Влияние компьюрных игр на психологическое состояние школьников. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Примокшанская средняя общеобразовательная школа» Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия





Влияние компьюрных игр
на психологическое состояние школьников.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА




Автор: ученица 5 класса Звонарева Злата
Руководитель: учитель химии
Звонарева Екатерина Александровна





п.Примокшанский
2017 год



СОДЕРЖАНИЕ
с.

Введение.....3
Общая характеристика проблемы5
Изменения, которые вызывают компьютерные игры.6
Как же может появиться зависимость..6
Первые признаки зависимости.7
Симптомы зависимости.....8
Этапы развития зависимости....8
Практическая часть10
Анализ результатов11
Заключение.........17
Список литературы20
Приложения21






















ВВЕДЕНИЕ.
Влияние компьюрных игр на психологическое состояние школьников..
С развитием компьютерных технологии и расширением рынка игрового программного обеспечения растет число людей, увлекающихся компьютерными играми. Об этом можно судить по нескольким объективно наблюдаемым факторам: активное развитие игрового компьютерного бизнеса, расширение рынка игрового программного обеспечения, увеличение игровых компьютерных журналов и газет, рост количества игровых веб-серверов в сети Интернет. Логично предположить, что с увеличением числа увлекающихся играми людей растет число потенциально имеющих «синдром зависимости» от компьютерных игр. Влиянию новых технологий в большей степени подвергаются дети. В нашем обществе дети в значительной мере усваивают роли и правила поведения из сюжетов компьютерных игр, телевизионных передач, фильмов и других средств массовой коммуникации.
Особенно беспокоит вопрос о влиянии этих забав на неустойчивую детскую психику. У ребенка совершенно другие отношения с реальностью. Если ребенок сильно заигрался, сделал что-то не так, то он непременно получит наказание от родителей или воспитателей, а вот в виртуальном мире подобного ответа не происходит. Таким образом, играя в компьютерные игры, особенно в агрессивные компьютерные игры ребенок прививает себе такие качества, как безнаказанность, вседозволенность, у него начинают размываться нравственные ориентиры. Он идентифицирует себя с героем на экране, начинает хвастаться, как он виртуозно умеет убивать, стрелять и отрывать головы. Ничего хорошего из этого получиться не может. Психологи отмечают, что компьютерная зависимость у взрослых чаще всего наступает в так называемые кризисные периоды жизни: 25, 30, 40 лет, в случаях, если результаты достижений не оправдывают ожиданий, если человек сталкивается с непониманием, если не складывается семейная жизнь. Однако справиться с этой проблемой взрослому гораздо легче, чем подростку.
Психологи утверждают, что феномен психологической зависимости человека от компьютерных игр имеет место. Учитывая то, что количество людей, а чаще всего это дети, попадающих в эту зависимость, растет с каждым днем, этот вопрос является актуальным для исследования. К сожалению, общественность не уделяет этой проблеме должного внимания. Поэтому, и называет компьютерную зависимость бомбой замедленного действия.
Мои одноклассники, и я в том числе, довольно много времени проводим за компьютером, и поэтому я решила исследовать влияние компьютера на психологическое здоровье школьника и к каким изменениям может привести это влияние. Изучению специфики взаимодействия детей и подростков с компьютерами посвящено множество исследований (М. Коул, С. Пейперт, А. В. Беляева, С. Л. Новоселова, Ш. Текл и др.).
Цель исследования: определить количество времени, проводимое учащимися за компьютером и выявление изменений их психологического состояния
Задачи:
Изучить влияние компьютерных игр на психику учащихся.
Выявит первые признаки развития компьютерной зависимости и этапы ее развития.
Провести анкетирование учащихся 4- 9 классов нашей школы для выявления степени компьютерной зависимости.
Обратить внимание взрослых на проблему возникновения привязанности к компьютерным играм детей и необходимости контроля с их стороны.
Создание и распространение памятки «Методические рекомендации по профилактике возникновения зависимости от компьютерных игр»
В процессе работы мной использованы следующие методы:
Теоретический (изучение и анализ литературы).
Эмпирический (наблюдения, анкетирование, описания и объяснения результатов исследований, сравнение).
Графический – построение таблиц, диаграмм.
Данную работу можно использовать классным руководителям при проведении классного часа, родителям, учащимся, с целью преодоления развития компьютерной зависимости.
Место работы: Примокшанская СОШ
Сроки работы: декабрь – март
  Реализация профилактических мероприятий
1. Я провела профилактическую работу среди школьников. Она включала в себя:
- беседы с учащимися на тему « Компьютерная зависимость»;  
- распространение памятки «Методические рекомендации по профилактике
возникновения зависимости от компьютерных игр». Приложение № 1.
2. Выступление на родительском собрании с данной работой.









Общая характеристика проблемы.
Не так давно никто не мог и предположить, что компьютер войдет почти в каждый дом. Его освоили не только работники банков, различных офисов, но и другие слои населения, большую часть которых составляют дети. Компьютер дал нам всем большие возможности: подготовка рефератов на различные темы при подготовке домашнего задания, общение через сайты, хранение разной информации, развлечения в виде компьютерных игр. Но вместе с пользой компьютер внес в нашу жизнь и негативные моменты. Многие школьники стали проводить за компьютером огромное количество времени, не замечая ничего вокруг себя.
Компьютер хоть и облегчает человеку жизнь, но в то же время может вызвать серьезную зависимость. Погружаясь в виртуальный мир, человек как бы отгораживается от реальности, перестает интересоваться окружающим. И особенно уязвимы в этом плане дети и подростки, которые еще не сформировались как личности и легко поддаются пагубному влиянию. Тем более, что компьютерный мир так заманчив, красочен и моден. Компьютер влияет на все биологические характеристики организма человека, и в первую очередь, на его физическое и психическое здоровье.
А ведь наверняка дети не задумываются о том, что компьютерная игра может привести к серьезному заболеванию? Постоянное сидение за компьютером способствует развитию расстройств нервной системы и психосоматическим заболеваниям (головные боли, кожные заболевания, раздражение и др.)
В результате длительного взаимодействия с компьютерными виртуальными программами и играми происходит поражение психики человека и подавление его сознания. Решая увлекательные задачи, поставленные авторами игры, ребёнок в ажиотаже проводит за компьютером много часов и не замечает, как смертельно он устал. В конце концов, попадает в полубредовое состояние и уже мало отличает виртуальный мир от мира, в котором живёт физически – душа его ушла в компьютер. В этом трансе он, наконец, бессильно отваливается от монитора и заваливается в полусон-полубред. Как правило, ему снится, что он все ещё играет. Игрок просыпается разбитый, с больной головой, в уверенности, что всё - то время он играл, и с единственным желанием возобновить игру.
Отмечается и такая опасность, как «оболванивание» ребенка, оскудение его эмоциональной сферы, поскольку игрок, если он хочет выиграть, должен постоянно подавлять свои чувства и оставаться хладнокровным. Некоторые компьютерные игры провоцируют агрессивное поведение, возвеличивание войн и насилия.
В качестве негативных последствий компьютерных игр указывают сужения круга интересов, стремление к создание собственного мира – принятие роли компьютерного персонажа, уход от реальности - «отстранении» от повседневных хлопот и проблем. По мнению некоторых ученых, занятия с компьютером один на один, часто в ущерб общению со сверстниками, приводит к социальной изоляции и трудностям в межличностных контактах. Поскольку именно общение служит для детей главным средством развития их личности.
Изменения, которые вызывают компьютерные игры.  
Сфера эмоций и социальных контактов, школьники, увлеченные компьютерными играми чаще всего одиноки, у них нет друзей, плохо находят контакт со своими сверстниками, не посещают кружки, общественные поручения выполняют не охотно.
Возрастает опасность различных физических и психических расстройств, дети жалуются на переутомление, боли в ногах и руках, ухудшения зрения, головные боли, трудное засыпание, общая возбужденность. Родители, порой, даже и не подозревают, что причиной этих психических расстройств у их чада компьютер.
Повышается уровень агрессии у школьников, количество правонарушений среди детей увлекающихся компьютерными играми гораздо больше.
Возникает перераспределение интересов, дети перестают увлекаться литературой, музыкой, учебой и т.д 
Дети перестают фантазировать, неспособны создавать собственные зрительные образы, с трудом воспринимают информацию и обобщают ее, снижена память, они становятся безответственными и наблюдается так называемая эмоциональная незрелость. Психологи классифицируют эту вредную привычку как разновидность эмоциональной «наркомании», вызванной техническими средствами.
          Все эти симптомы можно встретить у людей любой зависимости: алкогольной, наркотической и др. Если не предпринять никаких мер, то со временем это усугубляется и превращается в манию, тем самым, усиливая отрицательное влияние компьютера на психику школьника. Проявляется это неуравновешенностью, рассеянностью, самоизоляцией, неряшливостью, изменение привычных ценностей. К близким и родственникам, друзьям, такие дети, относятся наплевательски. Все это ведет к глубоким личностным изменениям и появлению новых и не приятных черт характера. А все призывы к этическим номам не дают результата.
  Самое важное – контролировать, во что играет ребенок. Те же стратегические игры развивают мышление, логически тренируют логику, а те же [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] помогают сформировать эстетический вкус. Уже давно разработаны целые подборки развивающих игр, которые помогут детям не только управляться компьютерной мышкой, но выучить буквы и цифры, научиться писать и считать, различать цвета и формы. Вот такие игры не то, что не несут вреда для ребенка, но и являются полезными для его психики и развития.
Как же может проявиться эта зависимость?
Основной причиной возникновения компьютерной зависимости у детей психологи считают недостаток общения и взаимопонимания с родителями, сверстниками и значимыми людьми. Иногда, сами родители из – за своей занятости развивают эту зависимость. Легче включить ребенку компьютер, чтобы он не приставал к родителям и дал им отдохнуть после работы.
Компьютер заполняет ту пустоту, которая образовалась в жизни ребенка. И ребенок перестает приставать к старшим с вечными вопросами и просьбами. И когда подрастает, родители с удивлением обнаруживают: у него почти нет других увлечений, он мало общается и прогулке всегда предпочитает уединение в своей комнате. Реальный мир стал для него неинтересен. Он серый и скучный. События, которые происходят вокруг, не такие яркие и динамичные. Реальность не вызывает таких эмоций и не дает таких возможностей, как мир виртуальный.
  При попытке насильно вернуть ребенка «на землю» от причин компьютерной зависимости, родители встречаются с протестами, а часто и с жестким отпором. И это естественно: он защищает свой мир. Его реакция будет тем агрессивнее, чем большую ценность этот мир для него представляет. Чтобы понять, что он для него значит, мысленно вернитесь в прошлое. В детстве мы учимся общаться, дружить, конкурировать, проигрывать, побеждать и т.д. Все это должно происходить в тесном контакте с другими людьми – взрослыми и детьми. Когда эмоции, которые мы переживаем, направлены на реальных людей и окружающий мир, мы учимся в нем жить. Равнодушие к его проблемам, постоянная занятость окружающих и отсутствие альтернатив для реализации своих потребностей приводят к тому, что он сводит к минимуму контакты с внешним миром.
Кроме того, зависимости подвержены те, у кого заниженная или завышенная самооценка. И если первые находят в компьютере понимающего собеседника и друга, а также возможность преуспеть в компьютерной жизни, то для вторых важно достижение результата при минимуме усилий. 
Очевидно, что это плата за овладение современными возможностями связи людей между собой, другая сторона цивилизации, лишившая нас чего-то невидимого, но столь ценного неспешной переписки вместо электронной почты, тишины библиотек вместо электронных книг, прогулок с друзьями вместо ожидания «дешевого» ночного времени связи, и еще многого. 
Таким образом, я выяснила, что компьютерная зависимость  пристрастие к занятиям, связанным с использованием компьютера, приводящее к резкому сокращению всех остальных видов деятельности, ограничению общения с другими людьми.
Каковы же первые признаки зависимости
- Если ребенок ест, пьет чай, готовит уроки у компьютера.
-  Провел хотя бы одну ночь у компьютера.
- Прогулял школу – сидел за компьютером.
- Приходит домой, и сразу к компьютеру.
- Забыл поесть, почистить зубы (раньше такого не наблюдалось).
- Пребывает в плохом, раздраженном настроении, не может ничем заняться, если компьютер сломался.
- Конфликтует, угрожает, шантажирует в ответ на запрет сидеть за компьютером.
Симптомы зависимости
Установленные симптомы зависимости можно условно разделить на три группы:
 - психические;
- социальные;
-духовные.
Психические признаки: появление чувства радости, эйфории при контакте с компьютером  или даже при ожидании, «предвкушении» контакта; отсутствие контроля за временем взаимодействия с компьютером; желание увеличить время взаимодействия с компьютером («дозу»); появление чувства раздражения, либо угнетения, пустоты, депрессии при отсутствии контакта с компьютером; использование компьютера для снятия внутреннего напряжения, тревоги, депрессии; эмоциональная неустойчивость; навязчивое стремление постоянно проверять электронную почту, снижение самооценки и т. д.
Социальные признаки: возникновение проблем во взаимоотношениях с родителями, в школе или на работе; проблемы экономические, т.к. много денег приходится платить за такое удовольствие; проблемы с правоохранительными органами при совершении правонарушений для добычи денег; пренебрежение личной гигиеной, неряшливость.  
Духовные признаки: потеря смысла реальной жизни, жизнь становится ненужной, пустой, лишенной всякого смысла, что приводит к духовному обнищанию, духовной смерти.
Этапы развития зависимости
Выделяют четыре этапа развития психологической зависимости от компьютерных игр:
легкой увлеченности;
увлеченности;
зависимости;
привязанности.
На стадии легкой увлеченности человеку начинает нравиться сама игра, компьютерная графика в ней, звук, сам факт имитации реальной жизни. На стадии увлеченности игра принимает систематический характер. Когда игроки становятся «заядлыми», возникает стадия зависимости, происходят изменения в самооценке и самосознании. Последняя стадия характеризуется угасанием активности человека, сдвигом психологического содержания личности в целом. Это самая продолжительная стадия, которая может длиться всю жизнь.



































II. Практическая часть.
Я проводила анкетирование среди учеников 4-9 классов. Участвовало 34 ученика. 1.Сначала я решила узнать, все ли учащиеся 4-9 классов имеют компьютер, сколько времени проводят за ним в обычные и выходные дни. (Приложение № 2)
2. Провела опрос «Знают ли учащиеся, что компьютер вреден для здоровья и какую угрозу представляет компьютер вашему здоровью?»
3. Какие игры предпочитают учащиеся?
1. Стрелялки.
2. Тренажеры (всевозможного рода гонки, военные и космические игры)
3. Стратегии (строительство и управление ими, вы лидер и управляете другими)
4. Спортивные тренажеры (имитация спортивных соревнований)
5. Ролевые игры (игра персонажем)
6. Приключения (бродилки – игры – приключения, сказки,, квест)
7. Логические (головоломки, шахматы, карты)
8. Любые игры из предложенных.
4. Тест на компьютерную зависимость. (Приложение № 3)
5. Тест - Особенности психологического состояния учащихся. (Приложение № 4):




















III. Анализ результатов
Время работы за компьютером.
Анализ полученных результатов по этому блоку показал:
- 28 учащихся (82%) имеют дома компьютер и 6 (18%) нет из 34 учащихся;
Диаграмма №1
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
- 25 учащихся (89%)  играют в игры   на   компьютере и 3(11%) нет и это 1 ученик 4 класса Полынов Павел (не разрешают родители) и 2 из 9 класса девочки;
Диаграмма №2
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
- под присмотром 15 человек (53%) в большей степени учащиеся младших классов и 13 человек (47%) без присмотра;
Диаграмма №3
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
- в будни – до 1 часа работают 8 учащихся (29%), до 2 часов – 18 учащихся (65%), до 3 часов – 1 (3%), до 4 часов – нет и 1 (3%) не разрешаю играть;
- в выходные - до 1 часа - 5 учащихся (18%), до 2 часов – 10 учащихся (36%), до 3 часов – 13 (46%), до 4 часов – нет.
Таим образом, учащиеся младших классов играют под присмотром родителей и выходные дни время увеличено.
Опрос «Знают ли учащиеся, что компьютер вреден 20 (71%) ответили, что знают, 8 (29%) -ответили – нет.

Диаграмма №4
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
В какие компьютерные игры вы предпочитаете играть?  11 учащихся (40%) ответили, что предпочитают играть в бродилки,
9 (31%) предпочитают стратегии,
5 (18%) предпочитают логические игры.
3 (11%) любые игры.
Диаграмма №5
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
Тест «Компьютерная зависимость».
От 8 до 12 баллов: норма – 10 человек (36%)
От 13 до 18 баллов: пока зависимости нет, но  стоит обратить пристальное внимание  на ребенка и его занятия – 11(60%)
От 19 до 24 баллов:  компьютерная зависимость, необходимо обратиться к психологу – 4(14%)
Диаграмма № 6
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
5. Тест - Особенности психологического состояния учащихся.
Категория Исследования

Вопрос
Вариант ответа
Играющие
Неиграющие





Количество
%
Количество
%


Общие вопросы





1
Играете ли вы в компьютерные игры?
да, нет
25
89
3
11


2
Ваша успеваемость в школе?
«3»
7
25
-
-




«4»
13
46
3
11




«5»
5
18
-
-


3
Всегда ли выполняют домашнее задание?
Да
18
64
3
11




Нет
7
25
-
-


4
Часто ли вы гуляете?
Да
16
57
2
7




Нет
6
22
1
3


Уровень состояния агрессии
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
5
Иногда сплетничаю о людях, которых не люблю.
Да
5
18
2
7




Нет
20
72
1
3


6
Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь.
Да
19
68
1
3




Нет
6
22
2
7


7
Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами.
Да
21
75
3
11




Нет
4
14
-
-


8
Если кто-то воображает себя начальником, я всегда поступаю ему наперекор.
Да
17
61
1
3




Нет
8
29
2
7


9
Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной.
Да
17
61
2
7




Нет
8
29
1
3


10
Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются.
Да
14
50
2
7




Нет
11
40
1
3


11
Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится.
Да
22
78
3
11




Нет
3
11
-



12
Хотя я и не показываю этого, меня иногда гложет зависть.
Да
18
64
1
3




Нет
7
26
2
7


Уровень тревоги и депрессии


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
13
Замечаете ли Вы, что стали более медлительны и вялы, что нет прежней энергичности?
Никогда
1
3
2
7




Редко
10
36
1
3




Иногда
9
32
0
0




Часто
5
19
0
0


14
Бывает ли у Вас ощущение какого-либо беспокойства (как будто что-то должно случиться), хотя особых причин нет?
Никогда
2
7






Редко
5
19
3
11




Иногда
10
36
-
-




Часто
8
27
-
-


15
Замечаете ли Вы, что сейчас испытываете меньшую потребность в дружбе и ласке, чем раньше?
Никогда
5
18
2
7




Редко
9
32
1
3




Иногда
5
18
-
-




Часто
6
21
-
-


16
Приходит ли Вам мысль, что в Вашей жизни мало радости и счастья?
Никогда
6
21
-
-




Редко
9
32
3
11




Иногда
5
18
-
-




Часто
5
18
-
-


17
Ожидание Вас тревожит и нервирует?
Никогда
4
14
-
-




Редко
5
18
2
7




Иногда
5
18
1
3




Часто
11
40
-
-


18
Вам часто хочется побыть одному?
Никогда
0

-





Редко
7
25
-





Иногда
5
18
3
11




Часто
13
46
-



19
Вы чувствуете себя скованно и неуверенно в обществе?
Никогда
4
15
-
-




Редко
9
32
-
-




Иногда
8
27
3
11




Часто
4
15
-
-

 
 
Уровень объективного ощущения одиночества
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Часто ли вы ощущаете что


20
Вы несчастлив, занимаясь столькими вещами в одиночку?
Никогда
5
18
3
11




Редко
7
25
-
-




Иногда
9
32
-
-




Часто
4
14
-
-


21
Вам не с кем поговорить?
Никогда
1
3
-





Редко
10
36
2
7




Иногда
8
29
1
3




Часто
6
22
-
-


22
Застаете себя в ожидании, что люди позвонят или напишут вам?
Никогда
4
14
-
-




Редко
9
32
-
-




Иногда
8
29
3
11




Часто
4
14
-
-


23
Те, кто вас окружает, не разделяют ваши интересы и идеи?
Никогда
1
3






Редко
5
18
3
11




Иногда
8
29






Часто
11
39




24
В действительности никто как следует не знает вас?
Никогда
6
22






Редко
6
22
3
10




Иногда
6
22






Часто
7
25




25
Вам трудно заводить друзей?
Никогда
2
7
-
-




Редко
11
39
2
7




Иногда
5
19
1
3




Часто
7
25
-
-


Очевидно, что категория учащихся, увлекающаяся компьютерными играми имеет более высокий показатель агрессии, тревожности и депрессии. Ученики, которые не играют в компьютерные игры, чаще гуляют, более общительны, меньше подвержены возникновению стрессовых ситуаций.
У играющих ребят высокую степень сопротивляемости к стрессу имеют 11 человек (39%), низкую степень сопротивляемости – 3 человек (11%). Среди неиграющих в компьютерные игры учащихся 3 человек (100%) имеют высокую степень стрессоустойчивости.
Диаграмма №7
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
Таким образом, для троих учащихся (Овчинников Владислав, Циликин Алексей, Инякин Павел), сумма баллов, у которых свыше 44, это означает реальную опасность, т. е. им грозит психосоматическое заболевание, поскольку они близки к фазе нервного истощения. Стоит обратить внимание, что процент играющих ребят очень велик 25 из 28 (89%), что говорит о такой серьезной проблеме, как компьютерная зависимость у целых групп людей. Также была разработана памятка с методическими рекомендациями по профилактике возникновения зависимости от компьютерных игр. Представленные результаты опроса говорят о том, что учащиеся нашей школы увлекаются компьютерными играми, что оказывает существенное влияние на психологическое состояние ребенка, однако, некоторые из играющих детей успешно совмещают свое увлечение с учебной деятельностью, занятием спортом и общением со сверстниками.


Выводы:
В итоге, я пришла к выводу, что компьютер оказывает вредное воздействие на здоровье школьников. Но если мы будем соблюдать правила работы за компьютером, следить за длительностью пребывания за экраном монитора, прислушиваться к полезным советам, то компьютер будет нам только другом и будет помогать при работе.
1.Большинство школьников не знают вредных факторов, действующих на человека за компьютером.
2. Ученики недостаточно заботятся о своём здоровье, проводя много времени за компьютером, что может привести к возникновению различных заболеваний, в том числе психических.
3. Многие школьники игнорируют методы профилактики заболеваний при работе за компьютером.

                   














Заключение
Исследуя литературу по вопросу влияния компьютера на здоровье школьника и проведя анкетирование, я сделала вывод, что компьютер хоть и облегчает человеку жизнь, но в то же время может вызвать серьезную зависимость. Погружаясь в виртуальный мир, человек как бы отгораживается от реальности, перестает интересоваться окружающим. И особенно уязвимы в этом плане все таки дети, которые еще не сформировались как личности и легко поддаются пагубному влиянию. В отношении некоторых игр у подростков формируется зависимость, подобная наркотической. Многие компьютерные игры  вызывают агрессивный настрой, но есть и такие, которые развивают положительные качества. Анкетирование учащихся, сравнительный анализ результатов проведенного исследования показал, что дети, которые посвящают большую часть свободного времени компьютерными играми, в отличие от неиграющих ребят более подвержены стрессу, уровень агрессии у них выше, они меньше времени уделяют учебе, выполнению домашнего задания, спорту, общению со сверстниками, они более замкнуты. Обобщая теоретическую и практическую части моего исследования можно сделать следующий вывод: чрезмерное увлечение компьютерными играми может нанести большой вред здоровью.
Но все – таки лучше  сделать компьютер не средством развлечения, а инструментом для обучения, и в этом школьникам поможет школа.
Проблемы, поднятые в работе, хотелось, чтобы привлекли внимание и родителей. Вопросы, связанные с компьютерной зависимостью интересуют и меня лично, сегодня возросли требования к развитию компетенций, в том числе и информационно – коммуникационных, но это негативно сказывается на здоровье. Как уберечь себя от негативного влияния – моя задача.
Но если у Вашего ребенка проявляются первые признаки зависимости, то в первую очередь, постарайтесь понять все причины компьютерной зависимости, какую именно свою потребность он удовлетворяет через это увлечение. Дети полны энергии, им нужны свежие впечатления и пространство для деятельности. Возможно, ему необходимо дело, в которое он может окунуться с головой: нарабатывать навыки, самосовершенствоваться, достигать успехов в нем. Помогите ему найти альтернативу в реальном мире. Это может быть все, что угодно: спортивная секция, студия детского творчества, курсы, где он может научиться чему-то интересному. Но, ни в коем случае не выбирайте за него. Иначе альтернатива может превратиться в еще одну скучную обязанность.  Если же у ребенка нет никаких проблем контакта с реальным миром, вряд ли он сам станет целыми днями просиживать у телевизора или компьютера. Его жизнь и так полна событиями, впечатлениями, общением с людьми и интересными делами.






















Литература
Бабаева Ю. Д., “Одарённый ребёнок за компьютером”, М.: Скамрус, 2003.
Журнал “Школьный психолог” № 17, 2004, “Детская болезнь”
Прохоров А.О. «Методики диагностики и измерения психических состояний личности.» - М.: ПЕР СЭ, 2004.
Симонович С.В., Евсеев Г.А. «Занимательный компьютер. Книга для детей, учителей и родителей». – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, Инфорком-Пресс, 2002.
Фридман С. А. “Человек. Характер и поведение” М.: Мнемозина, 2003
Шевнина О., “Если ребёнок интересуется только компьютерными играми”, М.: Эксмо, 2003.
Шмелев А.Г. «Мир поправимых ошибок. Вычислительная техника и ее применение. Компьютерные игры.» –1988, №3 27.
Яньшин П. В. «Практикум по клинической психологии. Методы исследования личности.» – СПб : Питер, 2004
Интернет-ресурсы [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]




Приложение №1
Методические рекомендации по профилактике возникновения зависимости от компьютерных игр
Запрещать ребенку играть в компьютерные игры для детей не нужно. Чтобы игра не навредила здоровью ребенка - постарайтесь вместе соблюдать некоторые правила:
Лучше играть в компьютерные игры в первой половине дня.
Мебель (стол и стул) по размерам должны соответствовать росту ребенка.
Расстояние от глаз ребенка до монитора не должно превышать 60 см.
В процессе игры ребенка на компьютере необходимо следить за соблюдением правильной осанки ребенком.
Помните, что только после 12 лет дети могут хотя бы отчасти научиться разделять реальности – виртуальную и действительную.
Компьютер должен быть установлен правильно и иметь высокие технические характеристики, освещение должно быть естественным и достаточным,
Игры выбирайте по возрасту ребенка, имеющие смысловые задачи,
Играть в развивающие компьютерные игры для детей можно не более 15 минут подряд (в зависимости от возраста ребенка продолжительность игры может немного увеличиться, однако не должна превышать 40 минут подряд),
Анализируйте сюжеты компьютерных игр, в которые играет ваш ребёнок. Чаще всего это будут сцены насилия, подавления, жестокости, убийства противника. Случается, что ребёнок совершает акт виртуального убийства до несколько сотен (!) раз за одну игру.
Обратите внимание на то, что в виртуальной действительности отсутствует масштаб человеческих чувств: убивая и подавляя, ребёнок не переживает обычных эмоций (боли, сочувствия, сопереживания). Наоборот, привычная человеческая шкала перевёрнута: ребёнок получает удовольствие от удара, оскорбления, убийства.
Следите не только за тем, во что играют их дети, но и как они играют. Ребенок должен управлять игрой легко и без напряжения - так, как играют на музыкальных инструментах. Если у него это не получается, смените игру. Игр много и всегда найдется, что выбрать.
Заводите будильник (таймер) на определенное время, чтобы, увлекшись игрой, не потерять ощущение времени,
После игры предложите ребенку сделать самую простейшую гимнастику для глаз: станьте вместе напротив окна, нарисуйте небольшую точку на стекле. Попеременно смотрите на точку на стекле и на предметы вдали за окном. Взгляд нужно задерживать по 10-15 секунд на каждом предмете.




Приложение №2
Таблица 1
Количество компьютеров, контроль родителей, время работы с компьютером.
Класс
Всего
Имеют компьютеры
Играют в игры
Под присмотром родителей
Будничные дни
Выходные дни






Не разрешают
0,5-1ч
1-2ч
2-3ч
3-4ч
4ч и более
Не разрешают
0,5-1ч
1-2ч
2-3ч
3-4ч
4ч и более

4
9
6
5
5
-
2
4
-
-
-
-
-
2
4
-
-

5
3
2
2
1
-
1
1
-
-
-
-
-
1
1
-
-

6
6
6
6
3
1
2
3
-
-
-
1
2
1
3
-
-

7
3
3
3
1
-
1
2
-
-
-
-
1
2
-
-
-

8
5
4
4
3
-
-
3
1
-
-
-
-
2
2
-
-

9
8
7
5
2
-
2
5
-
-
-
-
2
2
3
-
-

всего
34
28
25
15
1
8
18
1
-
-
1
5
10
13





















Приложение № 3
Тест на компьютерную зависимость
1. Как часто ты играешь в компьютер? 
а) каждый день - 3 балла 
б) день через день - 2 балла 
в) когда не чем заняться - 1 балл
2. По сколько часов в день играешь?
а) 2-3 часа  и  больше -  3 балла
б) час или 2 часа (заигрываюсь) - 2 балла
в) часик максимум - 1 балл
3. Сам ли ты выключаешь компьютер?
а) Пока компьютер. не перегреется или родители не выдернут сетевой фильтр, или пока сам не засну, или пока цвета перестаю различать,  или пока спина не разболится, вообще  не выключаю - 3 балла
б) когда как , иногда сам выключаю компьютер - 2 балла
в) сам и по своей воле выключаю - 1 балл
4. Когда есть время,  ты его тратишь на ...
а) на компьютер. на что же ещё  - 3 балла
б) всё зависит от случая (могу и за компьютером  посидеть )- 2 балла
в) вряд ли сяду за этот ящик  - 1 балл
5. Прогуливал ли ты учёбу, другое важное мероприятие ради того, чтобы поиграть в компьютер?
а) да прогуливал  - 3 балла
б) было пару раз да и то не такое важное событие - 2 балла
в) нет - 1 балл
6. Часто ли ты думаешь о самом  компьютере или играх на компьютере?
а) да постоянно - 3 балла
б) пару раз на день вспоминаю - 2 балла
в) редко,  почти не вспоминаю - 1 балл
7. Какую роль для тебя играет компьютер?
а) всё или почти всё  - 3 балла
б) значит много, но ещё есть много вещей которые для меня значат не меньше - 2 балла в) ни какой роли он для меня не играет - 1 балл
8. Приходя домой ты первым делом...
а) сажусь за компьютер -3 балла
б) всегда по - разному могу и за компьютер сесть -  2 балла \
в) ну уж точно не сяду за компьютер -  1 балл
Подсчитайте суммарный балл:
От 8 до 12 баллов: норма
От 13 до 18 баллов: пока зависимости нет, но  стоит обратить пристальное внимание  на ребенка и его занятия.
От 19 до 24 баллов:  компьютерная зависимость, необходимо обратиться к психологу.

Приложение № 4
Тест - Особенности психологического состояния учащихся: уровень агрессии, тревожности и депрессии и уровень объективного ощущения одиночества, т. к. данные изменения психики неразрывно связаны с понятием компьютерной зависимости школьников.
Критерий оценивания психологических изменений.
Общие вопросы: ответ «нет» - 1 балл, ответ «да» - 0 баллов.
Уровень состояния агрессии: ответ «да» - 1 балл, ответ «нет» - 0 баллов.
Уровень тревоги и депрессии: «никогда» - 0 баллов, «редко» - 1 балл, «иногда» - 2 балла, «часто» - 3 балла.
Уровень объективного ощущения одиночества: «никогда» - 0 баллов, «редко» - 1 балл, «иногда» - 2 балла, «часто» - 3 балла.
Максимально возможный показатель изменения психического состояния - 62 балла. Итоговая сумма определяет одновременно уровень психологических изменений и степень вашей сопротивляемости стрессу. Большое количество баллов это сигнал тревоги, предупреждающий вас об опасности. Следовательно, вам необходимо срочно что-либо предпринять, чтобы ликвидировать стресс. Подсчитанная сумма имеет еще одно важное значение она выражает (в цифрах) вашу степень стрессовой нагрузки.
Для наглядности приводим сравнительную таблицу стрессовых характеристик.
Общая сумма баллов
Степень сопротивляемости стрессу

0 - 21
Высокая

22 - 43
Пороговая

44 - 62
Низкая (ранимость)

  Если, к примеру, сумма баллов - свыше 44, это означает реальную опасность, т. е. вам грозит психосоматическое заболевание, поскольку вы близки к фазе нервного истощения. Подсчет суммы баллов даст вам возможность воссоздать картину своего стресса. И тогда вы поймете, что не отдельные, вроде бы незначительные ваши реакции на окружающий мир явились причиной возникновения стрессовой ситуации, а их комплексное воздействие.





Категория Исследования

Вопрос

Общие вопросы
(да или нет)
1
Играете ли вы в компьютерные игры?


2
Ваша успеваемость в школе?


3
Всегда ли выполняют домашнее задание?


4
Часто ли вы гуляете?

Уровень состояния агрессии
(да или нет)
5
Иногда сплетничаю о людях, которых не люблю.


6
Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь.


7
Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами.


8
Если кто-то воображает себя начальником, я всегда поступаю ему наперекор.


9
Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной.


10
Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются.


11
Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится.


12
Хотя я и не показываю этого, меня иногда гложет зависть.

Уровень тревоги и депрессии
(никогда, редко, иногда, часто)
13
Замечаете ли Вы, что стали более медлительны и вялы, что нет прежней энергичности?


14
Бывает ли у Вас ощущение какого-либо беспокойства, хотя особых причин нет?


15
Замечаете ли Вы, что сейчас испытываете меньшую потребность в дружбе и ласке, чем раньше?


16
Приходит ли Вам мысль, что в Вашей жизни мало радости и счастья?


17
Ожидание Вас тревожит и нервирует?


18
Вам часто хочется побыть одному?


19
Вы чувствуете себя скованно и неуверенно в обществе?

Уровень объективного ощущения одиночества
(никогда, редко, иногда, часто)

Часто ли вы ощущаете что


20
Вы несчастлив, занимаясь столькими вещами в одиночку?


21
Вам не с кем поговорить?


22
Застаете себя в ожидании, что люди позвонят или напишут вам?


23
Те, кто вас окружает, не разделяют ваши интересы и идеи?


24
В действительности никто как следует не знает вас?


25
Вам трудно заводить друзей?










Приложение № 5
Графическое представление результатов
Диаграмма №1
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
Диаграмма №2
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
Диаграмма №3
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
Диаграмма №4
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415



Диаграмма №5
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
Диаграмма № 6
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
Диаграмма №7
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415

Приложение № 6
Как заботится компьютер о здоровье человека
Общая продолжительность общения с компьютером в течение дня должна быть не более:
– 45 минут – для детей 8-10 лет;
– 1 час 30 минут – для детей 11-13 лет
– 2 часа 15 минут – для детей 14-16 лет.
Запрещается проводить компьютерные игры перед сном.
Иногда человек, работающий за компьютером (не только ребенок, играющий в компьютерные игры, но и взрослый) так увлекается, что не замечает стремительно уходящего времени. А результат - переутомление. Существуют специальные компьютерные программы, которые заботятся о здоровье человека.
Программа Eyes Guard и Computer and Vision
Программу можно установить таким образом, чтобы через каждые 20 минут работа компьютера блокировалась на пять минут. Таким образом, обижайтесь - не обижайтесь на компьютер, но независимо от желания придется делать пятиминутный перерыв в своей работе. Работа программы (блокировка и разблокировка) не несет никаких отрицательных последствий для компьютера, операционной системы и всех установленных на нем приложений.
Программа Break Tame и Safe-Computer
Возможности программы позволяют вести постоянное наблюдение за утомляемостью человека, работающего за компьютером, и показывать время работы (как с начала дня, так и продолжительность последнего сеанса работы). Принцип работы приложения программы заключается в анализе продолжительности работы и степени активности клавиатуры и мыши. На основании этого формируется вывод утомляемости пользователя.














Словарь терминов
Агрессия – свойство личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъектно-субъектных отношений.
Виртуальный мир  это жанр интернет-сообщества, который часто принимает форму компьютерно-моделированной среды. Находясь в этой среде пользователи могут взаимодействовать друг с другом, пользоваться заранее созданными компьютерными объектами или самостоятельно создавать их.
Депрессия (от deprimo «давить», «подавить»)  это психическое расстройство, характеризующееся депрессивной триадой: снижением настроения, утратой способности переживать радость нарушениями мышления (негативные суждения, пессимистический взгляд на происходящее и т. д.).
Игромания  чрезмерное увлечение азартными или компьютерными играми.
Компьютерная зависимость - поведение со сниженным уровнем самоконтроля, грозящее вытеснить нормальную жизнь
Компьютерная игра    компьютерная программа, служащая для организации игрового процесса связи с партнёрами по игре, или сама выступающая в качестве партнёра.
Стресс – Стресс (от англ. stress  давление, нажим, напор; гнёт; нагрузка; напряжение)  неспецифическая (общая) реакция организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее его обычную работу а также соответствующее состояние нервной системы организма 








13PAGE 15


13PAGE 14215



Время работы на компьютере


Время работы на компьютере




Диаграмма 2Root Entry_-* #,##0_р_._-;\-* #,##0_р_._-;_-* "-"_р_._-;_-@_-О{,;
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_-* #,##0.00_р_._-;\-* #,##0.00_р_._-;_-* "-"??_р_._-;_-@_-а14 20% - Акцент1
·M
·
20% - Акцент120% - Акцент2
·M
·
20% - Акцент220% - Акцент3
·M
·
20% - Акцент320% - Акцент4
·M
·
20% - Акцент420% - Акцент5
·M
·
20% - Акцент520% - Акцент6
·M
·
20% - Акцент640% - Акцент1
·M
·
40% - Акцент140% - Акцент2
·M
·
40% - Акцент240% - Акцент3
·M
·
40% - Акцент340% - Акцент4
·M
·
40% - Акцент440% - Акцент5
·M
·
40% - Акцент540% - Акцент6
·M
·
40% - Акцент660% - Акцент1
·M
·
60% - Акцент160% - Акцент2
·M
·
60% - Акцент260% - Акцент3
·M
·
60% - Акцент360% - Акцент4
·M
·
60% - Акцент460% - Акцент5
·M
·
60% - Акцент560% - Акцент6
·M
·
60% - Акцент6Ввод Заголовок 1
·K
· Заголовок 1Заголовок 2
·K
· Заголовок 2Заголовок 3
·K
· Заголовок 3Заголовок 4
·=
· Заголовок 4Контрольная ячейка
·Џ
·Контрольная ячейкаСвязанная ячейка
·U
·Связанная ячейкаТекст предупреждения
·O
·14Текст предупрежденияДля изменения диапазона данных диаграммы перетащите правый нижний угол диапазона.
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·имеют
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·2
·_-* #,##0_р_._-;\-* #,##0_р_._-;_-* "-"_р_._-;_-@_-О{,;
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_-* #,##0.00_р_._-;\-* #,##0.00_р_._-;_-* "-"??_р_._-;_-@_-а14 20% - Акцент1
·M
·
20% - Акцент120% - Акцент2
·M
·
20% - Акцент220% - Акцент3
·M
·
20% - Акцент320% - Акцент4
·M
·
20% - Акцент420% - Акцент5
·M
·
20% - Акцент520% - Акцент6
·M
·
20% - Акцент640% - Акцент1
·M
·
40% - Акцент140% - Акцент2
·M
·
40% - Акцент240% - Акцент3
·M
·
40% - Акцент340% - Акцент4
·M
·
40% - Акцент440% - Акцент5
·M
·
40% - Акцент540% - Акцент6
·M
·
40% - Акцент660% - Акцент1
·M
·
60% - Акцент160% - Акцент2
·M
·
60% - Акцент260% - Акцент3
·M
·
60% - Акцент360% - Акцент4
·M
·
60% - Акцент460% - Акцент5
·M
·
60% - Акцент560% - Акцент6
·M
·
60% - Акцент6Ввод Заголовок 1
·K
· Заголовок 1Заголовок 2
·K
· Заголовок 2Заголовок 3
·K
· Заголовок 3Заголовок 4
·=
· Заголовок 4Контрольная ячейка
·Џ
·Контрольная ячейкаСвязанная ячейка
·U
·Связанная ячейкаТекст предупреждения
·O
·14Текст предупрежденияДля изменения диапазона данных диаграммы перетащите правый нижний угол диапазона.
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·без присмотра
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·2
·без присмотра
·%_-* #,##0_р_._-;\-* #,##0_р_._-;_-* "-"_р_._-;_-@_-О{,;
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_-* #,##0.00_р_._-;\-* #,##0.00_р_._-;_-* "-"??_р_._-;_-@_-а14 20% - Акцент1
·M
·
20% - Акцент120% - Акцент2
·M
·
20% - Акцент220% - Акцент3
·M
·
20% - Акцент320% - Акцент4
·M
·
20% - Акцент420% - Акцент5
·M
·
20% - Акцент520% - Акцент6
·M
·
20% - Акцент640% - Акцент1
·M
·
40% - Акцент140% - Акцент2
·M
·
40% - Акцент240% - Акцент3
·M
·
40% - Акцент340% - Акцент4
·M
·
40% - Акцент440% - Акцент5
·M
·
40% - Акцент540% - Акцент6
·M
·
40% - Акцент660% - Акцент1
·M
·
60% - Акцент160% - Акцент2
·M
·
60% - Акцент260% - Акцент3
·M
·
60% - Акцент360% - Акцент4
·M
·
60% - Акцент460% - Акцент5
·M
·
60% - Акцент560% - Акцент6
·M
·
60% - Акцент6Ввод Заголовок 1
·K
· Заголовок 1Заголовок 2
·K
· Заголовок 2Заголовок 3
·K
· Заголовок 3Заголовок 4
·=
· Заголовок 4Контрольная ячейка
·Џ
·Контрольная ячейкаСвязанная ячейка
·U
·Связанная ячейкаТекст предупреждения
·O
·14Текст предупрежденияДля изменения диапазона данных диаграммы перетащите правый нижний угол диапазона.
·
·
·
·
·
·
·Выходные
·
·
·
·
·
·
·
·1-2 ч
·
·
·
·
·
·Время работы за компьютеромя
·0,5 - 1ч
·13
·2-3 ч
·13
·Время работы за компьютером1-2 чДиаграмма 6_-* #,##0_р_._-;\-* #,##0_р_._-;_-* "-"_р_._-;_-@_-О{,;
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_-* #,##0.00_р_._-;\-* #,##0.00_р_._-;_-* "-"??_р_._-;_-@_-а14 20% - Акцент1
·M
·
20% - Акцент120% - Акцент2
·M
·
20% - Акцент220% - Акцент3
·M
·
20% - Акцент320% - Акцент4
·M
·
20% - Акцент420% - Акцент5
·M
·
20% - Акцент520% - Акцент6
·M
·
20% - Акцент640% - Акцент1
·M
·
40% - Акцент140% - Акцент2
·M
·
40% - Акцент240% - Акцент3
·M
·
40% - Акцент340% - Акцент4
·M
·
40% - Акцент440% - Акцент5
·M
·
40% - Акцент540% - Акцент6
·M
·
40% - Акцент660% - Акцент1
·M
·
60% - Акцент160% - Акцент2
·M
·
60% - Акцент260% - Акцент3
·M
·
60% - Акцент360% - Акцент4
·M
·
60% - Акцент460% - Акцент5
·M
·
60% - Акцент560% - Акцент6
·M
·
60% - Акцент6Ввод Заголовок 1
·K
· Заголовок 1Заголовок 2
·K
· Заголовок 2Заголовок 3
·K
· Заголовок 3Заголовок 4
·=
· Заголовок 4Контрольная ячейка
·Џ
·Контрольная ячейкаСвязанная ячейка
·U
·Связанная ячейкаТекст предупреждения
·O
·14Текст предупрежденияДля изменения диапазона данных диаграммы перетащите правый нижний угол диапазона.
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·знают
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·2
·_-* #,##0_р_._-;\-* #,##0_р_._-;_-* "-"_р_._-;_-@_-О{,;
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_-* #,##0.00_р_._-;\-* #,##0.00_р_._-;_-* "-"??_р_._-;_-@_-а14 20% - Акцент1
·M
·
20% - Акцент120% - Акцент2
·M
·
20% - Акцент220% - Акцент3
·M
·
20% - Акцент320% - Акцент4
·M
·
20% - Акцент420% - Акцент5
·M
·
20% - Акцент520% - Акцент6
·M
·
20% - Акцент640% - Акцент1
·M
·
40% - Акцент140% - Акцент2
·M
·
40% - Акцент240% - Акцент3
·M
·
40% - Акцент340% - Акцент4
·M
·
40% - Акцент440% - Акцент5
·M
·
40% - Акцент540% - Акцент6
·M
·
40% - Акцент660% - Акцент1
·M
·
60% - Акцент160% - Акцент2
·M
·
60% - Акцент260% - Акцент3
·M
·
60% - Акцент360% - Акцент4
·M
·
60% - Акцент460% - Акцент5
·M
·
60% - Акцент560% - Акцент6
·M
·
60% - Акцент6Ввод Заголовок 1
·K
· Заголовок 1Заголовок 2
·K
· Заголовок 2Заголовок 3
·K
· Заголовок 3Заголовок 4
·=
· Заголовок 4Контрольная ячейка
·Џ
·Контрольная ячейкаСвязанная ячейка
·U
·Связанная ячейкаТекст предупреждения
·O
·14Текст предупрежденияДля изменения диапазона данных диаграммы перетащите правый нижний угол диапазона.
·
·
·
·
·
·бродилки
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·логические игры
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·2
·любые игры
·
·_-* #,##0_р_._-;\-* #,##0_р_._-;_-* "-"_р_._-;_-@_-О{,;
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_-* #,##0.00_р_._-;\-* #,##0.00_р_._-;_-* "-"??_р_._-;_-@_-а14 20% - Акцент1
·M
·
20% - Акцент120% - Акцент2
·M
·
20% - Акцент220% - Акцент3
·M
·
20% - Акцент320% - Акцент4
·M
·
20% - Акцент420% - Акцент5
·M
·
20% - Акцент520% - Акцент6
·M
·
20% - Акцент640% - Акцент1
·M
·
40% - Акцент140% - Акцент2
·M
·
40% - Акцент240% - Акцент3
·M
·
40% - Акцент340% - Акцент4
·M
·
40% - Акцент440% - Акцент5
·M
·
40% - Акцент540% - Акцент6
·M
·
40% - Акцент660% - Акцент1
·M
·
60% - Акцент160% - Акцент2
·M
·
60% - Акцент260% - Акцент3
·M
·
60% - Акцент360% - Акцент4
·M
·
60% - Акцент460% - Акцент5
·M
·
60% - Акцент560% - Акцент6
·M
·
60% - Акцент6Ввод Заголовок 1
·K
· Заголовок 1Заголовок 2
·K
· Заголовок 2Заголовок 3
·K
· Заголовок 3Заголовок 4
·=
· Заголовок 4Контрольная ячейка
·Џ
·Контрольная ячейкаСвязанная ячейка
·U
·Связанная ячейкаТекст предупреждения
·O
·14Текст предупрежденияДля изменения диапазона данных диаграммы перетащите правый нижний угол диапазона.
·
·
·
·
·
·
·обратить внимание
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Компьютерная зависимостья
·Компьютерная зависимость
·13
·Компьютерная зависимость
·обратить внимание
·Компьютерная зависимость
·D
·Диаграмма 4Диаграмма 9Диаграмма 10