Урок литературы на тему «Реклама как один из жанров сочинений» (по произведению А.П. Чехова «Злоумышленник») (6 класс)


РЕКЛАМА КАК ОДИН ИЗ ЖАНРОВ СОЧИНЕНИЙ
Конспект урока по литературе (6 класс)
(по произведению А.П. Чехова «Злоумышленник»)

Цели:
Познакомить учеников с особенностями рекламы как жанра сочинения.
Формировать навыки написания сочинения-рекламы по художественному произведению, используя памятку.
Воспитывать устойчивый интерес к чтению, способность ориентироваться в широком выборе книг и умело рекомендовать их товарищам.

Оборудование: памятки «Как составить рекламу», «Особенности публицистического стиля», образцы рекламы.

Ход урока:

1. Актуализация изученного материала.
Учитель: Ребята, вашему вниманию предлагается кроссворд, разгадав который вы больше узнаете об авторе рассказа «Хамелеон», изученного на предыдущем уроке.





О
Ч
У
М
Е
Л
О
В






Д
Е
Т
А
Л
Ь









Х
И
Р
У
Р
Г
И
Я



О
В
С
О
В








Т
А
Г
А
Н
Р
О
К







К
А
Ш
Т
А
Н
К
А







П
Ь
Е
С
А







Фамилия одного из героев рассказа «Хамелеон».
Одна из характерных особенностей произведений А.П. Чехова.
По образованию А.П. Чехов врач. Каким медицинским термином назван один из его рассказов?
Фамилия, которую очень долго вспоминал герой рассказа «Лошадиная фамилия» А.П. Чехова.
Место рождения автора рассказа «Хамелеон».
Кличка собаки, которую писатель сделал известной благодаря своему произведению.
Чехов создал произведения для постановки на сцене театра. Определите их жанр.

Учитель: Итак, какое ключевое слов открылось перед вами?
Ученик: Чехонте.
Учитель: А что же это такое?
Ученик: Псевдоним Чехова, которым он подписывал свои юмористические рассказы.

2. Работа над темой урока. Объяснение нового материала.
Учитель: Сегодня на уроке мы продолжим разговор о творчестве Чехова. Дома вы прочитали рассказ «Злоумышленник», теперь мы попробуем написать сочинение в жанре рекламы по этому произведению. А что же такое реклама?
Ученики: Реклама двигатель торговли.
Реклама это представление товара для его продажи.
Это то, что мешает смотреть интересный фильм.
Учитель: Попросим ребят, которые работали дома со словарем, дать точное толкование этого слова. Следует записать на доске и в тетради.
Реклама информация о потребительских свойствах товаров и видах услуг с целью их реализации и создания спроса на них; популяризация произведений литературы, искусства (Советский энциклопедический словарь). Показ образцов рекламы (прилагаются).
Анализ:
Учитель: На что можно обратить внимание?
Ученики: Броское, кричащее название.
Яркость оформления, рисунков.
Чередование шрифтов.
Краткость.
Учитель: Да, совершенно верно. Все, что вы перечислили, свойственно рекламе. Но мы сейчас с вами смотрели на рекламу потребительских товаров. Давайте еще раз прочитаем определение рекламы. Как видим, она может быть составлена и на произведение художественной литературы.
Итак, получить информацию о книге мы можем, прочитав о ней отзыв, аннотацию, рецензию, а также рекламу. Но необходимо уметь различать все эти жанры. Сейчас вашему вниманию будут представлены два текста. Прочитав их, нужно ответить на вопрос: какой из них является аннотацией, а какой рекламой? Но прежде мы вспомним об особенностях аннотации, дадим ее определение.
Ученица, выполнившая индивидуальное домашнее задание: В Большом энциклопедическом словаре дается такое определение аннотации: «Аннотация (из латинск. Замечание) это краткая характеристика содержания произведения или рукописи».
Учитель: Используя данное определение, попробуйте ответить на поставленный вопрос. Зачитываются тексты аннотации по книге А.К. Толстого «Князь Серебряный» и текст рекламы книги М. Пришвина «Кладовая солнца».

На партах открываются карточки:

1. Роман «Князь Серебряный» написан русским поэтом и писателем 19 века А.К. Толстым, автором таких произведений, как драматическая трилогия «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоанович», исторических баллад, стихотворений.
Роман «Князь Серебряный» занимает в творчестве Толстого важное место. В нем писатель ставит перед собой задачу изобразить общий характер эпохи Иоанна Грозного и воспроизвести нравы, верования, понятия русского общества во 2 половине 16 века. Однако к изображению эпохи автор подходит не как историк, точно следующий фактам во всех мелочах, а как художник создающий типические образы. Например, казнь Ваземского и Басмановых, случившаяся в 1570 году или на Руси были князья Серебряные, но никто не носил имя героя романа Никиты. К вымыслинным персонажам относятся и боярин Морозов, и Елена, но созданы они так убедительно и достоверно, что воспринимаются такими же историческими личностями, как Иван Грозный, Малюта Скуратов и т. д.
В романе показы и жестокость, и деспотизм Ивана Грозного, нравственное падение общества и люди, которые противостояли этому падению. Заканчивается роман со словами благодарности тем людям, которые устояли в добре, и чья жизнь не прошла даром.
Ненависть к деспотизму и вера в силу добра и справедливости вот черты, которые привлекают сердца читателей к роману А.К. Толстого «Князь Серебряный».



2. Удивительное рядом.
Что за ягода клюква, где она растет, когда ее лучше собирать? Как выбраться из болота, что нужно делать, если вы заблудитесь в лесу?
На эти и многие другие вопросы вы сможете ответить, если прочитаете книгу замечательного писателя, создателя прекрасных произведений о природе М.м. Пришвина «Кладовая солнца». Вместе с героями этой сказки-были Настей и Митрашей вы проделаете сложный путь по торфяным болотам, откроете для себя многие тайны природы, узнаете историю жизни собаки Травки. А главное, эта книга поможет вам разобраться во взаимоотношениях человека и природы, научит вас любить и ценить окружающий мир. Людей, поможет ответить на вопрос, что же в жизни главное. Необычный жанр данного произведения, яркий красочный язык повествования, простота и ясность сюжета все это доставит вам при чтении истинное удовольствие. А приобрести эту книгу вы сможете в книжном магазине по адресу: г.Нижнекамск, ул.Школьный бульвар, Дом книги..
Ученик: По книге А.К. Толстого «Князь Серебряный» написана аннотация, так как в этом тексте кратко анализируется произведение, даются замечания по содержанию. Выделяются тема и идея произведения.
Ученик: А на книгу Пришвина «Кладовая солнца» написана реклама.
Учитель: А какие особенности рекламы вы здесь отметили?
Ответы учеников: Она меньше по объему.
Указан адрес, где можно купить книгу.
Отмечается только хорошее.
В рекламе все понятно.
Учитель: А как бы вы определили стиль рекламы? Обоснуйте свой ответ.
Ученик: Предложения в рекламе короткие. Задаются вопросы, но ответов не дается. Текст обращен к нам.
Учитель: Какая форма глаголов часто употребляется?
Ученик: Глаголы 2 лица.
Учитель: И все это признаки какого стиля?
Ученик: Публицистического.
Учитель: Сейчас вы верно определили отличие рекламы от аннотации, а теперь, пользуясь памяткой, назовем основные требования к составлению рекламы (открываются карточки на партах).

Требования к рекламе:
Броское название для привлечения внимания.
Необычная подача информации-обращенности.
Краткость содержания.
Заинтересованное лицо.
Адрес.
Стиль публицистический.

Учитель: А теперь прослушайте текст рекламы и, пользуясь памяткой, определите, правильно ли она составлена.
1,2, 3, 4, 5. Ты уже научился считать? Очень хорошо. И умеешь решать сложные задачи? Даже если ты считаешь, что освоил все премудрости мира чисел, найдешь много интересного и пока до конца необъяснимого в этой книге.
А еще немало полезного. Например, как научиться быстро считать, если нет под рукой компьютера или карманного калькулятора, как тренировать память и логическое мышление.
А знаешь ли ты, как с помощью цифр можно предсказать судьбу, изменить характер, выбрать подругу (или друга) жизни?
Словом, советуем тебе не тратить времени. Приобрети книгу и приступай к чтению!
Ученик: Нет, это неполная реклама. Здесь нет броского названия, нет адреса, где можно приобрести это произведение. Хотя содержание текста выдержано в публицистическом стиле, есть необычность подачи информации, текст короткий.
Учитель: Мы с вами разобрали все особенности составления рекламы. Давайте попытаемся составить такую рекламу для своих одноклассников к рассказу А.П. Чехова «Злоумышленник». С чего начнем?
Ученик: Со звучного «заумного» заголовка!
Учитель: Подумайте, какой заголовок можно подобрать.
Ученики: «Гайкой рельсы прикрепляются к шпалам», «Злой умысел?», «К чему ведет отвинчивание гаек?», «Темные люди», «На живца», «Надо судить умеючи».
Учитель: Какое название, по-вашему, более подходящее? Почему?
Ученики: «На живца». Оно, во-первых, «заумное» и загадочное. Во-вторых, соответствует содержанию, так как живцом на «крючке» следователя из-за вывинченной гайки становится главный герой Денис, не понимающей своей вины.
Учитель дает задание «слабому», но с художественными способностями, ученику: Попробуй нарисовать иллюстрацию к нашей рекламе. А мы подумаем, какой достойный сюжет можно придумать для маленькой рекламы к данному произведению.
Ученики:
Денис отвинчивал гайки от рельсов.
Гайки нужны были для грузила.
Гайками рельсы прикрепляются к шпалам.
Отвинчивание гаек ведет к разрушению поезда.
Денис не образован, темен, но безобиден и не способен на преступление.
Дениса посадили в тюрьму.
Учитель: Все это правильно, но подача информации должна быть в виде предложения и краткая. Попытайтесь сформулировать ее содержание. Заслушивается два варианта. Выбирается лучший (2 вариант).
1 вариант. В рассказе Чехова «Злоумышленник» ты узнаешь, для чего нужны Денису гайки. Почему отвинчивание гаек ведет к крушению поездов. За что его обвиняют в злом умысле. Почему он, попав в тюрьму, не понимает своей вины. Прочитай это произведение Чехова. Тебе понравится!
2 вариант.
Если тебя интересует от чего происходит крушение поезда.
Если ты хочешь узнать:
- откуда и для чего Денис Григорьев отвинчивал гайку;
- к чему ведет это отвинчивание.
Если тебя волнует:
- почему Дениса отослали в тюрьму;
- виновен ли он, тебе необходимо прочитать рассказ А.П. Чехова «Злоумышленник»!
У каждой рекламы должен быть адрес и заинтересованное лицо. Кто заинтересованное лицо?
Ученик: Я. Каждый из нас.
Учитель: Где можно найти этот рассказ.
Ученики:
В учебнике «Литература. 7 класс» под редакцией В.Я. Коровина.
В сборнике рассказов А.П. Чехова, издательство «Детская литература», 1987, а книгу можно купить в книжном магазине или взять в школьной библиотеке.
Учитель: Напишите окончательный вариант рекламы.
Окончательный вариант «На живца».


Мой одноклассник !
Тебя интересует, от чего происходит крушение поезда?
Тебя волнует, виновен ли Денис, почему его отослали в тюрьму?
Ты хочешь узнать, откуда и для чего Денис Григорьев отвинчивал гайку?
К чему ведет это отвинчивание?
Прочитай рассказ А.П. Чехова «Злоумышленник», который помещен в учебнике литературы 7 класса под редакцией В.Я. Коровина, изданном в Москве в 1977 году.

Учитель: Хорошо, а теперь задания: разделимся на две творческие группы, каждой отдельное задание (класс делится на две группы; сильным ученикам дается задание составить рекламу книги для библиотекарей, «слабым» - для родителей.
Ученики зачитывают свои работы.
Группа 1: Собери «золотую» коллекцию!
Уважаемые хранители книг! Не упустите вожможность приобрести в фонд своей библиотеки рассказ А.П. Чехова «Злоумышленник». Дайте возможность своим читателям убедиться в том, что:
- Чехов произвел революцию жанра!
- Сумел кратко сказать о «длинных» вещах!
Каждое слово в рассказе смеется над героем, а диалог служит средством самохарактеристики, самовыражения Дениса Григорьева.
Обратитесь в магазин «Аркада» на улице Химиков в г.Нижнекамске.
Учитель: Соблюдены ли в этой рекламе требования и условия нужного жанра?
Ученики: Да, броское название. Обращение к конкретному лицу, направленность рекламы на определенное лицо. Короткие предложения, фразы и особая интонация при произношении. Дан адрес.
Учитель: Молодцы! Есть ли еще варианты?
Ученик: Да, я составил рекламу «от обратного». Очередь.
Как много в этом слове для сердца милого
Уважаемые библиотекари!
На покупайте рассказ А.П. Чехова «Злоумышленник», если вы не хотите:
- узнать всю прелесть полного рабочего дня;
- бесконечного хлопанья дверей;
- огромных очередей к вашему столу заказов;
- вопрошающих взглядов «Есть ли у вас рассказ «Злоумышленник»?»
- на ваше отрицательное покачивание головой – разочарованный вид читателя;
- Не приобретайте маленький рассказ (всего 3 страницы) А.П. Чехова «Злоумышленник»! не стоит тратить свое время и силы для поиска магазина на улице Гагарина.
Учитель: Интересная форма рекламы, очень необычная, и где-то рассчитанная на человека, обладающего чувством юмора. Теперь заслушает 2 группу.
Ученики 2 группы: Реклама для родителей:
Зло или умысел?
Уважаемые родители!
Вы ведь не хотите, чтобы ваши дети оказались в положении героя рассказа Чехова «Злоумышленник», который оказался на допросе у следователя? Вы хотите предостеречь себя и своих детей от неприятностей? Купить эту книгу вы можете в ближайшем магазине. Наш адрес: ул. Советская, д.21.
Учитель: Ребята, есть ли у вас дополнения, замечания?
Ученики: Основные требования рекламы соблюдены. Отмечается положительное. Предлагается поподробнее рассказать и понравившемся рассказе.

3. Итоги урока.
Учитель: Молодцы, мы сегодня хорошо поработали. Скажите, что нового было для вас на уроке?
Ученики: Мне стало все ясно. Теперь я сумею составить рекламу на книгу и порекомендовать ее своему другу. Смогу ориентироваться в мире рекламы.

Учитель: Задания на дом: 1 группе: расширить рекламу 2 группы или написать рекламу вашей любимой книги; 2 группе: расширить свою рекламу, ее основную часть.

( Пример сочинения-рекламы для родителей:
Зло или умысел?
Уважаемые родители!
Вы ведь не хотите, чтобы ваши дети оказались в положении героя рассказа Чехова «Злоумышленник», который оказался на допросе у следователя? Вы хотите предостеречь себя и своих детей от неприятностей? Что должно измениться в обществе, чтобы поступок Дениса был невозможен? На эти вопросы вы получите ответ, прочитав «Злоумышленника». Уверяю, что Чехов научит вас принимать правильное решение. Денис, не задумываясь о последствиях, откручивал гайки на железнодорожном полотне и использовал их для своих нужд.
Поступок героя произведения был ужасным. Это могло стоить жизни многих людей. Но он не осознавал своей вины. Упрямо твердил, что ничего не сделал плохого, что нужна ему эта гайка для грузила. Помните о том, что незнание законов не освобождает от ответственности. Прочитайте этот рассказ и своим детям!
Купить эту книгу вы можете в ближайшем магазине. Наш адрес: ул.Бызова, д.1, магазин «Книжная лавка».




15