Статья — Развитие речи учащихся посредством театрализации литературных произведений.


Развитие речи учащихся посредством театрализации
литературных произведений.
Кирьянова И.В.,
ГБОУ СОШ №291 Красносельского района
«Искусство есть такая потребность для человека как есть и пить».
Ф. М. Достоевский
Живя в современном мире, наши дети испытывают кризис общения. Родители постоянно заняты. Ребята мало гуляют, играют со сверстниками. Настоящее, живое, эмоциональное общение заменило интернет-общение. Дети проводят все свободное время перед компьютерами, телевизорами или играя в PSP. Такого рода достижения науки и техники оказывают негативное влияние на подрастающее поколение. У детей маленький словарный запас, нет инструмента культуры речи.
Перед учителями встала глобальная проблема, которую необходимо решать. Мною была поставлена цель: развивать речь учащихся посредством театрализации литературных произведений.
Писатель Л.В. Успенский говорил: «Все, что люди совершают в мире человеческого, совершается при участии и посредством языка. Язык есть важнейшее орудие общения между людьми. Умело и с наибольшей пользой применять любое орудие может лишь тот, кто его глубоко, тщательно изучил, кто знает, как оно устроено, из каких частей состоит, как работает, какого обращения требует с собой».
Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того, чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть им, то есть обладать речевой культурой. Владение словом – инструментом общения, мышления – это первооснова интеллекта ребенка. Мышление не может развиваться без языкового материала. Начальный школьный период – одна из наиболее важных ступеней в овладении речью.
Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей.
Наиболее слабым звеном в общей системе обучения родному языку является работа по развитию связной речи учащихся.
Развитие речи ребенка – один из показателей общего развития его личности. Недостаточное владение речью является объективной причиной, которая не дает возможности свободно общаться, поскольку только умелое владение речью способствует полноценному общению, созданию коммуникативного комфорта человека в обществе. Для школьников развитие связной речи имеет исключительное значение, так как выступает решающим фактором успешного овладения всеми учебными предметами.
Одной из важнейших задач, стоящих перед нами, является обучение учащихся полноценно общаться, точно выражать свои мысли. У наших детей ограниченный объем слов, однообразные синтаксические конструкции. Речь их состоит из коротких однотипных предложений со слабо выраженной связью между ними. Текст, который они создают, часто распадается на короткие рубленые фразы однообразной структуры. Поэтому нам учителям необходимо научить детей чувствовать слово, владеть синонимией, правильно использовать морфологические формы и синтаксические конструкции. Мы обучаем детей умению строить предложения, понимать текст (тему, идею, структуру, языковые средства в соответствии с целью, содержанием, типом и стилем речи). Эти задачи решаются на уроках русского языка, литературного чтения и на специальных уроках развития речи.
Система уроков развития речи – один из основных элементов общего языкового и нравственно-эстетического воспитания младших школьников. Культура речи не ограничивается только грамотностью письма, правильным произношением, а непременно выступает как необходимый момент целостной культуры личности. Так, например, речевое однообразие, бедность языковых средств может свидетельствовать не только о слабой словесной подготовленности, но также о неумении наблюдать природу, людей, об эмоциональной «глухоте». Наша задача – соединить в сознании, в чувствах детей окружающий мир и мир слов, даже не соединить, а раскрыть их взаимообусловленность.
Развивать речь детей – значит регулярно работать над ее содержанием, учить построению предложения, выбору нужного слова, грамотному оформлению мыслей. Для того, чтобы ученики успешно овладели основными речевыми умениями и навыками, необходим огромный труд педагога. Перед нами постоянно встает вопрос: как построить уроки развития речи, чтобы раскрыть способности детей и повысить интерес к творческой работе?
Наряду с различными видами работы по развитию речи учащихся: работа со словом, работа с предложением и словосочетанием, работа с текстом, искусство речи (риторика), работа над сочинениями и т. д. я в своей деятельности большую роль отвожу театрализации (драматизации) литературных произведений.
Как сказал выдающийся польский педагог и писатель Януш Корчак: «Ребенок – это сто масок, сто ролей способного актера».
Практически все дети – немножко артисты. Им ничего не стоит представить себя любым сказочным персонажем и действовать от его имени. Каждая девочка, наверное, обожает представлять себя какой-нибудь сказочной царевной, а мальчик – непобедимым рыцарем, отважным защитником всех, кто нуждается в подмоге. По моему мнению, очень важно развивать у детей эти творческие задатки.
Для реализации выше поставленной цели мною были поставлены следующие задачи:
обогащать словарный запас детей (количественный и качественный);
развивать грамматический строй речи;
развивать связную речь учащихся;
обучать правильному произношению слов, ударению, интонированию;
воспитывать познавательный интерес к родному языку, литературе;
решать проблемы интеллектуального развития младших школьников.
«Театр» - это новый предмет дополнительного образования в рамках ОС «Школа 2100». Автор программы И.А. Генералова.
Живая и увлекательная форма занятий поможет ребенку раскрыться и проявить себя как в общении, так и в творчестве.
Влияние искусства на становление личности человека и его развитие очень велико. Характерная особенность искусства – отражение действительности в художественных образах, которые действуют на сознание и чувства ребенка, воспитывают в нем определенное отношение к событиям и явлениям жизни, помогают глубже и полнее познавать действительность.
Актуальность программы связана с тем, что театр своей многомерностью способен «заразить» ребенка добром, желанием делиться своими мыслями и умением слышать других, развиваться, творя и играя. Такие занятия дарят детям радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, ребенок будет стремиться поделиться тем, что узнал, увидел, пережил с другими. Программа имеет общекультурную направленность.
Новизна программы прослеживается в применении системно-деятельностного подхода при подаче материала. Программа рассчитана для работы по годам в театральных мастерских.
Первый год обучения – знакомство с работой актера и режиссера в театре: «Мастерская тела, мастерская чувств».
Второй год обучения – знакомство с работой художника и музыканта: «Волшебные краски чудесной страны» или в мастерской художника; «На берегу прекрасных звуков в стране скрипичного ключа» или музыка в театре.
Третий год обучения – знакомство с ролью драматурга: «Магия слов, или Литературная часть в театре»; «Дом для чудесных представлений» или спектакль как объединение работы всех театральных мастерских.
На занятиях дети не просто смотрят или слушают, но и сами своими руками режут, клеят, рисуют, создают и т.д. Сам же ребенок выступает то в роли актера, то художника, то организатора.
Также ребята посещают театры и ведут «Дневник юного зрителя».
Так как потребность в объективной оценке результатов деятельности человека всегда остается одной из самых значимых, а традиционная пятибалльная система не подходит для оценивания результатов работы учащихся во внеурочной деятельности, я использую балльно-рейтинговую систему оценки внеучебных достижений.
Примерный сценарий внеурочного занятия дополнительной образовательной программы И.А. Генераловой «Театр». Первый год обучения.
Тема: «Мы в театре. Зрительный зал, сцена».
Цель: Познакомить с новыми театральными терминами: «зрительный зал, сцена».
Ход занятия
I. Организационный момент.
Дети садятся в 2 группы.
Представление команд.
II. Актуализация знаний.
У. Сегодня мы в очередной раз отправимся в театр.
Перед вами лежат маршрутные листы. (Листы самооценки)
На занятиях мы составляли театральный словарь. Давайте проверим, как хорошо вы знаете театральные термины.
1 станция «Театральный эрудит».
Как называются стенды, плакаты, вывески с рекламой спектакля? (Афиша)
Как называется место перед входом в зрительный зал? (Фойе)
Как называется театральное представление? (Спектакль)
Как называется перерыв между действиями? (Антракт)
Как называются люди, исполняющие роли? (Актеры)
Откуда выходят актеры на сцену? (Кулисы, занавес)
Как называют украшения сцены? (Декорации)
Как называется комната, где актеры готовятся к спектаклю? (Гримерная комната)
При помощи чего актеры изменяют внешность? Еще это особые краски, кремы которые применяются только в театре. (Грим)
Как называется словесный текст, раскрывающий содержание произведения? В этом тексте пишут фамилии актеров. (Программа)
Где актеры хранят свои костюмы? (Костюмерная)
Дети заполняют лист самооценки.
III. Формулировка темы, постановка цели.
Определение темы занятия с помощью анаграммы. (SMART-доска)
У. Пополним театральный словарь новыми словами.
- Сцена
- Зрительный зал
У. Какую цель поставим? (Узнать, что означают эти термины).
IV. Работа в группах над темой занятия.
Каждая группа получает конверт с разрезанными карточками с информацией + фото.
1 группа: сцена
2 группа: зрительный зал
Группы обмениваются полученной информацией в виде устных выступлений.
У. Если вы хотите узнать, каких еще видов бывают сцены, найдите информацию дома самостоятельно или с помощью родителей. Если вам интересно, какие еще бывают места в зрительном зале, найдите информацию сами и поделитесь со всеми.
У. Что вы узнали из выслушанных рассказов?
Физкультминутка.
V. На уроках литературного чтения мы знакомились с отрывками из произведений Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей» и Э. Успенского «Крокодил Гена и его друзья». Ребятам стало интересно прочитать произведения целиком. Посмотрим, как вы внимательно читали.
2 станция «Внимательный читатель».
Работа со SMART-доской.
Распределить героев на 2 группы. (Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей» и Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья»).
Дети заполняют лист самооценки.
У. После прочтения у нас возникла идея инсценировать отрывки из этих произведений.
По ходу подготовки мы реализовали несколько проектов:
- создание афиши и программки;
- оформление коллажа;
- составление сборников загадок.
Каждый из учеников побывал в роли ответственного организатора.
Все работы мы представляем вашему вниманию.
Мы продолжаем путь.
3 станция «Загадочная»
Группы обмениваются загадками о героях и сказочных предметах, составленными самостоятельно.
Дети заполняют лист самооценки.
Наконец, мы прибыли в пункт назначения! Мы представляем вашему вниманию инсценировки:
1. «Незнайка сочиняет стихи» по мотивам сказки Н.Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей»
2. «Красная шапочка» по мотивам сказки Э.Н. Успенского «Крокодил Гена и его друзья».
VI. Итог занятия.
- Какую цель мы поставили?
- Достигли мы поставленной цели?
- Что такое сцена, зрительный зал?
- Где в жизни нам пригодятся знания, полученные сегодня на занятии?
VII. Рефлексия.
- Что было интересно?
- За что можете похвалить себя?
- За что можете похвалить одноклассников?
SMART-доска (Театральные маски: комедия и трагедия).
Поместите на сцену маску, которая соответствует вашему настроению.
У. Закончить наше занятие хочется словами Константина Сергеевича Станиславского: «Если бы смысл театра был только в развлекательном зрелище, быть может, и не стоило бы класть в него столько труда. Но театр есть искусство отражать жизнь».
Карта занятия для ученика (лист самооценки)
Ф.И. ученика ____________________________
1 станция «Театральный эрудит» баллы
Я узнал все театральные термины по описанию самостоятельно без ошибок.
Я узнал театральные термины по описанию самостоятельно, но допустил 1-2 ошибки.
Я узнал театральные термины по описанию с помощью ребят из творческой группы. 3
2
1
станция «Внимательный читатель» Я распределил литературных героев на 2 группы самостоятельно без ошибок
Я распределил героев на 2 группы самостоятельно, но допустил 1-2 ошибки
Я распределил героев на 2 группы с помощью ребят 3
2
1
3 станция «Загадочная» Я разгадал все загадки самостоятельно без ошибок
Я разгадал загадки самостоятельно, но допустил 1-2 ошибки
Я отгадал загадки с помощью ребят из творческой группы 3
2
1
Приз (жетоны) за активную работу Получил 3 жетона
Получил 2 жетона
Получил 1 жетон 3
2
1
Всего баллов _____
12–9 баллов – Я большой искусствовед! / Я юный театрал!
8–6 баллов – Я старался!
5–3 балла – Я постараюсь и у меня все получится.