Конспект интегрированного урока литературы и ИЗО в 5 классе на тему :«Весна, весна! Как воздух чист!» (изображение весны в стихотворениях русских поэтов XIX и XX веков и в пейзажной живописи русских художников XIX и XX веков).


Поэтический вернисаж
Интегрированный урок литературы и изобразительного искусства в 5 классе
Тема: «Весна, весна! Как воздух чист!» (изображение весны в стихотворениях русских поэтов XIX и XX веков и в пейзажной живописи русских художников XIX и XX веков).
Цель:
1) познакомить учащихся со стихами русских поэтов о весне, с картинами художников, изображающими весенние пейзажи;
2) развивать навык анализа текста, художественное воображение, выразительное чтение лирики;
3) воспитывать культуру, прививать любовь к прекрасному.
Оборудование: компьютер, презентация урока, репродукции картин, детские рисунки, тексты стихов.
Ход урока
I. Введение в тему урока.
На экране проецируются репродукции картин русских пейзажистов(1 слайд)
– Сегодня у нас, ребята, необычный урок. Необычный, потому что вести его будут сразу два учителя. Вместе со мной урок литературы будет проводить и ваш учитель изобразительного искусства Алина Сергеевна. И это неслучайно. У нас уже был урок на тему «Поэты ХХ века о Родине и родной природе», а сегодня мы будем говорить о литературе и живописи. Как вы думаете, почему мы их объединили вместе? (Это виды искусства, изображающие мир природы). А каков язык поэзии? Живописи? (Поэт рисует мир словами, а живописец – цветом и графическими линиями). (2 cлайд слова Леонардо да Винчи)
- У Ивана Бунина есть прекрасное стихотворение:
Нет, не пейзаж влечёт меня
Не краски я стремлюсь подметить,
А то, что в этих красках светит:
Любовь и радость бытия,
Она повсюду разлита…
Она везде, где красота…
- Русская природа прекрасна в любое время года. Зима, весна, лето, осень – вот годовой цикл, через который проходит природа, и каждое время года дарит нам многоцветные краски, волнующие душу стихи. Ребята, с приходом какого времени года пробуждается природа, бегут ручьи, щебечут птицы, слышно даже, как растёт трава? (ответ). Да, именно весной просыпается всё вокруг. Сегодня мы поговорим о том, как весну изображают поэты и художники. (слайд 3)- Ребята, вы приготовили стихотворения, в которых русские поэты описывают красоту родной природы весной. Предлагаю вам внимательно послушать их и подумать, о чём пишут поэты.
Ученик читает стихотворение Ф. Тютчева «Зима недаром злится...»
-Что поэт изображает в стихотворении? (поэт изобразил борьбу зимы и весны).
-Какой показана зима? А весна?
- Какое общее настроение стихотворения?
(слайд 4)
2)- А теперь обратимся к картинам русских пейзажистов. Отправимся в картинную галерею.
(слайд 5, 6)
ЭКСКУРСИЯ ПО КАРТИНЕ
- Перед вами картина Константина Юона "Весенний солнечный день". Эта картина поднимает настроение с первого взгляда. Столько ярких разноцветных красок, столько света и солнца, столько радостных эмоций! Это сложная композиция - городской пейзаж и жанровая картина с большими группами людей.
Повсюду лежит снег, ребятишки весело катятся на санках прямо по улице, которая лежит вдоль крутого спуска. Снег - это то, что так любил писать художник. На этой картине снега очень много, целые сугробы.
Деревья стоят голые. Может быть, автор ошибся, назвав картину "Весенний солнечный день"? Может быть, это зимний день? Ведь зимой тоже ярко светит солнце. Как вы думаете? (Ответы ребят)
-Это действительно ранняя весна, ведь если бы дело было зимой, то крыши были бы белыми, на них лежал бы снег. Но он уже растаял.
Посмотрите на небо - оно восхитительного лазурно-голубого цвета. Вся картина пронизана оптимизмом, добродушным настроением, свежестью, видно, что художник разделяет чувства героев своей картины.
3) Обратимся к стихотворению Баратынского «Весна, весна! Как воздух чист…» (чтение и анализ стихотворения)
-О чём это стихотворение? Какие чувства испытывает поэт? ( В этом стихотворении автор восхищается приходом весны. Природа пробуждается, во всём стихотворении чувствуется движение, оно быстрое, стремительное, увлекает за собой читателя и создаёт радостное, приподнятое настроение.)- Найдите олицетворения, эпитеты, метафору. Для чего автор использует данные средства художественной выразительности?(Олицетворения «летают облака, шумят ручьи, блестят ручьи, река ревёт» оживляют природу, рисуют её в движении к жизни. Метафора «своей лазурию слепит мне очи небосклон» рисует яркую и образную картину. Эпитеты «торжествующий хребет, яркая вышина, заздравный гимн» создают торжественное, праздничное настроение.)- Обратите внимание на последнее четверостишье. Что говорит поэт о своей душе? (Его душа соединяется с душой природы. Если природа радостна и весела, то и настроение человека становится радостным, весёлым). (слайд 7)
АНАЛИЗ КАРТИНЫ
7)Давайте рассмотрим картину Исаака Левитана «Большая вода».
1. Что мы видим на картине? ( На переднем плане мы видим стоящие в воде берёзки, вода залила их во время весеннего половодья. На заднем плане виднеются сельские постройки, некоторые из них тоже залиты водой).2. Каков ритм картины: быстрый, стремительный, или спокойный, тихий. (Движение еле-еле чувствуется)
3. Какие краски использует художник? (Коричневые и голубые)
Коричневый – цвет земли, цвет тепла, он согревает душу. Голубой у Левитана – это цвет надежды на лучшее.
4. Какое настроение выражает художник? (Радостное)
5. Какое чувство хочет передать зрителю? ( Надежду)
От картины веет спокойствием и радостью, зритель согрет ожидание тепла, солнца.
- Какие строки из стихотворения Баратынского созвучны репродукции картины Левитана? Что различного в этих двух произведениях? ( Ритм. В стихотворении быстрый, стремительный, а на картине медленный, спокойный).- С приходом весны пробивается первая травка, появляются зелёные листочки на деревьях, расцветают ярко-жёлтые одуванчики, и, конечно, распускается черёмуха.
8)Ученик читает наизусть стихотворение С.Есенина “Черёмуха”.
(слайд 8 с картиной «Черёмуха»)
- Какая картина предстаёт перед нами, каким настроением пронизано это произведение? (Картина яркая, запоминающаяся, выразительная; настроение радостное, ожидание чего-то хорошего)
- Действительно, благодаря мастерству поэта картина не только живописна, но и осязаема: мы видим не только цвета, краски, но и чувствуем аромат черёмухи, слышим звон ручья, шелест листьев.
- Что объединяет стихотворение Сергея Есенина и картину Евгения Тимошкина «Цветет черёмуха»?
-Вы познакомились со стихотворениями поэтов о весне, с картинами художников о весне. А теперь, ребята, попробуйте изобразить свою весну.
(слайд) Итог урока: мы, современные люди, в вечной спешке не слышим шума дождя, пения жаворонка, не видим, как почки на деревьях распускаются. А поэты и художники открывают для нас эти тайны жизни, зовут к внимательному восприятию прекрасного вокруг нас, настраивают душу человека на волны добра и красоты.
Какие же художественные средства используют поэты и художники, изображая (описывая) весну?
Рефлексия:
-На ваших партах имеются кружочки желтого цвета и тучки. Если вам урок понравился и было интересно, поднимите желтый кружочек- солнышко, если не понравился, было неинтересно- тучку.
Домашнее задание: подготовить выразительное чтение стихотворения о весне и его анализ. Подобрать картину к этому стихотворению. Спасибо за урок!