Доклад :« Управление познавательной деятельностью учащихся на уроке английского языка»


Доклад
ТЕМА: « Управление познавательной деятельностью учащихся на уроке английского языка»
Подготовила: Макарова Е.Л.
Современная дидактика трактует обучение как процесс управления усвоением знаний, управления познавательной деятельностью учащихся в специально организованной учебной среде.
Что в этом случае делает учитель? 
Представляет учебный материал, в том числе и для самостоятельной работы;
Наблюдает за деятельностью учащихся;
Контролирует ее ход;
Корректирует усвоение
Другими словами, учитель теперь управляет познавательной деятельностью учащегося на основе обратной связи. Наблюдая за поведением учащегося при его работе с учебным материалом, учитель может сделать определенные заключения о, например, доступности материала, об усталости учащегося, предпочтениях и т.п. и подстраивать дидактический процесс под конкретные характеристики учащегося. Обратная связь должна нести сведения не только о правильности или неправильности конечного результата, но и давать возможность осуществлять диагностику хода процесса, следить за действиями обучаемого. Следовательно, контролировать надо содержание формируемых действий.
Обратная связь должна нести следующую информацию: 
выполняет ли обучаемый, то действие, которое намечено;
правильно ли его выполняет;
соответствует ли форма действия данному этапу усвоения;
формируется ли действие с должной мерой обобщения, освоения (автоматизированности, быстроты выполнения и др.) и т.д.
Современная модель образовательного процесса ориентирована, как известно на переход от «школы знаний» к «школе мышления», что требует владения стратегиями познавательной деятельности. Т.е. учебный процесс должен быть организован таким образом, чтобы учитывались индивидуальные особенности школьников. Для того чтобы управлять познавательной деятельностью, важно учитывать факторы, связанные с обучаемыми, и факторы, связанные с характером заданий.
ФАКТОРЫ, СВЯЗАННЫЕ С ОБУЧАЕМЫМИ.
    Упражнение должно поддерживать мотивацию учащихся. Одни и те же задания (например, соревновательного, игрового, дискуссионного характера) вызывают энтузиазм со стороны одних и полное неприятие других школьников.
     Нужно учитывать: позволяют ли, имеющиеся у учащегося учебные умения, выполнить задание.
     Известно, что скорость усвоения материала у учащихся различны. Поэтому важно позаботиться о том, чтобы обучаемому была удобна та разбивка материала на части, которую предлагает учебник или учитель.
     Нужно также учитывать, в какой степени учащийся владеет тем или иным речевым умением, какого уровня владения языком по оценке учителя можно ожидать от данного школьника.
     В какой мере учащийся должен верить в себя, чтобы справиться с заданием.
Таким образом, чтобы управлять познавательной деятельностью, нужно учитывать целый ряд факторов, которые в основе своей базируются на знании особенности обучаемых. Также необходимо использовать разнообразные методические приемы для достижения цели урока.
     Как известно программа по иностранным языкам четко определяет набор разговорных тем для изучения на каждой ступени. Но учитель для поддержания интереса учащихся должен предлагать им такие тексты и задания, так формулировать проблему для обсуждения, чтобы они были личностно-значимы для школьников и помогали им находить ответы на интересующие их вопросы.
   Вопросно-ответное упражнение. После прочтения или прослушивания рассказа учащимся предлагается ответить на серию вопросов с целью проверки понимания текста (учебник). Можно задание изменить. Можно разрешить детям выбрать те вопросы, которые им интересны и посильны или придумать новые.
    Временные пары. Известно, что значительно обогащается речевой опыт учащихся, если регулярно менять состав пар и групп. Т.о. мы можем активизировать одновременно всех учащихся класса.
   «Мозговой штурм». Учащимся предлагается сказать все, что они хотят и могут по поводу предъявленной картинки. Можно предложить высказать свои суждения в ограниченный период времени. Можно выполнять эти упражнения в группах, чтобы увеличить число их участников. Упражнение «вспомни как можно больше предметов, которые…» позволяет за короткое время припомнить множество лексических единиц. (Например: вспомнить предметы  и вещи «из дерева», «круглые», «сладкие» и т.д.)
     Следующий тип упражнений.
Учитель объявляет тему: «Настоящий друг», «Мой любимый школьный предмет», «Моя любимая книга» и дает учащимся 5 минут для ее написания. Затем можно предложить учащимся прочитать тексты друг другу.
   Можно использовать прием назначения референтов в классе по разным интересам (спорт, искусство, театр, кино, литература). Это может установит прочную традицию специализированного страноведческого интереса у многих обучаемых. Для того чтобы развивать в детях самостоятельность, можно предложить им самим подобрать лексику из словаря к той или иной теме, составить самостоятельно диалоги и монологи. Можно давать детям подготовить сообщения на конкретные темы, предложить им составить упражнение для усвоения лексики самим.
   Т.о., каждое выполняемое в классе упражнение должно чем-то привлекать учащихся: интересный материал, интересная содержательная сторона упражнения, личностно- значимая проблема, которую интересно обсуждать, увлекательная форма выполнения упражнения и т.п. А весь предлагаемый комплекс упражнений должен включать широкий набор заданий, что позволит каждому школьнику выбрать то, что соответствует его интересам и возможностям, позволяет реализовать собственный речевой жизненный опыт, высказать собственное мнение.