План-конспект урока химии по теме Предельные (насыщенные) углеводороды на примере метана ( в соответствии с требованиями ФГОС)


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ВЕРЕСАЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ХИМИИ (9 КЛАСС)
В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС
НА ТЕМУ « ПРЕДЕЛЬНЫЕ (НАСЫЩЕННЫЕ) УГЛЕВОДОРОДЫ НА ПРИМЕРЕ МЕТАНА
УРОК РАЗРАБОТАЛА:
ЛЕВИЦКАЯ Е.Н,
УЧИТЕЛЬ ХИМИИ,
ВЫСШАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ КАТЕГОРИЯ
Тема: «Предельные (насыщенные) углеводороды на примере метана»
Цели урока:
Дидактическая цель: создать условия для формирования представлений о предельных углеводородах на примере метана методом проблемно-деятельностного обучения.
Образовательная цель : добиться осознания и усвоения понятий: предельные углеводороды, гомологический ряд, гомологи, гомологическая разность; составлять молекулярные и структурные формулы предельных углеводородов, исходя из общей формулы алканов; характеризовать физические и химические свойства метана, его применение.
Воспитательная цель: воспитывать потребность в получении знаний, в самовыражении и самореализации;навыки сотрудничества, умения слушать, общаться в паре, группе.
Развивающая цель: формировать умения устанавливать причинно-следственные связи через умение работать с текстом учебника, выстраивать логические цепочки, сравнивать, анализировать и обобщать полученные знания, делать выводы.
Планируемые результаты:
Предметные: знают, какие углеводороды называют предельными; умеют составлять молекулярные и структурные формулы предельных углеводородов, исходя из общей формулы алканов; характеризовать физические и химические свойства метана, его применение.
Метапредметные
ЛичностныеУУД: умеют управлять своей познавательной деятельностью; осуществляют самоконтроль и самооценку.
 Регулятивные УУД: самостоятельно ставят учебные цели и задачи; планируют пути достижения целей; адекватно оценивают правильность выполнения действия и вносят необходимые коррективы; оценивают уровень достижения результата.
 Коммуникативные УУД: адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеют устной и письменной речью; строят монологическое высказывание; организуют и планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, осуществляют контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, умеют убеждать; работают в группе — устанавливают рабочие отношения, эффективно сотрудничают.
Познавательные УУД: умеют выделять существенные характеристики объектов; устанавливают причинно-следственные связи; решают учебно-практические задачи, требующие критического понимания текста, умеют преобразовывать текст, используя новые формы представления информации.
Тип урока: изучение нового материала
Форма организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая
Необходимое техническое оборудование:  интерактивная доска.
Применяемые элементы технологий: методы проблемно-деятельностного обучения.
Учебник: Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман. Химии 9 класс. М.: Просвещение, 2014.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
№ п/п Этапы урока Деятельность учителя
Деятельность учащихся УДД, формирующиеся на данном этапе
1. Мотивация учебной деятельности. Организационный момент.
Приветствие учащихся.
Создание условий для возникновения индивидуальной внутренней потребности осуществлять деятельность.
Здравствуйте! Я рада вас всех видеть. Сегодня на уроке мы будем говорить о первом классе органических веществ. Я уверена, что наша продуктивная работа поможет нам достичь целей сегодняшнего урока.
Проверяют готовность к уроку
Приветствуют учителя - самоопределение (Л);
 
- внутренняя позиция школьника (Л);
- учебно-познавательная мотивация (Л);
- планирование учебного сотрудничества (К)
- мотивационная основа учебной деятельности (Л);
2. Целеполагание и мотивация изучения данного материала
( выход на тему урока, определение целей и задач урока)
Тему нашего урока вы сможете сформулировать, прослушав отрывок из стихотворения и вставив пропущенные слова.
Уголь лихо били пики,Рокотали молотки,И мерцали на них лики,Как на солнце лепестки.И работа текла гладко,Но не спал в пласте метан,И готовился украдкойБрызнуть в лаву, как фонтан.Оставался час до смены,И потом шабаш – домой,Но метан внёс перемены,Вспышкой грозной огневой.
Без цвета и запаха, очень летучий,Он в шахте «суфляром» идёт из угля.А может, в мгновение, взрывом могучимРвануть с такой силой, что вздрогнет земля!
_______________
Метан относится к предельным или насыщенным углеводородам. Он является простейшим представителем этого класса.
Сформулируйте тему нашего урока.
«Предельные (насыщенные углеводороды) на примере метана»
Итак, предельные углеводороды мы будем изучать на примере метана, а что вам известно про это вещество? ( газ, который входит в состав природного; используется в качестве топлива; его формула – CH4 и др.)
Каковы цель и задачи нашего урока?

Для чего нужны нам эти знания?
Слушают стихотворение, определяют пропущенное слово
Высказывают предположения и с помощью учителя
формулируют тему урока
Называют уже известные сведения о метане
Формулируют цель и задачи урока, объясняют важность данного материала Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность
Регулятивные: самостоятельно ставят учебные цели и задачи
Коммуникативные УУД: адекватно используют речевые средства
3 Этап открытия (усвоения) новых знаний.
Хоть выйди ты не в белый свет,
А в поле за околицей,-
Пока идёшь за кем- то в след,
Дорога не запомнится.
Зато, куда б ты ни попал
И по какой распутице,
Дорога та, что сам искал,
Вовек не позабудется.
1.Понятие о предельных углеводородах.
Индивидуальная работа с текстом учебника (стр.181)
Какие углеводороды называют алканами?
Какова общая формула предельных углеводородов?
Подчеркните формулы алканов:
C6H6; C5H10; C7H16; CH4 ; C6H10; C10H22
2. Метан – представитель предельных углеводородов
Работа в группах
Задание группе № 1
Почему в природе так много метана?
Изучив материал § 52, а так же проработав информацию из других источников составьте схему
« Источники метана»

Задание группе № 2
Каковы важнейшие химические свойства метана?
Ответ подтвердите уравнениями хим. реакций.
Задание группе № 5
По предложенным схемам (Приложение № 1)
Расскажите о применение метана и его производных
Работают с текстом учебника (выборочное чтение)
Отвечают на поставленные вопросы
Применяют знания общей формулы алканов и умения по ней работать
Работают в группе над поставленными заданиями
Представляют отчёт о выполненном задании в виде схем, уравнений реакций
- учебно-познавательный интерес (Л);
- волевая саморегуляция (Р);
- анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П);
- подведение под понятие (П);
- использование знаково-символических средств (П);
- определение основной и второстепенной информации (П);
- учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);
- формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К)
- поиск и выделение необходимой информации (П);
- умение структурировать знания (П);
- смысловое чтение, извлечение необходимой информации (П);
- построение речевых высказываний (П);
- планирование учебного сотрудничества (К);
4. Первичный контроль уровня освоения знаний Выполнение тестовых заданий с последующей самопроверкой.
Выполнение тестовых заданий.
( Приложение № 2)
Самостоятельно выполняют тестовые задания и осуществляют самоконтроль по ключу - самостоятельный учет выделенных ориентиров действия в новом учебном материале (Р);
- волевая саморегуляция (Р);
- использование общих приемов решения задач (П);
- осуществление самоконтроля по результату и по способу действия (Р);
- самостоятельная адекватная оценка правильности результатов действия,
5. Коррекция знаний и способов действий Фронтальная работа
1) Беседа:
- «Если вы почувствовали запах газа, звоните по телефону 104».
Какие особенности метана обусловили необходимость такого предупреждения?
- В каменноугольных шахтах обязательно используют датчики, которые фиксируют концентрацию метана в воздухе. Почему их устанавливают под самой кровлей забоя?
- Составьте (устно) молекулярные формулы
алканов, содержащих в своём составе:
А) 12 атомов углерода;
Б) 30 атомов водорода;
2) Анализ тестовых заданий
3) Работа у доски
- Составьте структурные формулы пропана и бутана
- Составьте уравнения реакций
А) горение этана;
Б) горения пропана;
В) хлорирование этана;
Высказывают мнения, аргументируют их на основе полученных знаний и способов действий
Мr(воздуха) = 29
Мr(CH4) =16
- анализ, сравнение, классификация (П);
- волевая саморегуляция (Р);
- познавательная инициатива (Р);
- использование общих приемов решения задач (П);
внесение необходимых корректив (Р);
- выделение и формулирование проблемы (П);
- подведение под понятие (П);
- выведение следствий, доказательство (П);
- адекватное использование речи для планирования и регуляции своей деятельности (К)
6. Закрепление Работа в группах
Определить плюсы и минусы свойств метана при использовании его человеком
Составьте вывод по теме урока
Составьте синквейн «Метан»
Работают в группе над поставленными заданиями
Высказывают мнения, аргументируют их на основе полученных знаний
Предположительный ответ группы № 1
-Выделяет при сгорании большое количество теплоты.
-Сгорает без образования золы;
-Метан – ценное химическое сырье
-В соответствии с уравнением реакции смеси метана с кислородом в соотношении 1:2 и с воздухом (1:10) взрывоопасны;
Предположительный ответ группы № 2
Алканы - углеводороды, в молекулах которых между атомами углерода имеются только одинарные связи. Общая формула предельных углеводородов - CnH2n+2 . Для них характерны реакции замещения. Простейший представитель – метан CH4
Предположительный ответ группы № 3
Метан
Газообразный, бесцветный
Горит, взрывается, разлагается
Метан – главная составная часть природного газа.
Алканы
- коррекция (Р);
- волевая саморегуляция (Р);
- подведение под понятие (П);
- построение речевых высказываний (П);
- выведение следствий (П);
- планирование учебного сотрудничества (К);
- адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К)
7. Домашнее задание 1. Составить краткий конспект § 52
2.Задания на выбор:
№ 2, № 4, тестовые задания стр.183
3.Для тех, кто хочет знать больше:
Используя электронное приложение, ознакомьтесь с дополнительным материалом и выполните тесты
4.Творческие задания (по желанию):
Подготовьте устное сообщение на одну из тем:
« Роль метана в создании парникового эффекта»
«Канарейки – живые датчики метана»
Записывают в дневники домашнее задание,
слушают инструктаж по его выполнению 8. Подведение итогов.
Рефлексия. Рефлексия
Что нового вы узнали на уроке?
Что вы раньше знали?
Что вам понравилось больше всего на уроке?
Что не понравилось?
Оценивание работы в группе:
Если Вы были не очень активны на уроке и плохо выполнили тестовые задания – хлопните 1 раз в ладоши
Если Вы были довольно активны во время урока, но есть ещё много «белых пятен» в этой теме для вас и пока что не всё у вас получается – хлопните 2 раза в ладоши.
Если Вы были активны во время урока и внесли весомый вклад в выполнение заданий в группе, справились с тестовыми заданиями – хлопните 3 раза в ладоши.
А теперь давайте похлопаем друг другу!
Выставление отметок в дневники
Критически оценивают свою включённость в работу группы и общую работу на уроке.
Оценивают работу своих товарищей
- самооценка на основе критерия успешности (Л);
- рефлексия способов и условий действия (П);
- адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности (Л);
- формулирование и аргументация своего мнения (К);
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
1) Формула газа, который образуется в болотах, накапливается в каменноугольных шахтах
1. CO2 2. CO 3. CH4 4.C2H4
2)Общая формула предельных углеводородов
1. CnH2n 2. CnH2n-2 3.  CnH2n+2 4. CnH2n-6
3) Не является предельным углеводородом
1.C2H6 2.C3H8 3. C5H10 4.C6H14 5. CH4
4) Какой объём кислорода необходим для сжигания метана количеством вещества 2 моль
1. 22,4 л 2. 4,48 л 3. 44, 8 л 4. 112 л
5) Выберите три верных утверждения
1.Метан – газ без цвета и запаха 2. Предельные углеводороды могут вступать в реакции присоединения
3.Метан используют как топливо 4. Для метана и его гомологов характерны реакции замещения
5. Природный газ имеет резкий неприятный запах
6. Вещество, структурная формула которого CH3-CH=CH-CH3 , относится к классу Алканы
1 2 3 4 5
Задания № 1 -3 – 0,5 б.Задание № 4 – 2 б.Задание № 5 – 2 б., если допущена одна ошибка – 1 б., две и более – 0 б.
5,5 – 5 б. – Вы молодец! Предельные углеводороды и их роль - не тайна для вас!
4,5 - 3,5 б. – Вы хорошо потрудились, но вам ещё придётся приложить усилия, чтобы овладеть прочными знаниями по данной теме.
3 б. и меньше - Ваши знания о предельных углеводородах и их простейшем представителе – метане на данный момент недостаточны!