Рабочая программа по химии для 10 класса вечерней школы в пенитенциарной системе с нагрузкой 1 час в неделю


МБОУ «Всесвятская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа»
Утверждаю
Директор ВСШ
А.В.Третяков ___________
«___»___________201__г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ХИМИИ
КЛАСС: 10
УЧИТЕЛЬ: ГИЗБРЕХТ ЮЛИЯ ВЛАДИМИРОВНА
2015-2016 уч.год
Пояснительная записка к рабочей программе.
Рабочая программа учебного курса «Органическая химия» для 10 класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования по химии и авторской программы О.С.Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации.
Программа рассчитана на нагрузку 1 час в неделю, 2 зачёта.
Изучение химии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Ведущими идеями предлагаемого курса являются:
Материальное единство веществ природы, их генетическая связь;
Причинно-следственные связи между составом, строением, свойствами и применением веществ;
Познаваемость веществ и закономерностей протекания химических реакций;
Объясняющая и прогнозирующая роль теоретических знаний для фактического материала химии элементов;
Конкретное химическое соединение представляет собой звено в непрерывной цепи превращений веществ, оно участвует в круговороте химических элементов и в химической эволюции;
Законы природы объективны и познаваемы, знание законов дает возможность управлять химическими превращениями веществ, находить экологически безопасные способы производства и охраны окружающей среды о загрязнений.
Наука и практика взаимосвязаны: требования практики – движущая сила науки, успехи практики обусловлены достижениями науки;
Развитие химической науки и химизации народного хозяйства служат интересам человека и общества в целом, имеют гуманистический характер и призваны способствовать решению глобальных проблем современности.
Изменения в программе:
Курс органической химии разбит на две части: 1.Углеводороды и 2.Производные углеводородов. Так в 10 классе идет знакомство с основными понятиями органической химии и знакомство с углеводородами, природными источниками углеводородов. А в 11 классе рассматриваются производные углеводородов.
Все лабораторные работы проводятся как элемент урока с использованием ИКТ -ресурсов, так как в нашей школе, согласно режимным требованиям, нет возможности использовать на лабораторных уроках химические препараты.
Демонстрационные работы, подразумевающие использование химических препаратов, так же осуществляются с использованием ИКТ – ресурсов.
Практические работы проводятся как элемент урока.
Учебно-методический комплекс преподавания химии.
Учебно – методический комплект выбран в соответствии с традиционной формой обучения, а именно использую для работы большое количество методических пособий по химии и биологии, дополнительную литературу для учителя, дидактические материалы:
Учебник: Химия. 10 класс. Базовый уровень: учебник/О.С.Габриелян. – 10 –е изд., стеретип. – М.: Дрофа, 2014. – 191, (1) с.:ил.
Габриелян О.С., Яшукова А.В. Рабочая тетрадь.10кл. Базовый уровень. К учебнику О.С.Габриеляна «Химия.10».-М.: Дрофа, 2009
Химия.10 кл.: Контрольные и проверочные работы к учебнику О.С.Габриеляна «Химия.10»/О.С.Габриелян, П.Н.Берёзкин, А.А.Ушакова и др.-М.: Дрофа, 2007;
Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений / О.С.Габриелян.-М.:Дрофа,2009;
Габриелян О.С., Остроумова И.Г.Настольная книга учителя. Химия.10 кл.: – М.: Дрофа, 2008;
Габриелян О.С., Ватлина Л.П. Химический эксперимент в школе. 10 кл.-М.: Дрофа, 2005;
Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Органическая химия в тестах, задачах, упражнениях. 11 кл.-М.:Дрофа, 2005;
«Тесты по химии» ко всем действующим учебникам по химии 8-11 классы, авт. Н.Е.Кузьменко, В.В.Ерёмин, М.:Экзамен – 2006г;
Рабочая программа не исключает использования другой литературы в рамках требований Госстандарта по химии.
multimedia комплекс:
Издательство «Кирилл и Мефодий», репетитор по химии и биологии.
Общеобразовательная коллекция «1С» химия курс органической химии 10 класс.
«Физикон» - «Открытая химия 2.5.»
НПФК Виртуальная версия лабораторных работ по химии 8 – 11 классы (2 диска).
Репетитор. Химия + ЕГЭ, коллекция «1С».
Формы проведения учебных занятий:
УИНМ – урок изучения нового материала;
ЗУ – зачётный урок;
КУ – комбинированный урок;
ЛУ – лабораторный урок;
УПЗУ – урок применения знаний и умений;
УК – урок контроля.
Форма промежуточной аттестации
Специфика обучения в вечерней школе предполагает, что обучающиеся не всегда присутствуют на занятиях, но получить оценку они могут, сдав необходимые зачеты и выполнив контрольные работы. Таким образом, возникает настоятельная необходимость наличия системы контролирующих заданий, позволяющих определить уровень знания обучающегося и оценить эти знания.
Различают несколько видов контроля: текущий, периодический, итоговый, самоконтроль.
Текущий контроль используется после каждого урока для оценивания уровня усвоения материала классом.
Периодический контроль будет использоваться по итогам изучения отдельной темы.
Итоговый контроль осуществляется по итогам полугодия, года, а также как итоговая аттестация при завершении курса.
Основные требования к уровню знаний:
- при текущем контроле проверке подлежат лишь вопросы, затронутые на предыдущем занятии;
- при тематическом контроле проверке подлежат знания, зафиксированные необходимыми нормативными документами;
- итоговый контроль осуществляется при переходе с одной ступени на другую и предполагает наличие необходимого минимума знаний для дальнейшего обучения.
Оценка знаний учащихся:
Исходя из поставленных целей и возрастных особенностей, учащихся необходимо учитывать:
- правильность и осознанность изложения материала, полноту раскрытия понятия и закономерностей, точность употребления предметной терминологии;
- самостоятельность ответов;
- логичность, доказательность в изложении материала;
- степень сформированности интеллектуальных, общеучебных, специфических умений.
Оценка устных ответов:
Отметка "5" - ответ полный, отражающий основной материал курса; правильно раскрыто содержание понятий, закономерностей, взаимосвязей и конкретизация их примерами; правильное использование таблиц и других источников знаний; ответ самостоятельный, с опорой на ранее приобретенные знания.
Отметка "4" - ответ удовлетворяет ранее названным требованиям, он полный, правильный; есть неточности в изложении основного материала или выводах, легко исправляемые по дополнительным вопросам учителя.
Отметка "3" - ответ правильный, ученик в основном понимает материал, но нечетко определяет понятия и закономерности; затрудняется в самостоятельном объяснении взаимосвязей, непоследовательно излагает материал, допускает ошибки в использовании таблиц при ответе.
Отметка "2" - ответ неправильный; не раскрыто основное содержание учебного материала, не даются ответы на вспомогательные вопросы учителя, грубые ошибки в определении понятий.
Оценка письменных работ:
Отметка "5" - учащийся правильно выполнил работу, с соблюдением необходимой последовательности, самостоятельно сформулировал цель и выводы, в отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы.
Отметка "4" - учащийся правильно сформулировал цель, но допускает одну - две несущественные ошибки, допустил небольшие неточности в описании результатов работы.
Отметка "3" - за правильное выполнение действий и выводы, в ходе проведения работы были допущены ошибки, недостаточная самостоятельность при применении знаний.
Отметка "2" - учащийся не может провести необходимые наблюдения и опыты даже с помощью учителя, результаты работы не позволяют сделать правильный вывод, отсутствие умения делать вывод, логически грамотно описывать наблюдения.
Оценивание тестов.
Результаты тестов оцениваются отметкой:
"5" за 90-100% правильных ответов
"4" за 75-89%
"3" за 60-74%
"2" за 59 и менее.
УЧЕБНО ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№п/п Разделы и темы. Количество часов
Тема 1. Теоретические основы органической химии. 11
1 Введение в органическую химию. Основные положения теории строения органических соединений А.М.Бутлерова. 1
2-4 Электронная природа химических связей в органических соединениях. 3
5-11 Строение и классификация органических соединений 7
12 Зачёт №1 «Строение и классификация органических соединений» 1
13-17 Тема 2. Химические реакции в органической химии. 5
Тема 3. Углеводороды 15
18-20 Тема 3.1 Предельные углеводороды (алканы) 3
Тема 3.2 Непредельные углеводороды 7
21-23 Алкены.
24,25 Понятие о диеновых углеводородах. Природный каучук. 26,27 Ацетилен и его гомологи Тема 3.3 Ароматические углеводороды (арены). 2
28 Бензол и его гомологи. Бензол – представитель ароматических углеводородов. Строение, свойства, применение 29 Свойства бензола и его гомологов. Гомологи бензола. Тема 3.4 Природные источники углеводородов 3
30,31 Природный и попутный нефтяные газы, их состав и применение 32 Нефть 33 Зачёт №2: «Углеводороды» 1
Резерв 3
Итого 36
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
10 класс (ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ)
Теоретические основы органической химии. (11 часов)
Предмет органической химии. Сравнение органических соединений с неорганическими. Природные, искусственные и синтетические органические соединения.
Валентность. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекуле согласно их валентности. Основные положения теории химического строения органических соединений. Ковалентная химическая связь, её полярность, кратность. Химические формулы и модели молекул в органической химии. Понятие о гомологии и гомологах, изомерии и изомерах. Гомологические ряды углеводородов, спиртов, карбоновых кислот. Типы изомерии. Строение и классификация органических соединений, их номенклатура.
Демонстрации. Модели молекул гомологов и изомеров органических соединений.
Химические реакции в органической химии (5 часов)
Классификация химических реакций в органической химии.
Основные типы химических реакции в реакций органической химии: реакции присоединения, замещения, отщепления, изомеризации, нитрования, полимеризации.
Углеводороды (15 часов)
Алканы: гомологический ряд, изомерия и номенклатура алканов. Химические свойства алканов (на примере метана и этана): горение, замещение, разложение и дегидрирование. Применение алканов на основе свойств.
Алкены. Этилен, его получение (дегидрированием этана и дегидратацией этанола). Химические свойства этилена: горение, качественные реакции (обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия), гидратация, полимеризация. Полиэтилен, его свойства и применение. Применение этилена на основе свойств.
Алкадиены и каучуки. Понятие об алкадиенах как углеводородах с двумя двойными связями. Химические свойства бутадиена-1,3 и изопрена: обесцвечивание бромной воды и полимеризация в каучуки. Резина.
Алкины. Ацетилен, его получение пиролизом метана и карбидным способом. Химические свойства ацетилена: горение, обесцвечивание бромной воды, присоединение хлороводорода и гидратация. Применение ацетилена на основе свойств. Реакция полимеризации винилхлорида. Поливинилхлорид и его применение.
Бензол. Получение бензола из гексана и ацетилена. Химические свойства бензола: горение, галогенирование, нитрование. Применение бензола на основе свойств.
Природные источники углеводородов. Природный газ. Природный газ как топливо. Преимущества природного газа перед другими видами топлива. Состав природного газа. Попутные нефтяные газы. Нефть. Состав и переработка нефти. Нефтепродукты. Бензин и понятие об октановом числе.
Демонстрации. Горение метана, этилена, ацетилена. Отношение метана, этилена, ацетилена и бензола к раствору перманганата калия и бромной воде. Получение этилена реакцией дегидратации этанола и деполимеризации полиэтилена, ацетилена карбидным способом. Разложение каучука при нагревании, испытание продуктов разложения на непредельность. Коллекция образцов нефти и нефтепродуктов.
Лабораторные опыты. 1. Изготовление моделей молекул углеводородов. 2. Определение элементного состава органических соединений. 3. Знакомство с образцами каучуков (работа с коллекциями) 4. Получение и свойства ацетилена.5. Обнаружение непредельных соединений в жидких нефтепродуктах.
Практическая работа № 1. Получение этилена и изучение его свойств.
Зачёты (2 часа):
Строение и классификация органических соединений.
Углеводороды.
Резерв -3 часа
Итого -36 часов
Требования к уровню достижений обучающихся.
В результате изучения данного предмета в 10 классе учащийся должен:
Знать/понимать
Важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объём, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
Основные теории химии: химической связи, строения органических соединений;
Важнейшие вещества и материалы: метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, глюкоза, сахароза, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;
Уметь
Называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
Определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
Характеризовать: общие химические свойства органических соединений; строение и свойства изученных органических соединений;
Объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения;
Выполнять химический эксперимент по распознанию важнейших органических веществ;
Проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников; использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и её представления в различных формах;
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельность и повседневной жизни для:
Оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
Безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
Критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
Данные об авторе
Гизбрехт Юлия Владимировна
МБОУ «Всесвятская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа», учитель химии и биологии
МБОУ «Всесвятская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа»
Утверждаю
Директор ВСШ
А.В. Третяков _____________
«___»______________201__г.
Тематическое планирование
по химии
КЛАСС: 10
УЧИТЕЛЬ: ГИЗБРЕХТ ЮЛИЯ ВЛАДИМИРОВНА
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
1 полугодие 2 полугодие
Всего 27,2 В неделю 1,6 Плановых уроков 17 Зачётных уроков 10,2 Зачётных тестов 1 1
Планирование учебного курса «Органическая химия» для 10 класса составлено на основе Примерной программы основного общего образования по химии и авторской программы О.С.Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации. Изд. Учитель,г.Волгоград, 2009 г.
Учебник: Химия. 10 класс. Базовый уровень: учебник/О.С.Габриелян. – 10 –е изд., стеретип. – М.: Дрофа, 2014. – 191, (1) с.:ил.

П/П Наименование темы Кол--во часов Тип урока Основное содержание Требования к уровню подготовки учащихся Измерители контроля
Тема 1.
Теоретические основы органической химии 11 1 Формирование органической химии как науки. Основные положения теории строения органических соединений А.М.Бутлерова. 1 УИНМ
Теория строения органических соединений
А.М.Бутлерова. Углеродный скелет. Радикалы. Функциональные группы. Гомологический ряд, гомологи. Структурная изомерия.
Формирование органической химии как науки. Органические вещества. Органическая химия. Номенклатура. Значение теории органических соединений Знать основные теории химии: строения органических соединений;
уметь объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения;
объяснять природу химической связи
Работа с карточками.
Фронтальный опрос.
2-4 Электронная природа химических связей в органических соединениях. 3 Теория строения органических соединений. Валентность. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекуле согласно их валентности. Основные положения теории химического строения органических соединений. Ковалентная химическая связь, её полярность, кратность. Химические формулы и модели молекул в органической химии. Углеродный скелет. Знать основные теории химии: строения органических соединений;
уметь объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения;
уметь называть вещества по формулам; составлять формулы веществ по названиям;
объяснять природу химической связи;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников. --//--
5-11 Строение и классификация органических соединений 7 УИНМ
КУ
УПЗУ Понятие о гомологии и гомологах, изомерии и изомерах. Гомологические ряды углеводородов, спиртов, карбоновых кислот. Типы изомерии. Строение и классификация органических соединений, их номенклатура.
Расчетные задачи. Нахождение молекулярной формулы органического соединения по массе (объему) продуктов сгорания. уметь определять: принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
уметь называть вещества по формулам; составлять формулы веществ по названиям.
Находить молекулярные формулы органического соединения по массе (объему) продуктов сгорания. --//--
12 Зачёт №1 «Строение и классификация органических соединений» 1 УК - - Тесты, карточки
Тема 2.
Химические реакции в органической химии. 5 13-17 Химические реакции в органической химии. 5 УИНМ
КУ
Классификация химических реакций в органической химии.
Основные типы химических реакции в реакций органической химии: реакции присоединения, замещения, отщепления, изомеризации, нитрования, полимеризации.
Уметь определять принадлежность данной реакции к определенному типу.
Составлять уравнения химических реакций. Фронтальный опрос, карточки, тесты.
Тема 3.
Углеводороды 15 18-20 Предельные углеводороды (алканы) 3 --//-- Алканы: гомологический ряд, изомерия и номенклатура алканов. Химические свойства алканов (на примере метана и этана): горение, замещение, разложение и дегидрирование. Применение алканов на основе свойств.
Знать основные теории химии: строения органических соединений;
знать важнейшие вещества: метан;
уметь определять: принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
уметь объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения;
объяснять природу химической связи
общие химические свойства органических соединений;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий --//--
Непредельные углеводороды 7 21-23 Алкены 3 --//-- Углеводороды: алкены Классификация и номенклатура органических соединений. Гомологический ряд, гомологи. Структурная изомерия.
Химические свойства основных классов органических соединений.
Строение алкенов. Гомологический ряд. Номенклатура, изомерия: углеродной цепи, положения кратной связи, цис-, транс- изомерия. Химические свойства: реакция окисления, присоединения. Полимеризации. Применение алкенов.
Правила безопасности при работе с едкими, горючими и токсичными веществами.
Проведение химических реакций в растворах.
Проведение химических реакций при нагревании.
Качественные реакции на отдельные классы органических соединений Знать основные теории химии: строения органических соединений;
уметь определять: принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
характеризовать: общие химические свойства органических соединений;
уметь объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения;
объяснять природу химической связи;
уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
знать важнейшие вещества и материалы: этилен
выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием.
--//--
ИКТ-ресурсы
24-25 Понятие о диеновых углеводородах.
Природный каучук. 2 --//-- Углеводороды: диены. Классификация и номенклатура органических соединений Химические свойства основных классов органических соединений.
Алкадиены. Строение, свойства, применение. Природный каучук.
Полимеры - каучуки.
уметь определять: принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
характеризовать: общие химические свойства органических соединений;
уметь объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения;
уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве. --//--
26,
27 Ацетилен и его гомологи 2 --//-- Углеводороды: алкины. Классификация и номенклатура органических соединений. Гомологический ряд, гомологи. Структурная изомерия.
Классификация и номенклатура органических соединений Химические свойства основных классов органических соединений.
Строение ацетилена. Гомологи и изомеры. Номенклатура. Физические и химические свойства. Реакции присоединения и замещения. Применение
Знать основные теории химии: строения органических соединений;
знать важнейшие вещества: ацетилен;
уметь объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения;
объяснять природу химической связи;
характеризовать: общие химические свойства органических соединений;
уметь определять: принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием --//--
28
29 Бензол и его гомологи. Бензол – представитель ароматических углеводородов. Строение, свойства, применение.
Свойства бензола и его гомологов. Гомологи бензола. 2 УИНМ
КУ Углеводороды: арены. Классификация и номенклатура органических соединений. Гомологический ряд, гомологи. Структурная изомерия.
Химические свойства основных классов органических соединений.
Строение бензола. Изомерия и номенклатура. Физические и химические свойства бензола.
Знать основные теории химии: строения органических соединений;
знать важнейшие вещества: бензол;
уметь определять: принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
уметь объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения;
объяснять природу химической связи;
характеризовать: общие химические свойства органических соединений;
уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
безопасного обращения с горючими и токсичными веществами --//--
30,
31
32 Природные источники углеводородов.
Нефть. 3 Природные источники углеводородов: нефть и природный газ, попутные нефтяные газы, каменный уголь.
уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
безопасного обращения с горючими и токсичными веществами 33 Зачёт №2: Углеводороды 1 УК РЕЗЕРВ 1-3 Темы зачётных уроков:
Первое полугодие:
Химические связи в органической химии. -2 часа
Строение и классификация органических соединений. -4 час
Химические реакции в органической химии. -4 часа
Второе полугодие:
Предельные углеводороды –
Непредельные углеводороды –
Арены –
Природные источники углеводородов -