Рабочая программа по биологии для 9 класса вечерней школы в пенитенциарной системе с нагрузкой 1 час в неделю


МБОУ «Всесвятская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа»
Утверждаю
Директор ВСШ
А.В. Третяков ______________
«___»________________201__г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО БИОЛОГИИ
КЛАСС: 9
УЧИТЕЛЬ: ГИЗБРЕХТ ЮЛИЯ ВЛАДИМИРОВНА
2015-2016 уч.г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ДЛЯ 9 КЛАССА
Рабочая программа составлена на основе примерных  программ по биологии, с учетом  авторской  программы В.Б.Захаров, Е.Т.Захарова, Н.И.Сонин для 9 класса(Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение.5 класса. Биология 6-11 классы. – М.: Дрофа, 2010г.), Согласно  действующему Базисному  учебному  плану, рабочая программа  для 9 класса предусматривает обучение биологии  в объеме 1 час в неделю, 3 котрольных теста в году.
Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.
Программа курса полностью включает в себя  вопросы программы  общеобразовательной школы. В ней сохранены все разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, но содержание каждого учебного блока упрощено в соответствии с возрастными особенностями учащихся и с учетом образовательного уровня. Последовательность изучения материала способствует интеграции курса в системе биологического образования.
Программой предусматривается изучение теоретических и прикладных  основ общей биологии. В ней отражаются задачи, стоящие в настоящее время перед биологической наукой, решение которых направлено на сохранение окружающей природы и здоровья человека.
Изучение курса «Биология. Общие закономерности» основывается на знаниях учащихся, полученных при изучении биологических   дисциплин в младших классах средней школы по специальным программам. И является продолжением линии освоения биологических дисциплин.
Изучение предмета также основывается на знаниях, приобретенных на уроках химии, физики, истории, географии.
Для повышения образовательного уровня  и получения навыков по практическому использованию полученных знаний программой предусматривается выполнение ряда лабораторных работ, которые выполняются как с использованием ИКТ-рессурсов, так и с использование микроскопа, наглядных материалов. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой:
В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) биологические объекты, а также их органы и другие структурные компоненты. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений и или отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнем задания.
Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Учебно – методический комплект.
Учебно – методический комплект выбран в соответствии с традиционной формой обучения, а именно использую для работы большое количество методических пособий по химии и биологии, дополнительную литературу для учителя, дидактические материалы:
Биология. Общие закономерности. 9 кл.: учебник/ С.Г.Мамонтов, Н.И.Сонин, В.Б.Захаров, И.Б.Агафонова – 5-е изд., стереотип. - М.:Дрофа -2014г.;
Т.А.Ловкова, Н.И.Сонин «Биология. Общие закономерности. 9 класс»: Методическое пособие к учебнику «Биология. Общие закономерности. 9 класс», авт С.Г.Мамонтов, Н.И.Сонин, В.Б.Захаров. – М.:Дрофа -2009г..
Батуев А.С., Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. - М.: Дрофа, 2004;
Болгова И.В. Сборник задач по Общей биологии для поступающих в вузы. - М.: «Оникс 21 век» «Мир и образование», 2005;
Козлова Т.А., Кучменко B.C. Биология в таблицах. 6-11 классы: Справочное пособие. - М.: Дрофа, 2002;
Лернер Г. И. Общая биология. Поурочные тесты и задания. - М.: «Аквариум», 2004г;
Пименов А.В., Пименова И.Н. Биология. Дидактические материалы к разделу «Общая биология». - М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2004г.
Рабочая программа не исключает использование другой литературы в рамках требований Государственного стандарта по биологии.
MULTIMEDIA – поддержка курса «Биология. Многообразие живых организмов»
1. Биология 6-11 кл. (лабораторный практикум). НФПК.
2. Биология 6-9 кл. БЭНП «Кирилл и Мефодий».
3. Биология. 1С: Репетитор.
4. Экология 10-11 кл. «1С: Образование 3.0»
5. Биология 6-11 кл. «Физикон»
6. Биология. Химия. Экология.
7. Биология. 1С: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс
8. Биология. 6 класс БЭНП «Кирилл и Мефодий».
9. Биология в школе. Растительный мир. Электронные уроки и тесты. «Просвещение − МЕДИА», 2005г
10 Биология в школе. Жизнедеятельность животных . Электронные уроки и тесты. «Просвещение − МЕДИА», 2005г
11.Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. Просвещение. 2005год (2СD)
12. Электронный атлас для школьника «Ботаника 6-7 классы»2004год «Новый диск».
коллекция «1С – образование» - Человек, Дрофа.
Видеоархив:
Невидимая жизнь растений. ВВС. 2 диска.
Животные – взгляд изнутри. ВВС.2 диска.
Эти заточные животные. Часть 1-6.
Прогулки с пещерным человеком. ВВС.
Птицы. Крылья природы.
Птицы – 2: путешествие на край света.
Микрокосмос.
Генезис.
Прогулки под водой.
Живые драконы.
Бездна.
Тело человека. 4 диска. ВВС.
Развитие жизни на земле.
Формы проведения учебных занятий:
УИНМ – урок изучения нового материала;
ЗУ – зачётный урок;
КУ – комбинированный урок;
ЛУ – лабораторный урок;
УПЗУ – урок применения знаний и умений;
УК – урок контроля.
Форма промежуточной аттестации
Специфика обучения в вечерней школе предполагает, что обучающиеся не всегда присутствуют на занятиях, но получить оценку они могут, сдав необходимые зачеты и выполнив контрольные работы. Таким образом, возникает настоятельная необходимость наличия системы контролирующих заданий, позволяющих определить уровень знания обучающегося и оценить эти знания.
Различают несколько видов контроля: текущий, периодический, итоговый, самоконтроль.
Текущий контроль используется после каждого урока для оценивания уровня усвоения материала классом.
Периодический контроль будет использоваться по итогам изучения отдельной темы.
Итоговый контроль осуществляется по итогам полугодия, года, а также как итоговая аттестация при завершении курса.
Основные требования к уровню знаний:
- при текущем контроле проверке подлежат лишь вопросы, затронутые на предыдущем занятии;
- при тематическом контроле проверке подлежат знания, зафиксированные необходимыми нормативными документами;
- итоговый контроль осуществляется при переходе с одной ступени на другую и предполагает наличие необходимого минимума знаний для дальнейшего обучения.
Оценка знаний учащихся:
Исходя из поставленных целей и возрастных особенностей, учащихся необходимо учитывать:
- правильность и осознанность изложения материала, полноту раскрытия понятия и закономерностей, точность употребления предметной терминологии;
- самостоятельность ответов;
- логичность, доказательность в изложении материала;
- степень сформированности интеллектуальных, общеучебных, специфических умений.
Оценка устных ответов:
Отметка "5" - ответ полный, отражающий основной материал курса; правильно раскрыто содержание понятий, закономерностей, взаимосвязей и конкретизация их примерами; правильное использование таблиц и других источников знаний; ответ самостоятельный, с опорой на ранее приобретенные знания.
Отметка "4" - ответ удовлетворяет ранее названным требованиям, он полный, правильный; есть неточности в изложении основного материала или выводах, легко исправляемые по дополнительным вопросам учителя.
Отметка "3" - ответ правильный, ученик в основном понимает материал, но нечетко определяет понятия и закономерности; затрудняется в самостоятельном объяснении взаимосвязей, непоследовательно излагает материал, допускает ошибки в использовании таблиц при ответе.
Отметка "2" - ответ неправильный; не раскрыто основное содержание учебного материала, не даются ответы на вспомогательные вопросы учителя, грубые ошибки в определении понятий.
Оценка письменных работ:
Отметка "5" - учащийся правильно выполнил работу, с соблюдением необходимой последовательности, самостоятельно сформулировал цель и выводы, в отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы.
Отметка "4" - учащийся правильно сформулировал цель, но допускает одну - две несущественные ошибки, допустил небольшие неточности в описании результатов работы.
Отметка "3" - за правильное выполнение действий и выводы, в ходе проведения работы были допущены ошибки, недостаточная самостоятельность при применении знаний.
Отметка "2" - учащийся не может провести необходимые наблюдения и опыты даже с помощью учителя, результаты работы не позволяют сделать правильный вывод, отсутствие умения делать вывод, логически грамотно описывать наблюдения.
Оценивание тестов.
Результаты тестов оцениваются отметкой:
"5" за 90-100% правильных ответов
"4" за 75-89%
"3" за 60-74%
"2" за 59 и менее.
Изменения в программе:
Все лабораторные работы проводятся как элемент урока с использованием ИКТ – ресурсов.
Демонстрационные работытак же осуществляются с использованием ИКТ – ресурсов.
Практические работы проводятся как элемент урока.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п Наименование раздела, темы Кол-во часов
РАЗДЕЛ 1. ЭВОЛЮЦИЯ ЖИВОГО МИРА НА ЗЕМЛЕ 8
ТЕМА 1. РАЗВИТИЕ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ. (7 часов) 1 Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов. 1
2 Развитие биологии в
додарвиновский период. 1
3 Теория Ч.Дарвина о происхождении видов путём естественного отбора. 1
4 Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора. 1
5 Микроэволюция. 1
6 Биологические последствия адаптации. Макроэволюция. 1
7 Возникновение жизни на Земле.
Развитие жизни на Земле. 1
8 ЗАЧЁТ №1
«Развитие живой природы» 1
РАЗДЕЛ 2. СТРУКТУРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ (9 ЧАСОВ) 9
ТЕМА 2. ХИМИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИВОГО (3 ЧАСА) 9 Элементарный состав клетки. Неорганические вещества. 1
10 Органические вещества. Углеводы. Липиды. 1
11 Белки. Нуклеиновые кислоты. 1
ТЕМА 3. ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ЭНЕРГИИ В КЛЕТКЕ
(2 ЧАСА) 12 Обмен веществ и преобразование энергии в клетке.
Пластический обмен. 1
13 Энергетический обмен. Внутриклеточное пищеварение. Дыхание. 1
ТЕМА 4. СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ КЛЕТОК
(3 ЧАСА) 14 Прокариотическая клетка. Бактерии. 1
15 Эукариотическая клетка. Клетки растений и животных. 1
16 Деление клеток.
Клеточная теория строения организмов. 1
17 ЗАЧЕТ №2
«Структурная организация живых организмов» 1
РАЗДЕЛ 3. РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ 4
№ п/п Наименование раздела, темы Кол-во часов
ТЕМА 5. РАЗМНОЖЕНИЕ ОРГАНИЗМОВ (2 ЧАСА) 18 Размножение. Бесполое размножение. 1
19 Половое размножение. Оплодотворение. Образование половых клеток. 1
ТЕМА 6. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ (2 ЧАСА) 20 Онтогенез. Эмбриональный период развития. 1
21 Онтогенез. Постэмбриональный период развития. 1
РАЗДЕЛ 4. НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ И ИЗМЕНЧИВОСТЬ ОРГАНИЗМОВ 7
ТЕМА 7. ЗАКОНОМЕРНОСТИНАСЛЕДОВАНИЯ ПРИЗНАКОВ (3 ЧАСА) 22-23 Основные понятия генетики. Законы Г.МЕНДЕЛЯ. 2
24 Решение задач. 1
ТЕМА 8. ЗАКОНОМЕРНОСТИ ИЗМЕНЧИВОСТИ
(2 ЧАСА) 25-26 Закономерности изменчивости. 2
ТЕМА 9. СЕЛЕКЦИЯ РАСТЕНИЙ, ЖИВОТНЫХ И МИКРООРГАНИЗМОВ (2 ЧАСА) 27-28 Селекция растений, животных и микроорганизмов. 2
РАЗДЕЛ 5. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ОРГАНИЗМА И СРЕДЫ, ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ 4
29 Принципы организации жизни на нашей планете. Биосфера. 1
30-31 Взаимоотношения организмов и среды обитания. 2
32 Охрана природы. 1
33 ЗАЧЁТ №3 «Размножение и индивидуальное размножение организмов, наследование. Взаимоотношения организмов и среды». 1
ВСЕГО 33
РЕЗЕРВ 3
ИТОГО 36
ОСНОВНОЕ СОДЕРАЖАНИЕ КУРСА
9 класс - Биология. Общие закономерности.
РАЗДЕЛ 1. ЭВОЛЮЦИЯ ЖИВОГО МИРА НА ЗЕМЛЕ (8 часов)
ТЕМА 1. РАЗВИТИЕ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ. (7 часов)
Единство химического состава живой материи; основные группы химических элементов и молекул, образующие живое вещество биосферы. Клеточное строение организмов, населяющих Землю. Обмен веществ и саморегуляция в биологических системах Самовоспроизведение; наследственность и изменчивость как основа существования живой материи. Рост и развитие. Раздражимость; формы избирательной реакции организмов на внешние воздействия. Ритмичность процессов жизнедеятельности; биологические ритмы и их значение. Дискретность живого вещества и взаимоотношение части и целого в биосистемах. Энергозависимость живых организмов; формы потребления энергии.
Царства живой природы; краткая характеристика естественной системы классификации живых организмов. Видовое разнообразие.
Развитие биологии в додарвиновский период. Господство в науке представлений об «изначальной целесообразности» и неизменности живой природы. Работы К. Линнея по систематике растений и животных. Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка.
Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина: достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч. Дарвина. Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе.
Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Вид — элементарная эволюционная единица. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства. Борьба за существование и естественный отбор.
Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных. Забота о потомстве. Физиологические адаптации.
Вид как генетически изолированная система; продуктивная изоляция и ее механизмы. Популяаонная структура вида; экологические и генетические характеристики популяций. Популяция — элементарная эволюционная единица. Пути и скорость видообразования; географическое и экологическое видообразование
Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс (А. Н. Северцов). Пути достижения биологического прогресса. Основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм, правила эволюции групп организмов.
Результаты эволюции: многообразие видов, органическая целесообразность, постепенное усложнение организации.
Органический мир как результат эволюции. Возникновение и развитие жизни на Земле. Химический, предбиологический (теория академика А. И. Опарина), биологический и социальный этапы развития живой материи.
Филогенетические связи в живой природе; естественная классификация живых организмов.
Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Первые следы жизни на Земле. Появление всех современных типов беспозвоночных животных. Первые хордовые. Развитие водных растений.
Развитие жизни на Земле в палеозойскую эру. Появление и эволюция сухопутных растений. Папоротники, семенные папоротники, голосеменные растения. Возникновение позвоночных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся.
Развитие жизни на Земле в мезозойскую и кайнозойскую эры. Появление и распространение покрытосеменных растений. Возникновение птиц и млекопитающих. Появление и развитие приматов.
Происхождение человека. Место человека в живой природе. Систематическое положение вида Homosapiensв системе животного мира. Признаки и свойства человека, позволяющие отнести его к различным систематическим группам царства животных. Стадии эволюции человека: древнейший человек, древний человек, первые современные люди.
Свойства человека как биологического вида. Популяционная структура вида Homosapiens; человеческие расы; расообразование; единство происхождения рас. Антинаучная сущность расизма.
Демонстрация схем структуры царств живой природы.
Демонстрация. Биографии ученых, внесших вклад в развитие эволюционных идей. Жизнь и деятельность Ж. Б. Ламарка.
Демонстрация. Биография Ч. Дарвина. Маршрут
конкретные находки Ч. Дарвина во время путешетвия на корабле «Бигль
Демонстрация схем, иллюстрирующих процесс
графического видообразования; живых растений
животных, гербариев и коллекций, показывающих
индивидуальную изменчивость и разнообразие сортов культурных растений и пород домашних животных, а также результаты приспособленности организмов к среде обитания и результаты видообразования
Демонстрация примеров гомологичных и аналогичных органов, их строения и происхождения в онтогенезе; схемы соотношения путей прогрессивной биологической эволюции; материалов, характеризующих представителей животных и растений, внесенных в Красную книгу и находящихся под охраной государства.
Демонстрациясхем возникновения одноклеточных эукариот, многоклеточных организмов, развития царств растений и животных.
Модели скелетов человека и позвоночных животных.
РАЗДЕЛ 2. СТРУКТУРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ (9 ЧАСОВ)
ТЕМА 2. ХИМИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИВОГО (3 ЧАСА)
Элементный состав клетки. Распространенность элементов, их вклад в образование живой материи и объектов неживой природы. Макроэлементы, микроэлементы; их вклад в образование неорганических и органических молекул живого вещества.
Неорганические молекулы живого вещества: вода; химические свойства и биологическая роль. Соли неорганических кислот, их вклад в обеспечение процессов жизнедеятельности и поддержание гомеостаза. Роль катионов и анионов в обеспечении процессов жизнедеятельности. Осмос и осмотическое давление; осмотическое поступление молекул в клетку.
Органические молекулы. Биологические полимеры — белки; структурная организация. Функции белковых молекул. Углеводы. Строение и биологическая роль. Жиры — основной структурный компонент клеточных мембран и источник энергии. ДНК — молекулы наследственности. Редупликация ДНК, передача наследственной информации из поколения в поколение. Передача наследственной информации из ядра в цитоплазму; транскрипция. РНК, структура и функции. Информационные, транспортные, рибосомальные РНК.
■ Демонстрация объемных моделей структурной организации биологических полимеров: белков и нуклеиновых кислот; их сравнение с моделями искусственных полимеров (поливинилхлорид).
ТЕМА 3. ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ЭНЕРГИИ В КЛЕТКЕ (2 ЧАСА)
Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Транспорт веществ через клеточную мембрану. Пино- и фагоцитоз. Внутриклеточное пищеварение и накопление энергии; расщепление глюкозы. Биосинтез белков, жиров и углеводов в клетке.
ТЕМА 4. СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ КЛЕТОК (3 ЧАСА)
Прокариотические клетки; форма и размеры. Строение цитоплазмы бактериальной клетки; организация метаболизма у прокариот. Генетический аппарат бактерий. Спорообразование. Размножение. Место и роль прокариот в биоценозах.
Эукариотическая клетка. Цитоплазма эукариотической клетки. Органеллы цитоплазмы, их структура и функции. Цитоскелет. Включения, значение и роль в метаболизме клеток. Клеточное ядро — центр управления жизнедеятельностью клетки. Структуры клеточного ядра: ядерная оболочка, хроматин (гетерохроматин), ядрышко. Особенности строения растительной клетки.
Деление клеток. Клетки в многоклеточном организме. Понятие о дифференцировке клеток многоклеточного организма. Митотический цикл: интерфаза, редупликация ДНК; митоз, разы митотического деления и преобразования хромосом; биологический смысл и значение митоза (бесполое размножение, рост, восполнение клеточных потерь в физиологических и патологических условиях).
Клеточная теория строения организмов.
• Демонстрация. Принципиальные схемы устройства светового и электронного микроскопа. Схемы, иллюстрирующие методы препаративной биохимии и иммунологии. Модели клетки. Схемы строения органоидов растительной и животной клеток. Микропрепараты клеток растений, животных и одноклеточных грибов. Фигуры митотического деления в клетках корешка лука под микроскопом и на схеме. Материалы, рассказывающие о биографиях ученых, внесших вклад в развитие клеточной теории.
Лабораторная работа
Изучение клеток бактерий, растений и животных на готовых микропрепаратах.
РАЗДЕЛ 3. РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ (4 часа)
ТЕМА 5. РАЗМНОЖЕНИЕ ОРГАНИЗМОВ (2 ЧАСА)
Сущность и формы размножения организмов. Бесполое размножение растений и животных. Половое размножение животных и растений; образование половых клеток, осеменение и оплодотворение. Биологическое значение полового размножения. Гаметогенез. Периоды образования половых клеток: размножение, рост, созревание (мейоз) и формирование половых клеток. Особенности сперматогенеза и овогенеза. Оплодотворение.
Демонстрация плакатов, иллюстрирующих способы вегетативного размножения плодовых деревьев и овощных культур; микропрепаратов яйцеклеток; фотографий, отражающих разнообразие потомства у одной пары родителей.
ТЕМА 6. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ (2 ЧАСА)
Эмбриональный период развития. Основные закономерности дробления; образование однослойного зародыша — бластулы. Гаструляция; закономерности образования двухслойного зародыша — гаструлы. Первичный органогенез и дальнейшая дифференцировка тканей, органов и систем. Постэмбриональный период развития. Формы постэмбрионального периода развития. Непрямое развитие; полный и неполный метаморфоз. Биологический смысл развития с метаморфозом. Прямое развитие. Старение.
Общие закономерности развития. Биогенетический закон.
Сходство зародышей и эмбриональная дивергенция признаков (закон К. Бэра). Биогенетический закон (Э. Геккель и К. Мюллер). Работы А. Н. Северцова об эмбриональной изменчивости.
Демонстрация таблиц, иллюстрирующих процесс метаморфоза у членистоногих, позвоночных (жесткокрылых и чешуйчатокрылых, амфибий); таблиц, отражающих сходство зародышей позвоночных животных, а также схем преобразования органов и тканей в филогенезе.
РАЗДЕЛ 4. НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ И ИЗМЕНЧИВОСТЬ ОРГАНИЗМОВ (7 часов)
ТЕМА 7. ЗАКОНОМЕРНОСТИНАСЛЕДОВАНИЯ ПРИЗНАКОВ (3 ЧАСА)
Открытие Г. Менделем закономерностей наследования признаков. Гибридологический метод изучения наследственности.
Генетическое определение пола. Генотип как целостная система. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов в определении признаков.
Демонстрация. Карты хромосом человека. Родословные выдающихся представителей культуры. Хромосомные аномалии человека и их стенотипические проявления.
Лабораторная работа
Решение генетических задач и составление родословных.
ТЕМА 8. ЗАКОНОМЕРНОСТИ ИЗМЕНЧИВОСТИ (2 ЧАСА)
Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Значение мутаций для практики сельского хозяйства и биотехнологии. Комбинативная изменчивость. Эволюционное значение комбинативной изменчивости.
Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств.
• Демонстрация. Примеры модификационной изменчивости.
Лабораторная работа
Построение вариационной кривой (размеры листьев растений, антропометрические данные учащихся).
ТЕМА 9. СЕЛЕКЦИЯ РАСТЕНИЙ, ЖИВОТНЫХ И МИКРООРГАНИЗМОВ (2 ЧАСА)
Центры происхождения и многообразия культурных растений. Сорт, порода, штамм. Методы селекции растений и животных. Достижения и основные направления современной селекции. Значение селекции для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности.
Демонстрация. Сравнительный анализ пород домашних животных и сортов культурных растений и их диких предков. Коллекции и препараты сортов культурных растений, отличающихся наибольшей плодовитостью.
РАЗДЕЛ 5. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ОРГАНИЗМА И СРЕДЫ, ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ (4 часа)
Биосфера — живая оболочка планеты. Структура биосферы. Компоненты биосферы, живое вещество, видовой состав, разнообразие и вклад в биомассу, биокосное и косное вещество биосферы (В. И. Вернадский). Круговорот веществ в природе.
Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы. Компоненты биогеоценозов: продуценты, консументы, редуценты. Биоценозы: видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса.
Абиотические факторы среды. Роль температуры, освещенности, влажности и других факторов в жизнедеятельности сообществ. Интенсивность действия фактора среды; ограничивающий фактор. Взаимодействие факторов среды, пределы выносливости. Биотические факторы среды. Цепи и сети питания. Экологические пирамиды, чисел, биомассы, энергии. Смена биоценозов. Причины смены биоценозов; формирование новых сообществ.
Формы взаимоотношений между организмами. Позитивные отношения — симбиоз: мутуализм, кооперация, комменсализм. Антибиотические отношения: хищничество, паразитизм, конкуренция. Нейтральные отношения — нейтрализм.
Демонстрация: а) схем, иллюстрирующих структуру биосферы и характеризующих отдельные ее составные части, таблиц видового состава и разнообразия живых организмов биосферы; схем круговорота веществ в природе;
б)карт, отражающих геологическую историю материков; распространенности основных биомов суши;
в)фильмов и кинофильма «Биосфера»;
г)примеров симбиоза представителей различных царств живой природы.
Лабораторные и практические работы Составление схем передачи веществ и энергии
(цепей питания).
Изучение и описание экосистемы своей местности, выявление типов взаимодействия разных видов в данной экосистеме.
Природные ресурсы и их использование. Антропогенные факторы воздействия на биоценозы (роль человека в природе); последствия хозяйственной деятельности человека. Проблемы рационального природопользования, охраны природы: защита от загрязнений, сохранение эталонов и памятников природы, обеспечение природными ресурсами населения планеты.
Демонстрация карт заповедных территорий нашей страны.
Практическая работа
Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах.
ЗАЧЁТЫ:
Развитие живой природы
Структурная организация живых организмов
Размножение и индивидуальное размножение организмов, наследование. Взаимоотношения организмов и среды.
РЕЗЕРВ – 3 часа
Итого – 36 часов
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения биологии ученик должен
знать/понимать
признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
уметь
объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезоннымиизменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
Данные об авторе
Гизбрехт Юлия Владимировна
МБОУ «Всесвятская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа», учитель химии и биологии
Утверждаю
Директор ВСШ
Ю.В. Третяков ____________
«___»_____________201__ г.
Тематическое планирование по биологии
КЛАСС: 9
УЧИТЕЛЬ: ГИЗБРЕХТ ЮЛИЯ ВЛАДИМИРОВНА
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
1 полугодие 2 полугодие
Всего 23,8 В неделю 1,4 Плановых уроков 17 Зачётных уроков 6,8 Зачётных тестов 2 1
- Планирование составлено на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии с учетом  авторской  программы В.Б.Захаров, Е.Т.Захарова, Н.И.Сонин для 9 класса (Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение.5 класса. Биология 6-11 классы. – М.: Дрофа, 2010г.),
Учебник: Биология. Общие закономерности. 9 кл.: учебник/ С.Г.Мамонтов, Н.И.Сонин, В.Б.Захаров, И.Б.Агафонова – 5-е изд., стереотип. - М.:Дрофа -2014г.
№ УРОКА П/П ТЕМА УРОКА
№ УРОКА ПО ТЕМЕ Тип урока ЭЛЕМЕНТЫ СОДЕРЖАНИЯ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ДЕЯТЕЛЬ-НОСТЬ УЧАЩИХСЯ, КОНТРОЛЬ
РАЗДЕЛ 1. ЭВОЛЮЦИЯ ЖИВОГО МИРА НА ЗЕМЛЕ ( 11 ЧАСОВ)
ТЕМА 1. РАЗВИТИЕ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ.
1 Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов.
1 УИНМ
КУ Жизнь. Открытая система. Наследственность. Изменчивость.
Уровни организации живой природы. Краткая характеристика естественной системы классификации живых организмов. царства живой природы. Видовое образование. Давать определения понятиям жизнь, таксон.
Называть:
- свойства живого;
- уровни организации живого;
- основные царства живой природы;
- основные таксономические единицы.
Характеризовать естественную систему классификации живых организмов.
Определять принадлежность биологических объектов к определённой систематической группе. Работа по карточ-кам
Виртуальные лаб. работы по биологии.
2 Развитие биологии в
додарвиновский период.
2 УИНМ
КУ Таксон. Система. Иерархия. Эволюция.
Становление систематики. Представления К.Линнея.
Эволюционная теория Ж.-Б.Ламарка.
Предпосылки учения Ч.Дарвина: достижения в области естественных наук. Путешествие ЧДарвина на корабле «Бигль». Учение Дарвина об искусственном отборе как объяснение эволюции живых организмов. Давать определения понятиям таксон, эволюция, искусственный отбор.
Называть:
- основные царства живой природы;
- основные таксономические единицы.
Выявлять и описывать предпосылки учения Ч. Дарвина.
Приводить примеры научных фактов, которые были собраны Ч.Дарвином. Работа по карточка, с учебником.
Задания со свободными краткими и развёрнутыми ответами
3 Теория Ч.Дарвина о происхождении видов путём естественного отбора.
3 УИНМ
КУ Основные понятия: Наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор.
Факты:
Ч.Дарвин – основоположник учения об эволюции. Наследственная изменчивость и борьба за существование – движущие силы эволюции. Формы борьбы за существование: внутривидовая и межвидовая, борьба с неблагоприятными условиями окружающей среды. Естественный отбор – движущая сила эволюции. Условия проявления форм естественного отбора – изменения условий окружающей среды. Стабилизирующий отбор. Давать определения понятиям: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор.
Называть:
- основные положения эволюционного учения Ч.Дарвина;
- движущие силы эволюции;
- формы борьбы за существование;
- факторы внешней среды, приводящие к отбору.
Приводить примеры:
- проявления форм борьбы за существование;
- стабилизирующего отбора;
- движущей формы естественного отбора.
Характеризовать:
- сущность борьбы за существование;
- сущность естественного отбора;
- формы естественного отбора. Работа по карточка, с учебником.
Виртуальные лаб. работы по биологии.
4 Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора.
4 УИНМ
КУ Основные понятия: приспособленность вида, мимикрия, маскировка, предупреждающая окраска, физиологические адаптации.
Факты:приспособительные особенности растений и животных. Многообразие адаптаций.
Закономерность: приспособленность организмов к условиям внешней среды – результат действия естественного отбора.
Раскрывать содержание понятия приспособленность вида к условиям окружающей среды.
Выявлять и описывать разные способы приспособленности живых организмов к среде обитания.
Объяснять относительный характер приспособительных признаков у организмов. Работа по карточка, с учебником.
5 Микроэволюция.
5 УИНМ
КУ Основные понятия: вид, виды-двойники, ареал, популяция, микроэволюция.
Факты: критерии вида, морфологический, физиологический, генетический, экологический, географический, исторический.
Совокупность критериев – условие обеспечения целостности и единства вида. Популяционная структура вида. Популяция – элементарная эволюционная единица.
Процессы: видообразование.
Закономерность: видообразование – результат эволюции. Называть признаки популяций.
Приводить примеры видов растений и животных, практического значения изучения популяций, различных видов изоляции.
Характеризовать критерии вида.
Анализировать содержание определений понятий – вид, популяция, микроэволюция.
Виртуальные лаб. работы по биологии.
Задания со свободными краткими и развёрнутыми ответами.
6 Биологические последствия адаптации. Макроэволюция. 6 УИНМ
КУ Основные понятия: биологический прогресс, биологический регресс, макроэволюция, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация.
Факты: главные направления эволюционного процесса: биологический прогресс и биологический регресс, ароморфоз, дегенерация, идиоадаптация.
Процессы: макроэволюция, пути достижения биологического прогресса. Давать определения понятиям: биологический прогресс, биологический регресс, макроэволюция, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация.
Называть основные направления эволюции.
Описывать проявления основных направлений эволюции.
Приводить примеры ароморфозов и идиоадаптаций.
Различать понятия макроэволюция и микроэволюция.
Объяснять:
- роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира;
- сущность биологического процесса эволюции на современном уровне. Задания со свободными краткими и развёрнутыми ответами, на соответствие. Заполнение сравнительной таблицы.
7 Возникновение жизни на Земле.
Развитие жизни на Земле.
7 КУ Основные понятия: гипотеза, коацерванты, пробионты, автотрофы, гетеротрофы, палеонтология, прокариоты, эволюция, эукариоты.
Факты: гипотеза происхождения жизни. Химические, предбио-логические, биологические и социалогические этапы развития живой материи. Проблема доказательства современной гипотезы происхождения жизни.
Процессы: абиогенное происхождение жизни, происхождение эукариотической клетки.
Основные понятия: ароморфоз, идиоадаптация, антропология, антропогенез, движущие силы антропогенеза.
Факты: Растения и животные протерозоя и палеозоя. Ароморфозы протерозоя. Ароморфозы палеозоя.
Растения и животные мезозоя, кайнозоя. Происхождение человека. Место человека в органическом мире.
Закономерность: усложнение растений и животных в процессе эволюции.
Давать определения понятиям: гипотеза, автотрофы, гетеротрофы, палеонтология, прокариоты, эволюция, эукариоты.
Называть этапы развития жизни.
Объяснять роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира. Давать определения понятиям: ароморфоз, идиоадаптация, антропология, антропогенез.
Приводить примеры:
- растения и животные, существовавшие в различные эры;
- ароморфозы у растений;
- ароморфозы у животных;
- идиа=оадаптации у растений и животных.
Называть признаки биологического объекта – человека.
Объяснять:
- место и роль человека в природе;
- родство человека с млекопитающими;
- родство, общность происхождения и эволюция человека. Задания со свободными краткими и развёрнутыми ответами.
8 ЗАЧЁТ №1 «Развитие живой природы»
8 ЗУ Тесты по вариантам
РАЗДЕЛ 2. СТРУКТУРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ ( 9 ЧАСОВ)
ТЕМА 2. ХИМИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИВОГО (3 ЧАСА)
9 Элементарный состав клетки. Неорганические вещества. 1 КУ Основные понятия: микроэлементы, макроэлементы, биоэлементы.
Факты: Особенности химического состава живых организмов. Микроэлементы и макроэлементы, биоэлементы, их вклад в образование неорганических и органических веществ молекул живого вещества. Неорганические вещества, их роль в организме: вода, минеральные соли. Давать определения понятиям: микроэлементы, макроэлементы, биоэлементы.
Приводить примеры: микроэлементов, макроэлементов, биоэлементов.
Называть неорганические вещества клетки.
Характеризовать:
- биологическое значение макро и микроэлементов, биоэлементов;
- биологическую роль воды;
- биологическое значение солей неорганических кислот.
Выявить взаимосвязь между пространственной организацией молекул воды и её свойствами. Задания со свободными краткими и развёрнутыми ответами.
на соответствие. Заполнение таблицы.
10 Органические вещества. Углеводы. Липиды. 2 КУ Основные понятия: углеводы, липиды, гормоны.
Факты: Органические вещества, их роль в организме: углеводы и липиды. Биологическая роль углеводов (энергетическая, строительный материал, информационная функция). Функции липидов: источник энергии, источник воды, защитная, строительная, регуляторная.
Свойства липидов: образование энергии и воды при окислении, низкая теплопроводность, плотность меньше воды, нерастворимость в воде. Приводить примеры веществ, относящихся к углеводам и липидам.
Называть:
- органические вещества клетки;
- клетки, ткани, органы, богатые липидами и углеводами.
Характеризовать:
- биологическую роль углеводов;
- биологическую роль липидов.
Виртуальные лаб. работы по биологии.
Задания со свободными краткими и развёрнутыми ответами.
11 Белки. Нуклеиновые кислоты. 3 КУ Основные понятия:
Белки, гормоны, ферменты, нуклеиновые кислоты, нуклеотид.
Факты: белки - биологические полимеры. Уровни структурной организации: первичная, вторичная, третичная, четвертичная. Функции белковых молекул (структурная, каталитическая, двигательная, транспортная, защитная, энергетическая).
Нуклеиновые белки – биополимеры. ДНК,РНК. Пространственная структура ДНК – двойная спираль. Нахождение ДНК в клетке. Виды РНК и нахождение в клетке.
Редупликация ДНК. Передача наследственной информации из поколения в поколение.
Давать определения основным понятиям.
Называть:
- функции белков;
- продукты, богатые белками;
- связь, образующую первичную структуру белка;
- вещество – мономер белка;
- нахождение молекул ДНК в клетке;
- мономер нуклеиновых кислот;
- виды РНК, их функции.
Характеризовать функции белков и нуклеиновых кислот.
Виртуальные лаб. работы по биологии.
Задания со свободными краткими и развёрнутыми ответами.
ТЕМА 3. ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ЭНЕРГИИ В КЛЕТКЕ (2 ЧАСА)
12 Обмен веществ и преобразование энергии в клетке.
Пластический обмен. 1 УИНМ
КУ Основные понятия:
Ассимиляция, Диссимиляция, фермент.
Ген, триплет, генетический код, кодон, антикодон, трансляция, транскрипция.
Факты:
Обмен веществ и превращение энергии – признак живых организмов, основа жизнедеятельности клетки. Ассимиляция и диссимиляция – противоположные процессы. Синтез белка и фотосинтез – важнейшие реакции обмена веществ. Свойства генетического код.
Процессы:
Обмен веществ. Механизм транскрипции. Механизм трансляции.
Закономерности:
Принцип комплементарности.
Реализация наследственной информации в клетке (биосинтез белков). Биосинтез углеводов.
Давать определения основным понятиям.
Называть:
- этапы обмена веществ в организме;
- роль АТФ и ферментов в обмене веществ;
- свойства генетического кода;
- роль и-РНК и т-РНК в биосинтезе белка.
Характеризовать:
- процессы ассимиляция и диссимиляция;
- механизм транскрипции и механизм трансляции. Виртуальные лаб. работы по биологии.
Задания со свободными краткими и развёрнутыми ответами.
13 Энергетический обмен. Внутриклеточное пищеварение. Дыхание. 2 УИНМ
КУ Основные понятия:
Гликолиз, брожение, дыхание.
Факты:
Дыхание. Обеспечение клетки энергией в процессе дыхания. Биологическое окисление. Результаты преобразования энергии.
Процессы:
Этапы энергетического обмена.
Давать определения: понятию диссимиляция.
Анализировать содержание определений терминов гликолиз, брожение, дыхание.
Перечислять этапы диссимиляции.
Называть:
- вещества – источники энергии;
- продукты реакций этапов обмена веществ;
- локализацию в клетке этапов энергетического обмена.
Описывать строение и роль АТФ в обмене веществ.
Характеризовать этапы энергетического обмена. Виртуальные лаб. работы по биологии.
Задания со свободными краткими и развёрнутыми ответами.
ТЕМА 4. СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ КЛЕТОК (4 ЧАСА)
14 Прокариотическая клетка. Бактерии. 1 УИНМ
КУ Основные понятия:
Прокариоты.
Факты:
Клетки бактерий. Строение прокариот. Значение спорообразования у бактерий.
Процессы: спорообразование у бактерий. Давать определения: термину прокариоты.
Узнавать и различать по немому рисунку клетки прокариот и эукариот.
Распознавать по немому рисунку структурные компоненты прокариотической клетки.
Описывать по таблице строение клеток прокариот и механизм процесса спорообразования у бактерий. Работа с рисунками и таблицами. Работа по карточкам и вирт. лаб.
15 Эукариотическая клетка. Клетки растений и животных. 2 УИНМ
КУ Основные понятия:
Прокариоты, эукариоты, оболочка клетки, цитоплазма, органоиды, ядро, хромосомы, кариотип, соматические клетки, гаплоидный набор, диплоидный набор хромосом.
Факты:
Строение и функции клеточной мембраны, цитоплазма эукариотической клетки, органоиды клетки, особенности строения растительной клетки. Функции ядра. Расположение и число ядер в клетках различных организмов. Узнавать и различать по немому рисунку структурные компоненты клеток эукариот, ядра.
Описывать по таблице строение органоидов клетки, строение ядра.
Характеризовать органоиды клеток эукариот по строению и функциям. Работа с рисунками и таблицами. Работа по карточкам и вирт. лаб.
16 Деление клеток.
Клеточная теория строения организмов. 3 УИНМ
КУ Основные понятия:
Митоз.
Цитология.
Факты: деление клетки эукариот, прокариот. Биологический смысл и значение процессов деления клеток.
Клетка – основная структурная единица всего живого. Клетка как биосистема.
Клеточное строение организмов как доказательства их родства, единства живой природы.
Теория.
Основные положения клеточной теории Т. Шванна и М. Шлейдена. Приводить примеры деления клеток у различных организмов, организмов, имеющих клеточное строение.
Называть:
- процессы, составляющие жизненный цикл клетки;
- фазы митотического деления;
- жизненные свойства клетки;
- признаки клеток различных систематических групп;
Положения клеточной теории.
Описывать процессы в различных фазах делений.
Объяснять биологическое значение деления клеток. Общность происхождения растительных и животных организмов.
Работа с рисунками и таблицами. Работа по карточкам и вирт. лаб.
17 ЗАЧЕТ №2 «Структурная организация живых организмов»
4 ЗУ Тесты по вариантам
РАЗДЕЛ 3. РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ (4 ЧАСА)
ТЕМА 5. РАЗМНОЖЕНИЕ ОРГАНИЗМОВ (2 ЧАСА)
18 Размножение. Бесполое размножение. 1 УИНМ
КУ Основные понятия:
Размножение. Бесполое размножение. Вегетативное размножение. Гаметы. Гермафродиты.
Факты: половое и бесполое размножение. Бесполое размножение – древнейший способ размножения. Виды бесполого размножения. Виды вегетативного размножения. Давать определения: Размножение
Называть:
- основные формы размножения;
- виды полового и бесполого размножения;
- способы вегетативного размножения растений.
Приводить примеры растений и животных с различными вилами и формами размножения.
Характеризовать сущность полового и бесполого размножения.
Объяснять биологическое значение полового и бесполого размножения. Работа с рисунками и таблицами. Работа по карточкам и вирт. лаб.
19 Половое размножение. Оплодотворение. Образование половых клеток. 2 УИНМ
КУ Основные понятия:
Оплодотворение, гаметогенез, мейоз, конъюгация, перекрест хромосом.
Факты: половое размножение растений и животных, его биологическое значение.
Оплодотворение, его биологические значение.
Процессы: образование половых клеток, осеменение, оплодотворение. Узнавать и описывать по рисунку строение половых клеток.
Выделять различия мужских и женских половых клеток, особенности полового и бесполого развития.
Объяснять:
- биологического значения полового размножения;
- сущность и биологическое значение оплодотворения;
- причины наследственности и изменчивости. Работа с рисунками и таблицами. Работа по карточкам и вирт. лаб.
ТЕМА 6. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ (2 ЧАСА)
20 Онтогенез. Эмбриональный период развития. 1 УИНМ
КУ Основные понятия:
Оплодотворение. Онтогенез. Эмбриогенез.
Факты: Рост и развитие организмов. Онтогенез, его этапы. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов.
Процессы.
Дробление. Гаструляция. Органогенез.
Законы.
Закон зародышевого сходства.
Давать определения: Оплодотворение. Онтогенез. Эмбриогенез.
Характеризовать сущность эмбрионального периода развития организмов, рост организмов.
Анализировать и оценивать воздействие факторов среды на эмбриональное развитие организмов; факторы риска, воздействующие на здоровье.
Использовать приобретённые знания для профилактики вредных привычек. Виртуальные лаб. работы по биологии.
Задания со свободными краткими и развёрнутыми ответами.
21 Онтогенез. Постэмбриональный период развития. 2 УИНМ
КУ Основные понятия:
Постэмбриональный период развития.
Факты:
Постэмбриональный период развития.
Формы постэмбрионального развития. Прямое и непрямое развитие; постэмбриональное развитие. Полный и неполный метаморфоз. Биологический смысл развития с метаморфозом. Прямое развитие.
Процессы.
Изменение организма при постэмбриональном развитии: рост, развитие половой системы. Называть:
- начало и окончание постэмбрионального развития;
- виды постэмбрионального развития.
Приводить примеры животных с прямым и непрямым постэмбриональным развитием.
Характеризовать сущность постэмбрионального развития организмов.
Объяснять биологическое значение метаморфоза. Виртуальные лаб. работы по биологии.
Задания со свободными краткими и развёрнутыми ответами.
РАЗДЕЛ 4. НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ И ИЗМЕНЧИВОСТЬ ОРГАНИЗМОВ (7 ЧАСОВ)
ТЕМА 7. ЗАКОНОМЕРНОСТИНАСЛЕДОВАНИЯ ПРИЗНАКОВ (3 ЧАСА)
22,23 ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ГЕНЕТИКИ. ЗАКОНЫ Г.МЕНДЕЛЯ. 1,2 УИНМ
КУ Основные понятия:
Генетика. Аллельные гены. Ген. Генотип. Фенотип. Изменчивость. Наследственность. Чистые линии. Гомозигота. Гетерозигота. Доминантный признак. Рецессивный признак. Моно- , ди-, полигибридное скрещивание.
Факты:
Наследственность и изменчивость – свойства организма.
Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Использование Г. Менделем гибридологического метода.
Правило единообразия. Закон расщепления. Гипотеза чистоты гамет.
Закон независимого наследования.
Закон сцепленного наследования. Наследственные заболевания, сцепленные с полом. Давать определения основным понятиям темы.
Знать формулировки законов и правил.
Называть:
- признаки биологических объектов – генов и хромосом;
- типы хромосом и генов;
- число аутосом и половых хромосом у человека и дрозофилы.
Определять:
- причины наследственности и изменчивости;
- по фенотипу генотип, по генотипу фенотип;
- по схеме число типов гамет, фенотипов и генотипов, вероятность проявления признаков в потомстве;
Составлять схемы моногибридного, анализирующего, дигибридного скрещивания. Виртуальные лаб. работы по биологии.
Задания со свободными краткими и развёрнутыми ответами.
Работа со схемами, карточками.
24 Решение задач. 3 УПЗУ
КУ Закономерности:
Закономерности наследования признаков при моно -, ди- , полигибридном скрещивании; анализирующем скрещивании; при неполном доминировании; наследовании, сцепленном с полом. Объяснять:
- механизмы передачи признаков и свойств из поколения в поколение;
- возникновение отличий от родительских форм у потомков.
Решать простейшие генетические задачи. ТЕМА 8. ЗАКОНОМЕРНОСТИ ИЗМЕНЧИВОСТИ (2 ЧАСА)
25, 26 Закономерности изменчивости. 1,2 УИНМ УПЗУ Основные понятия:
Геном. Изменчивость. Мутации. Мутаген. Полиплодия. Модификация. Норма реакции.
Факты:
Изменчивость – свойство организмов. основные формы изменчивости. Виды мутаций по степени изменения генотипа. Синдром Дауна. Виды мутагенов.
Характеристики мутационной изменчивости. Комбинативная изменчивость.
Зависимость проявления действия генов от условий внешней среды. Ненаследственная изменчивость. Характеристики модификационной изменчивости.
Проявление наследственной и ненаследственной изменчивости. Давать определения основным понятиям темы.
Называть:
- вещество, обеспечивающее явление наследственности;
- биологическую роль хромосом;
- основные формы изменчивости;
- виды наследственной изменчивости;
- уровни изменения генотипа, виды мутаций;
- свойства мутаций.
Приводить примеры:
- генных, хромосомных и геномных мутаций;
- ненаследственной изменчивости (модификаций);
- нормы реакции признаков;
- зависимости проявления нормы реакции от условий окружающей среды. Виртуальные лаб. работы по биологии.
Задания со свободными краткими и развёрнутыми ответами.
ТЕМА 9. СЕЛЕКЦИЯ РАСТЕНИЙ, ЖИВОТНЫХ И МИКРООРГАНИЗМОВ (2 ЧАСА)
27, 28 Селекция растений, животных и микроорганизмов. 1,2 УИНМ
УПЗУ Основные понятия:
Селекция. Мутагенз. Сорт. Порода. Биотехнология. Штамм.
Факты:
Основные методы селекции растений и животных, направления селекции микроорганизмов. Виды искусственного отбора. Гибридизация. Искусственный мутагенз. Микробиологический синтез. Давать определения основным понятиям темы.
Называть методы селекции растений и животных, направления селекции микроорганизмов.
Приводить примеры
- сортов культурных растений, пород животных;
- использования микроорганизмов в микробиологической промышленности.
Объяснять роль биологии в жизни человека и самого ученика.
Анализировать и оценивать значение гентики для развития сельскохозяйственного производства, микробиологической, медицинской и других отраслей промышленности.
Задания со свободными краткими и развёрнутыми ответами.
РАЗДЕЛ 5. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ОРГАНИЗМА И СРЕДЫ, ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ (4 ЧАСА)
29 Принципы организации жизни на нашей планете. Биосфера. 1 КУ Основные понятия
Биосфера
Факты
Биосфера - глобальная экосистема. Границы биосферы. Компоненты и свойства биосферы. Границы биосферы. Распространение и роль живого вещества в биосфере.
Условия жизни.
Теория
Учение В. И. Вернадского о биосфере
Давать определение понятию биосфера.
Называть:
> признаки биосферы; >структурные компоненты и свойства биосферы. Характеризовать живое вещество, биокосное и косное вещество биосферы. Объяснять роль биологического разнообразия в сохранении биосферы.
Анализировать содержание рисунка и определять границы биосферы. --//--
30,31 Взаимоотношения организмов и среды обитания. 2 КУ Основные понятия
Конкуренция Хищничество Симбиоз Паразитизм
Факты
Типы взаимодействия разных видов: конкуренция, хищничество,симбиоз, паразитизм.Состояние экосистемы своей местности.
Объекты
Любая экосистема своей местности. Давать определение терминам:
конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм. Называть типы взаимодействия организмов.
Приводить примеры разных типов взаимодействия организмов.
Определять отдельные формы взаимоотношений из содержания текста и иллюстраций учебника и дополнительной литературы.
Характеризовать разные типы взаимоотношений. Анализировать содержание рисунков учебникаИзучать процессы, происходящие в экосистемах. Характеризовать экосистемы области (видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса).
Определять отдельные формы взаимоотношений в конкретной экосистеме. Объяснять: взаимосвязи организмов и окружающей среды;>типы взаимодействия разных видов в экосистеме.
Анализировать состояние биоценоза.
Применять на практике сведения о структуре экосистем, экологических закономерностях для правильной организации деятельности человека и обоснования мер охраны природных сообществ.
--//--
32 Охрана природы. 3 КУ
УПЗУ Основные понятия
Агроэкосистема Природные ресурсы
Факты
Классификация природных ресурсов: неисчерпаемые, исчерпаемые (возобновимые, невозобновимые). Агроэкосистемы.
Проблемы рационального природопользования.
Процессы Стратегии природопользования и их последствия.
Факты
Влияние человека на биосферу. Антропогенные факторы воздействия на биоценозы. Факторы, вызывающие экологический кризис.
Процессы
Экологический кризис и его последствия.
Факты
Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды:
-загрязнение воздуха в городах, промышленных зонах; -загрязнение пресных вод, Мирового океана;
-антропогенное изменение почвы; -радиоактивное загрязнение биосферы;-влияние человека на растительный и животный мир;
-влияние собственных поступков на живые организмы.
Сохранение биологического разнообразия.
Факты
Экологические проблемы (парниковый эффект, кислотные дожди, опустынивание, сведение лесов, появление «озоновых дыр», загрязнение окружающей среды). Влияние экологических проблем на собственную жизнь и жизнь других людей. Давать определение термину агроэкосистема (агроценоз).
Приводить примеры>агроэкосистем; >неисчерпаемых и почерпаемых природных ресурсов. Называть признаки агроэкосистемы.
Сравнивать экосистемы и агроэкосистемы и делать выводы на основе их сравнения. Анализировать информацию и делать вывод о значении природных ресурсов в жизни человека.
Раскрывать сущность рационального природопользованияРаскрывать роль человека в биосфере.
Называть факторы (причины), вызывающие экологический кризис.
Высказывать предположения о последствиях вмешательства человека в процессы биосферы.
Предлагать пути преодоления экологического кризиса.Называть антропогенные факторы воздействия на биоценозы.
Анализировать и оценивать:
> последствия деятельности человека в экосистемах; >влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
>роль биологического разнообразия в сохранении биосферы.
Объяснять необходимость защиты окружающей среды. Использовать приобретенные знания в повседневной жизни для соблюдения правил поведения в окружающей средеНазывать:
Современные глобальные экологические проблемы; >антропогенные факторы, вызывающие экологические проблемы.
Анализировать и оценивать:
Последствия деятельности человека в экосистемах; >влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.
Прогнозировать последствия экологических проблем вследствие их неразрешения. Предлагать пути решения глобальных экологических проблем. --//--
33 ЗАЧЁТ №3 «Размножение и индивидуальное развитие организмов, наследование. Взаимоотношения организмов и среды». 1 ЗУ Тесты по вариантам Темы зачётных уроков.
Первое полугодие:
Развитие живой природы – 4 часа
Структурная организация живых организмов - 3 часа
Второе полугодие:
Размножение и индивидуальное развитие организмов.- Наследственность и изменчивость организмов -
Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии. –