Выступление на тему: Управление познавательной деятельностью учащихся.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №48»












Выступление на педсовете по теме
«Управление познавательной деятельностью учащихся
в начальной школе»







Подготовила :
учитель начальных классов
Гараева Гулия Габдулловна







г. Набережные Челны







·“Целью обучения является не только овладение учащимися знаниями, умениями и навыками, но и формирование ведущих качеств личности. Одно из таких качеств личности – познавательная активность” (Т.И. Шамова)

·"Игра - есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже делается рука, гибче тело, вернее глазомер, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива"

·В возрасте 6-7 лет у ребенка наступает период смены ведущего типа деятельности - переход от игры к направленному учению (у Д.Б. Эльконина - "кризис 7 лет").


13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415




13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415




МАТЕМАТИКА
Игра “Веселый счет”:
12
14
15
17

13
20
18
15

18
11
19
20

17
16
13
16

12
19
11
14

Назови и покажи все числа от 11 до 20, написанные черным цветом, а за тем красным.
Назови и покажи все числа от 20 до 11, написанные черным цветом, а затем красным.
Назови и покажи числа от 11 до 20 одновременно, написанные черным и красным цветом.
Назови и покажи числа от 20 до 11 одновременно, написанные красным и черным цветом.
Число заданий на развитие внимания учащихся, построенных на математическом материале, очень велико. Вот некоторые из них:
Задание 1.
Найди сумму всех чисел, записанных красным цветом.
Найди сумму всех чисел, записанных черным цветом.
Запиши полученные суммы соответственно в красном и черном квадратах.
7
 
3
 
 
 
2
 
 

5
 
 
7
 
 
5
 
4

 
 
9
 
 
 
 
 
 


 
 

Задание 2.
Найди:
Сумму чисел, которые встречаются два три раза. Запиши ее в первом квадрате;
Сумму чисел, встречающихся в записи один раз. Запиши ее во втором квадрате;
Разность чисел. Запиши ее в третьем квадрате.
7
 
 
1
 
 
3
 
 
4

 
3
 
 
7
 
 
 
6
 

1
 
 
5
 
 
4
 
 
2

 
1.
2.
3.


Большой интерес для совершения навыков устных вычислений и развития представляют собой числовые лабиринты.
 
 
 
5
 
 
 

 
 
8
7
 
 
 

 
 
9
4
4
 
 

 
6
7
5
3
 
 

 
4
8
3
7
5
 

3
9
4
9
3
8
 

5
7
9
2
4
9
3

 
 
 
 
 
 
 

Я предлагаю учащимся пройти путь от вершины к ее основанию, переходя из каждой клетки в одну из двух, расположенных под нею и, набрать в итоге 35.
Это задание дети выполняют методом проб. Первый путь прокладывают так: из самой верхней клетки “5” можно пройти в одну из нижних клеток “8” ил “7”. Дети выбирают самую правую.
5+7=12 12+4=16 16+3=19 19+5=24 24+8=32 32+3=35
Сумма 35 получена, один из возможных путей найден.
РУССКИЙ ЯЗЫК
Тема урока: “Мягкий знак в конце слова” - игра “Придумай слово”;
Тема урока: “Непроизносимые согласные», игра “Помоги медведю” (помоги медведю подняться по лестнице на дерево. Это сделать не так просто. Нужно на каждую ветку повесить слово с непроизносимой согласной. Ответ: сердце, местность, вестник, солнце, праздник).
Тема урока: “Безударная гласная, проверяемая ударением” - игра “Чудесная яблоня” (Сорви яблоко с нужной буквой и вставь слово).
Тема урока: “Склонение имен существительных”, игра “Забрось мяч” (на доске три баскетбольные корзины с надписью склонения, дети берут мячи и прикрепляют его к той корзине, которая соответствует склонению, написанному на мяче слова).
При изучении новой темы использую игровые моменты такие, как заучивание стихов.
Тема урока: “Алфавит”. На экране плакат с рисунком и звучит стихотворение “Песенка азбука”:
Тридцать три родных сестрицы, Писанных красавицы, На одной живут странице И повсюду славятся! К нам они сейчас спешат, Славные сестрицы, - Очень просим всех ребят С ними подружиться! А, Б, В, Г, Д, Е. Ж Прикатили на еже! З, И, К, Л, М, Н, О Дружно вылезли в окно! П, Р, С, Т, У, Ф, X Оседлали петуха! Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я - Вот и все они, друзья! Познакомьтесь с ними, дети! Вот они стоят рядком. Очень плохо жить на свете Тем, кто с ними не знаком!
Б. Заходер.
Безударные гласные. «Без рук, без ног, а подпоясаны». (Сноп – снопы.) «Зубы есть, а рта нет». ( Пил – пила).
Правописание жи-ши, ча – ща, чу – щу. «Хвостом виляет, зубаста, а не лает». (Щука.) « Белые, душистые, в лесу растут, весной рано цветут». (Ландыши.) «Из горячего колодца через нос водица льётся». (Чайник.)

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
На уроках “Окружающего мира” я продолжаю работу над активизацией познавательной деятельности учащихся. Для уроков подбираю интересные сведения из различных источников.
При изучении темы “Мы и наше здоровье” обращаю внимание на значение физических упражнений для развития силы мышц. Рассказ можно проиллюстрировать интересными сведениями о недюжинной силе, выносливости русских богатырей. Так, например, знаменитый волжский бурлак Никитушка Ломов вбивал сваи чугунной бабкой, которая была лишь под силу восьми рабочим. “Русским Геркулесом” на флоте был прозван капитан Д.А. Лукин. Очевидцы описывали его победу с 12 матросами над толпой в несколько сотен человек. Он легко ломал подковы, пальцем вдавливал гвозди в стену. А в Парижском музее храниться рельс, согнутый волжанином Иваном Заикиным.
На уроках “Окружающего мира” я также использую кроссворды, загадки, пословицы, поговорки. Так при изучении темы “Организм человека” детям был предложен кроссворд, разгадав который, они определяли тему урока.
Тема урока: “ Опора тела и движение”, на экране новый кроссворд, разгадав который, дети находят ключевое слово “скелет”. Затем дается задание найти в учебнике ответ на вопрос: “Какое значение имеет скелет?”
Изучая тему “Мы и наше здоровье” я предложила детям подумать над смыслом пословиц, поговорок, касающихся здоровья человека: “Здоровые зубы здоровью любы”, “Здоровье дороже золота”, “Пить да курить здоровью вредить”.




ТРЕБОВАНИЯ К ИГРАМ

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415








ТЕСТЫ ОБЕСПЕЧИВАЮТ:







оперативность проверки выполняемой работы;
тестирование большого количества учащихся;
возможность проверки усвоения теоретического материала;
проверка большого объёма материала маленькими порциями;
объективность оценки результатов выполненной работы.








ВИДЫ УРОКОВ:




13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415



ВИДЫ РАБОТ:



13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415













Федеральный компонент государственного стандарта, разработанный с учётом основных направлений модернизации образования, ориентирован в первую очередь на деятельностный компонент образования, что позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности, возможности, потребности и интересы ребёнка. Поэтому не случайно одной из главных целей на ступени общего образования является развитие познавательной активности учащихся и управление этим процессом. Познавательная активность обеспечивает познавательную деятельность, в процессе которой происходит овладение содержанием учебного предмета, необходимыми способами деятельности, умениями, навыками. Наличие познавательной активности – психологический фактор, который обеспечивает достижение целей обучения.
“Целью обучения является не только овладение учащимися знаниями, умениями и навыками, но и формирование ведущих качеств личности. Одно из таких качеств личности – познавательная активность” – Т.И. Шамова.
Развитие познавательных способностей связано с тем, что каждый ребенок проходит свой путь развития, приобретая на нем различные типологические особенности высшей нервной деятельности. Индивидуальный подход создает наиболее благоприятные возможности для развития познавательных сил, активности, склонностей и способностей каждого ученика.
Таким образом, у младших школьников при изменении содержания и условий обучения, а также введение нового вида деятельности на уроках (игра), можно сформировать достаточно высокий уровень способностей к обобщениям и абстракциям
Как известно, игра, как ведущий вид деятельности, выступает в дошкольном возрасте. Большую часть своего времени дети этого возраста проводят в играх, причем за это время игры проходят довольно значительный путь развития: от предметных и символических до сюжетно-ролевых с правилами.
С момента поступления ребенка в школу, учебная деятельность становится ведущей, а игра отходит на второй план. При становлении у младших школьников учебной деятельности у них формируется и развивается центральное новообразование данного возраста - основы теоретического сознания и мышления и основы связанных с ними способностей (рефлексия, анализ, планирование и. т.д.).
Усвоение теоретических знаний посредством учебной деятельности полноценно совершается тогда, когда она сочетается с игрой. Предпосылки потребности в учебной деятельности в виде познавательных интересов возникают у ребенка младшего школьного возраста в процессе развития сюжетной игры, внутри которой интенсивно формируются воображение и символическая функция. Сюжетно-ролевая игра способствует возникновению у ребенка познавательных интересов. Выполнение ребенком достаточно сложных ролей предполагает наличие у него наряду с воображением и символической функцией еще и разнообразных сведений об окружающем мире, о взрослых людях, умение ориентироваться в этих сведениях согласно их содержанию. Необходимый элемент игры - воображаемая ситуация представляет собой преобразование накопленного ребенком запаса представлений .
Образ фантазии выступает как программа игровой деятельности. Дающие богатую пищу воображению ролевые игры позволяют ребенку углублять и закреплять ценные качества личности (смелость, решительность, организованность, находчивость). Сопоставляя свое и чужое поведение в воображаемой ситуации с поведением представляемого реального персонажа. Ребенок учится производить необходимые оценки и сравнения.
В младшем школьном возрасте детские игры постепенно приобретают более совершенные формы, превращаются в развивающие, их содержание изменяется, обогащается за счет вновь приобретаемого опыта. Индивидуальные предметные игры приобретают конструктивный характер, в них широко используются новые знания, особенно из области естественных наук. А также те знания, которые приобретены детьми на занятиях трудом в школе.
Интеллектуализируются групповые, коллективные игры. В этом возрасте важно, чтобы младший школьник был обеспечен достаточным количеством развивающих игр в школе и дома и имея время для занятий ими. Игры в этом возрасте продолжают занимать второе место после учебной деятельности как ведущей и существенно влиять на развитие детей.
"Игра - есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже делается рука, гибче тело, вернее глазомер, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива"
Игра для ребенка не только отдых и развлечения, но и вид деятельности: без игры ребенок не может нормально расти и развиваться. В играх ребенок развивается физически и умственно, сталкиваться с миром современной техники. В игре вырабатывается трудолюбие, настойчивость в достижении цели, наблюдательность, смекалка. Необходимо постоянно находить и применять такие игры, которые способствуют развитию детей. Все игры в совокупности должны обязательно вести к определенным педагогическим целям и достигать их. Начиная организовывать игры в детском коллективе, необходимо опираться на уже достигнутый уровень развития ребят, их склонности, привычки, способности. А затем плавно корректировать и перестраивать существующие интересы детей на желаемые, повышая к ним требования, терпеливо и настойчиво работая над их духовным преображением.
Нельзя отождествлять игру с развлечением. Пусть некоторые игры и являются веселым развлечением, способом времяпрепровождения. Но степень полезности большинства игр, как средства развития, зависит от методики и техники их организации, от стиля игры, а главное, от ее характера и целей. Вся сущность ребенка проявляется в играх. И если эти игры подбирать продуманно, проводить правильно, то именно в играх можно достичь многого, чего очень трудно добиться путем бесед, собраний и других методов и приемов воздействия на ребенка, очень утомляющих его. Наблюдая за детьми во время игры, педагог может вовремя поправить ребенка, помочь ему. В играх дети открывают свои положительные и отрицательные стороны, видя и сопоставляя которые педагог получает огромную возможность влиять должным образом на всех вместе и каждую в отдельности.
Таким образом, игра - это одно из слагаемых средств, методов и форм, применяемых в целях развития. Игра вызывает бодрое и веселое настроение, приносит радость. Увлеченные живой, эмоциональной игрой, дети легче усваивают и приобретают различные навыки, умения и знания, которые понадобятся им в жизни. Вот почему игры должны широко применяться в работе с детьми. Принято различать два основных типа игр: игры с фиксированными и открытыми правилами;
игры со скрытыми правилами.
Примером игр первого типа является большинство познавательных, дидактических и подвижных игр, а также развивающих (интеллектуальных, музыкальных, игры-забавы, аттракционы).
Ко второму типу относятся игры, в которых на основе жизненных или художественных впечатлений свободно и самостоятельно воспроизводятся социальные отношения или материальные объекты.
Обычно выделяются такие типы игр : подвижные игры - разнообразные по замыслу, правилам, характеру выполняемых движений. Они способствуют укреплению здоровья детей, развивают движения. Дети любят подвижные игры, с удовольствием слушают музыку и умеют ритмично двигаться под неё; строительные игры - с песком, кубиками, специальными строительными материалами, развивают у детей конструктивные способности, служат своего рода, подготовкой к овладению в дальнейшем трудовыми умениями и навыками.

· Дидактические игры - специально разрабатываемые для детей, например, лото для обогащения естественнонаучных знаний, и для развития тех или иных психических качеств и свойств (наблюдательности, памяти, внимания); сюжетно-ролевые игры - игры, в которых дети подражают бытовой, трудовой и общественной деятельности взрослых, например, игры в школу, дочки-матери, магазин, железную дорогу. Сюжетные игры, помимо познавательного назначения, развивают детскую инициативу, творчество, наблюдательность
Большим успехом пользуются интеллектуально - творческие игры для младших школьников. Можно выделить следующие виды таких игр:
литературные игры: формируют интерес к чтению у учащихся. Познакомившись с какой - либо книгой, дети всем классом готовят домашнее задание и приходят на игру, которая включает интеллектуальные, творческие, подвижные задания и конкурсы. Цель таких игр - формирование познавательного интереса у учащихся, развитие индивидуальных способностей, освоение навыков коллективной деятельности.
игры на комбинирование: это такие игры, как танграм, игры со спичками, логические задачи, шашки, шахматы, головоломки и другие - предусматривают умение создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей, предметов.
игры на планирование: лабиринты, головоломки, магические квадраты, игры со спичками - направлены на формирование умения планировать последовательность действий какой - либо цели. Способность планирования проявляется в том, что ученики могут определить, какие действия выполняются раньше, а какие позже.
игры на формирование умения анализировать: найди пару, найди лишнее, загадки, продолжи ряд, занимательные таблицы - предусматривают умение объединять отдельные предметы.

Одним из элементов дидактической игры являются правила. Они определяются задачей обучения и содержанием игры и, в свою очередь, определяют характер и способ игровых действий, организуют и направляют поведение детей, взаимоотношения между ними и воспитателем. С помощью правил он формирует у детей способность ориентироваться в изменяющихся обстоятельствах, умение сдерживать непосредственные желания, проявлять эмоционально-волевое усилие.
В результате этого развивается способность управлять своими действиями, соотносить их с действиями других играющих.
Правила игры имеют обучающий, организующий и дисциплинирующий характер.
обучающие правила помогают раскрыть перед детьми, что и как нужно делать: они соотносятся с игровыми действиями, усиливают их роль, уточняют способ выполнения;
организующие - определяют порядок, последовательность и взаимоотношения детей в игре;
дисциплинирующие - предупреждают о том, чего и почему нельзя делать.
В возрасте 6-7 лет у ребенка наступает период смены ведущего типа деятельности - переход от игры к направленному учению (у Д.Б. Эльконина - "кризис 7 лет"). Поэтому при организации режима дня и учебной деятельности младших школьников необходимо создать условия, способствующие гибкому переходу от одного ведущего типа деятельности к другому. Решая эту проблему, можно прибегнуть к широкому использованию игры в учебном процессе (познавательные и дидактические игры) и во время отдыха.
Младшие школьники только что вышли из периода, когда ролевая игра была ведущим типом деятельности. Для возраста 6-10 лет характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы.
Игры в жизни детей младшего школьного возраста продолжают занимать значительное место. Если спросить младших школьников, что они делают помимо учения, все они единодушно ответят: "Играем".
Потребность в игре как подготовке к труду, как выражению творчества, как в тренировке сил и способностей, как, наконец, в простом развлечении у школьников очень велика.
При организации интеллектуальных игр необходимо учитывать возрастные особенности учащихся, так как младший школьный возраст - это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществленных каждым ребенком на данном возрастном этапе. Если в этом возрасте ребенок не почувствует радость познания, не приобретет умения учиться, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат.
В игре у ребенка формируется воображение, которое заключает в себе и отлет от действительности, и проникновение в неё. Способности к преобразованию действительности в образе и преобразованию её в действии, её изменению закладываются и подготавливаются в игровом действии, и в игре прокладывается путь от чувства к организованному действию и от действия к чувству. Словом, в игре, как в фокусе, собираются, в ней проявляются и через неё формируются все стороны психической жизни личности в ролях, которые ребенок, играя, принимает на себя, расширяется, обогащается, углубляется сама личность ребенка.
В игре в той или иной мере формируется свойства, необходимые для учения в школе, обуславливающие готовность к обучению.
На разных этапах развития детям свойственны разные игры в закономерном соответствии с общим характером данного этапа. Участвуя в развитии ребенка, игра сама развивается.
Для того чтобы игра была эффективным средством развития и воспитания ребенка, при организации и проведении игр необходимо выполнение следующих условий:
Содержание игры должно служить развитию и воспитанию. Игры должны быть обязательно:
эмоциональные (чтобы привлекали ребенка, доставляли ему удовольствие, радость);
познавательные, обучающие (ребенок должен учиться чему-то новому, что-то узнавать, решать, мыслить);
игры должны быть социально ориентированные.
Основная цель педагога - последовательно руководить процессом формирования самостоятельной игры у каждого ребенка и коллектива в целом, т.к. только игра в форме детской самостоятельности в наибольшей степени влияет на психическое развитие ребенка. В этом заключается её педагогическая ценность. Необходимо, чтобы игра не потеряла своей ценности, свободы и непринужденности.
Необходим учет индивидуальных и возрастных особенностей.
При соблюдении этих условий игра будет служить развитию и воспитанию ребенка..
Одной из главных ценностей для учащихся является умственная, интеллектуальная деятельность, связанная с самостоятельным добыванием знаний, которая вызывает яркие интеллектуальные чувства открытий. На уроках организую обмен мнениями при решении различных учебных задач. Использую дискуссионные формы познания, диалогические основы общения, поощрение различных точек зрения.
Большую роль в развитии ребёнка играет эмоционально насыщенный дидактический (речевой) материал. Красота слова в учебных текстах, стихотворениях, использование малых фольклорных форм (пословицы, загадки, скороговорки), образные обороты речи, фразеологизмы – всё это призвано влиять на эмоциональную сферу ученика, формировать его эстетический вкус.
Большую ценность представляют загадки – средство эмоционального воздействия на развитие познавательных способностей учащихся. Они учат детей говорить ярко, образно, просто. Работа над загадками – это упражнение в самостоятельном развитии мышления, сообразительности, воображения. Уроки с использованием загадок проходят интересно и не утомляют учащихся, доставляя им полезные упражнения для ума, развивая наблюдательность, уча самостоятельно делать выводы.
Учитель начальной школы обязан научить детей учиться, сохранить и развить познавательную потребность учащихся, управлять этим процессом, обеспечить познавательные средства, необходимые для усвоения основ науки. Поэтому я ставлю перед собой цель активизировать познавательную деятельность учащихся.
Познавательная деятельность развивает логическое мышление, внимание, память, речь, воображение, поддерживает интерес к обучению. Все эти процессы взаимосвязаны.
Осознав эти проблемы, стала пробовать в своей работе различные методические и дидактические приемы. Приемы активизации познавательной деятельности очень разнообразны и имеют широкое применение в учебном процессе. Одно из эффективных средств интереса к учебному предмету, дидактическая игра. Она вызывает живой интерес к познанию, активизирует их деятельность и помогает легче усвоить учебный материал. На уроках математики различные игры, например: “Определи маршрут самолета”, “Парашютисты”, “Помоги белочке найти свое гнездо” и др. Они известны учителям, но тем не менее, хочу напомнить, что именно игры помогают учащимся быть внимательными и незаметно для себя добиваться хороших результатов. Игровые и занимательные задачи способствуют восприятию интереса к математике, развитию внимания, мышления.
Для развития активности и внимания провожу устный счет с элементами игры.
Игра “Веселый счет”:
12
14
15
17

13
20
18
15

18
11
19
20

17
16
13
16

12
19
11
14

Назови и покажи все числа от 11 до 20, написанные черным цветом, а за тем красным.
Назови и покажи все числа от 20 до 11, написанные черным цветом, а затем красным.
Назови и покажи числа от 11 до 20 одновременно, написанные черным и красным цветом.
Назови и покажи числа от 20 до 11 одновременно, написанные красным и черным цветом.
Число заданий на развитие внимания учащихся, построенных на математическом материале, очень велико. Вот некоторые из них:
Задание 1.
Найди сумму всех чисел, записанных красным цветом.
Найди сумму всех чисел, записанных черным цветом.
Запиши полученные суммы соответственно в красном и черном квадратах.
7
 
3
 
 
 
2
 
 

5
 
 
7
 
 
5
 
4

 
 
9
 
 
 
 
 
 


 
 

Задание 2.
Найди:
Сумму чисел, которые встречаются два три раза. Запиши ее в первом квадрате;
Сумму чисел, встречающихся в записи один раз. Запиши ее во втором квадрате;
Разность чисел. Запиши ее в третьем квадрате.
7
 
 
1
 
 
3
 
 
4

 
3
 
 
7
 
 
 
6
 

1
 
 
5
 
 
4
 
 
2

 
1.
2.
3.

Большой интерес для совершения навыков устных вычислений и развития представляют собой числовые лабиринты.
 
 
 
5
 
 
 

 
 
8
7
 
 
 

 
 
9
4
4
 
 

 
6
7
5
3
 
 

 
4
8
3
7
5
 

3
9
4
9
3
8
 

5
7
9
2
4
9
3

 
 
 
 
 
 
 

Я предлагаю учащимся пройти путь от вершины к ее основанию, переходя из каждой клетки в одну из двух, расположенных под нею и, набрать в итоге 35.
Это задание дети выполняют методом проб. Первый путь прокладывают так: из самой верхней клетки “5” можно пройти в одну из нижних клеток “8” ил “7”. Дети выбирают самую правую.
5+7=12 12+4=16 16+3=19 19+5=24 24+8=32 32+3=35
Сумма 35 получена, один из возможных путей найден.
Активизация познавательной деятельности продолжается и на уроках русского языка. Одним из известных видов грамматической игры является кроссворд, таящий в себе большие возможности для развития творческих способностей ребенка, тренировки памяти. Работа с кроссвордами возможная на всех этапах урока.
Логические задания кроссвордов подбираются в соответствии с возрастными и психологическими особенностями учащихся.
Способов зашифровки много, однако, наибольший интерес у учащихся младших классов вызывают игры, зашифрованные с помощью загадок, требующих от ребенка сообразительности, поэтической выдумки. Загадки учат детей говорить ярко, образно. Они обогащают память детей подлинными жемчужинами родного языка.
Так при изучении темы “ Правописание звонких и глухих согласных” детям предлагается кроссворд “Что у белочки в корзинке?” Прослушав загадку, отгадывают и записывают отгадку. При изучении темы “правописание не проверяемых безударных гласных” другой кроссворд.
Для активизации познавательной деятельности на уроках русского языка я часто использую дидактические игры и игровые моменты. Например:
Тема урока: “Мягкий знак в конце слова” - игра “Придумай слово”;
Тема урока: “Непроизносимые согласные”, игра “Помоги медведю” (помоги медведю подняться по лестнице на дерево. Это сделать не так просто. Нужно на каждую ветку повесить слово с непроизносимой согласной. Ответ: сердце, местность, вестник, солнце, праздник).
Тема урока: “Безударная гласная, проверяемая ударением” - игра “Чудесная яблоня” (Сорви яблоко с нужной буквой и вставь слово).
Тема урока: “Склонение имен существительных”, игра “Забрось мяч” (на доске три баскетбольные корзины с надписью склонения, дети берут мячи и прикрепляют его к той корзине, которая соответствует склонению, написанному на мяче слова).
При изучении новой темы использую игровые моменты такие, как заучивание стихов.
Тема урока: “Алфавит”. На доске плакат с рисунком и звучит стихотворение “Песенка азбука”:
Тридцать три родных сестрицы, Писанных красавицы, На одной живут странице И повсюду славятся! К нам они сейчас спешат, Славные сестрицы, - Очень просим всех ребят С ними подружиться! А, Б, В, Г, Д, Е. Ж Прикатили на еже! З, И, К, Л, М, Н, О Дружно вылезли в окно! П, Р, С, Т, У, Ф, X Оседлали петуха! Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я - Вот и все они, друзья! Познакомьтесь с ними, дети! Вот они стоят рядком. Очень плохо жить на свете Тем, кто с ними не знаком!
Б. Заходер.
Современные условия жизни предъявляют высокие требования к организму человека, его здоровью. Вот почему сегодня возраст играет роль гигиенического воспитания учащихся, призванного воздействовать не только на их санитарную, но и общую культуру. Успех этой работы зависит от многого.
На уроках “Окружающего мира” я продолжаю работу над активизацией познавательной деятельности учащихся. Для уроков подбираю интересные сведения из различных источников.
При изучении темы “Мы и наше здоровье” обращаю внимание на значение физических упражнений для развития силы мышц. Рассказ можно проиллюстрировать интересными сведениями о недюжинной силе, выносливости русских богатырей. Так, например, знаменитый волжский бурлак Никитушка Ломов вбивал сваи чугунной бабкой, которая была лишь под силу восьми рабочим. “Русским Геркулесом” на флоте был прозван капитан Д.А. Лукин. Очевидцы описывали его победу с 12 матросами над толпой в несколько сотен человек. Он легко ломал подковы, пальцем вдавливал гвозди в стену. А в Парижском музее храниться рельс, согнутый волжанином Иваном Заикиным.
На уроках “Окружающего мира” я также использую кроссворды, загадки, пословицы, поговорки. Так при изучении темы “Организм человека” детям был предложен кроссворд, разгадав который, они определяли тему урока.
Тема урока: “ Опора тела и движение”, на доске новый кроссворд, разгадав который, дети находят ключевое слово “скелет”. Затем дается задание найти в учебнике ответ на вопрос: “Какое значение имеет скелет?”
Изучая тему “Мы и наше здоровье” я предложила детям подумать над смыслом пословиц, поговорок, касающихся здоровья человека: “Здоровые зубы здоровью любы”, “Здоровье дороже золота”, “Выпьешь много вина так убавиться ума”, “Пить да курить здоровью вредить”.
Использование занимательного материала позволяет разнообразить уроки, делать их более интересными, что способствует общему развитию школьника.
Я применяю загадки при классификации предметов в определённые группы, работа над многозначностью слов, с прямым и переносным значением слов.
Немаловажную роль играют загадки при запоминании слов из словаря. Дети с удовольствием работают с ними. Загадки могут быть предложены по темам: «Овощи», «Фрукты», «Инструменты», «Животные», «Растения».
Работа над загадками ведётся при объяснении нового и закреплении изученного, самостоятельной и выборочной работе, но в любом виде работы загадки оказывают эмоциональное воздействие на развитие познавательных способностей детей, что положительно отражается на их знаниях, умениях, навыках, например, при изучении правил на уроках русского языка:
Безударные гласные. «Без рук, без ног, а подпоясаны». (Сноп – снопы.) «Зубы есть, а рта нет». ( Пил – пила).
Правописание жи-ши, ча – ща, чу – щу. «Хвостом виляет, зубаста, а не лает». (Щука.) « Белые, душистые, в лесу растут, весной рано цветут». (Ландыши.) «Из горячего колодца через нос водица льётся». (Чайник.)
Я стараюсь развить у детей желание много читать. Предлагаю к прочитанному делать рисунки, иногда лепить, слушать музыку, сочинять собственные стихи и рассказы. Всё это способствует развитию не только речи детей, но и мысли, разума, души, воспитывает культуру чтения, понимание слова.
Составление рассказов по картинке учит детей правильно выражать свои мысли, обогащает их речь, вызывает у детей активность. А это путь к постижению прекрасного, пониманию гармонии. Роль эмоций в процессе познания огромна.
Для оценивания учебных достижений школьников применяю разнообразные тесты. Итоговые контрольные тесты дают мне, как учителю, систематизированный проверочный материал по всем основным темам программы.
Применение их мною имеет ряд преимуществ, так как они обеспечивают:
1.оперативность проверки выполняемой работы;
2.тестирование большого количества учащихся;
3.возможность проверки усвоения теоретического материала;
4.проверка большого объёма материала маленькими порциями;
5.объективность оценки результатов выполненной работы.
Кропотливая и настойчивая работа с тестами позволяет выявить пробелы в знаниях с целью дальнейшей ликвидации их, развивать сообразительность и быстроту мышления, сформировать оптимальную практику тестирования; установить уровень знаний, как по отдельному ученику, так и по классу и параллелям класса, диагностировать наиболее «правильные» тесты, а значит своевременно скорректировать учебный процесс.
Требования к организации игр.
Однако игра не должна быть самоцелью, а должна служить средством развития интереса к предмету, поэтому при ее организации следует придерживаться следующих требований:
1). Правила игры должны быть простыми, точно сформулированными. Материал игры должен быть посилен для всех детей.
2) Дидактический материал должен быть прост и по изготовлению, и по использованию.
3) Игра интересна в том случае, если в ней участвует каждый ребенок.
4) Подведение результатов игры должно быть справедливым и четким.
Место дидактических игр в учебной работе.
Дидактические игры используются в качестве игрового приема в процессе обучения. С их помощью удается углубить и закрепить полученные учащимися знания, развить приобретенные ими навыки. Во время урока дидактические игры проводятся преподавателем вне зависимости от того, являются ли они новыми для учащихся, или же они уже с ними знакомы. Преподаватель должен выполнять роль и организатора и руководителя. Если же игра уже знакома детям, то они вспоминают лишь правила.
Следовательно, включение в учебный процесс игры или игровой ситуации приводит к тому, что учащиеся, увлеченные игрой, незаметно для себя приобретают определенные знания, умения и навыки по математике.
Дидактические игры по формированию дочисловых понятий.
"Магазин игрушек"
Цель: закрепить знания о свойстве предметов, отличающихся по размеру. Практически использовать в игре отношения: больше, меньше.
Материал: одинаковые, но разных размеров игрушки: зайчики, куклы, мальчики.
Ход игры: игрушки расставлены по полочке, около которой стоит продавец - один из детей. Педагог рассказывает, как сделать покупку в магазине игрушек: выбрать игрушку, описать ее, не называя. Если покупатель правильно опишет предмет, он получает свою покупку. Педагог следит за тем, чтобы участники правильно формировали высказывания.
Игры при закреплении приемов сложения и вычитания.
В классе, при закреплении приемов прибавления и вычитания в пределах 10 эффективны такие дидактические игры, как "Математическая рыбалка", "Лучший летчик", "Самый лучший почтальон", "математический футбол" и другие.
При изучении нумерации чисел в пределах 20 - игра "Лучший следопыт", "Математическая эстафета".
При закреплении приемов вычитания в пределах 20 "Определи маршрут самолета", "Путешествие по городам".

· Уроки - путешествия.
Целесообразно проводить различные уроки-путешествия. Такие как "В цирке", "Веселые страты", "Плывем к Робинзону Крузо", "В зоопарке", "Полет в космос" и др.
В игру задания превращает их проведения - эмоциональность, непринужденность, занимательность.
В этих путешествиях ненавязчиво обогащается словарный запас, развивается речь, активизируется внимание детей, расширяется кругозор, прививается интерес к предмету, развивается творческая фантазия, воспитываются нравственные качества. И главное огромнейший эффект - ни одного зевающего на уроке!
Дети играют, а, играя, непроизвольно закрепляют, совершенствуют, доводят до уровня автоматизированного навыка математические знания.
Приведем фрагмент одного из уроков - путешествий.
"В цирке" -
Цель:
Закрепление знаний табличных случаев сложения и вычитания в пределах 20 с переходом через десяток.
Оборудование:
Рисунки артистов цирка, которые вывешиваются в ходе игры.
На доске записи примеров.
У каждого ученика билет в цирк.
На первом ряду - билеты зеленого цвета, на них записаны разные примеры, но ответы у них одинаковые.
На втором ряду - билеты голубого цвета с ответом 12.
На третьем ряду - билеты желтого цвета с ответом 13.
Ход путешествия:
Учитель обращается к классу, говорит:
Мы приглашены на цирковое представление. У каждого из вас есть входной билет, но входить будем рядами.
Первый ряд! Внимательно посмотрите на свои пригласительные билеты (примеры) и хором назовите свой ответ. (Дети хором называют свои ответы - 11, 12, 13).
Итак, Ребята, рассаживайтесь поудобнее.
Соблюдая правила культурного поведения, дети приветствуют артистов цирка. Представление начинается.
Встречайте Зебру!
(Дети хлопают в ладоши)
Где вы ее могли видеть?
(На проезжей части - указатель перехода для пешеходов)
Почему пешеходную дорожку назвали зеброй?
(Свое название эта разметка получила за сходство с окраской экзотичного животного)
Для чего нужна такая разметка?
(Для контраста)
Итак, Зебра предлагает вам перейти, а для этого нужно правильно решить примеры.
12 - 5 13 - 9
8 + 3 14 - 8
6 + 7 9 + 5
А сейчас на арену цирка выезжает косолапый Мишка. Хотя его и называют косолапым, посмотрите, как он умеет крутить педали! Помогите Мишутке проехать по математическому лабиринту. Откуда он начинает свой путь?
13 - 9
13 - 7 13 - 8
14 - 5
8 + 5 14 - 7
8 + 6
Поздравьте Мишутку с успешным выступлением!
(Дети хлопают в ладоши)
Внимание! А сейчас на арене Слоненок! Он лопоухий, смешной, хочет подружиться с детворой. Он подружиться с вами, если вы справитесь с заданием.
12 - * = 8
* - 6 = 9
15 - 8 = *
* - 5 = 7
9 + * = 12
Молодцы! Правильно решили примеры и теперь у вас есть новый друг!
А сейчас на арену цирка выходит знаменитый Маг!
Я узнал, - говорит он, - что вы учитесь в школе и очень хорошо умеете считать, думать, соображать. Так ли это? Я хочу проверить вашу сообразительность:
1. Определите, сколько мне лет. А лет мне столько, сколько изображено на картинке (показывает изображение сороки), только без последнего знака. Сколько же мне лет? (40)
2. Масса моей дрессированной собачки, когда она стоит на задних лапках 3кг. Какова ее масса, если она стоит на четырех лапках?
Молодцы, ребята! Артисты цирка прощаются с вами и ждут на следующее представление.
 

· Математические уроки- сказки
Если спросить у детей, любят ли они сказки, несомненно, все ответят "да". Сказка всегда вызывает у детей радость, внимание, интерес.
Можно заметить, что человек, не воспитывающийся на сказках, труднее воспринимает мир идеальных стремлений. Что благодаря сказке ребенок начинает отличать реальное от необычного, что нельзя развивать, минуя сказку, не только воображение, но и первые навыки критического геометрического материала, обдумывать предложенную ситуацию, которая требует воображения и умения, выявлять необходимую информацию для принятия решения. И использовать необходимую информацию для решения.
На уроках сказках всегда царит хорошее настроение, а это залог продуктивной работы. Сказка позволяет ворваться на урок юмору, фантазии, творчеству, а самое главное - учит детей быть добрыми и справедливыми.
Сказки при изучении математики можно использовать следующим образом. Герои сказки испытывают трудности. Дети пытаются им помочь. Они отправляются в путь, преодолевая самые неожиданные препятствия. Выполняют математические задания, отгадывают загадки, вспоминают пословицы.
Преодоление препятствий вместе со сказочными героями придает обучению яркую эмоциональную окраску, что способствует повышению усвоения, как математического материала, так и литературного.
Урок-сказка "Гуси-лебеди".
этап закрепления знаний нумерации числе от1 до 10/
Звенит звонок. Учитель сообщает, что сегодня не совсем обычный урок математики. На нем все ученики класса отправляются в волшебный мир русской народной сказки "Гуси-лебеди".
Помните, гуси-лебеди унесли братца?
Побежала девочка искать его. Она просила помощи у печки, яблони, реки.
Но прежде, чем помочь девочке, ее просили исполнить их желания. Девочка, конечно, спешит, волнуется, ей трудно выполнить задания. А нас много. Мы распределим роли и поможем ей. Начинаем.
Бросилась девочка догонять гусей-лебедей. Бежала, бежала, увидела печь стоит.
Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
Печка ей в ответ:
Выполни мои задания - скажу.
Некогда мне, я спешу.
Давайте, дети поможем девочке, чтобы печка на нее не рассердилась.
Дети поворачивают карточки, на которых написаны задания:
Покажи число, которое меньше 4, но больше 2.
Покажи число, которое больше 4, но меньше 6.
Назови числа от1 до 10 через одно.
Побежала девочка дальше. Стоит яблоня.
Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
Отгадай, какие числа пропущены, скажу.
4+=7
... +=9
Назови числа, которые можно представить в виде двух одинаковых слагаемых: 10,9,8,7,6,5,4.
Мне некогда, я очень тороплюсь, - ответила девочка, - и побежала дальше.
А вы ребята, сможете помочь девочке?
Дети выполняют задания.
Бежит девочка дальше. Течет молочная речка с кисельными берегами.
Молочная речка, кисельные берега, куда гуси-лебеди полетели?
Увеличь каждое число 13,4,7,16 на 3 и назови из них самое большое. Уменьши каждое число на 2 и назови самое маленькое из них - скажу.
Боюсь, не успею я, - ответила девочка и побежала дальше.
А вы сможете, ребята, выполнить это задание?
Добежала девочка до избушки на курьей ножке, об одном окошке, кругом себя поворачивается. В избушке нашла она братца, схватила его девочка на руки и побежала. Увидали ее гуси-лебеди и полетели за ней. Подбежала девочка опять к молочной речке с кисельными берегами и просит:
Речка, матушка, спрячь нас от них!
Ответь на вопрос - спрячу.
На какие два слагаемых можно разложить 8 и 7?
Сравни два числа и поставь знак >,< или =: 56,64?
Назови число, следующее в ряду за числом 9, идущее при счете перед числом 7.
Девочка ответила, (класс следит за правильностью ответов), и река укрыла ее с братцем под кисельным бережком. Гуси-лебеди не увидели, пролетели мимо.
Девочка с братцем опять побежала. А гуси-лебеди летят, вот-вот увидят. Стоит яблоня. Обратилась девочка к яблоне, быстро решила ее задачу. (Под яблоней лежало 3 яблока. С дерева упало еще 4 яблока. Сколько всего яблок лежит под яблоней?) Яблоня заслонили их ветками. Гуси-лебеди опять их не увидели и пролетели мимо.
Девочка с братцем опять побежали. А гуси-лебеди опять догоняют, того и гляди, братца из рук вырвут.
Добежала девочка дл печки:
Печка, матушка, спрячь меня!
Ответь на вопрос - спрячу.
Какое число больше 4 на 1? Меньше 7 на 2?
Какое число при счете называют после 8, а перед числом 10?
Назови число, которое на 1 больше, чем 4; число, которое на 1 меньше, чем 7.
Девочка быстро ответила, а дети подбадривали ее. Печь ее с братцем спрятала.
Гуси-лебеди полетали, покричали, и ни с чем улетели к Бабе-Яге. А девочка возвратилась с братцем домой, к родителям.
Я хочу похвалить вас, дети, за активную помощь, за хорошие знания изучаемого материала.
Организованные таким образом уроки, активизируют детей, способствуют решение. Многих учебных задач, а, следовательно, формированию учебной деятельности.
По мере овладения учащимися навыками учения дидактические игры занимательного типа теряют свою роль. Если ранее игра являлась предпосылкой для включения учащихся в учение, то через освоение в игровой ситуации элементов учебной деятельности становится возможным реализовать игру на предмет целостного учебного процесса, т.е. игра из основы учебного процесса превращается в его элемент, дидактический прием. При этом следует все чаще и чаще использовать не явную наглядность. А переходить к более символическим формам (игра "Молчанка").
В первом классе дидактическая игра облегчает работу учителя над математическими понятиями, отличающимися значительной степенью общности и абстракции. Ученики с большим интересом принимают те игры, которые основаны на внесении элементов воображения или содержат элементы неожиданности или ожидания. Например, игры "Школа", "Магазин", "Что изменилось?, "Который по счету?".
Подрастая, ученики выбирают уже такие игры, де есть возможность показать свои способности и знания. Их уже увлекает содержание игры, появляется тяга к играм-соревнованиям, таким, как
"Хоккей",
"Кто станет капитаном?",
"Чья ракета быстрее долетит до луны?".
Вначале учеников увлекает желание одержать личную победу, постепенно их интересы расширяются, и они постепенно переживают не только свой личный успех или неудачу, но и успех своей команды. Такие игры, кроме решения учебных задач, способствуют воспитанию моральных качеств личности.
Следует помнить, что основная цель проведения игр га уроке математики - обучающая, поэтому игра должна быть посильной и обязательно служить максимальной активизации мыслительной деятельности учеников, для чего игры следует, как можно чаще разнообразить, менять условия, правила.
Устойчивый познавательный интерес формируется различными средствами. Одним из них является занимательность. Немало занимательного материала можно использовать на уроках математики, и им полезно пользоваться, так как с помощью занимательности можно сделать учебу желаемым делом. Некоторые нестандартные задачи (задачи-шутки, с монетами, спичками, разрезанием, складыванием и др.) обладают внешней занимательностью. Такие задачи полезны, но их не всегда можно связать с программным материалом. Однако для подобных заданий можно найти 3-5 минут на уроке. Если задача нетрудная, то ее можно включить в устный счет. Если задание посложнее и нет уверенности, что ее выполнят сразу многое дети, то задание следует предложить в конце урока, после записи домашнего задания. В таком случае не надо добиваться решения задач на уроке во что бы то ни стало, предложив детям поразмыслить над условием во внеурочное время.
 

· Веселые задачи в стихах
Веселые задачи вызывают большой интерес у детей. Их можно использовать при изучении различных табличных случаев сложения и умножения.
Наряду с нестандартными заданиями, используют задачи, изложенные в нестандартной форме, так называемые веселые задачи. Задачи такого типа можно применять при изучении программного материала и для активизации познавательной деятельности учеников на уроках.
Приведем примеры:
Белка, Ежик и Енот,
Волк, Лиса, Малышка Крот
На пирог пришли к Медведю.
Вы, ребята, не зевайте:
Сколько всех зверей, считайте!
Три кошки купили сапожки
По паре на каждую кошку
Сколько у кошек ножек?
И сколько у них сапожек?
Белочка грибы сушила.
Только посчитать забыла.
Белых было 25,Да еще масляток 5.
7 груздей и 2 лисички,
У кого ответ готов?
Сколько было всех грибков?
Очень важное значение для активизации познавательной деятельности учеников на уроке имеют различные игры-соревнования, о которых мы уже писали выше.
Однако следует отметить тот момент, что младшие школьники быстро утомляются на уроках. Поэтому, с целью снятия мышечного напряжения используют различные физминутки. Однако они помогают решить и другие задачи: закрепление табличных случаев сложения, деления, умножения и вычитания.
Например:
Сколько раз ногою топнем? (8 - 4)
Сколько раз рукою хлопнем? (10: 2)
Мы присядем сколько раз? (3*2)
Мы наклонимся сейчас (9 + 2)
Мы подпрыгнем ровно столько (10 - 4)
Ай да счет! Игра и только!
 

· Математические загадки
Немаловажное значение на уроках математики в начальных классах имеют загадки. Они расширяют кругозор детей, развивают любознательность и пытливость, тренируют внимание, память, мышление. Они могут быть использованы учителем во время внеклассной работы, на уроке, во время отдыха, так как интересны детям. Практика показывает, что применение загадок на уроках математики дают положительные результаты, так как они знакомят детей с окружающим миром, развивают логическое мышление.
Например:
У него четыре лапки,
Лапки цап-царапки.
Пара чутких ушек.
Он гроза для мышек.
(КОТ)
Говорит она беззвучно,
Но понятно и нескучно,
Ты беседуй чаще с ней,
Станешь в десять раз умней.
(КНИГА)
При знакомстве с цифрой 4 можно использовать загадку:
Вспушит она свои бока,
Свои четыре уголка,
И тебя, как ночь настанет,
Все равно к себе притянет.
(ПОДУШКА)
После того, как дети назвали отгадку, учитель просит их вспомнить, какое число прозвучало в загадке, объясняет, как изображается число 4, предлагает найти его в кассе цифр из счетного материала, назвать предыдущее и последующее числа. Особенно полезны загадки, по тексту которых надо догадаться, о какой цифре идет речь, и показать или написать ее. Такие загадки помогают запомнить графическое изображение цифр, учат узнавать их по описанию:
Я так мила, я так кругла,
Я состою из двух кружков.
Как рада я, что я нашла
Себе таких, как вы дружков.
(ВОСЕМЬ)
Вид ее - как запятая,
Хвост крючком, и не секрет
Любит всех она лентяев,
А лентяи ее - нет.
(ДВОЙКА)
Задачи, имеющие форму загадок, так же вызывают большой интерес, активность.
Например:
Отгадайте-ка, ребятки,
Что за цифра-акробатка?
Если на голову встанет,
Ровно на три больше станет.
(ШЕСТЬ)
Загадка - это логическое упражнение, при выполнении которого ребенок учится выделять существенные признаки предмета, а так же определять предмет по нескольким перечисленным признакам. Загадки могут быть различной степени сложности.
После того как дети отгадают загадку, можно предложить с помощью сигнальных блокнотов показать число, которое встретилось в загадке, определить, сколько в нем десятков и единиц каждого разряда, предыдущие и последующие числа.
Загадки могут использоваться при изучении темы "Меры времени":
Две сестрицы друг за другом.
Пробегают круг за кругом.
Коротышка - только раз,
Та, что выше - каждый час.
(СТРЕЛКИ ЧАСОВ)
На руке, и на стене,
И на башне в вышине
Ходят с боем и без боя.
Всем нужны - и нам с тобою.
(ЧАСЫ)
При знакомстве учащихся с календарем уместно использовать следующие загадки:
Годовой кусточек
Каждый день роняет листочек.
Год пройдет - весь куст опадет.
(КАЛЕНДАРЬ)
Выходило 12 молодцов,
Выносили 52 сокола,
Выпускали 365 лебедей.
(МЕСЯЦЫ, НЕДЕЛИ, ДНИ)
После отгадывания загадки задача учителя - добиваться обоснованного, доказательного ответа на вопрос: "Как ты догадался? Объясни!". Такая работа развивает логическое мышление, математическую речь, учит видеть в окружающем мире общие свойства и различия предметов и явлений.
 

·Сказочные задачи
Среди занимательных задач особое место занимают сказочные задачи, т.е. задачи со сказочными образами, сказочными сюжетами. Казалось бы, сказка и математика - понятия не совместимые, однако сказочная форма позволяет ввести необычные, увлекательные ситуации в математические задачи. Именно такое соединение благоприятно для обучения, поскольку через сказочные элементы учитель может найти путь в сферу эмоций ребенка.
Встреча детей со знакомыми героями сказок не оставляет их равнодушными, сказка вызывает у детей радость, интерес. Известный математик А.И. Макрушевич отмечал, что человек, не воспитывающийся на сказках, труднее воспринимает мир идеальных стремлений, что благодаря сказке начинает отличать реальное от необычного, что нельзя развивать, минуя сказку, не только воображение, но и первые навыки критического мышления. Сказки в начальных классах нужны, особенно при изучении геометрического материала, который требует развитого воображения, умения обдумывать предложенную ситуацию, выявлять и использовать необходимую информацию для принятия решения.
На уроках, где имеет место сказка, всегда царит хорошее настроение, а это залог продуктивной работы. Сказка позволяет проникнуть на урок юмору. Фантазии, творчеству, а самое главное - учит детей быть добрыми и справедливыми. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации - все это стимулирует умственную деятельность ребенка. Развивает его интерес к математике. В то же время встреча со сказочными героями в мире математики побуждает ребенка перечитать литературное произведение. Сказки и через задачи продолжают воспитывать детей. Сказки можно включать у уроки математики при повторении и закреплении изученной темы и использовать во внеклассных занятиях.
ПРИМЕР 1
Лиса Алиса и кот Базилио привели Буратино на пустырь - это Поле Чудес: если закопать золотые монеты, то на утро вырастет дерево, на котором в 3 раза больше золотых монет. Затем полученные монеты можно снова закопать в землю и снова вырастет дерево с монетами. Так можно снять несколько урожаев. Они предложили посторожить ночью монеты. В награду за услугу лиса и кот потребовали отдавать с каждого урожая 9 монет. Подумав немного, Буратино не согласился с их требованиями. Он заявил, что после двух урожаев у него совсем не останется денег. Уж лучше он сам посторожит. Сколько золотых монет было у Буратино?
Решение:
Второй урожай дает 9 монет, значит во второй раз Буратино посадит
9: 3=3 (монеты).
Первый урожай дал
3+9=12 (монет)
Значит, в первый раз Буратино посадил
12: 3=4 (монеты)
ПРИМЕР 2
Поросята Ниф-Ниф и Нуф-Нуф бежали от Волка к домику Наф-Нафа. Волку бежать до поросят (если бы они стояли на месте) 4 минуты. Поросятам бежать до домика6 минут. Волк бежит вдвое быстрее поросят. Успеют ли поросята добежать до домика Наф-Нафа?
Решение:
Волку бежать до домика Наф-Нафа 4 +6: 2=7 минут.6 минут меньше, чем 7 минут. Значит, поросята успеют добежать до домика Наф-Нафа.
 

· Математические сказки.
Сказки любят все, но особенно - дети. Их можно включать в уроки математики при повторении или закреплении изученной темы и использовать во внеклассных занятиях. Именно для такой работы предназначены сказки "О нуле", "Победа знаний", "Герой планеты Фиалка". Для удобства сказка разбивается на части.
О нуле
1. Далеко-далеко, за морями и горами, Была страна Циферия. Жили в ней очень честные числа. Только Ноль отличался ленью и нечестностью.
2. Однажды все узнали, что далеко за пустыней появилась королева Арифметика, зовущая к себе на службу жителей Циферии. Служить королеве захотели все.
Между Циферией и королевством Арифметики пролегала пустыня, которую пересекали четыре реки: Сложение, Вычитание, Умножение и Деление. Как добраться до Арифметики? Числа решили объединиться (ведь с товарищем легче преодолевать трудности) и попробовать перейти пустыню.
3. рано утром, как только солнце косыми лучами коснулось земли, числа двинулись в путь. Долго шли они под палящим солнцем и наконец добрались до реки Сложение. Числа бросились к реке напиться, но река сказала: "Станьте парами и сложитесь, тогда дам вам напиться". Все исполнили приказание реки. Исполнил желание и лентяй Ноль, но число, с которым он сложился, осталось недовольно: ведь воды давала река столько, сколько единиц было в сумме, а сумма не отличалась от числа.
4. Солнце еще больше печет.д.ошли до реки Вычитание. Она тоже потребовала за воду плату: стать парами и вычесть меньшее число из большего; у кого ответ получится меньше тот получит больше воды. И снова число, стоящее с нолем, оказалось в проигрыше и было расстроено.
5. Побрели числа дальше по знойной пустыне. Река Умножение потребовала от чисел перемножиться. Число, стоящее в паре с Нолем, вообще не получило воды. Оно еле добрело до реки Деление.
6. А у реки Деление никто из чисел не захотел становиться в пару с нолем. С тех пор ни одно число не делится на Ноль.
7. Правда, королева Арифметика примирила все числа с этим лентяем: она стала подставлять к числу Ноль, и число от этого увеличивалось в десять раз. И стали числа жить-поживать и добра наживать.
Работать со сказкой можно по-разному: после чтения задать ряд вопросов; попросить детей на отдельных этапах продолжить сказку; рассмотреть сказку как задание с пропусками.
Приведем некоторые примерные вопросы, которые можно задать учащимся. Порядковый номер соответствует абзацу сказки.
Почему страна называлась Циферией? Что означает число ноль?
Чем занимается королева Арифметика в математике? (Изучает числа и действия над ними) Какие реки разделяли страну Циферию и королевство А рифметики? Какое общее название можно дать этим рекам? (Действия) Кто собирался переходить через пустыню? (Числа) Чем числа отличаются от цифр?
Почему число, с которым сложился ноль, осталось недовольно?
Приведите два примера, иллюстрирующих слова сказки: "стать парами и вычесть меньшее число из большего: у кого ответ получился меньше, тот получит больше воды. ". почему число, стоящее в паре с нулем, оказалось в проигрыше? Могут ли числа встать так, чтобы каждой паре досталось воды поровну? Приведите примеры.
Почему число, стоящее в паре с Нулем, не получило воды от реки Умножение?
Почему при переходе через реку Деление числа не захотели становиться в пару с Нолем?
Во сколько раз первое число больше или меньше второго: 7 и 70, 3 и 30, 50 и 5?
Предложить ребятам сочинить продолжение сказки можно, видимо, после четвертого пункта. Здесь уже чувствуется авторский замысел, математическая закономерность. Впрочем, такую работу можно организовать и после третьего пункта, если дать некоторые советы: а) каждая река ставит перед числами задачу, которую невозможно успешно решать в паре с Нолем; б) сказка должна закончиться счастливо, как это обычно бывает.
Под заданием с пропусками подразумевается Выделение интонацией (отдельные предложения можно выписать на доске) отсутствие некоторых слов, но которые можно восстановить по смыслу сказки, на основе строгой взаимосвязи математических понятий. Например, в 5-м абзаце: "Число, стоящее в паре с Нолем, вообще не воды"; в 6-м: " Она стала просто приписывать ноль рядом с числом, которое от этого... враз".
Вышеописанные приемы работы можно комбинировать. Такие сказки на уроках повторения и закрепления делают их более разнообразными и интересными. Сказки и вопросы к ним дают большой воспитательный эффект и способствуют развитию мышления.
Вот еще несколько сказок, с которыми можно провести аналогичную работу.
Победа знаний.
Это было давно.
В некотором царстве, в некотором государстве на престол взошел неграмотный король, в детстве он не любил математику, родной язык, рисование, пение, чтение и труд. Вырос этот король неучем. Стыдно перед народом. И решил король: пусть все в этом государстве будут неграмотными. Он закрыл все школы, но разрешил изучать только военное дело, чтобы завоевать побольше земель и стать богатым.
Вскоре армия этого государства стала большой и сильной. Она беспокоила все близлежащие страны, особенно доставалось маленьким.
Короля-неуча звали Пуд. Он стал предводителем своей разбойничьей армии.
По соседству со страной неучей находилась страна Длина. Ее король был умным и образованным человеком: знал арифметику, различные языки; кроме того, великолепно владел военным делом.
Армия в этой стране была небольшая, но хорошо обученная. Славилась она своей разведкой и бегунами на длинные дистанции.
Король Пуд подошел со своими войсками к государству Длина и разбил лагерь около границы. Как спасти государство? Его король, зная, что Пуд и его подчиненные не умеют считать и не знают, что значат слова кило (тысяча), санти (сто), деци (десять), решил провести военную операцию.
Через два дня перед лагерем войск Пуда появилась на повозке большая фанерная кукла. Часовые ее не хотели пропускать, но кукла сказала, Что она - подарок. От государства Длина королю Пуду. Часовые вынуждены были пропустить куклу.
Повозка с куклой въехала в лагерь. Пуд с приближенными рассмотрели куклу и удивились ее размерам и умению говорить по-человечески.
Кукла сказала, что ее зовут Кило и что у нее есть младшие братья Метр и Дециметр.
Солнце все ниже и ниже. На землю опустилась ночь. Когда весь лагерь Пуда заснул, кукла раскрылась, и из нее вышли 1000 кукол по имени Метр, а из каждой из них - 10 кукол, которых звали Дециметр, из каждого Дециметра - по 10 воинов-Сантиметров. Они окружили спящее войско и уничтожили его. Только король Пуд спасся бегством (позже его найдут в другом королевстве).
Так умный король победил неуча - короля Пуда. И все соседние государства стали жить в мире и дружбе.
Герой планеты "Фиалка"
Сегодня на всей земле шумел праздник. Впервые в истории человек отправлялся к планете "Фиалка", на которой жили разумные существа.
Прошло полчаса полета. И вдруг из машинного отделения послышался шум, не предусмотренный инструкциями. К счастью, аварии не было. На корабле оказался мальчик Коля. Что делать? Космонавты решили сообщить о происшедшем в центр управления полетом и продолжать экспедицию.
Наконец экипаж достиг неизвестной планеты. В нескольких километрах от места приземления расположился удивительный город: все дома в нем были шарообразной формы. Жители Фиалки не умели вычислять площадь прямоугольника. Земляне решили помочь им, а заодно проверить, на что способен их безбилетный пассажир.
Коля испугался: математику он не любил, домашние задания всегда списывал у товарищей. Но выхода не было. С трудом он вспомнил, что квадратик со стороной 1 см имеет площадь 1 кв. см, 1 м - 1 кв. м и т.д. Как же найти площадь прямоугольника? Коля нарисовал прямоугольник, в котором уместилось 12 маленьких квадратиков. Вдоль большей 4 квадратика, а вдоль меньшей 3. Затем Коля изобразил еще один прямоугольник. В нем поместилось 30 квадратиков, длина прямоугольника равнялась 10 квадратикам, а ширина 3.
Что же делать? - думал Коля - Стороны прямоугольника равны 4 и 3 квадрата, а площадь 12, стороны прямоугольника равны 10 и 3 квадратикам, а площадь 30. Знаю! - закричал мальчик. - Чтобы узнать площадь прямоугольника, надо длину умножить на ширину.
Коля доложил командиру корабля о выполнении задания.
Эту сказку можно использовать не только при закреплении, но и при изучении нового материала - площади прямоугольника. Ученик может выступать а роли Коли, сделать небольшое, но открытие. Элементы проблемного обучения в форме игры-сказки вызывают у детей большой интерес.
 

· Задачи занимательного характера
 
В привитии детям интереса к урокам математики большую роль играют задачи занимательного характера. Такие задачи, как показывает практика, вносят в урок оживление, повышают интерес к знаниям, развивают воображение и память детей. Дети решают задачи такого вида с большим удовольствием.
1) Зайцы по лесу бежали,
Волчьи следы по дороге считали.
Стая большая волков здесь прошла.
Каждая лапа в снегу их видна.
Оставили волки 120 следов.
Сколько, скажите, здесь было волков?
2) На птичьем дворе гусей дети кормили,
Целыми семьями их выводили.
Всего было 5 гусиных семей,
В каждой семье по 12 детей.
Папа и мама, бабушка с дедом.
Сколько гусей собралось за обедом?
При решении задач такого типа учитель может задавать детям следующие вопросы:
Читал ли ты сказку, по отрывку из которой составлена задача?
Какой рисунок к этой задаче ты бы нарисовал?
Эти задачи способствуют развитию интереса к математике, углублению и расширению математических знаний, осознанию силы и практической значимости математики. Одна из важнейших задач начального обучения - развитие у детей логического мышления. Такое мышление проявляется в том, что при решении задач ребенок соотносит суждения о предметах, отвлекаясь от особенностей их наглядных образов, рассуждает, делает выводы. Умение мыслить логически, выполнять умозаключения без наглядной опоры, сопоставлять суждения нужны для изучения учебного материала не только в начальных классах, но и в средних и старших


· Головоломки
 
Большое значение в начальных классах имеют головоломки, именно они закладывают основы доказательного мышления.
Например:
1) Пятью прямыми линиями разделите циферблат так, чтобы в каждой части числа при сложении давали бы равную сумму.
2) Какие цифры скрыты? Подумайте и догадайтесь:
*** - **=1
Близки к головоломкам и задачи на сообразительность.
Например:
Лестница состоит из 15 ступеней.
На какую лестницу нужно встать, чтобы быть на середине лестницы? (На восьмую).
2) Валя и Миша весят столько же, сколько Боря и Володя. Миша весит 32 кг, Боря 40 кг.
Кто тяжелее: Валя или Володя? (Валя).
3) Груша дороже яблока в 2 раза. Что дороже: 8 яблок или 4 груши?
(8 яблок и 4 груши стоят одинаково).
Один из наиболее распространенных видов головоломок - магические квадраты:
В шестнадцати клетках квадрата расставьте числа.0,1,214,15 так, чтобы сумма чисел по горизонтали, вертикали и диагонали была равна 30.
0
14
13
3

11
5
6
8

7
9
10
4

12
2
1
15

2) В двадцати пяти клетках квадрата расставьте числа 1,1,1,1,12,2,2,2,2,3,3,3,3,3,5,5,5,5,5, так, чтобы по горизонтали, вертикали и двум диагоналям сумма была равна 15.
1
4
2
5
3

4
2
5
3
1

2
5
3
1
4

5
3
1
4
2

3
1
4
2
5

Разновидностью магических квадратов являются магические треугольники:
Данный треугольник составлен из 9 маленьких треугольников, в которые вписаны числа.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] - Найдите суммы чисел в треугольниках, составленных из 4 маленьких треугольников.
                                                     3
                                                     7
                                                6        4
                                             8           9
                                           1         5        2
Ответ:
1+5+6+8=20
2+4+5+9=20
Мы видит, что сумма чисел в каждом треугольнике, который образован четырьмя маленькими треугольниками, представляет собой одно и тоже числа. Такие треугольники называются магическими. Магический ли этот треугольник?



[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

 

                                                     3
                                                     7
                                               4        6
                                               9        8
                                           2        5      1
Задания на смекалку и на сообразительность следует предлагать для самостоятельной работы, и только при затруднении большинства учащихся учитель анализирует со всем классом во внеурочное время.
          1.      
 на          (витрина)                Д»40» га  (дорога)
           8 м н (осень)                  И 100 рия  (история).
Все домой! Звонок раздался!
На доске пример остался,
Залетели в класс синицы
И склевали единицы.
Залетели сойки
И склевали двойки.
Залетели воробьи-
И не стало цифры три.
Сообщить прошу вас, дети,
Где стояли цифры эти?
            *   4   *   *                         1   4   2   3
         + *   7   4   5                      + 1   7   4    5
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]         + 6   *   9   8                      + 6   2   9   8
            9   4   6   6                          9   4   6   6
 

·Кроссворды
Слово "кроссворд" в переводе на русский язык означает "переплетение слов". Для того, чтобы разгадать кроссворд, надо в каждой клетке фигуры поставить по одной букве, начиная с пронумерованной клетки до края фигуры или до заштрихованной клетки.
В строчках:
1. Действие, обратное умножению.2. Знак, показывающий отсутствие единиц.3. Название знака вычитания.4. Наименьшее однозначное число.
В столбцах: 5. Наименьшая единица времени.6. Число, выраженное единицей шестого разряда.7. Фигура, ограниченная окружностью.
Ответы: В строчках:
1. Деление.2. Нуль.3. Минус.4. Один.
В столбцах: 5. Секунда.6. Миллион.7. Круг.
 

· Логические задачи
Шарады. В шарадах требуется отгадать определенное слово. Каждое слово отгадывается не целиком, а по частям.
Предлог и малое число,
За ними букву скажем.
А в целом - ты найдешь его
Почти под домом каждым.
(Подвал)
Число и нота рядом с ним,
Да букву припиши согласную.
А в целом - мастер есть один
Он мебель делает прекрасную.
(столяр)
 
Мегаграммы.
В мегаграммах зашифровано определенное слово. Его нужно отгадать. Затем в расшифрованном слове следует одну из указанных букв заменить другой буквой, и значение слова измениться.
С "Д" - давно я мерой стала,
С "Т" - уже нет выше балла.
(Пядь - пять).
Он грызун не очень мелкий,
Ибо чуть побольше белки.
А заменишь "у" на "о"
Будет круглое число.
(Сурок - сорок)
Логогрифы.
В логогрифах надо догадаться, о каком слове говорится в начале. Затем, в расшифрованное слово добавить одну или две буквы, и получится новое слово.
Чтобы поддерживать скворечню
Иль антенну я гожусь.
С мягким знакомя, конечно,
Сразу цифрой окажусь.
(шест - шесть)
Арифметический я знак,
В задачнике меня найдешь
На многих строчках.
Лишь "о" ты вставишь, зная как,
И я - географическая точка.
(плюс - полюс)
Числовые головоломки.
Цифры, соединившись в числе и участвуя в математических действиях, образуют весьма причудливые числовые комбинации.
Для успешного выполнения заданий с числовыми головоломками нужны изобретательность, догадка, упорство.
"Тысяча"
Вырази число 1000 восемью восьмерками, и знаками "Плюс".
888+88+8+8+8
В кружках квадрата расставьте первые 12 натуральных чисел
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
так, чтобы их сумма на каждой стороне составляла "26".
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Поставьте на рисунке нужное число вместо знака вопроса
Ответ: число "5". Как и в предыдущих примерах, нижнее число является половиной суммы двух верхних.
Логические задачи
1. Волк, Лиса и Медведь жили в трех домиках: первый - белый с большим окном, второй - зеленый с большим окном, третий - зеленый с маленьким окном. У Волка и Лисы домики с большими окнами, у Волка и Медведя - зеленые домики. У кого какой домик?
2. Миша жил немного ближе к школе, чем Коля, и намного дальше от нее, чем Витя. Кто жил от школы дальше всех?
3. На вопрос матери о том, кто принес в дом котенка, дети ответили так:
Аня: "Это сделал Леня".
Леня: "Котенка принесла Таня".
Аня: "Это не я".
Таня: "Леня говорит не правду, сказав, что это я".
Мать знала, что только один из них сказал правду. Кто же принес котенка?
Ответ: котенка принесла Аня.
Три девочки нарисовали по одному животному. Получились две собачки и одна кошечка. Что нарисовала каждая из них, если Катя с Леной и Маша с Леной нарисовали разных животных?
Ответ: Катя и Маша нарисовали собак, а Лена - кошку.
При изучении геометрического материала активизируют мыслительную деятельность детей, повышают интерес загадки, стихи о геометрических фигурах.
Квадрат.
Он давно знакомый мой,
Каждый угол в нем прямой,
Все четыре стороны
Одинаковой длины,
Вам его представить рад.
Как зовут его?
(квадрат)
 
Треугольник.
Часто знает и дошкольник
Что такое треугольник
А уж вам-то как не знать
Но совсем другое дело -
Очень быстро и умело
Треугольники "считать".
Например, в фигуре этой
Сколько разных? Рассмотри!
Все внимательно исследуй
И "по краю" и "внутри"!
(ученикам предлагается определить количество треугольников в любой предложенной фигуре)
Заинтересовать, привлечь внимание детей помогает сказка.
"Треугольник и квадрат"
Жили - были два брата:
Треугольник с Квадратом.
Старший - квадратный,
Добродушный и приятный.
Малодушный - Треугольник,
Вечно недовольный.
Стал расспрашивать Квадрат:
"Почему ты злишься, брат?"
Тот кричит ему: "Смотри,
Ты полней меня и шире
У меня голов лишь три,
У тебя их все четыре".
Но Квадрат ответил: "Брат!
Я же старше. Я - квадрат".
И сказал еще нежней:
"Не известно, кто нужней!"
Но настала ночь, и к брату,
Натыкаясь на столы,
Младший лезет воровато
Срезать старшему углы.
Уходя, сказал: "Приятных
Я тебе желаю снов!
Спать ложился ты квадратом,
А проснешься без углов!"
Но на утро младший брат
Страшной мести был не рад:
Поглядел он - нет Квадрата
Онемел. Стоял без слов
Вот так месть: теперь у брата
Восемь новеньких углов!
Е. Паин
 
Циркуль
Циркуль мой циркач лихой,
Чертит круг одной ногой,
А другой проткнул бумагу
Уцепился - и ни шагу.
 
Линейка
Я - линейка
Прямота - главная моя мечта.
В. Житомирский
Так же в начальных классах широко используются ребусы, пословицы, поговорки. Эти элементы так же очень удобно применять на уроках математики.
Например, тему "Меры времени" младшие школьники начинают изучать на втором году обучения. В процессе изучения ученики знакомятся с понятиями: секунда, минута, час, сутки, месяц, год; учатся определять время по часам, знакомятся с календарем и т.д. Чтобы активизировать внимание детей при изучении единиц измерения времени детям предлагаются ребусы:
а так же пословицы и поговорки:
Летом одна неделя год кормит.
На час опоздал - за год не догонишь.
Зимою солнце светит, да не греет.
Пословицы, поговорки и ребусы оживляют учебную деятельность, повышают интерес к занятиям, способствуют лучшему пониманию материала.
Таким образом, занимательн6ость на уроке математики помогает формированию творческих способностей учащихся, элементы которых проявляются в процессе выбора наиболее рациональных способов решения задач, в математической и логической смекалке, при проведения на занятиях игр, в конструировании различных геометрических фигур, в организации коллектива своих товарищей, а так же в умении с наибольшей эффективностью выполнить какую-либо работу или провести познавательную игру.
 Для того, чтобы учение проходило не на уровне запоминания, а на уровне активного сознания, учитель должен не только как можно доступнее объяснить материал ученику, но и активней включать его в мыслительную деятельность, в процессе которой будет происходить познание, то есть формироваться познавательные силы личности: ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, внимание. Создание игровой атмосферы на уроке развивает познавательный интерес и активность учащихся, снижает усталость, позволяет удерживать внимание.













игры на основе жизненных впечатлений самостоятельно воспроизводятся социальные отношения или материальные объекты.


ТИПЫ ИГР

познавательные, дидактические, подвижные, развивающие, (интеллектуальные, музыкальные)
игры-забавы, аттракционы).


ПРАВИЛА ИГРЫ

ОБУЧАЮ ЩИЕ


ОРГАНИЗУЮЩИЕ

ДИСЦИП ЛИНИРУЮЩИЕ

2) Дид материал должен быть прост

1)Правила игры простые и точные


4) Справедли
вые результаты

3) Игра интересна

УРОКИ-ПУТЕШЕ
СТВИЯ

УРОКИ-СКАЗКИ

УРОК-КВН

УРОКИ-ЭКСКУР
СИИ

ШАРАДЫ

ЛОГИЧЕ
СКИЕ ЗАДАЧИ

ЛОГОГРИ
ФЫ

КРОССВОР
ДЫ

ЗАНИМА
ТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ

ГОЛОВО
ЛОМКИ

МЕТАГРАММЫ

ЧИСЛОВЫЕ ГОЛОВО
ЛОМКИ



Управление познавательной деятельностью учащихся в начальной школе