Статья Концептуальное осмысление литературных произведений в средних классах как один из сложнейших этапов читательской интерпретации.


Автор:
учитель русского языка и литературы
МАОУ «Гимназия № 16» г. Кунгура
Пермского края
Исламиева Айгуль Раифовна
Концептуальное осмысление литературных произведений в средних классах как один из сложнейших этапов читательской интерпретации
Литература как искусство словесного образа – особый способ познания жизни, художественная «модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающее активное сотворчество воспринимающего» [1; 4].
Существуют разные этапы организации читательской деятельности на уроке литературы: мотивация, первичное восприятие, аналитическое размышление, концептуальное осмысление произведения. Очень важно, чтобы учащиеся целостно осмыслили авторские концепции, то есть, целостно охватив произведение, правильно вывели идею, смысл литературного произведения. Концептуальное осмысление произведения – один из сложнейших этапов читательской интерпретации, который устанавливает ее проявление на более высоком уровне. По утверждению Т.В. Рыжковой следует, что концептуальный уровень требует от учащихся синтеза своих наблюдений над языком произведения, стилем писателя, композицией и содержанием. Учащиеся должны ответить на вопросы о причинах поступков героев и сути их конфликта, об оценке их действий [5; 24-24].
Таким образом, на последнем этапе работы ученикам предстоит столкнуться с новыми трудностями, требующими активной и напряженной деятельности.
На заключительных занятиях нельзя повторять предыдущий ход анализа произведения. На таких уроках у школьников возникает ощущение знакомости произведения, когда все в нем кажется уже известным, и дальнейшие разговоры о нем представляются ненужным. На этом этапе должен выявляться для учащихся новый угол зрения на произведение. Только в этом случае ученики придут к углубленному осмыслению литературной темы в целом, идеи, нравственного пафоса литературного произведения. Очень важной характеристикой деятельности на этом этапе можно назвать творческую активность, которая позволит, целостно охватив произведение, по – новому и с интересом проанализировать произведение. Как объясняется в новых стандартах, развитие творческих способностей – необходимое условие становления человека, эмоционального богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру [1; 5].
Основным элементом литературы является читательская деятельность. «Читательская деятельность – это творческое преобразование художественного текста с целью создания его целостной интерпретации и обогащение в этом процессе своего духовного опыта, приобретение способностей общения с произведением искусства. Основными компонентами читательской деятельности является мотивация, первичное восприятие, аналитическое размышление и концептуальное осмысление произведения» [5; 32]. Концептуальное мышление включает в себя образные элементы и преображает их в целостную интерпретацию художественного произведения с помощью логических действий.
Целостность и системность – один из основных характеристик деятельности учебной ситуации концептуального осмысления. В эту характеристику включается понимание ключевых проблем, связи литературного произведения с эпохой его написания, понимание и формулирование темы, идеи, нравственного пафоса литературного произведения, идейно – эмоционального содержания, авторской позиции, собственная интерпретация, а также определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно – выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно – художественного содержания произведения. Концептуальное осмысление произведения – это создание ощущения глубины и неисчерпаемости произведения и создавать «установку» на дальнейшее общение с текстом после завершения изучения.
Концептуальное осмысление произведения предполагает возможность его включения в общекультурный контекст. Литературный текст воспринимается как часть культуры определенной исторической эпохи, с одной стороны, вобравший в себя и основные нравственные и эстетические характеристики, с другой – обогативший ее. Более глубокое и объективное определение концепции изученного произведения при сопоставлении с другими текстами или произведениями смежных видов искусства, в процессе анализа художественных его интерпретаций поможет обогатить и уточнить читательскую интерпретацию школьников. Анализируя программы нового поколения, можно говорить о том, что может явиться содержанием концептуального осмысления в 5 классе. Пятиклассники должны обладать следующими знаниями и умениями:
в процессе изучения жанров фольклора:
-Различать пословицы и поговорки. Различать сказки волшебные, бытовые и сказки о животных. Выявлять характерные для народных сказок и былин художественные приемы (постоянные эпитеты, троекратные повторы). Пересказывать самостоятельно прочитанную сказку [4; 2].
в процессе изучения эпических произведений:
-Воспринимать текст литературного произведения. Выразительно читать фрагменты. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Формулировать вопросы по тексту произведения. Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения. Определять тему и идею произведения, проблематику, идейно – эмоциональное содержание, элементы сюжета, композиции, изобразительно – выразительные средства языка; пересказывать сюжет, характеризовать персонажей, давать их сравнительные характеристики, характеризовать своеобразие языка писателя. Эмоционально откликаться на прочитанное, выражая личное читательское отношение к прочитанному. Давать общую характеристику художественного мира произведения, писателя. Составлять план литературного произведения. Писать краткие аннотации, рецензии на литературные произведения [4;3].
в процессе изучения лирических произведений:
Выразительно читать лирические стихотворения. Отличать стихотворную речь от прозаической, находить основные признаки стихотворной речи. Выявлять художественно значимые изобразительно – выразительные средства языка писателя и определять их художественную функцию в произведении. Определять особенности ритмической организации, своеобразие языка. Выявлять в тексте разные виды художественных образов (образ человека, образ природы, образ времени года, образ животного, образ предмета). Проводить устное словесное рисование. Определять тему, идею, проблематику, чувственное восприятие лирического героя, роль диалогов и монологов, отношение автора. Передавать личное отношение в процессе выразительного чтения (эмоциональная окраска, интонирование, ритм чтения) [4; 3].
в процессе изучения драматических произведений:
Характеризовать композицию, тематику, проблематику, конфликт, идейно – эмоциональное содержание драматического произведения. Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту, в том числе с использованием цитат. Составлять план, в том числе и цитатный, произведению. Читать по ролям. Отмечать особенности композиции, правила трех единств: времени, места и пространства. Инсценировать драматическое произведение, характеризовать образ персонажа через чтение его монологов, реплик, описаний внешности, действий. Анализировать сцены, сопоставлять образы [4; 3-4].
Основываясь на труд В.Г. Маранцмана «Возрастные и индивидуальные типологические различия восприятия школьниками художественных текстов», можно утверждать, что наивный реализм, который при нормальном развитии преобладает в читательском восприятии школьников 5 – 6 классов, ведет при чтении к слиянию искусства и действительности и наделяет читателя эмоциональной активностью, силой переживания, общей целостностью впечатления, хотя и схематичного, порой лишенного последовательной логической связности [3; 2]. Учащиеся среднего звена осознают, что сила чувств, испытанных при чтении рассказа больше, чем их способность логически выразить свое впечатление, то есть это говорит об открытой выраженности положительной эмоциональной реакции. Постижение смысла произведения, формирование его концепции для учащихся данного возраста оказывается делом гораздо более затруднительным. Многие учащиеся указывают на тему, чем движение мысли, внутренний сюжет рассказа.
В целом читательское восприятие учащихся 5-6 классов обнаруживает следующие тенденции: эмоциональная реакция – самый чуткий и сильный элемент восприятия, который намного опережает другой его стороны; понятийное освоение несколько сильнее, чем работа творческого воображения; внимание к эстетической форме произведения, к осмыслению через нее позиции автора почти не пробуждено. Для них характерно прямое выражение чувств.
Итак, концептуальное осмысление произведения в школе требует осуществления многих задач.
Во–первых, вызывания потребности снова обратиться к произведению, осмыслить его в целом. Введением нового материала, созданием на заключительных занятиях новой проблемной ситуации и отстаивания сложившихся точек зрения ученики вовлекаются в решение более сложных задач или те, которые разрешались на предыдущих этапах изучения.
Во-вторых, суммирование знаний, синтез их, которые должны привезти учащихся к более обобщенным выводам.
В- третьих, пробуждения самостоятельных оценок и их защиты.
В- четвертых, проверка прочности сложившихся в ходе анализа убеждений учеников.
Таким образом, испытав радость целостного взгляда на произведение, общего его осмысления, также на этапе концептуального осмысления произведения должны создать ощущение неисчерпаемости произведения проведенным анализом, возможности иных его трактовок.
Список использованной литературы
1.Лебедева М.А. Моделирование урока литературы в процессе организации читательской деятельности// Вестник ПОИПКРО № 2.- Пермь: ПОИПКРО, 2005.- С. 32-39
2.Маранцман В.Г. Анализ литературного произведения и читательское восприятие школьников. Методическое пособие.- Л.: Гос.пед. ин-т им. А.И. Герцена,1974.- 176 с.
3.Маранцман В.Г. Возрастные и индивидуальные типологические различия восприятия школьниками художественных текстов / http://www.umo.bsu.by/sm.aspx?uid=6984.Рабочая программа по литературе 5-9 классы ФГОС/ http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2016/06/21/rabochaya-programma-po-literature-5-9-klassy-fgos
5.Рыжкова Т.В. Литературное развитие школьников: Учебное пособие.- СПб.: Издательство РГПУ имени А.И. Герцена, 2006.