Образование действительных и страдательных причастий

ТЕМА 4. Образование действительных и страдательных причастий
ЦЕЛЬ: формировать навыки правильного написания суффиксов действительных и страдательных причастий; соотносить суффиксы страдательных и действительных причастий с образованием от глаголов определенного спряжения и вида; выделять суффиксы страдательных и действительных причастий; строить предложения со страдательными и действительными причастиями; воспитывать любовь к Родине, традициям. Тип урока: комбинированный
Технология: Элементы игровой технологии, технология дифференцированного обучения.
Оборудование и материалы к уроку: разноуровневые задания, папки с индивидуальными заданиями по теме «Причастие», эпиграф со словами Толстого к уроку, учебная презинтация PointPower
«Ничто не облагораживает человека больше труда. Без труда не может человек соблюсти свое человеческое достоинство»
(Л.Н. Толстой)
ХОД УРОКА
I. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО
Сегодня мы продолжим изучение одной из самых интересных тем в курсе русского языка: «Причастие», тема сегодняшнего урока «Образование действительных и страдательных причастий» (слайд 1, 2)
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415

13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415

ІІ. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
1. Словообразовательная минутка
Давайте посмотрим, от каких глаголов образованы причастия из данных предложений. Акцентируем внимание на том, что это действительные причастия (от глаголов совершенного и несовершенного вида I и II спряжения).
Не потерявший не потерял (прош. вр.) не потерять находящийся находится (наст. вр.) находиться изучающий изучает (наст. вр.) изучать упражняющийся упражняется (наст. вр.) упражняться совершавшийся совершался (прош. вр.) совершать являвшийся являлся (прош. вр.) являться
- делаем вывод, что данные причастия образованы от глаголов совершенного и несовершенного вида I и II спряжения.
2. Учащиеся делают на выбор морфологический разбор любого из глаголов (у доски 1 человек)
3. Повторение спряжений глагола
Слайд 3.
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415

ІІІ. ИЗУЧЕНИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Исследовательская работа.
- Обратите внимание как образуются действительные причастие
Слайд 4
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
- Сделайте вывод(слайд 5)
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
- Самостоятельно выполните исследование по образованию страдательных причастий. Проверьте себя (слайд 6)
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Теоретическая часть (слово учителя)
1. Причастия настоящего времени (и действительные, и страдательные) образуются только от глаголов несовершенного вида (у глаголов совершенного вида нет причастий настоящего времени).
2. Страдательные причастия образуются только от переходных глаголов (у непереходных глаголов нет страдательных причастий).
3. Причастия настоящего времени (и действительные, и страдательные) образуются от основы настоящего времени.
4. Причастия прошедшего времени (и действительные, и страдательные) образуются от основы инфинитива.
5. Страдательные причастия прошедшего времени пре имущественно образуются от глаголов совершенного вида.
Действительные причастия настоящего времени образуются с помощью суффиксов -ущ-/-ющ- (от глаголов I спряжения), и -ащ-/-ящ- (от глаголов II спряжения): пи- ш –ут пишущий, numaj-ym читающий (от глаголов I спряжения); кричат кричащий, говорят говорящий (от глаголов II спряжения).
Действительные причастия прошедшего времени образуются с помощью суффиксов -вш-, -ш-: писать писавший, кричать кричавший, нести несший.
Страдательные причастия настоящего времени образуются с помощью суффиксов -ем-, -ом- (от глаголов I спряжения) и -им- (от глаголов II спряжения): читаjут читаемый (чита[]э]мый), вед-ут ведомый, любят любимый.
Некоторые переходные глаголы несовершенного вида страдательных причастий настоящего времени не образуют: ждать, колоть, брать, мять, тереть, рыть, мыть, лить, писать, строить, рубить и др.
Страдательные причастия прошедшего времени образуются с помощью суффиксов -нн-, -енн-, -т-: прочитать прочитанный, построить построенный, открыть открытый.
Суффикс -енн- присоединяется к основам на согласный (принести принесённый) или на -и (замети-ть замеченный).
Таблица 1.
Причастия Глаголы
Действительные
Страдательные

 
Настоящего времени
Прошедшего времени
Настоящего времени
Прошедшего времени

 
-ущ (-ющ) от глаголов I спряжения; ащ (ящ) от глаголов II спряжения
-вш –ш
-ом, -ем от глаголов I спряжения; -им от глаголов II спряжения
-нн, -енн,  -т

Переходные несовершенного вида
+ читающий
+ читавший
+ читаемый
+ читанный

Переходные совершенного вида

+ прочитавший

+ прочитанный

Непереходные несовершенного вида
+ сидящий
+ сидевший



Непереходные совершенного вида

+ распустившийся



Примечание. Большинство переходных глаголов несовершенного вида не имеют формы страдательных причастий прошедшего времени.
ІV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
Работа с учебником.
Выполнение упражнений 188, 193 (устно). Рассмотреть таблицы «Образование суффиксов действительных причастий», «Образование суффиксов страдательных причастий»
Упражнение 189, 190, 194 (письменно)
Упражнение 197 (устно). Прочитать текст, ответить на вопросы.
Выполните задания (слайд 6)
- Придумайте и вставьте в словосочетания со страдательными причастиями слова, обозначающие того, кот производит действие.
Выжженная солнцем трава, различимый сусликами запах, сложенный лесником шалаш.
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415

V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
(Учащиеся отвечают на вопросы)
- На какие группы делятся причастия?
- Какое причастие называется действительным?(Это причастие, которое обозначает признак того предмета, который сам производит действие)
- Какое причастие называется страдательным?(Это причастие, которое обозначает признак того предмета, который испытывает на себе действие).

Слайд 7
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
VІ. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ


15