Активизация познавательной и мыслительной деятельности студентов при формировании профессиональных компетенций в преподавании учебной дисциплины «Страховое дело»


Активизация познавательной и мыслительной деятельности студентов при формировании профессиональных компетенций в преподавании учебной дисциплины «Страховое дело»
Вопросы активизации познавательной деятельности студентов относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет большое значение, так как обучение и развитие носят деятельностный характер, и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания студентов.
Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация познавательной деятельности учащихся. Знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения студентов в их применении к решению конкретных задач. Одним из существенных недостатков знаний учащихся остается формализм, который проявляется в отрыве заученных студентами теоретических положений от умения применять их на практике.
Решение задач повышения эффективности учебного процесса требует научного осмысления проверенных практикой условий и средств активизации студентов.
В условиях гуманизации образования существующая теория и технология массового обучения должна быть направлена на формирование сильной личности, способной жить и работать в непрерывно меняющемся мире, способной смело разрабатывать собственную стратегию поведения, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность, то есть личности саморазвивающейся и самореализующейся.
В педагогической практике используются различные пути активизации познавательной деятельности, основные среди них – разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность учащихся.
Наибольший активизирующий эффект на занятиях дают ситуации, в которых учащиеся сами должны:
отстаивать свое мнение;
принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;
ставить вопросы своим сокурсникам и преподавателям;
находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи;
решать проблемные задачи путем комплексного применения известных им способов решения.
Авторы выделяют несколько уровней познавательной активности.
Воспроизводящая активность. Характеризуется стремлением учащегося понять, запоминать и воспроизвести знания, обладать способом его применения по образцу. Этот уровень отличается неустойчивостью волевых усилий, отсутствием у студентов интереса к употреблению знаний, отсутствие вопросов типа: «Почему?»
Интересующая активность. Характеризуется стремлением учащегося к выявлению смысла изучаемого содержания, стремлением познать связи между явлением и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях. Характерный показатель: большая устойчивость волевых усилий, которая проявляется в том, что студент стремится довести начатое дело до конца, при затруднении не отказывается от выполнения задания, и ищет пути решения.
Творческая активность. Характеризуется интересом и стремлением не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этой цели новый способ . Характерная особенность – проявление высоких волевых качеств студента, упорство и настойчивость в достижении цели, широкие и стойкие познавательные интересы.
Для активизации познавательной деятельности студентов на своих занятиях применяю разнообразные формы преподавания. Первый раздел включает в себя разнообразие совместных методов.
метод дискуссии применяю по вопросам, требующим размышлений, добиваюсь, на своих занятиях, чтобы студенты могли свободно высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение выступающих.
метод самостоятельной работы. С целью лучшего выявления логической структуры нового материала дается задание самостоятельно составить план – конспект с выполнением установки: минимум текста – максимум информации.
В этом же разделе выделяю методы с дидактическими материалами, которые подразделяю на 2 типа:
Дидактические материалы для самостоятельной работы учащихся с целью восприятия и осмысления новых знаний без предварительного объяснения их преподавателем.
Например: карточка с заданием преобразовать текст учебника в таблицу;
Дидактические материалы для самостоятельной работы учащихся с целью закрепления и применения знаний и умений.
Например: карточка с вопросами для размышлений.
Следующий блок в словесных методах – это тестовые задания. Их применяю как в индивидуальном порядке, так и для группы в целом.
Еще одним продуктивным методом является метод проблемного изложения. Основой данного метода является создание на занятии проблемной ситуации. Данный метод способствует формированию у студентов приемов умственной деятельности, анализа, синтеза, сравнения, обобщения, установления причинно – следственных связей.
И последним блоком является метод решения расчетных и логических задач.
Второй раздел включает в себя – наглядные и практические методы.
При применении наглядного метода преподаватель руководит работой группы. Организуется работа студентов таким образом, чтобы часть новых заданий они добыли сами. Для этого демонстрируется пример и сообщается цель, а студенты далее в ходе обсуждения решают поставленный вопрос.
Метод проектной деятельности. Используется чаще для структурного анализа страховых компаний и сравнительной характеристики их продуктов. В данном методе проявляются творческие способности учащихся, способности презентовать себя как будущего специалиста.
Таким образом, можно сделать вывод, что для успешного обучения студентов необходимо вызвать у учащихся интерес к овладению знаниями.