Рабочие программы для обучающегося, находяшегося на индивидуальном обучении


Рабочая программа по математике
Пояснительная записка.
Рабочая программа для 1-го класса составлена на основе Примерной программы начального общего образования по математике, в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения с учетом межпредметных и внутрепредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться.
Программа предназначена для обучающегося 1 «б» класса Жарикова Романа, находящегося на обучении на дому. Программа составлена без изменения содержания, но с уплотнением учебного материала и требованиями к уровню подготовки соответствующими авторским.
Общая характеристика учебного предмета
Обучение математике является важнейшей составляющей начального общего образования. Этот предмет играет важную роль в формировании умения учиться.
Начальное обучение математике закладывает основы для формирования приёмов умственной деятельности: анализ, сравнение, классификация объектов, установление причинно-следственной связи, закономерности. Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а также являются основой формирования универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие, формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий. Программа ориентирована на формирование умений использовать полученные знания для самостоятельного поиска новых знаний, для решения задач, возникающих в процессе различных видов деятельности, в том числе и в ходе изучения других школьных дисциплин.
Основные содержательные линии
Числа и величины.
Арифметические действия.
Текстовые задачи.
Пространственные отношения. Геометрические фигуры.
Геометрические величины.
Работа с информацией.
Цели обучения:
математическое развитие – формирование способности к интеллектуальной деятельности, пространственного воображения, математической речи; умение строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать обоснованные и необоснованные суждения, вести поиск информации;
освоение начальных математических знаний – понимание значения величин и способов их измерения; использование арифметических способов для разрешения сюжетных ситуаций; формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики; работа с алгоритмами выполнения арифметических действий;
развитие интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности учащихся
В результате освоения предметного содержания математики формируются общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности:
выделять признаки и свойства объектов;
выявлять изменения, происходящие с объектами и устанавливать зависимости между ними;
определять с помощью сравнения (сопоставления) их характерные признаки;
формировать речевые математические умения и навыки, высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, выделять слова (словосочетания и т. д.), помогающие понять его смысл; ставить вопросы по ходу выполнения задания;
выбирать доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывать этапы решения задачи и др.
развивать организационные умения и навыки: планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность предстоящих действий;
формировать умения читать и записывать числа, знание состава чисел, которые понадобятся при выполнении устных, а в дальнейшем и письменных вычислений;
формировать и отрабатывать навыки устных вычислений: табличные случаи сложения и вычитания в пределах 20.
Результаты освоения программы по математике к концу 1 класса
ПРЕДМЕТНЫЕ
читать, записывать и сравнивать числа от 0 до 100;
выполнять устно сложение, вычитание в пределах 100 (в том числе с нулём и числом 1);
вычислять значение числового выражения
представлять двузначное число в виде суммы десятков и единиц;
группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку;
устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность, и составлять последовательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц);
выполнять устно сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через десяток (сложение и вычитание однозначных чисел, сложение и вычитание десятков, сложение двузначного числа с однозначным, вычитание однозначного числа из двузначного);
правильно употреблять в речи названия числовых выражений (сумма, разность);
решать текстовые задачи в 1 действие на сложение и вычитание (нахождение суммы, остатка, увеличение/уменьшение на несколько единиц, нахождение слагаемого);
описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости;
выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок) с помощью линейки;
соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур.
Распознавать, называть изученные геометрические фигуры (отрезок, ломаная; многоугольник, треугольник, квадрат, прямоугольник) и изображать их с помощью линейки на бумаге с разлиновкой в клетку;
читать и записывать величины ( длину), используя основные единицы измерения
величин (сантиметр).
измерять длину заданного отрезка (в сантиметрах); чертить с помощью линейки отрезок заданной длины;
находить длину ломаной и периметр многоугольника.
читать несложные готовые таблицы;
заполнять несложные готовые таблицы;

вычислять значение числового выражения в 2-3 действия рациональными способами (с помощью группировки слагаемых или вычитаемых, дополнения чисел до ближайшего круглого числа);
использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;
сравнивать значения числовых выражений.
решать задачи в 2 действия по сформулированным вопросам.
Измерять величины; сравнивать величины. Единицы массы (килограмм), вместимости (литр).
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
ЛИЧНОСТНЫЕ
положительное отношение к урокам математики;
внутренняя позиции школьника на основе положительного отношения к школе;
принятие образа «хорошего ученика»;
формирование самооценки на основе критериев успешности учебной деятельности;
умение признавать собственные ошибки;
этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
восприятие математики как части общечеловеческой культуры.
умение признавать собственные ошибки.
Регулятивные
начальные навыки умения формулировать и удерживать учебную задачу;
следовать при выполнении заданий инструкциям учителя, описывающим стандартные действия;
учатся применять изученные правила при выполнении учебных заданий;
выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.
отслеживать цель учебной деятельности
оценивать собственные успехи в вычислительной деятельности;
планировать шаги по устранению пробелов
Познавательные
анализировать условие задачи (выделять числовые данные и цель — что известно, что требуется найти);
сопоставлять схемы и условия текстовых задач;
устанавливать закономерности и использовать их при выполнении заданий (продолжать ряд, заполнять пустые клетки в таблице);
осуществлять синтез числового выражения (восстановление деформированных равенств), условия текстовой задачи (восстановление условия по рисунку, схеме, краткой записи);
сравнивать и классифицировать изображенные предметы и геометрические фигуры по заданным критериям;
понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы; дополнять таблицы недостающими данными.
видеть аналогии и использовать их при освоении приемов вычислений;
конструировать геометрические фигуры из заданных частей; достраивать часть до заданной геометрической фигуры; мысленно делить геометрическую фигуру на части;
сопоставлять информацию, представленную в разных видах;
выбирать задание из предложенных, основываясь на своих интересах.
Коммуникативные
слушать учителя, договариваться и приходить к общему решению;
обращаться за помощью;
формулировать свои затруднения;
задавать вопросы с целью получения нужной информации;
формулировать собственное мнение и позицию;
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
задавать вопросы с целью получения нужной информации.
организовывать взаимопроверку выполненной работы;
высказывать свое мнение при обсуждении задания.
Материально-техническое обеспечение предмета
Учебно-методические комплекты по математике для 1 класса
Печатные пособия
Демонстрационный материал (картинки предметные, таблицы, карточки с заданиями по математике для 1 класс)
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства
Цифровые информационные источники
Магнитная доска
Персональный компьютер
Демонстрационные пособия
Объекты, предназначенные для демонстрации счёта от 1 до 10;
Наглядные пособия для изучения для изучения состава чисел.
Демонстрационные приспособления и инструменты для измерения
Демонстрационные пособия для изучения геометрических величин.
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование.
Предметы, предназначенные для счёта: от 1 до 10, от 1 до 20
Пособия для изучения состава чисел (в том числе карточки с цифрами и другими знаками)
Содержание курса.
Числа и величины
Счет предметов. Названия, запись, последовательность чисел до 100. Сравнение чисел (знаки сравнения). Числовой ряд, взаимное расположение чисел в числовом ряду (следующее число, предыдущее). Четные и нечетные числа. Десятичный состав двузначных чисел.
Измерение величин; сравнение величин. Единицы массы (килограмм), вместимости (литр).
Арифметические действия
Сложение, вычитание (смысл действий, знаки действий). Переместительный закон сложения. Взаимосвязь действий сложения и вычитания.
Таблица сложения в пределах 10. Сложение и вычитание в пределах 100 без перехода через десяток. Сложение и вычитание с числами 0 и 1.
Числовое выражение. Выражение (сумма, разность), значение выражения. Равенство, неравенство. Названия компонентов сложения и вычитания (слагаемые, уменьшаемое, вычитаемое). Нахождение значения выражения без скобок. Рациональные приёмы вычислений (перестановка и группировка слагаемых)
Текстовые задачи
Развитие способности понимания текста, содержащего числовые данные. Представление текста задачи (таблица, схема, рисунок, моделирование). Структура и элементы текстовой задачи (условие, вопрос, числовые данные, неизвестное). Краткая запись условия, восстановление условия задачи по краткой записи.
Решение текстовых задач арифметическим способом. Планирование хода решения задач: нахождение суммы и остатка, увеличение (уменьшение) на несколько единиц, нахождение слагаемого, нахождение уменьшаемого, нахождение вычитаемого.
Пространственные отношения. Геометрические фигуры
Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше-ниже, слева-справа, сверху-снизу, ближе-дальше, между, перед, за и пр.). Свойства предметов (форма, цвет, размер). Сравнительные характеристики предметов по размеру: больше-меньше, длиннее-короче, выше-ниже, шире-уже. Сравнительные характеристики последовательности событий: раньше-позже. Сравнительные количественные характеристики групп предметов: столько же, больше, меньше, больше на..., меньше на..
Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (кривая, прямая), отрезок, ломаная, угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, круг. Использование чертёжных инструментов для выполнения построений. Геометрические формы в окружающем мире.
Геометрические величины
Геометрические величины и их измерение. Измерение длины отрезка. Длина. Единицы длины ( сантиметр). Длина ломаной.
Периметр. Вычисление периметра многоугольника. Площадь (на уровне наглядных представлений).
Работа с данными
(Знакомство с материалом этого раздела программы происходит на уроках параллельно с основным содержанием. Специально часы на изучение этого раздела программы не выделяются) Виды информации: текст, рисунок, схема, символьная запись. Сопоставление информации, представленной в разных видах. Таблица (строка, столбец). Табличная форма представления информации. Чтение и заполнение таблиц.
Список литературы (пособия для учащихся, учебники)
-М.И.Башмаков,М.Г.Нефёдова. Математика. 1 класс. В 2 ч. – М., АСТ, Астрель, 2011.
-М.И.Башмаков, М.Г.Нефёдова. Математика. 1 класс. Рабочие тетради № 1, 2. – М., АСТ, Астрель, 2011.
Методические пособия для учителя.
1.Башмаков М.И. Нефедова М.Г. Математика. Учебник 1-4 класс. В 2-х частях Москва. АСТ, Астрель 2010.
2.Башмаков М.И. Нефедова М.Г. Математика. Рабочая тетрадь .№ 1, №2 1-4 класс Москва. АСТ, Астрель 2010.
3..Башмаков М.И. Нефедова М.Г.Обучение в 1-4 классе по учебнику "Математика" Москва. АСТ, Астрель 2010.
5.Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2-х частях Серия: Стандарты второго поколения. Изд. Просвещение, 2010.
Рабочая программа по литературному чтению
Пояснительная записка
Рабочая программа для 1-го класса составлена на основе Примерной программы начального общего образования по литературному чтению в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения.
Общая характеристика учебного предмета
Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и духовно-нравственному воспитанию ребенка.
Особенность курса 1 года обучения в том, что он представляет собой первоначальный этап изучения системы родного языка. В этот период осуществляется не только подготовка к изучению языка
В обучение грамоте различают два периода: подготовительный (добукварный) и основной (букварный). Последовательность работы, характер упражнений на каждом из этапов обучения грамоте определяются закономерностями аналитико-синтетического звуко-буквенного метода. Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) проводится параллельно с обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета и общения людей проводится на основе литературных (фольклорных и классических) произведений. Совершенствуется монологическая речь (с опорой на авторский текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется активный словарный запас.
В 1- м классе идёт освоение целостных (синтетических) приёмов чтения в пределах слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее формируются приёмы интонационного объединения слов в предложения. Увеличивается скорость чтения, постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного. Система работы по литературному чтению предусматривает специальное обучение деятельности с книгами, что формирует ученика как читателя, обладающего читательской самостоятельностью. Эта работа проводится систематически. Одним из ее направлений является обучение работе со словарями, справочниками, энциклопедиями разных видов, каталогами библиотеки, что также нашло отражение в содержании примерной программы.
Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.
Основные содержательные линии
Виды речевой деятельности (обеспечивает аудирование, говорение, чтение и письмо в их единстве и взаимодействии).
Виды читательской деятельности ( характеризует содержание, обеспечивающее формирование читательской деятельности школьника: умений работать с книгой, осуществлять ее выбор для самостоятельного чтения).
Круг детского чтения
Творческая деятельность
Цели обучения:
Овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением, формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности, совершенствование всех видов читательской деятельности;
Развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к искусству слова.;Обогащение нравственного опыта средствами художественного текста; формирование представлений о добре и зле, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности учащихся
делить предложения на слова, слова на слоги, слоги на звуки, устанавливать порядок следования звуков в слове;
обозначать звуки буквами;
составлять и читать слоги и слова;
развивать умение правильного осознанного чтения текста;
совершенствовать звуковую культуру речи;
обучать правильному (орфоэпическому) произношению слов при чтении;
формировать основной способ чтения – чтение целыми словами – за счёт перечитывания текста с различными заданиями, а также путём целенаправленных упражнений, направленных на развитие приёмов чтения, чтения словами с ориентировкой на знак ударения, за счёт установки на целостное и одновременно дифференцированное восприятие буквенного состава слова.
обучать шёпотному чтению как переходной форме к чтению про себя.
развивать навык правильного осознанного чтения текста.
упражнять в темповом чтении отрывков из произведений, учить соотносить темп чтения с содержанием прочитанного.
тренировать выразительно читать целыми словами, передавая при чтении различные интонации в зависимости от речевой задачи.
учить озаглавливать текст, разбивать его на части с помощью картинного плана.
выделять в тексте опорные слова (с помощью учителя) для составления пересказа.
передавать впечатления от прочитанного своими словами.
находить в тексте слова для составления коллективного описания предметов, ситуации или героя.
Результаты обучения
Личностные результаты обучения:
осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и спешного обучения;
формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя; знакомство с культурно – историческим наследием России, общечеловеческими ценностями;
восприятие литературного произведения как особого вида искусства; полноценное восприятие художественной литературы; эмоциональная отзывчивость на прочитанное;
высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.
Метапредметные результаты обучения:
освоение приёмов поиска нужной информации;
овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений, умением высказывать и пояснять свою точку зрения;
освоение правил и способов взаимодействия с окружающим миром;
формирование представления о правилах и нормах поведения, принятых в обществе;
овладение основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознание значимости работы в группе и освоение правил групповой работы.
Предметные результаты обучения:
формирование необходимого уровня читательской компетентности;
овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения; элементарными приёмами работы с разными видами текстов;
умение самостоятельно выбрать интересующую ученика литературу;
умение пользоваться словарями и справочниками;
осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности; умение составлять несложные монологические высказывания о произведении, устно передавать содержание текста по плану,
составлять небольшие тексты повествовательного характера с элементами рассуждения и описания; умение декламировать стихотворные произведения, выступать перед знакомой аудиторией с небольшими сообщениями.
Требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих 1 класс
осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения (удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации);
осознанно воспринимать (при чтении вслух и про себя, при прослушивании) содержание различных видов текстов , определять героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения, определять последовательность событий, задавать вопросы по услышанному или прочитанному учебному, научно-популярному и художественному тексту;
оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объёма (повествование, описание, рассуждение) с опорой на авторский текст, по предложенной теме или при ответе на вопрос;
работать со словом (распознавать прямое и переносное значение слова, его многозначность, определять значение слова по контексту), целенаправленно пополнять свой активный словарный запас;
читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного;
читать осознанно и выразительно доступные по объёму произведения;
ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами;
использовать простейшие приёмы анализа различных видов текстов ;формулировать, основываясь на тексте, простые выводы; понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, язык;
передавать содержание текста в виде пересказа (полного или выборочного);
ориентироваться в книге по названию, оглавлению ; самостоятельно пользоваться соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.
Материально-техническое обеспечение предмета
УМК «Планета знаний» под общей редакцией Петровой.
Учебники: Т. М.Андрианова. Букварь. — М., АСТ, Астрель.
Э. Э. Кац. Литературное чтение. 1 класс. Учебник. — М., ACT, Астрель.
Рабочие тетради: Т. М.Андрианова. Рабочая тетрадь к «Букварю». — М., АСТ, Астрель.
Э. Э. Кац. Литературное чтение. 1 класс. Рабочие тетради № 1. — ., ACT, Астрель.Дополнительная литература для учителя:
Т. М.Андрианова, В.А. Илюхина. Обучение грамоте в 1 классе. Методические рекомендации — М., АСТ, Астрель.
Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов, Э. Э. Кац. Обучение в 1 классе к учебнику «Литературное чтение». Методическое пособие. — М., ACT, Астрель.
Печатные пособия
Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определенной в рабочей программе по литературному чтению, словари по русскому языку, репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с содержанием обучения по литературному обучению, детские книги разных типов из круга детского чтения, портреты поэтов, писателей.
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства
Цифровые информационные источники
Персональный компьютер
Экранно-звуковые пособия
Видеофрагменты и другие информационые объекты (изображения, аудио- и видео- записи), отражающие основные темы курса литературное чтение .
ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ:
для обучающихся:
1.  Т. М. Андрианова. Букварь.- М., АСТ, Астрель.
2.  Т. М. Андрианова. Рабочая тетрадь к «Букварю». - М., АСТ,  Астрель.
3.  В. А. Илюхина. Прописи № 1, № 2, № 3, №  к  «Букварю» Т. М.  Андриановой. - М., АСТ, Астрель4.  Т. М. Андрианова. Спутник Букваря для читающих детей - М., АСТ, Астрель.
5.  В. А. Илюхина. Прописи  для читающих детей № 1, № 2, № 3, № 4 к  «Букварю» Т. М. Андриановой. - М., АСТ, Астрель.
для учителя:
 1. Программы общеобразовательных учреждений.Начальная школа.
           Учебно-методический комплект «Планета знаний»  М.: АСТ Астрель, 2006г.
  2.  Т. М. Андрианова, В. А. Илюхина. Обучение в 1 классе  по «Букварю» и «Прописям». - М., АСТ, Астрель.
Рабочая программа по русскому языку
Пояснительная записка
Рабочая программа для 1-го класса составлена на основе Примерной программы начального общего образования по русскому языку в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения и обеспечена УМК «Планета Знаний» под общей редакцией И. А. Петровой.
Общая характеристика учебного предмета
Язык по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и воздействия, средством хранения и усвоения знаний, средоточием духовной культуры народа, основной формой проявления национального и личностного самосознания и, наконец, первоэлементом художественной литературы как словесного искусства. В силу этого обстоятельства язык имеет только ему присущий статус среди других школьных предметов.
Курс русского языка в начальной школе – часть единого непрерывного курса обучения, поэтому он ориентирован на предмет и цели обучения русскому языку в основной школе. Предметом обучения в основной школе является современный русский литературный язык в его реальном функционировании.
Начальным этапом изучения русского языка в 1 классе является курс «Обучение грамоте». Обучение письму идет параллельно с обучением чтению с учетом принципа координации устной и письменной речи. Наряду с формированием основ элементарного графического навыка и навыка чтения развиваются речевые умения, обогащается и активизируется словарь, совершенствуется фонематический слух.
После периода обучения грамоте решаются задачи совершенствования графического навыка при соблюдении гигиенических требований к данному виду учебной работы.
Орфографические и пунктуационные правила рассматриваются параллельно с изучением фонетики, морфологии, морфемики. Синтаксиса. Предусматривается знакомство с различными принципами русского правописания (без введения терминологии).
Основные содержательные линии:
основы лингвистических знаний: фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
орфография и пунктуация;
развитие речи.
Цели обучения:
познавательная: ознакомление с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления;
социокультурная: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности учащихся
Важную роль в обучении русскому языку играет целенаправленная работа по развитию общеучебных умений, навыков и способов деятельности учащихся:
интеллектуальных (обобщать, классифицировать, сравнивать);
познавательных (учебно-познавательных мотивов, учебной самостоятельности и потребности в творческом самовыражении, а также умений принимать, сохранять, ставить новые цели в учебной деятельности и работать над их достижением);
В ходе изучения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться словарями и справочниками.
Результаты освоения программы по русскому языку к концу 1 класса
Личностные
Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения:
осознавать роль языка и речи в жизни людей;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
МетапредмегныеРегулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
выразительно читать и пересказывать текст;
договариваться с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
Предметные
отличать текст от набора предложений, записанных как текст;
осмысленно, правильно читать целыми словами;
отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
подробно пересказывать текст;
составлять устный рассказ по картинке;
называть звуки, из которых состоит слово (гласные – ударный, безударные; согласные – звонкие, глухие, парные и непарные, твёрдые, мягкие, парные и непарные); не смешивать понятия «звук» и «буква»; делить слово на слоги, ставить ударение; определять роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих согласные звуки, парные по мягкости (обозначение гласного звука и указание на твёрдость или мягкость согласного звука);
обозначать мягкость согласных звуков на письме;
определять количество букв и звуков в слове;
писать большую букву в начале предложения, в именах и фамилиях;
ставить пунктуационные знаки конца предложения;
списывать с печатного образца и писать под диктовку слова и небольшие предложения, используя правильные начертания букв, соединения.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
К концу 1 класса учащийся должен знать:
- все звуки и буквы русского алфавита, осознавать их основное различие (звуки произносим, буквы пишем).
Учащийся должен уметь:
- различать гласные и согласные звуки и буквы;
- правильно произносить твердые и мягкие согласные звуки в слове и вне слова;
- обозначать на письме мягкость согласного звука буквами и, е, ё, ю, я и мягким
знаком;
- различать звонкие и глухие согласные звуки;
- определять место ударения в слове, вычленять ударный слог;
- производить устный звуковой анализ слов типа шар, лось, лиса, вычленять звуки в
словах и определять их последовательность в слове;
- вычленять слова из предложения;
- правильно, без искажений писать строчные и заглавные буквы, соединять буквы в
слова;
- правильно списывать слова и предложения, написанные печатным и рукописным
шрифтом;
- грамотно, без пропусков и искажений букв писать под диктовку предложения из 3 – 5
слов, написание которых не расходится с произношением;
- употреблять заглавную букву в начале предложения и точку в конце предложения,
слова в предложениях писать раздельно;
- писать заглавную букву в именах, фамилиях людей, кличках животных;
- самостоятельно составлять и записывать 2 – 3 предложения по опорным словам, по
рисунку, на определенную тему;
- приводить примеры слов речевого этикета: приветствие, прощание.
Материально-техническое обеспечение
Учебно-методические комплекты по математике для 1 класса
Т. М. Андрианова. Букварь.- М., АСТ, Астрель.
2.  Т. М. Андрианова. Рабочая тетрадь к «Букварю». - М., АСТ,  Астрель.
3.  В. А. Илюхина. Прописи № 1, № 2, № 3, №  к  «Букварю» Т. М.  Андриановой. - М., АСТ, Астрель5.  В. А. Илюхина. Прописи  для читающих детей № 1, № 2, № 3, № к  «Букварю» Т. М. Андриановой. - М., АСТ, Астрель.
для учителя:
Программы общеобразовательных учреждений. .Начальная школа.
           Учебно-методический комплект «Планета знаний» М.: АСТ Астрель.
2.  Т. М. Андрианова, В. А. Илюхина. Обучение в 1 класс  по «Букварю» и «Прописям». - М., АСТ, Астрель.
Печатные пособия
Комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, набор букв, образцы письменных букв)
Таблицы к разделам грамматического материала.
Наборы сюжетных (предметных картинок) в соответствии с тематикой.
Словари по русскому языку
Репродукции картин
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства
Цифровые информационные источники
Магнитная доска
Персональный компьютер
Экранно-звуковые пособия
Аудиозаписи в соответствии с программой обучения
Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие тематике рабочей программы по русскому языку
Видеофрагменты и другие информационые объекты
Содержание учебной программы
Обучение грамоте
Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определённой модели.
Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Смыслоразличительная роль ударения.
Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.
Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.
Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.
Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.
Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста.
Овладение первичными навыками клавиатурного письма.
Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.
Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.
Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:
• раздельное написание слов;
• обозначение гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши);
• прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
• перенос слов по слогам без стечения согласных;
• знаки препинания в конце предложения.
Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов.
Русский язык
Фонетика и орфоэпия
Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных
звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости—мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости—глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка.
Графика
Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ъ и ь. Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными. Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца.
Знание алфавита: правильное название букв, знание их
последовательности.
Лексика
Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря.
Состав слова
Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова».
Морфология.
Слова, отвечающие на вопросы «кто? и «что?» Слова-предметы. Различение имен существительных, отвечающих на вопросы «кто? и «что?». Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Предлог. Запись слов с предлогами. Оставление предложений с данными словами. Слова, отвечающие на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?». Слова - признаки. Слова, отвечающие на вопрос «что делает?», слова-действия. Назначение слов; классификация слов по функции.
Синтаксис
Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различий).
Орфография и пунктуация
Формирование орфографической зоркости, использование разных способов выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания:
• сочетания жи — ши, ча — ща, чу — щу в положении под ударением;
• сочетания чк — чн;
• перенос слов;
• прописная буква в начале предложения, в именах собственных.

Рабочая программа по предмету «Окружающий мир»
Пояснительная записка
Рабочая программа для 1-го класса составлена на основе Примерной программы начального общего образования по окружающему миру в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения и обеспечена УМК «Планета Знаний» под общей редакцией И. А. Петровой.
Общая характеристика учебного предмета
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
В рамках данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.
Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Предмет «Окружающий мир использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
Основные содержательные линии:
Человек и природа
Человек и общество
Правила безопасной жизни ( реализуется через изучение тем предыдущих разделов)
Цели обучения:
формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности учащихся
наблюдать объекты окружающего мира, устно их описывать;
рассуждать, участвовать в беседе, в дискуссии;
уметь работать в паре, группе, индивидуально;
уметь оценить себя, товарища.
Результаты обучения
Личностные
ориентация на выполнение основных правил безопасного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах;
понимание необходимости выполнения правил личной гигиены для сохранения здоровья;
понимание необходимости бережного отношения к природе;
адекватное восприятие содержательной оценки своей работы учителем.
понимания значения изучения курса «Окружающий мир»;
понимания Родины, как родного края, родной природы, семьи, друзей;
понимания своей сопричастности к жизни страны;
внимательного отношения к красоте окружающего мира, природы своей Родины.
Метапредметные Регулятивные
определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа» (под руководством учителя);
проговаривать последовательность действий на уроке;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
Учиться работать по предложенному учителем плану.
осуществлять контроль за усвоением учебного материала при выполнении заданий учебника;
замечать и исправлять свои ошибки и ошибки одноклассников;
осуществлять взаимопроверку при работе в паре.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Познавательные
понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;
называть и различать окружающие предметы и их признаки;
устанавливать правильную последовательность событий (времен года, месяцев, дней недели, времени суток).
осуществлять поиск информации при выполнении заданий и подготовке проектов;
сравнивать объекты, выделяя сходства и различия;
группировать различные предметы по заданному признаку.
Коммуникативные
отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;
высказывать эмоционально-ценностное отношение к природе родного края, к своей семье, здоровому образу жизни;
соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.
Средсвом формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
Предметные
Человек и природа
называть характерные признаки времен года;
различать и называть части растений;
ухаживать за комнатными растениями;
выполнять правила поведения в природе, узнавать и называть некоторые охраняемые растения и животные;
различать и называть основные части тела человека;
называть органы чувств и рассказывать об их значении;
приводить примеры культурных и дикорастущих растений, диких и домашних животных;
рассказывать о значении домашних животных в жизни человека ;приводить примеры представителей разных групп животных (насекомых, рыб, птиц, зверей);
узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;
обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой; взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе
различать и приводить примеры объектов живой и неживой природы;
характеризовать особенности времен года (состояние неба, тепло или холодно, виды осадков, состояние растений и животных);
называть основные возрастные периоды жизни человека;
рассказывать о мире невидимых существ и их роли в распространении болезней;
называть некоторые отличительные признаки основных групп животных; (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери);
рассказывать о способах движения и питания животных;
рассказывать об условиях, необходимых для жизни растений и животных;
различать деревья, кустарники, травы, лиственные и хвойные растения;
рассказывать, как развивается растение из семени;
выращивать растение одним из изученных способов.
осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;
выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях.
Человек и общество
называть свое имя, отчество, фамилию, дату рождения, домашний адрес;
выражать приветствие, благодарность, просьбу;
выполнять элементарные правила личной гигиены, пользоваться предметами личной гигиены;
рассказывать о профессиях родителей и работников школы;
проявлять уважительное отношение к окружающим людям;
выполнять основные правила безопасного поведения, дома, в школе, на улице, в природе и общественных местах;
приводить примеры видов труда людей;
узнавать герб и флаг России, называть ее столицу;
различать и называть виды транспорта (наземный, водный, воздушный).
узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России — Москву, свой регион и его главный город;
различать виды эмоционального состояния человека;
воспроизводить гимн России. осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами.
Материально – техничекое обеспечение образовательного процесса.
Литература для учащихся
Г.Г.Ивченкова, И.В.Потапов. «Окружающий мир». 1 класс. Учебник. - М., АСТ, Астрель – 2011;
2. Г.Г.Ивченкова, И.В.Потапов. «Окружающий мир». 1 класс. Рабочая тетрадь № 1, № 2. М., АСТ, Астрель – 2011
3. Г.Г.Ивченкова, И.В.Потапов Обучение в 1 классе по учебникам «Окружающий мир» Методическое пособие. - М., АСТ, Астрель – 2011;
Для учителя
Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов. Обучение в 1 классе по учебнику «Окружающий мир», рабочая погпрограмма, методические рекомендации, тематическое планирование.
Наглядные пособия:
Коллекции полезных ископаемых.
Гербарии культурных и дикорастущих растений (с учетом содержания обучения).
Модели светофоров, дорожных знаков, средств транспорта.
Муляжи овощей, фруктов, грибов с учетом содержания обучения.
Технические средства обучения (ТСО)
Персональный компьютер.
Экранно-звуковые пособия
Содержание учебного материала по классам
Человек и природа (38часов)
Природа это, то, что нас окружает, но не создано руками человека. Природные объекты, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры). Примеры явлений природы: смена времен года, снегопад, рассеет, закат, ветер, дождь, гроза. Вода, состояние воды. Распространение воды в природе. Воздух – смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека. Растение, их разнообразие. Части растений (корень, стебель, лист, цветок, семя). Условия, необходимые для жизни растений (свет, тепло, воздух, вода). Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие, культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей. Бережное отношение человека к растениям. Животные и их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных ( воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, птицы, рыбы, звери, их отличия. Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Общее представление о строении тела человека.
Человек и общество (28 часов)
Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный школьный коллектив, совместные учеба, игры, отдых. Друзья, взаимоотношения между ними: ценность дружбы, согласие, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах.
Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня: личная гигиена. Составление режима дня школьника. Физическая культура, закаливание игры на воздухе, как условие сохранения и укрепления здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при легких травмах (ушиб, порез, ожог), обморожении, перегреве. Правила безопасного поведения в природе в разное время года. Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на улицах, правила дорожного движения. Поведение на перекрестках, улицах, игровых площадках. Знаки дорожного движения, определяющие правила поведения пешеходов , пассажиров. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Правила безопасного поведения в природе в разное время года.
Наша родина Россия, российская Федерация. Государственная символика России: Государственный Гимн России. Правила поведения при прослушивании Гимна. Москва – столица России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр. Семья – самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношение семьи и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых – долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа.