я делюсь со своими коллегами.
35 Мне приходится часто слышать, что обучающиеся не поняли изложенный мною материал 2 Зависит от сложности материала и степени подготовленности учащихся. Но если ребенок подошел со словами «не понял», я всегда помогу и отмечу его ответственность за свои знания.
36 Моя осведомленность об актуальных событиях социальной жизни достаточно ограничена 1 Стараюсь быть в курсе событий, так как быть оторванным от общества нельзя.
37 Все мои обучающиеся хорошо осознают причины своих успехов и неудач 5 Рефлексия обязательная часть каждого этапа моего урока и в целом в воспитательном процессе.
38 Побуждаю обучающихся самостоятельно ставить и решать задачи с высокой степенью свободы и ответственности (например, подготовить задание со слабым обучающимся; придумать задания для самостоятельной работы и т. п.) 5 Чем выше степень включенности на уроке ученика в построение собственного образования, тем больше возможности для его самореализации, тем выше продуктивность обучения, тем больше удовлетворенность от процесса и результата обучения, как для ученика, так и для меня.
39 Я использую в педагогических целях даже «внештатные» ситуации, казалось бы, не имеющие отношения к изучаемому предмету 4 Любой изучаемый предмет имеет непосредственную связь с жизнью и чем прочнее связи, тем лучше идет усвоение. Разумное использование «внештатной ситуации» способствует эмоциональной окраске материала, что важно для младшего школьника.
40 Я умею сохранять спокойствие в самых непредвиденных ситуациях 5 Терпение, выдержка и самообладание помогают с достоинством выйти из любых сложных ситуаций.
41 Обучающимся не обязательно знать критерии оценивания их работы 1 Знание критериев оценки работает на положительный результат.
42 Мне очень трудно управлять ходом беседы или переговоров 2 Зависит от ситуации, но я умею слышать, примерять позицию собеседника и находить конструктивные решения для дальнейшего взаимопонимания.
43 Я постоянно предлагаю обучающимся самостоятельно осуществлять контроль за достигнутыми результатами 5 Самоконтроль и взаимоконтроль являются тем самым психологическим механизмом человека как субъекта деятельности, без которого не обеспечить роста самосознания. Считаю, что за четыре года обучения мои ученики овладели навыком самоконтроля и взаимоконтроля и совершенствуют его в учебной деятельности.
44 Я не умею дозировать задачи так, чтобы обучающиеся почувствовали свой успех 2 Дифференцированный подход в обучении позволяет обеспечить успех детей с разными возможностями и способностями.
45 Я всегда готовлю разные варианты проведения уроков для обучающихся разного уровня одной параллели 4 Хотя я работаю с одним классом, но готовя урок, я продумываю как минимум два варианта сценария ведения урока.
46 Моя рабочая программа недостаточно обоснована 1 Рабочую программу составляю с учетом нормативных требований и особенностей обучения моего класса.
47 У меня есть значительный опыт совместной работы по подготовке и реализации различных мероприятий, проектов, программ и др. 5 Считаю, что эффективно работаю в тесном контакте с учениками и учителями-коллегами, родителями
48 На моем рабочем месте всегда порядок 4 Порядок на рабочем месте, как в эстетическом плане, так и в организационном – это один из показателей моей работы.
49 На моих уроках обучающиеся не могут ответить на вопрос "Что должно быть достигнуто в результате занятия?" 1 На моих уроках постоянно присутствуют вопросы «Что учить?», «Зачем?» и «Как?»
50 Мотивация обучающихся – это ответственность учителя 5 Мотивация является отправной точкой для любой деятельности. Поэтому учитель несет ответственность за тот уровень мотивации, который он сумел организовать на уроке. Поэтому стараюсь использовать методы и средства побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, к активному усвоению содержания образования
51 Мне нужна дополнительная подготовка, чтобы преподавать свой предмет студентам вуза 5 Хотя я имею достаточную практику и знание по своему предмету, но считаю, что для другого уровня преподавания нужна дополнительная подготовка.
52 Считаю, что можно успешно изложить новый материал без учета ранее освоенных знаний и умений 1 Прочное усвоение материала возможно лишь тогда, когда оно формируется на опыте, наблюдении и ранее прочно усвоенных знаниях.
53 Я легко поддерживаю разговоры на отвлеченные или связанные с другими предметами темы 5 Считаю, что могу легко поддержать разговор на заинтересовавшую меня тему, а также поддержать разговор на любую тему. Мне интересно общаться с людьми любого возраста, разных профессий и взглядов. Умею слушать и слышать собеседника.
54 Никто из обучающихся на моих уроках не принимает участие в постановке целей и задач 1 На каждом уроке, каждый ученик должен уметь ставить цели и задачи - это основа продуктивного обучения. Поэтому на своих уроках создаю условия для того, чтобы и «сильные» и «слабые» ученики приняли участие в постановке целей и задач, исходя из темы.
55 Я преподаю такой предмет, который не может заинтересовать обучающихся 1 Нет такого предмета, есть учитель, не владеющий умением интересно преподносить материал, активизировать учеников, возбуждать в них интерес к особенностям предмета и умело использовать формы и методы обучения.
56 Мнение и реакция других участников образовательного процесса неважны при принятии педагогических решений 1 Эффективность образовательного процесса напрямую зависит от правильно принятых педагогических решений. А они не могут быть правильными, если не учитывать мнение всех участников образовательного процесса. Правильный их анализ и является ключом к успеху педагогического процесса.
57 На моих уроках часто используются приемы взаимооценки и самооценки обучающихся 5 Самооценка и взаимооценка – постоянный составляющие каждого моего урока. Я твердо убеждена, что самооценка и взаимооценка дают четкое представление самого человека о себе и его взаимоотношений в малой группе, что способствует его развитию как личности.
58 Мне всегда интересно, какие чувства вызывают у других людей мои слова и поступки 4 Всегда ставлю себя на место человека, к кому обращены мои слова и поступки. Благодаря этому я могу увидеть собственные недостатки и стараться их исправить.
59 Обычно я озвучиваю цель урока несколько раз в течение занятия 2 Считаю, что это необходимо в 1-2 классах. И только тогда, когда дети, в силу еще не достаточно развитых внимания и памяти, задают повторные вопросы, касающиеся целей урока. Для этого фиксирую цель на доске в виде знака, модели. В последующих классах достаточно поставить цель в начале урока.
60 Мои обучающиеся смело берутся за трудные задачи. 4 Считаю, что за время работы в данном классе я могу с уверенностью сказать, что большинство ребят не боятся ошибиться, взявшись за трудную задачу. Но есть дети очень робкие по своему характеру. «Не ошибается тот, кто ничего не делает». Ошибка – это тоже путь к правильному решению, но главное обязательно прийти к верному выводу, ответу, результату. Ошибка, обнаруженная и исправленная, является фактором прочного усвоения материала, даже трудного.
61 Я владею ограниченным набором современных методов преподавания 1 Владею современными образовательными технологиями (деятельностный метод, проблемное обучение, ТРИЗ, технология критического мышления, игровая, здоровьесберегающий подход, ИКТ и др.)
62 Я создаю рабочую атмосферу и поддерживаю дисциплину на уроке недирективными методами 5 Современное образование требует изменения стиля ведения урока и вообще общения с детьми. На современном уроке учитель – координатор, ученик – исследователь. Поэтому рабочая атмосфера моего урока – это не привычная тишина, а диалог, дискуссия, т.е. сотрудничество в доброжелательной атмосфере, даже «рабочий шум». Дисциплина предполагает понимание детьми норм поведения на уроке: нет места разговорам и делам, не относящимся к предмету урока.
63 В плане урока я всегда пошагово прописываю этапы достижения цели 5 Пошаговое планирование способствует достижению цели.
64 Негативное отношение к учебе – это следствие ошибок в педагогической деятельности 3 Педагогическая деятельность является основным фактором отношения детей к учебе. Но это отношение формируется также в семье, социуме, в которых живет и развивается ребенок.
65 Нет "каверзных" вопросов от обучающихся, а есть незнание учителя 3 Нельзя заявлять о незнании учителя, т.к. всего знать невозможно. В таких ситуациях признаюсь, что пока не готова ответить на этот вопрос, но обязательно постараюсь найти на него ответ. Считаю, что это носит воспитательный характер, т.к. показывает детям, что и взрослые тоже знают не все, но стараются заполнить пробелы.
66 Мои методические и дидактические разработки никогда не приносили мне победу в профессиональных конкурсах 1 «Самый классный классный» (2010 г., победитель в номинации «Внеклассное мероприятие»), «Учитель года» (2012 г., победитель в номинации «Презентация педагогического опыта»), 2 место в школьном конкурсе видеофрагментов уроков «А я делаю так!»
67 Гуманизм учителя не является важным критерием оценки его работы 1 Я всегда принимаю ребенка таким, каков он есть и стараюсь развивать в нем его уникальность и индивидуальность.
68 Я часто затрудняюсь сделать цели урока личностно значимыми для обучающихся 1 Только личностно значимые цели ведут к самостоятельной познавательной деятельности ученика. Стараюсь, чтобы на моем уроке на вопрос «Зачем мне этому учиться?» мог ответить каждый ученик.
69 Бывает, что я ставлю обучающемуся высокую оценку не за правильный, а за творческий ответ 4 Творческое мышление- это тоже продукт самостоятельной деятельности, это открытие нового, поэтому его можно высоко оценить.
70 Я хорошо ориентируюсь в социальной ситуации класса, знаю и учитываю взаимоотношения обучающихся в педагогических целях 5 Провожу тесты социометрии, психологические игры и тренинги, чтобы в полном объеме понимать межличностные отношения моего класса. В зависимости от этого планирую воспитательную работу.
71 Я легко меняю принятое решение под влиянием новой информации 4 Бывают ситуации, когда нужно оперативно менять свое решение, так как всплывают какие-то факты, иная информация.
72 Формирование навыков самооценки у обучающихся не относится к задачам учителя 1 Самооценка это важнейшая личностная инстанция, которая оказывает большое влияние на все сферы жизнедеятельности личности, способствует саморазвитию.
Подпись ______________ ( ________________________________)
Дата ____________________