Ориентиры деятельности учителя технологии


Управление процессом развития коллективного субъекта учебной деятельности
В модели совместной деятельности можно выделить 5 элементов :1. Позитивная связь, т.е понимание учениками того,что они связаны единой общей целью, которая не позволяет достичь успеха одному,если его не достигнут другие.
2. Личностное взаимодействие, предполагающее общение детей между собой, помощь друг другу в решении проблемы.
3. Индивидуальная ответственность, при которой каждый лично отчитывается за свою работу, а оценка даётся и персональному вкладу, и коллективному результату.
4. Навыки общения, которые вырабатываются учителем совместно с учениками для того, чтобы дети использовали их в учебном процессе.
5. Совместная оценка хода работы, в которой ученики должны регулярно подводить итоги сделанного и определять, каким образом каждый из них и группа в целом могут действовать эффективно.
Овладение способом совместной деятельности и его рефлексия в 1 классе создают предпосылку для овладения в дальнейшем коллективно-распределительной деятельностью, которой присущи принципиально другие способы, нормы и правила. Принципиальное отличие коллективно-распределительной деятельности от совместной заключено в её предмете. Учебная задача требует развёрнутого анализа условий, что и происходит в коллективно-распределительной деятельности, которая, по сути, является исследовательской. Особой формой отношения как самих учеников, так и учителя является сотрудничество.Переход от совместной к коллективно-распределительной деятельности происходит во 2 классе и начинается с введения учебной задачи и овладения нормами сотрудничества.
В процессе становления субъекта коллективной деятельности можно выделить три основных этапа.
Первый этап - этап освоения групповой работы- заключается прежде всего в опробовании способа совместной работы и осознании необходимости выделения норм сотрудничества(в ходе межгруппового диалога , являющегося фундаментом развития нового субъекта учебной деятельности - малой группы).В групповой работе происходит формирование полноценного субъекта коллективной деятельности, которое знаменует дальнейшее развитие коллектива. На каждом последующем этапе развития коллектива самостоятельность детей возростает, а это означает, что учитель может передавать детям функции коллективной деятельности: дети могут самостоятельно ставить учебные задачи и решать их.
Втором этапе - этап освоения субъектности малой группы - способность выполнять определённыеучебные действия: целеполагание, нахождение нового способа,моделирование, контроль и оценку.Основной формой организации учебной деятельности становится межгрупповая дискуссия(3 класс).
Третий этап - этап формирования полноценного субъекта коллективной деятельности- когда группа способна самостоятельно оценить новую учебную задачу - выбрать на основе самоорганизации способ совместной работы - распределение малых групп, их последующий диалог, оформление результатов и их групповая оценка.
Последовательная передачи самостоятельности новым субъектам: малой группе. классу, а впоследствии индивидуальному субъекту - каждому ученику- важнейшая задача педагогической деятельности учителя развивающего образования. Постепенная передача ребёнку педагогический приёмов приведёт к становлению ученика субъектом учебной деятельности и начинание ставить перед собой соответствующие учебные задачи.
Освоение коллективно-распределительной формы учебной деятельности, опыт деятельностного и межличностного общения в малых группах является предпосылкой и освоением формирования учебного коллектива. Описанная схема развития коллективного субъекта учебной деятельности становится реальностью, если используются педагогические средства, делающие возможным постепенное возрастание доли детского соучастия в процессе обучения.