Реферат на тему:Влияние рукоделия на физическое и психологическое состояние человека».


Доклад на тему: «Влияние рукоделия на физическое и психологическое состояние человека».
Современные женщины активны и участвуют в жизни общества наравне с мужчинами. Они берут на себя много мужских обязанностей, что накладывает отпечаток на их облик и поведение. Любая деятельность, чем бы Вы ни занимались, влияет на человека: руководящая должность находит отражение в Вашем характере, а физическая нагрузка меняет Вашу внешность. Но женская суть, складывавшаяся тысячелетиями, остаётся прежней. Поэтому многих из нас так тянет к творчеству.
Интерес к рукоделию сегодня снова набирает популярность. Женщины подсознательно чувствуют, что занятие мужским бизнесом и освоение внешнего пространства отражается на их природе и внутреннем мире. Именно поэтому они обращаются к рукоделию, которое, кстати, активирует работу правого полушария мозга – нелогического, творческого, женского.
Рукоделие – один из видов деятельности, наполняющий нас женской энергией. Ученые даже провели исследование, которое позволило доказать: женщины просто жизненно нуждаются в ручном труде. Нажимать на кнопки стиральной и посудомоечной машин недостаточно. Увлечение рукоделием способствует повышению уровня гормонов в крови, что неизменно приводит к стабилизации и укреплению женского здоровья.
Во время занятия ручным творчеством, происходит переключение с бесконечного потока задач и размышлений на вполне конкретные монотонные действия. Это останавливает разрозненный мыслительный процесс. Благодаря этому женщина обретает внутреннюю гармонию: становится спокойнее, уравновешеннее, нежнее.
Любой вид рукоделия – полезное для женской психики занятие. Женщина слишком эмоциональна, а выполнение одних и тех же движений помогает успокоиться и расслабиться. Это своеобразная женская медитация, ритуал. Вспомните, как обучают смирению и терпению буддийских монахов. Тренировать силу воли им помогает древнее, необычное и очень красивое искусство – выкладывание из разноцветного песка и толчёного мрамора картин (мандал).
Ручное творчество активизирует правое полушарие мозга, нестандартное мышление и развивает художественный вкус. Вы учитесь сочетать цвета, фактуры и материалы. Это очень важно, особенно если Вы ещё не нашли свое любимое дело. Да и активация мелкой моторики всегда полезна.
Мелкая моторика - это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, в сочетании со зрительной системой,  для выполнения мелких, точных движений кистями и пальцами рук и ног.
В быту человеку ежеминутно требуется совершать какие-нибудь действия мелкой моторики, от примитивных жестов до очень мелких движений.
Хорошо развитая мелкая моторика активно взаимодействует со вниманием, мышлением, координацией, наблюдательностью, воображением, памятью (зрительной и двигательной). Да и разве сама по себе хорошо развитая рука приносит мало пользы? Ведь именно благодаря ей человек всю жизнь делает так много нужных вещей: пишет, рисует, застегивает пуговицы и завязывает шнурки, и, наконец, работает на том же компьютере, поэтому, от её развития напрямую зависит его качество жизни. В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, находятся совсем рядом. А величина проекции кисти руки, расположенной в коре головного мозга, занимает около трети всей двигательной проекции. Именно эти два, научно-подтвержденных факта, позволяют рассматривать кисть руки как "орган речи" наряду с артикуляционным аппаратом. Вот почему развитие движений пальцев рук просто необходимо для развития памяти, внимания, мышления и речи, что в своё время и доказал  Российский физиолог В.М. Вехтерев. В своих трудах он доказал, что простые движения рук, так же способствуют снятию умственной усталости.
Рукоделие, которое осуществляется движениями, активирующими мелкую моторику, выравнивает гормональный фон в организме, - объясняет главный врач одного из столичных медицинских центров Ирина Кратынская. - Почему, например, детям нужно развивать мелкую моторику, чтобы они лучше говорили? Так устанавливаются мозговые связи. Примерно то же самое происходит и при рукоделии. Вообще гипоталамо-гипофизарная система регулирует сама себя — снижение уровня одних гормонов ведет к увеличению других.Однако этому процессу можно помочь и собственноручно - берете иголку с ниткой, и стежок за стежком»
Развитие мелкой моторики осуществляется в комплексе с массажем пальцев, тренировкой внимания, памяти, наблюдательности, логического мышления. Прежде всего, необходимо помнить, что развитие мелкой моторики взаимосвязано с тактильными ощущениями: чем больше разных материалов трогает человек, тем чувствительнее подушечки пальцев. Уровень развития речи и навыков общения напрямую зависит от степени сформированности мелкой моторики рук. Развивать  её необходимо в любом возрасте - как малышам, так и взрослым людям!
Одним из самых высоких по эффективности воздействий на рече-двигательную проекцию в нашей голове является рукоделие: бисероплетение, вышивание бисером, просто вышивка, макраме и прочее.
И чем большего количества движений высокой точности от вас требуется - тем лучше. Это не только развивает память и мышление, но и снимает нервное напряжение.
Вязание, например, называют спице-терапией. Исследования, проведённые учёными, показали, что уже после получасового занятия рукоделием нормализуется артериальное давление и пульс приходит в норму. Многие женщины замечали, как после тяжёлого трудового дня, уделив некоторое время творчеству, у них исчезали усталость и раздражение.
Давно доказано, что рукоделие снимает стресс и помогает сбросить психологическое напряжение, способствуя, таким образом, восстановлению нервной системы. Занятия, требующие концентрации внимания и включающие мелкую моторику, заставляют работать нервные клетки в головном мозге и предотвращают развитие старческого слабоумия (болезни Альцгеймера).
Кроме этого, во время занятий отдельными видами рукоделия стимулируются функциональные точки, непосредственно влияющие на состояние здоровья. Так, например, вязание на спицах помогает пережить тяжелые нервные потрясения и предотвращает развитие депрессии, улучшает состояние при заболеваниях почек и сердечно-сосудистой системы. Вязание крючком также полезно для сердечно-сосудистой и нервной системы, стимулирует работу печени и почек. Пожилым женщинам вязание крючком помогает бороться со склерозом. Вышивание избавляет от головных болей, снимает нервное напряжение, благотворно влияет на работу лимфатических и кровеносных сосудов. Бисерное плетение помогает избавиться от бессонницы, нормализирует обмен веществ и способствует улучшению концентрации внимания, положительно влияет на дыхательную и нервную систему. Шитье полезно при артериальной гипертонии, болезнях сердца, нарушениях сна и головных болях.
Любой вид рукоделия полезен для здоровья, но основное значение имеет тот факт, что от занятий любимым делом женщина получает массу положительных эмоций, которые продлевают молодость, улучшают здоровье и настроение.
Помимо удовольствия и оздоровления, есть еще множество фактов, свидетельствующих в пользу хобби.
Начинать заниматься каким-либо видом рукоделия можно в любом возрасте.
Можно сменить хобби, если оно не подходит вам, или же заниматься одновременно несколькими видами.
Хобби можно выбрать на «любой кошелек»: от относительно дорогих - вязания, бисерного плетения, до практически бесплатных - поделок из природных или подручных  материалов (листьев, шишек, кореньев, пластиковых бутылок).Занимаясь чем-либо, вам всегда будет о чем поговорить с друзьями: например, рассказать историю создания и продемонстрировать новые интересные поделки.
Если вам одиноко, то хобби поможет найти друзей-единомышленников, жизнь станет ярче и интересней.
Хобби повышает самооценку благодаря возможности любоваться результатами своего труда.
Подарок, изготовленный своими руками, принесет радость и станет хорошей памятью для ваших друзей.
Достигнув определенного уровня мастерства в каком-либо деле, вы сможете обучать этому других, а продажа поделок – станет дополнительным источником дохода.
Стремление узнавать что-то новое и творить отодвигает на второй план все бытовые невзгоды, не дает зациклиться на неприятностях и добавляет жизненных сил.
Когда мы что-то творим своими руками, это не просто нас успокаивает, но и наполняет энергией, даёт силы двигаться дальше по жизни. Мы становимся более позитивными и радостными, а значит, больше тепла отдаём своей семье, своим любимым и близким людям. 
Любое творчество является самовыражением. А выбрав занятие по душе, Вы легко освоите азы техники, ведь дело по душе – это самое увлекательное занятие! Развиваясь дальше, Вы сможете сами создавать шедевры! И каждая сделанная Вами вещь будет неповторима!
Создавая красоту своими руками, мы чувствуем себя художниками, и каждый наш шедевр служит предметом гордости и повышает самооценку. Мы испытываем радость, не только любуясь готовым изделием, но получаем удовольствие и от самого процесса. И конечно нам хочется, чтобы наш труд оценили. Поэтому многие мастерицы отмечают, что им нравится делать что-то для других.
Лучший подарок – это подарок «своими руками»
Увлекаясь рукоделием,  Вы не узнаете проблем с «что подарить?». У Вас всегда будет уникальный подарок, который не сравнится с вещами, произведёнными массовым тиражом. Ваш подарок будет долго храниться у того, кому Вы его подарите, и, глядя на него, человек будет вспоминать Вас. А сделав подарок для самых близких, мы будем знать, что эта вещь согревает их теплом нашей души. Ведь лучший подарок тот, что хранит тепло рук любимого человека.
С помощью этого занятия можно создать в доме уют или разнообразить свой гардероб интересными и неповторимыми вещами, стать дизайнером самой себе и подчеркнуть свою индивидуальность. Этого хочет каждая женщина! И как приятно осознавать, что своими действиями мы украшаем мир!
Наблюдая за тем, как Вы творите, Ваш ребёнок наверняка захочет попробовать и повторить это. Занимаясь его обучением, Вы обогатите свои отношения, и это вас сблизит.
Начинать обучение надо с азов и, конечно, важно запастись терпением. Это не только улучшит ваши отношения, но и позволит воспитать в ребёнке усидчивость, терпение и волю. А также организует его свободное время с пользой – обучение и общение с Вами, вместо бессмысленного просмотра телевизора. К тому же ручной труд развивает пространственное воображение и моторику рук. И потом вещь, которую ребёнок  сделал сам, доставит ему большую радость!
Занимаясь рукоделием и нарабатывая опыт, со временем Вам захочется делиться и обмениваться им.  Существует множество групп по интересам в интернете. Различные выставки и фестивали помогут сблизиться в реальном мире. В группах и на подобных мероприятиях любители и профессионалы обмениваются опытом, задают вопросы, узнают о новинках в мире творчества и рукоделия. Здесь Вы не только расширите свои знания, но и приобретёте новых друзей и единомышленников!
Не стоит забывать, что занятие любимым делом может приносить доход. Дополнительный или основной, это уж как Вам захочется. Идеальное сочетание: Ваша работа – Ваше хобби. Заниматься любимым делом и получать за это деньги – настоящее счастье! Это добавляет уверенности и приносит удовлетворение:  Ваше увлечение востребовано и радует других людей.
А участие в конкурсах и ярмарках приносит массу удовольствия! Вы даже можете стать учителем на мастер-классе. Занятие рукоделием открывает пред Вами широкие горизонты – выбирайте!
Тут, как говорится, не попробуешь – не узнаешь. Всем, кто начинает свой рукодельный путь можно попробовать себя во всём понемногу. Ведь это так захватывающе и интересно, узнавать что-то новое! Вышивание, вязание, бисероплетение, лоскутное шитьё, декор одежды, мыловарение, валяние, изготовление украшений и игрушек – это только часть того, чем можно заняться.
Мир прекрасного обширен. И таким он является не только для зрячих, но и для незрячих.
Дефект зрения накладывает существенные ограничения на восприятие мира красоты, что негативно сказывается на общем кругозоре незрячих, на развитии их эмоциональной сферы. Один из путей преодоления этого недостатка – приобщение незрячих к произведениям искусства и к красоте природы. Данная каждому человеку природой и судьбой жизнь – это самая высокая ценность. Из этого следует не только то, что эту жизнь нужно беречь, но также еще и то, что нужно сделать ее содержательной, интересной, полезной как для себя самого, так и для других.
Людям с нарушениями зрения многое доступно в этом мире.
Потребность в эстетических ощущениях и художественном самовыражении побуждает незрячих к созиданию красоты. Это проявляется в первую очередь в их стремлении сделать эстетичной среду своей жизнедеятельности.
Человеку нужно воспринимать и творить прекрасное так же, как ему нужен труд, нужно познание мира, нужны сотрудничество и дружба с другими людьми, поскольку как и они, прекрасное, произведения искусства вызывают в человеке чувство радости, восхищения, удовлетворения, наслаждения, гордости, оптимизма. Эти чувства облагораживают и совершенствуют его, делают более возвышенным, пробуждают в нем новые духовные силы, стремления, мысли, мечты. Чувства, таким образом, сопровождают дела и мысли человека, являются результатом и психологической оценкой и в то же время становятся вдохновляющим стимулом и источником духовных сил для новых дел, поступков, идей. Из этого видно, как важно каждому человеку развивать в себе эстетическое чувство – умение находить, воспринимать и понимать прекрасное, вырабатывать в себе такую же сильную потребность в восприятии красоты, какой является потребность в труде, в знании, в общении с людьми.
Мир прекрасного богат и необъятен. Он открывается и постигается всеми органами чувств, а также мышлением и воображением. Но его границы значительно сужаются, когда какой-либо из органов чувств не способен воспринимать определенную область этого мира, например, область зримой или звучащей красоты. Однако и в этом случае мир прекрасного остается еще очень богатым и разнообразным, и притом существует множество способов косвенного постижения той его области, которая оказалась закрытой для непосредственного восприятия. Сенсорными каналами, через которые в сознание незрячего проникает эстетическая информация, являются осязание, слух, обоняние и так называемое мышечно-суставное чувство, или кинестетическая рецепция. Среди осязательных ощущений для эстетического восприятия имеют значение тактильные и температурные. С помощью тактильных ощущений познается фактура предметов, т.е. свойства их поверхности: гладкость, шероховатость, твердость, упругость, непроницаемость, монолитность материала, характер его обработки. Эти свойства уже сами по себе способны вызывать элементарные эстетические ощущения. Мышечно-суставное чувство позволяет определить другие важные свойства предметов: протяженность, размеры, кривизну поверхности, вес, положение в пространстве, удаленность от воспринимающего. Об этом чувстве писал еще И.М.Сеченов, а его нервно-физиологический механизм исследовал И.П.Павлов. При движении рук и других частей тела происходит сокращение мышц и изменение положения суставов. Эти сокращения и изменения порождают импульсы в находящихся в мышечно-суставном аппарате кинестетических рецепторах, которые передаются центральную нервную систему. Импульсы анализируются совокупностью периферических и центральных нервных образований, которые И.П.Павлов назвал двигательным анализатором. Благодаря этому механизму мозг и получает информацию о вышеуказанных свойствах предметов, а эти свойства являются составными элементами как обычных, так и эстетических объектов, в том числе произведений архитектуры и скульптуры. Перечисленные виды чувственного восприятия позволяют незрячим постичь обширные области мира прекрасного. Тактильному восприятию, функционирующему в единстве с мышечно-суставным чувством, доступны (непосредственно или в виде копий и макетов) те бесчисленные объекты, эстетическое содержание которых строится с помощью рельефа, пространственных форм, объемов, фактуры материала, объемно - пространственной композиции и т.п. Это относится главным образом к произведениям декоративно-прикладного искусства (керамика, художественное стекло, резьба по дереву, художественные изделия из металла и т.п.), к скульптуре и архитектуре. Слух и обоняние позволяют наслаждаться прекрасным в богатом мире звуков и запахов, еще раз свидетельствуя о том, что органы чувств не только выполняют непосредственно жизненно важные функции, но одновременно являются и инструментами эстетического восприятия. Но как раз в этой роли они используются зачастую незрячими в недостаточной степени. Сам собой напрашивается вопрос: почему среди незрячих мало людей, занимающихся художественным творчеством в тех областях искусства, которые в большой степени доступны тактильному и слуховому восприятию, например, в скульптуре, в некоторых видах декоративно-прикладного искусства, в художественно-звуковом оформлении и т.п.? Одна из главных причин заключается в том, что с утратой зрения для незрячих сильно oгpаничивается мир предметов и явлений, доступных их непосредственному чувственному восприятию. В большой степени это относится и к произведениям пространственных искусств. Вне восприятия оказываются архитектурные памятники, скульптура, живопись, зрительно воспринимаемая красота природы, внешняя красота человека и т.д. Это сказывается на развитии эстетического чувства незрячих, на объеме имеющихся у них впечатлений, на их художественном мышлении и воображении. Ведь известно, что на все органы чувств, исключая зрение, приходится всего лишь 10 – 15% получаемой человеком сенсорной информации. Все искусство, кроме музыки и литературы (и то с некоторыми оговорками) создается на основе зрительного опыта и с расчетом на зрительное восприятие, поэтому оно становится малодоступным при отсутствии зрения. С другой стороны, искусство, которое ориентируется главным образом на зрительное восприятие, не в полной мере использует и раскрывает эстетические качества предметов и явлений, доступные другим органам чувств. В такой ситуации встает задача поиска всевозможных путей ознакомления незрячих с различными видами искусства в целях удовлетворения их эстетических потребностей, развития и совершенствования эстетического чувства и художественного мышления. С другой стороны, перед незрячими существует возможность более полного раскрытия всех богатств в том мире красоты, который доступен их сенсорному арсеналу. Все ли открыто в мире осязаемой и слышимой красоты? Нельзя ли создавать какие-либо новые художественные композиции, образы и т.д. из звукового и тактильно воспринимаемого материала? Решение этих проблем и задач возможно при условии насыщения среды, в которой живут и работают незрячие, не только прекрасным из мира художественной литературы и музыки, но и другими видами красоты, воспринимаемой тактильно, с помощью слуха, кинестетической рецепции и обоняния. Пока что в этом отношении фактически существует вакуум красоты. Как правило, предприятия, Дома культуры, клубы и другие учреждения в Обществах слепых имеют художественное оформление, но оно рассчитано в основном на зрительное восприятие. Вакуум красоты, доступной незрячим, может быть устранен путем создания уголков искусства и художественных коллекций, включающих в себя скульптуры, статуэтки, архитектурные макеты, объемные произведения прикладного искусства и т.д. ; путем широкого применения рельефных изображений, плакатов, орнаментов; различных видов художественно - звукового оформления и т.д. Сквер или небольшой парк с ароматом цветущих растений, с интересными породами деревьев и кустарников, разбитый около места работы и жизни незрячих – это один из способов приближения к ним красоты природы. Чем больше прекрасного в окружающей человека среде, тем сильнее его стремление ко все новым и новым его проявлениям, к поиску его новых видов и форм. В процессе восприятия прекрасного человек развивает свое умение понимать язык и тайну красоты. Но в то же время он вырабатывает у себя навыки художественного истолкования не только загадочных и удивительных явлений, но и самых обычных: у него развивается способность видеть в этих явлениях выразительные возможности, которые можно использовать в качестве средств выражения какого-либо эстетического содержания. Это относится прежде всего к выразительным возможностям различных звуков, эстетических качеств и свойств предметов и материалов – дерева, мрамора, бронзы, пластмассы и т.д. Стремясь к прекрасному, находя его и общаясь с ним, человек испытывает двойную радость – не только радость восприятия, но и радость открытия красоты. Как много открытий может сделать для себя незрячий, пытающийся все глубже и глубже проникнуть в мир прекрасного! А за каждым открытием стоят восторг, изумление, восхищение, удивление и сколько еще других эстетических переживаний.
Список литературы:
Т.А. Ткаченко «Развиваем мелкую моторику», М. Издательство ЭКСМО,2007г.
М.М. Кольцова «Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка», М.,1973г.
Н. В. Гатанова, Е. Г. Тунина. « Развиваю мелкую моторику», СПб, 2000г.
А. В. Петухова, О.В. Муромцева «Бисероплетение как средство развития творческих способностей школьников» // Научный электронный архив. URL: http://econf.rae.ru/article/7740А.С. Майданов «Восприятие незрячими красоты». Сокращённый вариант книги. Москва 2009 г. Аннотация