Рабочая программа по химии для 9 класса вечерней школы в пенитенциарной системе с нагрузкой 1 час в неделю


МБОУ «Всесвятская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа»
Утверждаю
Директор ВСШ
А.В. Третяков ________________
«___»_________________201__г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ХИМИИ
КЛАСС: 9
УЧИТЕЛЬ: ГИЗБРЕХТ ЮЛИЯ ВЛАДИМИРОВНА

2015-2016 уч.г.
Пояснительная записка к рабочей учебной программе
Рабочая программа учебного курса «Неорганическая химия» для 9 класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования по химии и авторской программы О.С.Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации.
Программе соответствует учебник: Химия. 9 класс: учебник/О.С.Габриелян. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2014. – 319,(1)с.: ил. Программа рассчитана на нагрузку 1 часа в неделю, 3 контрольных теста.
Весь теоретический материал курса химии для основной школы рассматривается на первом году обучения, что позволяет учащимся более осознанно и глубоко изучить фактический материал — химию элементов и их соединений. Наряду с этим такое построение программы дает возможность развивать полученные первоначально теоретические сведения на богатом фактическом материале химии элементов. В результате выигрывают обе составляющие курса: и теория, и факты.
Программа курса построена по концентрической концепции. Особенность программы состоит в том, чтобы сохранить высокий теоретический уровень и сделать обучение максимально развивающим. Поэтому весь теоретический материал курса химии рассматривается на первом году обучения, что позволяет более осознанно и глубоко изучить фактический материал – химию элементов и их соединений.
Такое построение программы дает возможность развивать полученные первоначально полученные знания на богатом практическом материале.
Изучение химии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
освоениеважнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Ведущими идеями предлагаемого курса являются:
Материальное единство веществ природы, их генетическая связь;
Причинно-следственные связи между составом, строением, свойствами и применением веществ;
Познаваемость веществ и закономерностей протекания химических реакций;
Объясняющая и прогнозирующая роль теоретических знаний для фактического материала химии элементов;
Конкретное химическое соединение представляет собой звено в непрерывной цепи превращений веществ, оно участвует в круговороте химических элементов и в химической эволюции;
Законы природы объективны и познаваемы, знание законов дает возможность управлять химическими превращениями веществ, находить экологически безопасные способы производства и охраны окружающей среды о загрязнений.
Наука и практика взаимосвязаны: требования практики – движущая сила науки, успехи практики обусловлены достижениями науки;
Развитие химической науки и химизации народного хозяйства служат интересам человека и общества в целом, имеют гуманистический характер и призваны способствовать решению глобальных проблем современности.
В содержании курса химии 9 класса вначале обобщенно раскрыты сведения о свойствах классов веществ - металлов и неметаллов, а затем подробно освещены свойства щелочных и щелочно-земельных металлов и галогенов. Наряду с этим в курсе раскрываются также и свойства отдельных важных в народнохозяйственном отношении веществ. Заканчивается курс знакомством с органическими соединениями, в основе отбора которых лежит идея генетического развития органических веществ от углеводородов до биополимеров (белков и углеводов).
Изменения в программе:
Все лабораторные работы проводятся как элемент урока с использованием ИКТ -ресурсов, так как в нашей школе, согласно режимным требованиям, нет возможности использовать на лабораторных уроках химические препараты.
Демонстрационные работы, подразумевающие использование химических препаратов, так же осуществляются с использованием ИКТ – ресурсов.
Практические работы проводятся как элемент урока.
Учебно – методический комплект.
Учебно – методический комплект выбран в соответствии с традиционной формой обучения, а именно использую для работы большое количество методических пособий по химии и биологии, дополнительную литературу для учителя, дидактические материалы:
Учебник «Химия 9 класс», О.С. Габриелян, М.Дрофа, 2014 г.;
Настольная книга учителя. Химия 9 класс. Авт. О.С.Габриелян и др., изд. Дрофа.- 2006г.
Методическое пособие. Химия 8-9 класс. Авт. О.С.Габриелян,М.:Дрофа - 2009г.;
Поурочные планы по химии: 9 класс по учебнику О.С.Габриеляна, авт. А.А.Дроздов, М.:Экзамен -2006;.
«Неорганическая химия. Весь школьный курс в таблицах», Минск. Современная школа. Кузьма – 2007 г.
Комплект раздаточного материала «Химические формулы. Задания для самостоятельной работы», А.А.Журин, изд. Аквариум, Москва.
Комплект раздаточного материала «Периодический закон Д.И.Менделеева. Задания для самостоятельной работы», А.А.Журин, изд. Аквариум, Москваг.
Комплект раздаточного материала «Лабораторный практикум. Задания для самостоятельной работы», А.А.Журин, изд. Аквариум, Москва.
«Дидактические карточки – задания по химии» к учебнику «Химия 9 класс» (М.:Дрофа, авт. О.С.Габриелян), авт. Н.С.Павлова, М.:Экзамен-2004г;
«Тесты по химии» ко всем действующим учебникам по химии 8-11 классы, авт. Н.Е.Кузьменко, В.В.Ерёмин, М.:Экзамен – 2006г.
Рабочая программа не исключает использования другой литературы в рамках требований Госстандарта по химии.
VHS фильмы:
Химия 8 класс.
Химия элементов.
multimedia комплекс:
Издательство «Кирилл и Мефодий», репетитор по химии и биологии.
Общеобразовательная коллекция «1С» химия базовый курс 8-9 классы.
«Физикон» - «Открытая химия 2.5.»
НПФК Виртуальная версия лабораторных работ по химии 8 – 11 классы (2 диска).
Репетитор. Химия + ЕГЭ, коллекция «1С».
Формы проведения учебных занятий:
УИНМ – урок изучения нового материала;
ЗУ – зачётный урок;
КУ – комбинированный урок;
ЛУ – лабораторный урок;
УПЗУ – урок применения знаний и умений;
УК – урок контроля.
Форма промежуточной аттестации
Специфика обучения в вечерней школе предполагает, что обучающиеся не всегда присутствуют на занятиях, но получить оценку они могут, сдав необходимые зачеты и выполнив контрольные работы. Таким образом, возникает настоятельная необходимость наличия системы контролирующих заданий, позволяющих определить уровень знания обучающегося и оценить эти знания.
Различают несколько видов контроля: текущий, периодический, итоговый, самоконтроль.
Текущий контроль используется после каждого урока для оценивания уровня усвоения материала классом.
Периодический контроль будет использоваться по итогам изучения отдельной темы.
Итоговый контроль осуществляется по итогам полугодия, года, а также как итоговая аттестация при завершении курса.
Основные требования к уровню знаний:
- при текущем контроле проверке подлежат лишь вопросы, затронутые на предыдущем занятии;
- при тематическом контроле проверке подлежат знания, зафиксированные необходимыми нормативными документами;
- итоговый контроль осуществляется при переходе с одной ступени на другую и предполагает наличие необходимого минимума знаний для дальнейшего обучения.
Оценка знаний учащихся:
Исходя из поставленных целей и возрастных особенностей, учащихся необходимо учитывать:
- правильность и осознанность изложения материала, полноту раскрытия понятия и закономерностей, точность употребления предметной терминологии;
- самостоятельность ответов;
- логичность, доказательность в изложении материала;
- степень сформированности интеллектуальных, общеучебных, специфических умений.
Оценка устных ответов:
Отметка "5" - ответ полный, отражающий основной материал курса; правильно раскрыто содержание понятий, закономерностей, взаимосвязей и конкретизация их примерами; правильное использование таблиц и других источников знаний; ответ самостоятельный, с опорой на ранее приобретенные знания.
Отметка "4" - ответ удовлетворяет ранее названным требованиям, он полный, правильный; есть неточности в изложении основного материала или выводах, легко исправляемые по дополнительным вопросам учителя.
Отметка "3" - ответ правильный, ученик в основном понимает материал, но нечетко определяет понятия и закономерности; затрудняется в самостоятельном объяснении взаимосвязей, непоследовательно излагает материал, допускает ошибки в использовании таблиц при ответе.
Отметка "2" - ответ неправильный; не раскрыто основное содержание учебного материала, не даются ответы на вспомогательные вопросы учителя, грубые ошибки в определении понятий.
Оценка письменных работ:
Отметка "5" - учащийся правильно выполнил работу, с соблюдением необходимой последовательности, самостоятельно сформулировал цель и выводы, в отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы.
Отметка "4" - учащийся правильно сформулировал цель, но допускает одну - две несущественные ошибки, допустил небольшие неточности в описании результатов работы.
Отметка "3" - за правильное выполнение действий и выводы, в ходе проведения работы были допущены ошибки, недостаточная самостоятельность при применении знаний.
Отметка "2" - учащийся не может провести необходимые наблюдения и опыты даже с помощью учителя, результаты работы не позволяют сделать правильный вывод, отсутствие умения делать вывод, логически грамотно описывать наблюдения.
Оценивание тестов.
Результаты тестов оцениваются отметкой:
"5" за 90-100% правильных ответов
"4" за 75-89%
"3" за 60-74%
"2" за 59 и менее.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

темы Раздел. Тема. Кол-во часов
Введение 3
1-3 Характеристика химического элемента по положению в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева Тема 1. Металлы 8
4 Общая характеристика металлов 5 Химические свойства металлов 6 Щелочные металлы. 7 Элементы главной подгруппы II группы. 8 Алюминий, его соединения 9,10 Железо, его соединения 11 Практическая работа №1 12 Зачёт №1 Металлы 1
Тема 2. Неметаллы
10
13 Общая характеристика неметаллов 14 Водород. 15 Галогены. Соединения галогенов.  16 Кислород 17 Сера, соединения серы. 18, 19 Азот, соединения азота 20 Фосфор и его соединения. 21 Углерод, его соединения. 22 Кремний, его соединения 23 Зачёт №2
Неметаллы 1
Тема 3. Первоначальные представления об органических веществах 9
24 Введение в органическую химию. 25-27 Предельные и непредельные углеводороды.    28 Спирты.
Альдегиды. 29 Предельные одноосновные карбоновые кислоты.  
Жиры. 30 Аминокислоты. Белки. 31 Углеводы. 32 Химия и жизнь 33 Зачёт №3 Органические соединения 1
34-36 Резевр 3
Итого 36
Содержание курса.
Введение. Общая характеристика химических элементов. (3 часа)
Характеристика химического элемента на основании его положения в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева.
Характеристика элемента по кислотно-основным свойствам образуемых им соединений. Амфотерные оксиды и гидроксиды.
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева.
Тема 1: Металлы. (8 часов)
Положение металлов в ПСХЭ. Общие физические свойства металлов. Строение атомов металлов.
Металлическая связь. Металлические кристаллические решётки.
Химические свойства металлов.
Восстановительные свойства металлов.
Взаимодействие металлов с кислородом и другими неметаллами. Соединения щелочных металлов.
Природные соединения щелочных металлов
Общая характеристика элементов главной подгруппы II группы. Строение атомов. Свойства.
Важнейшие соединения щелочноземельных металлов. Негашёная известь, жжёная магнезия, мрамор. Роль в живых организмах.
Общие понятия о коррозии металлов. Способы защиты металлов от коррозии.
Щелочные металлы. Природные соединения, содержащие щелочные металлы.
Основные способы получения.
Соединения щелочных металлов.
Природные соединения щелочных металлов
Общая характеристика элементов главной подгруппы II группы. Строение атомов. Свойства.
Важнейшие соединения щелочноземельных металлов. Негашёная известь, жжёная магнезия, мрамор. Роль в живых организмах.
Алюминий. Строение атома, свойства алюминия, получение. Алюмотермия.
Соединения алюминия. Амфотерность. Применение алюминия и его соединений.
Железо. Строение атома железа. Физические и химические свойства железа Минералы.
Генетические ряды железа (II) и железа(III). Важнейшие соли железа.
Демонстрации. Образцы щелочных и щелочноземельных металлов. Образцы сплавов. Взаимодействие натрия, лития и кальция с водой. Взаимодействие натрия и магния с кислородом. Взаимодействие металлов с неметаллами. Получение гидроксидов железа (II) и (III).
Лабораторные опыты.
Ознакомление с образцами металлов.
Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей.
Ознакомление с образцами природных соединений: а) натрия; б) кальция; в) алюминия; г) железа.
Получение гидроксида алюминия и его взаимодействие с растворами кислот и щелочей.
Качественные реакции на ионы Fe2+ и Fe3+.
Тема 2: Неметаллы. (10 часов)
Общая характеристика неметаллов: положение в периодической системе Д.И. Менделеева, особенности строения атомов, Электроотрицательность как мера « неметалличности», ряд электроотрицательности. Кристаллическое строение неметаллов - простых веществ. Аллотропия. Физические свойства неметаллов. Относительность понятий « металл», « неметалл».
Водород. Положение в периодической системе. Строение атома и молекулы. Физические и химические свойства водорода, его получение и примене
Общая характеристика галогенов. Строение атомов. Простые вещества, их физические и химические свойства. Основные соединения галогенов (галогеноводороды и галогениды), их свойства. Качественная реакция на хлорид-ион. Краткие сведения о хлоре, броме, иоде, фторе. Применение галогенов и их соединений в народном хозяйстве.
Сера. Строение атома, аллотропия, свойства и применение ромбической серы. Оксиды серы (IV), (VI), их получение, свойства и применение. Сероводородная и сернистая кислоты. Серная кислота и ее соли, их применение в народном хозяйстве. Качественная реакция на сульфат-ион.
Азот. Строение атома и молекулы, свойство простого вещества. Аммиак, строение, свойства, получение и применение. Соли аммония, их свойства и применение. Оксиды азота (II) и (IV). Азотная кислота, ее свойства и применение. Нитраты и нитриты, проблемы их содержания в сельскохозяйственной продукции. Азотные удобрения.
Фосфор. Строение атома, аллотропия, свойства и применение белого и красного фосфора. Основные соединения: оксид фосфора (V), ортофосфорная кислота, фосфаты. Фосфорные удобрения.
Углерод. Строение атома, аллотропия, свойства аллотропные модификаций, применение. Оксиды углерода (II), (IV), их свойства и применение. Качественная реакция на углекислый газ. Карбонаты: кальтыт, сода, поташ их значение в природе и жизни человека. Качественная реакция на карбонат-ион.
Кремний. Строение атома, кристаллический кремний, его свойства и применение. Оксид  кремния ((IV), его природные разновидности. Силикаты. Значение соединений кремния в живой и неживой природе. Понятие о силикатной промышленности.
Решение экспериментальных задач по теме « Подгруппа кислорода»
Решение экспериментальных задач по теме « Подгруппа азота и углерода»
Получение, собирание и распознавание газов.
Демонстрации. Образцы галогенов — простых веществ. Взаимодействие галогенов с натрием, алюминием. Вытеснение хлором брома или иода из растворов их солей. Взаимодействие серы с металлами, водородом и кислородом. Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью. Поглощение углем растворенных веществ или газов. Восстановление меди из ее оксида углем. Образцы природных соединений хлора, серы, фосфора, углерода, кремния. Образцы важнейших для народного хозяйства сульфатов, нитратов, карбонатов, фосфатов. Образцы стекла, керамики, цемента.
Лабораторные опыты.
Качественная реакция на хлорид-ион.
Качественная реакция на сульфат-ион.
Распознавание солей аммония.
Получение углекислого газа и его распознавание.
Качественная реакция на карбонат-ион.
Ознакомление с природными силикатами.
Ознакомление с продукцией силикатной промышленности.
Тема 3: Первоначальные представления об органических соединениях. (9 часов)
Вещества органические и неорганические, относительность понятия « органические вещества». Причина многообразия органических соединений. Химическое строение органических соединений. Молекулярные и структурные формулы органических веществ.
Метан и этан: строение молекул. Горение метана и этана. Дегидрирование этана. Применение метана. Химическое строение молекулы этилена. Двойная связь. Взаимодействие этилена с водой. Реакция полимеризации этилена. Полиэтилен и его значение.
Понятие о предельных одноатомных спиртах на примерах метанола и этанола. Трехатомный спирт- глицерин.
Понятие об альдегидах на примере уксусного альдегида. Окисление альдегида в кислоту. Одноосновные предельные карбоновые кислоты на примере уксусной кислоты. Ее свойства и применение. Стеариновая кислота как представитель жирных карбоновых кислот.
Реакция этерификации и понятие о сложных эфирах. Жиры как сложные эфиры глицерина и жирных кислот.
Понятия об аминокислотах. Реакция поликонденсации. Белки, их строение и биологическая роль. Понятие об углеродах. Глюкоза, ее свойства и значение. Крахмал и целлюлоза (в сравнении), их биологическая роль.
Демонстрации. Модели молекул метана и других углеводородов. Взаимодействие этилена с бромной водой и раствором перманганата калия. Образцы этанола и глицерина. Качественная реакция на многоатомные спирты. Получение уксусно-этилового эфира. Омыление жира. Взаимодействие глюкозы с аммиачным раствором оксида серебра. Качественная реакция на крахмал. Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот. Горение белков (шерсти или птичьих перьев). Цветные реакции белков.
Лабораторные опыты.
Изготовление моделей молекул углеводородов.
Свойства глицерина.
Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди (II) без нагревания и при нагревании. Взаимодействие крахмала с йодом.
Зачёты (контрольные) – 3 часа:
Металлы.
Неметаллы.
Органические соединения.
Резерв – 3 часа
Требования к уровню подготовки
В результате изучения данного предмета в 9 классе учащиеся должны
знать / понимать
важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;
важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щелочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза.
уметь
называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
характеризовать: элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;
объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;
выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;
проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
Данные об авторе
Гизбрехт Юлия Владимировна
МБОУ «Всесвятская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа», учитель химии и биологии
МБОУ «Всесвятская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа»
Утверждаю
Директор ВСШ
А.В. Третяков ____________
«___»______________201__ г.
Тематическое планирование
по химии
КЛАСС: 9
УЧИТЕЛЬ: ГИЗБРЕХТ ЮЛИЯ ВЛАДИМИРОВНА
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
1 полугодие 2 полугодие
Всего 23,8 В неделю 1,4 Плановых уроков 17 Зачётных уроков 6,8 Зачётных тестов 1 2
Планирование учебного курса «Неорганическая химия» для 9 класса составлено на основе Примерной программы основного общего образования по химии и авторской программы О.С.Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации. Изд. Учитель,г.Волгоград, 2009 г.
учебник: Химия. 9 класс: учебник/О.С.Габриелян. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2014. – 319,(1)с.: ил.

п/п Тема раздела Тема урока Кол-во уроков Тип урока Элементы содержания Требования к уровню подготовки Вид контроля, измерители Прим. (л.р., демонстрации)
1-3 Введение
(3 часа) Характеристика химического элемента по положению в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева 3 УПЗУ Характеристика элемента по его способности как электролита.
Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете теории электролитической диссоциации и процессов окисления-восстановления. Генетические ряды металла и неметалла.
Понятие о переходных элементах. Амфотерность. Генетический ряд переходного элемента.
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева в свете учения о строении атома. Их значение. Знать   важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы.
Уметь:
-объяснять физический смысл атомного порядкового номера химического элемента, номеров группы, периодов, к которым элемент принадлежит по положению в ПСХЭ; закономерности  изменения свойств элементов. Работа по карточкам.
Беседа.
КМС№1 ПСХЭ
4 Металлы.
(8 часов) Общая характеристика металлов 1 УИНМ Положение металлов в ПСХЭ. Общие физические свойства металлов. Сплавы и их классификация. Строение атомов металлов. Металлическая связь. Металлические кристаллические решётки.
Знать:
-положение элементов металлов в периодической системе;
-физические свойства металлов;
классификацию сплавов на основе чёрных и цветных металлов, характеристику физических свойств металлов
Уметь:
-характеризовать металлы на основе положения их в ПСХЭ и особенностей строения их атомов;
-использовать   приобретённые ЗУНи  в практической деятельности:
для безопасного обращения с металлами;
экологически  грамотного поведения в окружающей среде. Работа по карточкам.
Беседа.
ПСХЭ
ИКТ
5 Химические свойства металлов 1 КУ Химические свойства металлов.
Восстановительные свойства металлов.
Взаимодействие металлов с кислородом и другими неметаллами.
Ряд активности металлов.
Металлометрия Знать  общие химические свойства металлов: взаимодействие  с неметаллами, водой, кислотами, солями.
Уметь записывать уравнения реакций взаимодействия с неметаллами, используя электрохимический ряд напряжений металлов. Работа по карточкам.
Беседа.
ПСХЭ
Д.Горение магния.
Взаимодействие Na с водой, взаимодействие металлов  с галогенам
Л. Растворение железа и цинка в соляной кислоте. Вытеснение одного  металла другим.
6 Щелочные металлы. 1 УИНМ
КУ Щелочные металлы. Природные соединения, содержащие щелочные металлы.
Основные способы получения
Соединения щелочных металлов Уметь
- характеризовать химические элементы Na и K по их положению в ПСХЭ и строению атомов;
-составлять уравнения химических реакций, характеризующие  свойства.
Знать применение соединений. --//-- ПСХЭ Д. Взаимодействие натрия с водой.
Na  и K  в организме.
Л. Распознавание катионов Na и K по окраске пламени.продуктах.
7 Элементы главной подгруппы II группы. 1 УИНМ
КУ Общая характеристика элементов главной подгруппы II группы. Строение атомов. Свойства.
Важнейшие соединения щелочноземельных металлов. Негашёная известь, жжёная магнезия, мрамор. Роль в живых организмах. Уметь  характеризовать химические элементы кальций и магний по положению в ПСХЭ и строению их атомов.
Знать важнейшие соединения щелочноземельных металлов.
Уметь:
-на основании знаний химических свойств важнейших соединений щелочноземельных металлов осуществлять цепочки превращений. --//-- ПСХЭ
Д. Горение магния.
Взаимодейст-вие кальция с водой.
8 Алюминий, его соединения 1 УИНМ КУ Алюминий. Строение атома, свойства алюминия, получение. Алюмотермия. Знать химические свойства.природные соединения алюминия, применение его соединений.
Уметь   характеризовать химический  элемент алюминий по положению в ПСХЭ   и строение   атома характеризовать свойства его оксида и гидроксида. --//-- ПСХЭ
Д. Взаимодействие алюминия с кислотами.
Д. Амфотерность гидроксида алюминия
9,10 Железо, его соединения 2 --//-- Железо. Строение атома железа. Физические и химические свойства железа Минералы.
Генетические ряды железа (II) и железа(III). Важнейшие соли железа. Уметь:
- составлять схему строения атома;
-записывать уравнения реакций химических свойств  железа с образованием соединений с различными степенями окисления железа. --//-- ПСХЭ
Л.Получение гидроксидов Fe2+и Fe3+ и изучение их свойств (растворы солей Fe2+и Fe3+, соляная кислота, щёлочь
11 Практическая работа «Металлы»
1 УПЗУ Получение соединений  металлов и изучение их свойств. Решение экспериментальных задач.
Инструктаж  по Т.Б. Уметь:
-обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
-распознавать опытным путём соединения металлов;
-использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности повседневной жизни для безопасного обращения с веществами и материалами. Групповая работа с использованием ИКТ - ресурсов Инструкции.
Таблица растворимос-тиРаствоы BaCl2H2SO4 AgNO3, NaOH, HCl.
12 Зачёт №1 «Металлы» 1 УК Тесты и карточки 13 Неметаллы
(10 часов) Общая характеристика неметаллов 1 УИНМ КУ Неметаллы.
Неметаллы: атомы и простые вещества. Водород. Кислород. Озон.
Электроотрицатель-ность  как мера неметалличности, ряд  электроотрицатель-ности. Аллотропия. Знать:
-положение неметаллов в ПСХЭ
Д.И. Менделеева:
-строение атомов неметаллов, физические свойства.
Уметь:
-характеризовать свойства неметаллов;
-давать характеристику элементам-неметаллам на основе их положения в ПСХЭ;
-сравнивать металлы с неметаллами. Беседа. Карточки, учебник, ИКТ ПСХЭ
Д. Образцы неметаллов.
Л.Знакомство с образцами неметаллов.
Таблица:
« Состав воздуха».
14 Водород. 1 --//-- Водород.
Двойственное положение водорода в ПСХЭ. Физические и химические свойства водорода. Получение, собирание и распознавание водорода. Уметь:
-характеризовать химический элемент водород по его положению в ПСХЭ;
-составлять уравнения окислительно-восстановительных  реакций химических свойств водорода. --//-- ПСХЭ
Д. Получение, собирание и распознавание водорода
15 Галогены. Соединения галогенов. 
1 --//-- Галогены.
Строение атомов галогенов и их степени окисления.
Физические и химические свойства галогенов. Изменение окислительно-восстановительных свойств от F->I.
Галогеноводороды.
Галогеноводородные кислоты: HCl,HBr,HI,HF. Природные соединения галогенов. Галогениды.
Получение галогенов
(электролиз)
 Биологическое значение галогенов и их соединений. Знать строение атомов галогенов, степени окисления, физические и химические свойства галогенов.качественную реакцию на хлорид-ион.
 Уметь:
-составлять схемы строения атомов;
-на основании строения атомов объсяснять изменение свойств галогенов группе;
-записывать уравнения реакций с точки зрения окислительно-восстановительных реакций
Знать способы получения галогенов  
Уметь вычислять количество вещества, объём или массу по  количеству вещества, объёму или массе реагентов или продуктов реакции.
-характеризовать свойства важнейших соединений --//-- ПСХЭ
Д. Образцы галогенов
«Возгонка йода»
16 Кислород 1 --//-- Кислород.
Химические свойства кислорода. Горение простых и сложных веществ в кислороде.  Дыхание и фотосинтез.
Получение, применение кислорода.  Знать способы получения  способы получения кислорода;
Уметь записывать уравнения реакции кислорода с простыми и сложными веществами. --//-- ПСХЭ
Д. Знакомство c образцами природных оксидов, кислородсодержащих кислот.
Л. Получение кислорода и его взаимодействие с простыми веществами.
17 Сера, соединения серы. 1 --//-- Строение атома серы, степени окисления. Сера в природе. Химические свойства серы. Сероводород. Сернистый газ, сернистая кислота, сульфиты.
Серная кислота. Окислительные свойства серной кислоты. Качественная реакция на сульфат-ион. Уметь:
-характеризовать химический элемент по положению в ПСХЭ и строения атома;
-записывать уравнения реакции серы с металлами, кислородом и другими неметаллами.
записывать уравнения реакций в ионном виде с точки зрения окислительно-восстановительных реакций.
Знать:
-свойства серной кислоты в свете представления ТЭД;
- окислительные свойства концентрированной серной кислоты в свете окислительно-восстановительных реакций;
-качественную реакцию на сульфат-ион.
  --//-- ПСХЭ
Д.Аллотропия серы.
Л.Знакомство собразцам природных соединений серы.
Распознавание сульфат-ионов
Взаимодействие разбавленной H2SO4 с металлами, оксидами металлов, растворимыми и нерастворимыми
основаниями
18, 19 Азот, соединения азота 2 --//-- Азот. Строение атома и молекулы азота. Свойства азота. Получение азота. Биологическое значение азота.
Аммиак. Строение молекулы аммиака. Донорно-акцептор-
ный механизм образования связи в ионе аммония. Получение, собирание и распознавание аммиака.
Соли аммония.
Свойства солей аммония. Разложение солей аммония. Применение солей.
Кислородные соединения азота. Азотная кислота и её соли.
Несолеобразующие кислотные оксиды азота. (NO2)
Окислительные свойства азотной кислоты.
Взаимодействие HNO3конц. и HNO3разб. с медью. Знать круговорот азота в природе;
Уметь писать уравнения реакций с точки зрения окислительно-восстановительных реакций.
Знать:-
-строение молекулы аммиака;
-донорно-акцепторный механизм образования связи в ионе аммония;
-свойства аммиака;
- получение, собирание и распознавание аммиака.
 - строение, свойства и применение солей аммония.
Уметь описывать свойства аммиака.
  -распознавать иона аммония.
Знать свойства кислородных соединений азота.
Уметь писать уравнения реакций  доказывающих их свойства с точки зрения окислительно-восстановительных реакций.
Свойства азотной кислоты как окислителя.
Уметь писать реакции взаимодействия  HNO3конц.  и HNO3разб с металлами.
--//-- ПСХЭ
Д. Получение, собирание и распознавание аммиака.
Таблица «Применение
аммиака»
Л. Распознавание катиона аммония
 .
20 Фосфор и его соединения. 1 --//-- Фосфор и его соединения.
Аллотропия фосфора. Свойства фосфора. Фосфорная кислота и её соли
( ступенчатая диссоциация).
Решение задач и упражнений Знать:
-строение атома фосфора;
-аллотропные видоизменения, свойства и применение.
Уметь писать уравнения реакций образования фосфидов, фосфина, оксида фосфора(V), свойств фосфорной кислоты. --//-- ПСХЭ
Д.Горение фосфора, образование фосфорной кислоты.
Таблица «Круговорот фосфора в природе».
21 Углерод, его соединения. 1 --//-- Углерод.
Строение атома углерода. Аллотропия. Химические свойства углерода, взаимодействие с простыми и сложны-
ми веществами. Карбид. Метан. С2Н2
Кислородные соединения углерода.
СО (угарный газ), СО2(углекислый газ) получение, свойства, применение. Угольная кислота и её соли. Жёсткость воды. Знать и уметь характеризовать свойства углерода;
качественные реакции на углекислый газ и карбонаты
физиологическое действие на организм угарного газа.
Уметь составлять схемы строения атома углерода.
Уметь оказывать первую помощь. --//-- ПСХЭ
Д. Модели кристаллических решёток
алмаза и графита.
Д.Получение, собирание и распознавание СО2
Л.Качественная реакция на карбонат-ион.
Практическая
 работа №2
«Получение, собирание, распознавание газов.
22 Кремний, его соединения 1 --//-- Кремний и его соединения.
Природные соединения кремния. Свойства кремния. Оксид кремния, кремниевая кислота. Стекло. Цемент. Знать свойства, значение соединений кремния в живой и неживой природе;Уметь составлять формулы соединений кремния уравнения реакций, иллюстрирующие свойства кремния и силикатов. --//-- ПСХЭ
Д.Получение кремниевой кислоты
Л.Знакомство с образцами природных соединений кремния.
Практическая работа №3
«Получение соединений неметаллов и изучение их свойств».
23 Зачёт №2 «Неметаллы» 1 УК Тесты, карточки 24 Первоначальные представления об органических соединениях (9 часов) Введение в органическую химию. 1 УИНМ Первоначальные представления об органических веществах.
Предмет органической химии. Особенности органических веществ.   Знать:
-особенности строения органических веществ;
-валентность и степень окисления элементов в соединениях;
-понятия предельные углеводороды, гомологический ряд предельных углеводородов, изомерия
Уметь определять изомеры и гомологи.
-записывать  структурные формулы изомеров и гомологов;
-давать названия изученным веществам. Беседа. Работа с ИКТ-ресурсами Д.Модели молекул органических веществ.
Образцы изделий из полиэтилена, качественные реакции на этилен.
25-27 Предельные и непредельные углеводороды.   
3 УПЗУ
КУ Номенклатура гомологических рядов углеводородов, особенности строения.
Изомерия углеводородов.
Получение, природные источники углеводородов.
Свойства и применение углеводородов. Уметь называть изученные вещества;
-характеризовать химические свойства органических соединений;.
 -изготавливать модели молекул углеводородов на основе знаний химического строения молекул;
Уметь определять изомеры и гомологи.
-записывать  структурные формулы изомеров и гомологов;
-давать названия изученным веществам. --//--
карточки Практическая работа №4
«Изготовление моделей углеводородов»
28 Спирты.
Альдегиды.
1 Спирты.
Предельные одноатомные и многоатомные спирты. Знать классификацию спиртов, особенности строения спиртов и альдегидов.
Уметь описывать свойства и физиологическое воздействие на организм этилового спирта и альдегидов, их применение.
работа с карточками, учебником ИКТ –ресурсы
29 Предельные одноосновные карбоновые кислоты.  
Жиры.
1 Предельные одноосновные карбоновые кислоты.  
Жиры.
Иметь представления
о биологически важных органических веществах: жирах как сложных эфирах глицерина и житных кислот.
Знать реакцию этерификации и формулы сложных эфиров.
Уметь характеризовать типичные свойства уксусной кислоты. --//-- --//--
30 Аминокислоты. Белки.
1 --//-- Аминокислоты. Белки.
Получение и свойства аминокислот. Уровни организации структуры белка. Знать:
Уметь  характеризовать строение и биологическую роль белков.
Иметь представления     о белках и аминокислотах, их роли в живом организме,
об аминокислотах и реакции поликонденсации. --//-- --//--
31 Углеводы. 1 --//-- Классификация, строение, получение. Разнообразие углеводов природе, значение в жизни человека и в природе. Иметь первоначальные представления:
-о строении углеводов;
-глюкозе, её свойствах и значении --//-- --//--
Д.Взаимодействие крахмала с йодом
32 Химия и жизнь 1 УПЗУ
КУ Химия и здоровье. Химические элементы в клетках живых организмов.  
Химия и пища.
  Понятие о пищевых добавках.  Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. Уметь
--использовать приобретённые знания для критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
-использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для безопасного обращения с веществами и материалами.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни: обоснование основных принципов здорового питания. --//-- ИКТ –ресурсы
33 Зачёт №3 «Органические соединения» 1 УК Тесты, карточки 34-36 Резервные часы. 3 Темы зачётных уроков:
Первое полугодие:
Характеристика химического элемента по положению в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева – 1 час
Металлы – 3 часа
Неметаллы – 3 часа
Второе полугодие:
Неметаллы –
Первоначальные представления об органических веществах -