Урок окружающего мира во 2 классе И про воду


МКОУ СОШ сп Урожайное
Урок окружающего мира
по теме «И про воду»
2 класс
Учитель начальных классов
Макоева Люсена Буденовна2016 г.
Тема «И про воду»
Цели урока:
познакомить учеников с богатством природы – водой, ее некоторыми свойствами;
познакомить со значением воды в жизни человека и природы;
расширять знания o формах существования воды в природе.
Задачи урока:
Образовательные:
формировать универсальные учебные действия учащихся;
познакомить с особенностями воды в жидком и твердом состоянии и учить делать выводы по результатам наблюдений.
Развивающие:
развивать речь обучающихся;
развивать психические процессы: произвольное внимание, память, воображение;
формировать положительную мотивацию учения;
развивать личностные качества: толерантность, взаимовыручку, дружелюбие, наблюдательность.
Воспитательные:
Воспитывать эмоциональное восприятие природы и эмоциональные чувства, бережное отношение к воде.
Формирование УУД:
Предметные результаты: познакомить учащихся со свойствами воды, актуализировать и расширить знания учащихся о значении воды в жизни человека и необходимости бережного отношения к ней;
Регулятивные: формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения трудностей, умения контролировать и оценивать собственную деятельность и партнёров.
Познавательные: развивать умение выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы, выстраивать алгоритм по решению выделенной проблемы.
Коммуникативные: развивать умения работать в парах, группах, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли.
Личностные: формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к изучению окружающего мира через практическую работу, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем и учащимися.
Используемые методы:
Объяснительно-иллюстративный: устные и письменные задания на применение знаний с использованием рисунков, практическая работа на изучение свойства воды.
Частично-поисковый: выбор примеров, фактов, подтверждение с опорой на наглядность.
Репродуктивный: работа с книгой.
Наглядно-иллюстративный: презентация, оборудование для опытов, учебник, карточки с заданиями.
Используемые технологии:
Проблемное обучение
ИКТ
Групповая и парная технология
Технология развивающего обучения
Игровая технология
Здоровьесберегающие технологии
Ролевая игра
Оборудование: компьютер, презентация, карточки для самостоятельной работы в группах, оборудование для практической работы, глобус, интерактивная доска.
Ход урока
Организационный момент.
Чтение стихотворения, как настрой на работу: (слайд 1)
- Добрый день! Я рада видеть каждого из вас.
Пусть природа прохладой в окна дышит,
Нам будет здесь уютно, ведь наш класс
Друг друга любит, чувствует и слышит.
Руки? (На месте!)
Ноги? (На месте!)
Локти? (У края)
Спина? (Прямая!)
Актуализация знаний.
1471930227330ДА
00ДА
- О чем мы сегодня будем говорить на уроке, вы узнаете, когда отгадаете загадку и ребус: Я и туча, и туман,
И ручей и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу! (слайд 2, 3)
Оцените ответ. Если согласны, поднимите желтую сигнальную карточку, а если не согласны – красную.
Если все сигнальные карточки желтые, значит, …….
- Давайте сравним с эталоном (на слайде выводится ответ).
Дети выполняют взаимопроверку ответа, сравнивая с эталоном, оценивают. Читают получившееся слово – ВОДА. (слайд 4)
Постановка темы урока.
- Ребята, а давайте подберём к слову вода проверочное слово (водный, подводный).
- А теперь ребята, давайте сформулируем тему нашего сегодняшнего урока.
Подумайте, какие задачи нам предстоит решить? Выскажите свои предположения. (Сегодня на уроке мы будем говорить о воде)
Узнаем, оправдались ли ваши предположения. Прочитайте тему урока. (слайд 5)
- Сегодня мы свами познакомимся с богатством природы - водой, ее некоторыми свойствами, будем говорить о значении воды в жизни человека и природы, и о формах существования воды в природе.
Этап усвоения новых знаний и способов действия.
Беседа «Роль воды в жизни человека и охрана вод».
Многим кажется, что они хорошо знают воду. Ведь все ежедневно умываются, пьют воду, часто наблюдают, как идёт дождь, как течёт река. Но оказывается, не так все просто в природе. В ней ещё много тайн. Ученые стараются разгадать их. А мы пока начнём с простого.
Сегодня наш класс превратится в научную лабораторию, а мы с вами будем научными работниками.
На столе стоит глобус.
Это, ребята, испытательная площадка. Что за предмет вы видите на испытательной площадке. (Глобус)
- Что такое глобус? (Глобус это модель земли.)
- Раскрути глобус. (Ученик раскручивает глобус.)
- Каким цветом кажется глобус? (Глобус кажется голубым.)
- Почему? (Потому что воды очень много)
Голубой краской изображена на глобусе вода – все моря и океаны на нашей планете. Они занимают в два раза больше места, чем суша. Поэтому, мы можем сделать вывод … (На земном шаре воды очень много)
Но кроме этого, и участки суши пронизаны множеством голубых нитей. Это большие реки и маленькие речушки. Это все водные запасы Земли.
- Какие водные запасы Земли вы знаете?
Дети перечисляют водные запасы земли: (слайд 6)
- Моря, океаны, озера, ледники, родники, ручьи, болота.
- Но в морях и океанах вода какая? (Соленая )- А человеку необходима какая вода? (Пресная)
- Где содержится пресная вода? (В реках и озерах)
- А ее не так и много.
- Вся ли вода пригодна для питья? (Для употребления пригодна только пресная вода, которая содержится в реках, озерах, родниках, ледниках)
- Воду пьют поля и леса. Без неё не могут жить ни животные, ни люди. Вода везде. (слайд 7)
- Ребята, где мы используем воду? (Ответы учащихся).
- Внимание на экран. Подтвердились ли ваши ответы? (слайд 8)
- Вода не только поит, но и кормит – добывает электрический ток. Вода – это большая дорога. По ней плывут пассажирские и грузовые суда. Вода приводит в порядок не только наше тело, но и наводит чистоту на улицах городов.
К нам на урок приплыли красивые лодки. И на каждой лодке буквы. Давайте мы сейчас составим слова и прочитаем, что получится.
ВОДА - ЭТО ЖИЗНЬ.
Теперь давайте сделаем вывод: Какое значение имеет вода для всего живого на земле. (Вода – это жизнь, здоровье, помощник).
Всем нужна вода. Поэтому нужно очень бережно относиться к ней .(слайд 9) К сожалению, водным источника тоже грозит беда. Отчего же?
Работа с картинками.
Рассмотрите фотографии. Объясните, отчего загрязняется вода? (Люди сбрасывают мусор в водоемы. Большие фабрики и заводы выбрасывают отходы в реку). (слайд 10)
Давайте подумаем, что вы, дети, можете сделать, чтобы вода была чистая.
(Не сбрасывать мусор в воду, учить этому других. Изготавливать таблички с призывом о бережном отношении к воде и ставить их на берегу. Не уничтожать растения и обитателей водоемов).Помните, что запасы пресной воды на земле невелики, мы должны расходовать воду дома экономно. А что значит «экономно»?
(Экономить – значит нельзя расходовать воду без надобности, нельзя оставлять кран открытой)
Физкультминутка. (слайд 13)
Раз, два, три, четыре, пять!
Начал заинька скакать.
Прыгать заинька горазд,
Он подпрыгнул десять раз.
Лучик котика коснулся
Котик сладко потянулся.
Изучение нового материала.
Стихотворение о воде в сопровождении слайдов (слайды 12).
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане,
И в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает,
Ледником в горах зовётся, лентой серебристой вьётся.
Мы привыкли, что вода-
Наша спутница всегда.
Без неё вам не умыться,
Ни наесться, ни напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить!
Знакомство с понятием «исследователь»
Без воды нам не прожить. С этим не поспоришь. Перед вами сегодня откроется ещё одна страничка знаний. Напоминаю, наш класс это научная лаборатория. Вы будете исследователями. Кто знает, кого называют исследователями?
Ответы детей.
Исследователи – это люди, которые хотят быть умными. Исследователи следят за чем-то новым и непонятным.
Исследователь – это человек, который занимается научной деятельностью
- Что будет предметом исследования?
(Предметом наших исследований будет вода).
Сейчас мы с вами проведем опыты.
Работать вы будете в парах. Решите, кто из вас будет озвучивать результат исследования, слушайте друг друга, советуйтесь, и тогда ваша пара сделает правильный вывод.
(По каждому выводу дети работают сигнальными карточками листьями: жёлтый, красный).
Практическая работа.
Опыт № 1.
- Вы, наверное, догадались, что у вас в стакане?
(У нас в стакане вода)
Воду можно перелить в стакан и обратно. (Дети демонстрируют)
- Почему? (Она текуча)
- Какой сделаем вывод? (Вода - жидкость)
Дети оценивают ответ сигнальными карточками.
Опыт № 2.
- Всегда ли она жидкая?(Нет, не всегда. Она замерзает и превратится в лед)- Какой сделаем вывод? (Вода, если её заморозить, превращается в лед. Лед – это вода в твердом состоянии)Дети оценивают ответ сигнальными карточками.
Опыт № 3.
- Протрите пластинку мокрой тряпочкой. Куда делась вода?
- Мы говорим, испарилась, т.е. превратилась в пар, это и есть газообразное состояние – крохотные капельки, такие маленькие, что их не видно.
- Какой сделаем вывод? (Она испарилась. Значит, вода – это газ, пар).Дети оценивают ответ сигнальными карточками. (слайд 13)
Какая бывает вода? Вода в природе может находиться в трех состояниях: жидком, твердом и газообразном состоянии.
Я благодарю всех выступающих. Прошу занять свои места.
Закрепление изученного материала.
Давайте, ребята, ещё раз скажем, какие превращения имеет вода?
Ответы детей.
Вопросы по группам (карточки)
1 группа.
Что происходит с водой, когда она нагревается?
2 группа.
Что происходит с водой при сильном охлаждении?
3 группа.
Вода в природе может находиться в трёх состояниях: ………
Итог урока. Самооценка. Рефлексия деятельности.
Смогли ли мы достичь целей, поставленных в начале урока?
Сейчас мы это проверим. На ваших столах лежат тесты. Отвечайте на вопросы. (слайд 14)
Проверка тестов (слайд 15)
Итоговое обобщение.
Вода – наше богатство, которая является чудесным даром природы. Ребята! Вы настоящие исследователи! Скажите, чем мы сегодня занимались?
(Мы ставили опыты, наблюдали, совещались, высказывали предположение.)
И какие выводы сделали для себя?
- Вода в природе может находиться в трех состояниях.
- Пресной воды мало.
- Нужно охранять и беречь воду.
- Пользоваться водой экономно.
Рефлексия.
Если было интересно, легко на уроке, во всём разобрались – выберите лист жёлтого цвета. Если были иногда трудности, сомнения, не всё получилось – выберите лист зелёного цвета. Прикрепите к нашему дереву свои приобретения.
Домашнее задание. (слайд15)
Показать и рассказать родным и друзьям, что вы узнали о воде. Подобрать пословицы и загадки о воде.
Дома провести опыт: налить в одноразовый стаканчик воду и поставить в холодильник. А что случится с водой, вы расскажете на следующем уроке своим товарищам.
Выставление оценок.
А теперь прошу, ребятки
Быстро встаньте по-порядку.
И нетрудно всем понять,
Что урок пора кончать.
Все старались, не ленились
И многому научились.
- Урок окончен.
Спасибо всем за плодотворную, хорошую работу на уроке! (слайд 17)
1 группа
Что происходит с водой, когда она нагревается?
2 группа
Что происходит с водой при сильном охлаждении?
3 группа
Вода в природе может находиться в трёх состояниях. Каких? …….