Рабочая программа по биологии для 8 класса вечерней школы в пенитенциарной системе с нагрузкой 1 час в неделю


МБОУ «Всесвятская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа»
Утверждаю
Директор ВСШ
А.В. Третяков __________________
«___»____________________201__ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО БИОЛОГИИ
КЛАСС: 8
УЧИТЕЛЬ: ГИЗБРЕХТ ЮЛИЯ ВЛАДИМИРОВНА
уч.год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО БИОЛОГИИ ДЛЯ 8 КЛАССА.
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 8 класса «Человек» автора Н.И.Сонина, М.Р.Сапина (Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение.5 класса. Биология 6-11 классы. – М.: Дрофа, 2010г.), полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 8 класса предусматривает обучение биологии в объёме 1 часа в неделю, 3 зачёта в год.
Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.
Изучение биологии в 8 классе направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания человека;
- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за своим организмом, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
- воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Большинство представленных в рабочей программе лабораторных и практических работ являются фрагментами уроков и не требуют для их проведения дополнительных учебных часов. Демонстрации могут проводиться с использованием разных средств обучения: ИКТ-рессурсов, таблиц, натуральных объектов, видеофильмов и др.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций, предусмотренного стандартом.
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активности, мотивации к самообразованию личности, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Особое внимание уделяется познавательной деятельности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предлагается работа с заданиями в рабочей тетради с печатной основой:
Н.И.Сонин, Человек. 8 класс: Рабочая тетрадь к учебнику «Человек», авт. Н.И.Сонин, М.Р.Сапин - М.:Дрофа
В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умений узнавать (распознавать) биологические объекты, а также их органы и другие структурные компоненты. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений и/или отработки навыков сравнения, сопоставления, выполняются на уроках в качестве самостоятельных, проверочных, практических работ. Все лабораторные работы выполняются как элемент урока в группах, индивидуально, в виде демонстраций.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Биология. Человек. 8 класс: учебник/ Н.И.Сонин, М.Р. Сапин. – 7 изд., стереотип.- М.:Дрофа, 2014.-287, (1)с.
А также методических пособий и литературы для учителя:
Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. –М.: Дрофа 2010..;
Биология 8 класс: поурочные планы по учебнику Н.И.Сонина, М.Р.Сапина «Человек»/авт-сост. Т.В.Козачек, 2009.
Цузмер А.М., Петришина О.Л. Человек. Анатомия, физиология, гигиена. Учебник 8 класс. – М.Просвещение.
Пугал Н.А., Козлова Т.А. Лабораторные и практические занятия по биологии: Человек и его здоровье: 8 класс. – М.:Гуманит, изд. Центр. ВЛАДОС, 2003.
Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках требований Государственного стандарта по биологии.
MULTIMEDIA – поддержка курса «Биология. Многообразие живых организмов»
1. Биология 6-11 кл. (лабораторный практикум). НФПК.
2. Биология 6-9 кл. БЭНП «Кирилл и Мефодий».
3. Биология. 1С: Репетитор.
4. Экология 10-11 кл. «1С: Образование 3.0»
5. Биология 6-11 кл. «Физикон»
6. Биология. Химия. Экология.
7. Биология. 1С: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс
8. Биология. 6 класс БЭНП «Кирилл и Мефодий».
9. Биология в школе. Растительный мир. Электронные уроки и тесты. «Просвещение − МЕДИА», 2005г
10 Биология в школе. Жизнедеятельность животных . Электронные уроки и тесты. «Просвещение − МЕДИА», 2005г
11.Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. Просвещение. 2005год (2СD)
12. Электронный атлас для школьника «Ботаника 6-7 классы»2004год «Новый диск».
коллекция «1С – образование» - Человек, Дрофа.
Видеоархив:
Невидимая жизнь растений. ВВС. 2 диска.
Животные – взгляд изнутри. ВВС.2 диска.
Эти заточные животные. Часть 1-6.
Прогулки с пещерным человеком. ВВС.
Птицы. Крылья природы.
Птицы – 2: путешествие на край света.
Микрокосмос.
Генезис.
Прогулки под водой.
Живые драконы.
Бездна.
Тело человека. 4 диска. ВВС.
Развитие жизни на земле.
Формы проведения учебных занятий:
УИНМ – урок изучения нового материала;
ЗУ – зачётный урок;
КУ – комбинированный урок;
ЛУ – лабораторный урок;
УПЗУ – урок применения знаний и умений;
УК – урок контроля.
Форма промежуточной аттестации
Специфика обучения в вечерней школе предполагает, что обучающиеся не всегда присутствуют на занятиях, но получить оценку они могут, сдав необходимые зачеты и выполнив контрольные работы. Таким образом, возникает настоятельная необходимость наличия системы контролирующих заданий, позволяющих определить уровень знания обучающегося и оценить эти знания.
Различают несколько видов контроля: текущий, периодический, итоговый, самоконтроль.
Текущий контроль используется после каждого урока для оценивания уровня усвоения материала классом.
Периодический контроль будет использоваться по итогам изучения отдельной темы.
Итоговый контроль осуществляется по итогам полугодия, года, а также как итоговая аттестация при завершении курса.
Основные требования к уровню знаний:
- при текущем контроле проверке подлежат лишь вопросы, затронутые на предыдущем занятии;
- при тематическом контроле проверке подлежат знания, зафиксированные необходимыми нормативными документами;
- итоговый контроль осуществляется при переходе с одной ступени на другую и предполагает наличие необходимого минимума знаний для дальнейшего обучения.
Оценка знаний учащихся:
Исходя из поставленных целей и возрастных особенностей, учащихся необходимо учитывать:
- правильность и осознанность изложения материала, полноту раскрытия понятия и закономерностей, точность употребления предметной терминологии;
- самостоятельность ответов;
- логичность, доказательность в изложении материала;
- степень сформированности интеллектуальных, общеучебных, специфических умений.
Оценка устных ответов:
Отметка "5" - ответ полный, отражающий основной материал курса; правильно раскрыто содержание понятий, закономерностей, взаимосвязей и конкретизация их примерами; правильное использование таблиц и других источников знаний; ответ самостоятельный, с опорой на ранее приобретенные знания.
Отметка "4" - ответ удовлетворяет ранее названным требованиям, он полный, правильный; есть неточности в изложении основного материала или выводах, легко исправляемые по дополнительным вопросам учителя.
Отметка "3" - ответ правильный, ученик в основном понимает материал, но нечетко определяет понятия и закономерности; затрудняется в самостоятельном объяснении взаимосвязей, непоследовательно излагает материал, допускает ошибки в использовании таблиц при ответе.
Отметка "2" - ответ неправильный; не раскрыто основное содержание учебного материала, не даются ответы на вспомогательные вопросы учителя, грубые ошибки в определении понятий.
Оценка письменных работ:
Отметка "5" - учащийся правильно выполнил работу, с соблюдением необходимой последовательности, самостоятельно сформулировал цель и выводы, в отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы.
Отметка "4" - учащийся правильно сформулировал цель, но допускает одну - две несущественные ошибки, допустил небольшие неточности в описании результатов работы.
Отметка "3" - за правильное выполнение действий и выводы, в ходе проведения работы были допущены ошибки, недостаточная самостоятельность при применении знаний.
Отметка "2" - учащийся не может провести необходимые наблюдения и опыты даже с помощью учителя, результаты работы не позволяют сделать правильный вывод, отсутствие умения делать вывод, логически грамотно описывать наблюдения.
Оценивание тестов.
Результаты тестов оцениваются отметкой:
"5" за 90-100% правильных ответов
"4" за 75-89%
"3" за 60-74%
"2" за 59 и менее.
Изменения в программе:
Все лабораторные работы проводятся как элемент урока с использованием ИКТ – ресурсов.
Демонстрационные работы так же осуществляются с использованием ИКТ – ресурсов.
Практические работы проводятся как элемент урока.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ УР. РАЗДЕЛ, ТЕМА. Кол-во часов
1 Тема1. Место человека в системе органического мира. Происхождение человека. 1
2 Тема 2. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека. 1
3,4 Тема 3. Общий обзор строения и функций организма человека. 2
5-11 Тема 4. Координация и регуляция. 7
12 Зачёт №1 «Общий обзор и функции организма человека. Координация и регуляция» 1
13-15 Тема 5. Опора и движение. 3
16,17 Тема 6. Внутренняя среда организма. 2
18-20 Тема 7. Транспорт веществ. 3
21,22 Тема 8. Дыхание. 2
23,24 Тема 9. Пищеварение. 2
25 Тема 10. Обмен веществ. Витамины. 1
26 Зачёт № 2 По пройденному материалу. По темам 5-10 1
27 Тема 11. Выделение. 1
28 Тема 12. Покровы тела. 1
29,30 Тема 13. Размножение и развитие. 2
31,32 Тема 14. Высшая нервная деятельность. 2
33 Зачёт № 3. По пройденному материалу. По темам 11-14 1
РЕЗЕРВ 3
ИТОГО 36
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.
Тема1. Место человека в системе органического мира. Происхождение человека. (1 час)
Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья. Анатомия, физиология, психология, гигиена, медицина — науки о человеке. Методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни.       Человек как биологический вид: место и роль человека в системе органического мира; его сходство с животными и отличия от них. Основные гипотезы происхождении человека, основные этапы эволюции человека: рамапитек, австралопитек, человек  умелый, неандерталец, кроманьонец, человек разумный. Сравнительная характеристика разных эволюционных стадий человека
      Строение организма человека. Уровни организации организма человека. Клетки организма человека. Ткани: эпителиальные, мышечные, соединительные, нервная; их строение и функции. Органы и системы органов человека.       Процессы жизнедеятельности организма человека. Понятие о нейрогуморальной регуляции как основе жизнедеятельности организма. Рефлекс. Рефлекторная дуга.       Демонстрации: таблицы с изображением строения и разнообразия клеток, тканей, органов и систем органов организма человека.       Самонаблюдения: мигательного рефлекса и условий его проявления и торможения; коленного рефлекса и др.       Лабораторная работа:       • Изучение микроскопического строения тканей организма человека.
Тема 2. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека. (1 час)
Вклад в изучение человека Гиппократа, Авиценны, Аристотеля, Галена, Везалия, Гарвея, Леонардо да Винчи и проч.
Предмет анатомии, физиологии, гигиены.
Тема 3. Общий обзор строения и функций организма человека. (2 часа)
Понятие о клеточном строении организма, строение животной клетки (ядро, цитоплазма и ее органоиды), физиология клетки.
Понятие «ткань», основные типы тканей и их виды, расположение в организме.
Строение тканей, отличительные особенности строения разных видов тканей.
Понятия «Орган», «Система органов», функции основных систем и органов, их образующих. Функционирование организма как единого целого.
Тема 4. Координация и регуляция. (7 часов)
 Эндокринная система. Основные понятия эндокринной регуляции. Железы внешней и внутренней секреции, их строение и функции. Гормоны. Регуляция деятельности желез. Взаимодействие гуморальной и нервной регуляции. Нервная система. Основные понятия нервной регуляции. Значение нервной системы. Строение нервной системы. Отделы нервной системы: центральный и периферический. Спинной мозг, строение и функции. Головной мозг, строение и функции. Вегетативная нервная система. Нарушения деятельности нервной и эндокринной систем и их предупреждение.     Органы чувств, их роль в жизни человека. Понятие об анализаторах. Органы чувств как элементы строения анализаторов. Строение и функции зрительного, слухового, вестибулярного и вкусового анализаторов. Мышечное чувство. Осязание. Боль. Нарушения зрения и слуха, их профилактика.       Демонстрации: таблица «Железы внешней и внутренней секреции»; гортань со щитовидной железой, почки с надпочечниками; таблицы «Строение спинного мозга», «Строение головного мозга», «Вегетативная нервная система»; модель головного мозга человека, черепа с откидной крышкой для показа местоположения гипофиза.       «Анализаторы»; модели глаза, уха; опыты, выявляющие функции радужной оболочки, хрусталика, палочек и колбочек; обнаружение слепого пятна; определение остроты слуха; зрительные иллюзии. Лабораторные работы:       • Пальценосовая проба и особенности движений, связанных с функциями мозжечка и среднего мозга.       • Изучение рефлексов продолговатого и среднего мозга.     
  • Изучение строения слухового и зрительного анализаторов (по моделям или наглядным пособиям).       • Изучение изменения размеров зрачка.      Практическая работа:       • Штриховое раздражение кожи — тест, определяющий изменение тонуса симпатической и парасимпатической системы автономной нервной системы при раздражении.
Тема 5. Опора и движение. (3 часа)
Опорно-двигательная система. Состав и функции опорно-двигательной системы. Строение и функции скелета человека. Строение и рост костей. Соединения костей. Строение и функции скелетных мышц. Работа скелетных мышц. Регуляция деятельности мышц. Утомление мышц. Значение физических упражнений для правильного развития опорно-двигательной системы. Гладкие мышцы и их роль в организме человека.  Нарушения опорно-двигательной системы. Профилактика травматизма. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах опорно-двигательной системы. Предупреждение плоскостопия и искривления позвоночника.       Демонстрации: скелет и муляжи торса человека, череп, кости конечностей, позвонки, распилы костей; приемы оказания первой помощи при травмах опорно-двигательной системы.       Самонаблюдения: работы основных мышц, роли плечевого пояса в движениях руки.       Лабораторные работы:       • Изучение микроскопического строения кости.       • Изучение внешнего вида отдельных костей скелета человека.       • Изучение влияния статической и динамической работы на утомление мышц.       Практические работы:       • Выявление плоскостопия (выполняется дома).       • Распознавание на наглядных пособиях органов опорно-двигательной системы
Тема 6. Внутренняя среда организма. (2 часа)
Транспорт веществ в организме.
Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Состав и функции крови. Плазма. Форменные элементы. Значение постоянства внутренней среды организма. Свертывание крови. Группы крови. Переливание крови. Иммунитет и иммунная система человека. Факторы, влияющие на иммунитет. Нарушения иммунной системы человека. Значение работ И. И. Мечникова, Л. Пастера и Э. Дженнера в области иммунитета. Вакцинация.        Лабораторная работа:       • Изучение микроскопического строения крови (микропрепараты крови человека и лягушки).
Тема 7. Транспорт веществ. (3 часа)
Кровеносная система. Органы кровообращения: сердце и сосуды. Сердце, его строение и работа. Понятие об автоматии сердца. Нервная и гуморальная регуляция работы сердца. Большой и малый круги кровообращения. Движение крови по сосудам. Давление крови. Пульс. Лимфатическая система. Значение лимфообращения. Связь между кровеносной и лимфатической системами. Сердечно-сосудистые заболевания, их причины и предупреждение. Артериальное и венозное кровотечения. Приемы оказания первой помощи при кровотечении.       Демонстрации: модель сердца и торса человека; таблицы «Кровеносная система», «Лимфатическая система»; опыты, объясняющие природу пульса; приемы измерения артериального давления по методу Короткова; приемы оказания первой помощи при кровотечениях.       Лабораторные работы:       • Измерение кровяного давления.       • Подсчет ударов пульса в покое и при физической нагрузке.       • Изучение приемов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений.       Практическая работа:       • Распознавание на наглядных пособиях органов системы кровообращения.
Тема 8. Дыхание. (2 часа)
Дыхательная система. Значение дыхания для жизнедеятельности организма. Строение и работа органов дыхания. Голосовой аппарат. Механизм вдоха и выдоха. Понятие о жизненной емкости легких. Газообмен в легких и тканях. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья. Вред курения. Заболевания органов дыхания и их профилактика. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. Реанимация.       Демонстрации: торс человека; таблица «Система органов дыхания»; механизм вдоха и выдоха; приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего.       Лабораторные работы:       • Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха.       • Определение частоты дыхания.       Практическая работа:       • Распознавание на наглядных пособиях органов дыхательной системы.
Тема 9. Пищеварение. (2 часа)
Пищеварительная система. Значение питания для жизнедеятельности организма. Пища как биологическая основа жизни. Состав пищи: белки, жиры, углеводы, вода, минеральные соли, витамины и их роль в организме. Пищеварение. Строение и работа органов пищеварения. Пищеварение в различных отделах желудочно-кишечного тракта. Роль ферментов в пищеварении. Пищеварительные железы. Исследования И. П. Павлова в области пищеварения. Всасывание. Регуляция процессов пищеварения. Правильное питание. Профилактика пищевых отравлений, кишечных инфекций, гепатита. Приемы оказания первой помощи при пищевых отравлениях.       Демонстрации: торс человека; таблица «Пищеварительная система»; модель «Строение зуба».       Самонаблюдения: определение положения слюнных желез; движение гортани при глотании.       Лабораторные работы:       • Изучение действия ферментов слюны на крахмал.       • Изучение действия ферментов желудочного сока на белки.       Практическая работа:       • Распознавание на наглядных пособиях органов пищеварительной системы.
Тема 10. Обмен веществ. Витамины. (1 час)
Обмен веществ и превращение энергии — необходимое условие жизнедеятельности организма. Понятие о пластическом и энергетическом обмене. Обмен белков, углеводов, жиров, воды и минеральных веществ, его роль в организме. Ферменты и их роль в организме человека. Витамины и их роль в организме. Проявление авитаминозов и меры их предупреждения. Энергетические затраты и пищевой рацион. Нормы питания. Значение правильного питания для организма. Нарушения обмена веществ.       Демонстрации: таблицы «Витамины», «Нормы питания», «Энергетические потребности организма в зависимости от вида трудовой деятельности».       Практическая работа: - Определение норм рационального питания.
- Измерение температуры тела.     
Тема 11. Выделение. (1 час)
Мочеполовая система. Роль выделения в поддержании постоянства внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы. Строение и функции почек. Регуляция деятельности мочевыделительной системы. Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья. Заболевания органов мочевыделения и их профилактика.       Демонстрации: модель почки, рельефная таблица «Органы выделения».       Практическая работа:       • Распознавание на наглядных пособиях органов мочевыделительной системы.
Тема 12. Покровы тела. (1 час)
Наружные покровы тела. Строение и функции кожи. Роль кожи в терморегуляции. Уход за кожей, волосами, ногтями. Болезни и травмы кожи. Приемы оказания помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика. Профилактика повреждений кожи. Гигиена кожи. Демонстрации: рельефная таблица «Строение кожи»; приемы оказания первой помощи при травмах, ожогах и обморожениях. Самонаблюдения: рассмотрение под лупой тыльной и ладонной поверхностей кисти; определение типа кожи с помощью бумажной салфетки.
Тема 13. Размножение и развитие человека. (2 часа)
Размножение (воспроизведение) человека. Половые железы и половые клетки. Наследование признаков у человека. Роль генетических знаний в планировании семьи. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Забота о репродуктивном здоровье. Органы размножения. Оплодотворение. Контрацепция. Инфекции, передающиеся половым путем, и их профилактика. ВИЧ-инфекция и ее профилактика. Развитие зародыша человека. Беременность и роды. Рост и развитие ребенка после рождения.       Демонстрации: таблицы «Строение половой системы человека», «Эмбриональное развитие человека», «Развитие человека после рождения».       Лабораторная работа:       • Измерение массы и роста своего организма.
Тема 14. Высшая нервная деятельность. (2 часа)
Психология и поведение человека. Высшая нервная деятельность. Исследования И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского, П. К. Анохина в создании учения о высшей нервной деятельности. Безусловные и условные рефлексы, их биологическое значение. Биологическая природа и социальная сущность человека. Познавательная деятельность мозга. Сознание человека. Память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче информации из поколения в поколение. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведении человека. Рациональная организация труда и отдыха. Сон и бодрствование. Сон, его значение. Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание, аутотренинг, рациональное питание. Влияние физических упражнений на органы и системы органов. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переохлаждение, переутомление. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья. Демонстрации: безусловные и условные рефлексы человека по методу речевого подкрепления; двойственные изображения, иллюзии установки; выполнение тестов на наблюдательность и внимание, логическую и механическую память, консерватизм мышления.
Зачёты:
Общий обзор и функции организма человека. Координация и регуляция.
По темам 5-10
По темам 11-14
РЕЗЕРВ – 3 часа – закрепление пройденного материала.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 8 КЛАССА
В результате изучения биологии ученик должен
знать/понимать
- признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов животных, грибов и бактерий; растений, животных и грибов своего региона;
- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость;
- особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
уметь
- объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
- изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и - объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных;
- рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
- распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
- оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
- рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
- проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
Данные об авторе
Гизбрехт Юлия Владимировна
МБОУ «Всесвятская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа», учитель химии и биологии
МБОУ «Всесвятская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа»
Утверждаю
Директор ВСШ
А.В. Третяков _______________
«___»_________________201__ г.
Тематическое планирование по биологии
КЛАСС: 8
УЧИТЕЛЬ: ГИЗБРЕХТ ЮЛИЯ ВЛАДИМИРОВНА
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
1 полугодие 2 полугодие
Всего 22 В неделю 1,3 Плановых уроков 17 Зачётных уроков 5 Зачётных тестов 1 2
Планирование составлено на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 7 класса «Биология. Многообразие организмов» автора Н.И.Сонина (Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение.5 класса. Биология 6-11 классы. – М.: Дрофа, 2010г.),
Учебник: Биология. Человек. 8 класс: учебник/ Н.И.Сонин, М.Р. Сапин. – 7 изд., стереотип.- М.:Дрофа, 2014.-287, (1)с.
№ УРОКА П/П ТЕМА УРОКА
№ УРОКА ПО ТЕМЕ Тип урока ЭЛЕМЕНТЫ СОДЕРЖАНИЯ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ, КОНТРОЛЬ
примечание
Тема1. Место человека в системе органического мира. Происхождение человека. (1 час) 1 Место человека в системе органического мира. Происхождение человека 1 УИНМ Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья. Методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни.
Место и роль человека в системе органического мира, его сходство с животными и отличие от них. Древнейшие люди, древние люди, современные люди. Расы. Определять принадлежность биологического объекта «Человек разумный» к классу млекопитающие, отряду приматы.
Сравнивать человека с представителями класса млекопитающие и отряда приматы, делать выводы на основе этих сравнений.
Характеризовать особенности строения человека, обусловленные прямохождением и трудовой деятельностью.
Различать расы человека.
Называть методы изучения человеческого организма.
Объяснять роль биологии в практической деятельности людей, самого ученика. Использовать знания о методах изучения собственного организма в собственной жизни для проведения наблюдений за состоянием собственного здоровья. Работа с учебником, рисунками, схемами. Задания со свободным ответом. Демонстрация: презентация «Происхождение человека»
Тема 2. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека. (1 час) 2 Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека. 1 УИНМ Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья.
Методы изучения организма человека прошлых веков. Уметь различать современные методы познания организма человека от методов прошлых столетий.
Объяснять значение прошлых открытий для развития науки о человеке. Работа с учебником, различными источниками информации. Задания со свободным ответом.
Презентация «История наук о человеке»
Тема 3. Общий обзор строения и функций организма человека. (2 часа) 3 Клеточное строение организма. Ткани. 1 КУ Строение организма человека. Уровни организации организма человека. Клетки организма человека. Ткани: эпителиальные, мышечные, соединительные, нервная; их строение и функции. Органы и системы органов человека. Процессы жизнедеятельности организма человека. Понятие о нейрогуморальной регуляции как основе жизнедеятельности организма. Распознавать на рисунках и описывать основные органоиды клетки. Сравнивать клетки растений и животных, человека.
Характеризовать сущность процессов обмена веществ, роста, возбудимости, деления клетки.
Давать определение понятию ткани.
Называть основные группы тканей человека и делать Л.Р.№1 
«Изучение микроскопического строения тканей организма человека».
Задания со свободным ответом.
ИКТ – атлас организма человека
4 Органы. Системы органов их функции. 2 КУ Л.Р.№2 «Распознавание на рисунках органов и систем органов человека» Тема 4. Координация и регуляция. (7 часов) 5 Гуморальная регуляция. Роль и значение гормонов. 1 КУ Эндокринная система. Железы внутренней и внешней секреции, их строение и функции. Гормоны. Гормоны гипофиза, болезни, связанные с гипофункцией (карликовость) и гиперфункцией (гигантизм). Гормоны щитовидной железы, базедова болезнь, отёки слизистой. Гормоны поджелудочной железы, инсулин и заболевание сахарным диабетом. Гормоны надпочечников. Регуляция деятельности желёз. Взаимосвязь нервной и гуморальной регуляции. Называть особенности строения и работы желёз эндокринного аппарата, железы внутренней и внешней секреции, заболевания, связанные с гиперфункцией и гипофункцией эндокринных желёз.
Различать железы внутренней и внешней секреции.
Распознавать и описывать на рисунках, схемах органы эндокринной системы.
Давать определение понятию гормоны, характеризовать их роль в обмене веществ, развитии и поведении организма.
Анализировать и оценивать воздействие факторов риска на здоровье.
Работа с учебником, различными источниками информации. Задания со свободным ответом. ИКТ – атлас организма человека
6 Нервная система. Отделы нервной системы. 2 УИНМ Нервная система (НС). Значение НС. Отделы НС. Спинной мозг, головной мозг. Нервы, нервные узлы. Рефлекторный характер деятельности НС. Рефлекс. Рефлекторная дуга. Чувствительные, вставочные, исполнительные нейроны. Рецепторы, нервная регуляция. Давать определения понятиям рефлекс, рефлекторная дуга, рецепторы, безусловный рефлекс, условный рефлекс.
Называть особенности строения НС, принцип деятельности.
Характеризовать сущность регуляции жизнедеятельности организма человека, роль НС в организме.
Распознавать и описывать на рисунках, схемах основные отделы и органы НС человека. Работа с учебником, различными источниками информации. Задания со свободным ответом. ИКТ – атлас организма человека
DVD
7 Спинной мозг, строение и функции. 3 УИНМ Спинной мозг, строение и функции. Серое вещество, белое вещество спинного мозга. Рефлекторная и проводниковая функция спинного мозга. Нарушения деятельности НС и их предупреждение. Называть особенности строения спинного мозга, его функции.
Распознавать и описывать на рисунках и схемах основные части спинного мозга. Характеризовать роль спинного мозга в регуляции жизнедеятельности организма человека. Работа с учебником, различными источниками информации. Задания со свободным ответом. 8 Головной мозг, строение и функции. 4 УИНМ Головной мозг, строение и функции. Серое вещество, белое вещество головного мозга. Продолговатый мозг, средний мозг, мозжечок, промежуточный мозг: таламус и гипоталамус. Большие полушария головного мозга, доли (лобная, теменная, затылочная, височные). Аналитико - синтетическая функция коры больших полушарий. Нарушения деятельности НС и их предупреждение. Называть особенности строения головного мозга, его отделы, функции отделов.
Распознавать и описывать на рисунках и схемах основные части головного мозга. Характеризовать роль головного мозга в жизнедеятельности и поведении организма человека. Работа с учебником, различными источниками информации. Задания со свободным ответом. 9 Соматическая и вегетативная нервная система. 5 УИНМ Соматическая и вегетативная нервная система. Функция автономного отдела. Симпатический и парасимпатический подотделы. Нейрогуморальная регуляция, взаимосвязь нервной и эндокринной систем. Нарушения деятельности НС и их предупреждение. Называть отделы НС, их функции, подотделы вегетативной НС и их функции.
Различать функции соматической и вегетативной НС.
Характеризовать сущность регуляции жизнедеятельности организма, роль НС и гормонов в организме.
Находить в различных источниках биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий тестовой зачётной работы. Работа с учебником, различными источниками информации. Задания со свободным ответом. 10-11 Органы чувств. Анализаторы. 6-7 КУ Органы чувств, их роль в жизни человека. Анализаторы. Рецепторы, проводящие пути, чувствительные зоны коры больших полушарий. Органы осязания, обоняния, вкуса и их анализаторы. Орган зрения, Вспомогательный аппарат глаза. Строение и функции оболочек глаза. Зрительный анализатор. Нарушение зрения, их профилактика. Орган слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Звукопередающий и звуковоспринимающий аппарат. Слуховой анализатор. Нарушение слуха, профилактика, гигиена слуха. Распространение инфекции по слуховой трубе в среднее ухо как осложнение ангины, гриппа, ОРЗ. Борьба с шумом. Вестибулярный аппарат – орган равновесия. Взаимосвязь ощущений – результат аналитико-синтетической деятельности коры больших полушарий головного мозга. Давать определения понятиям: орган чувств, рецептор, анализатор.
Называть:
- органы чувств, анализаторы, особенности строения органов осязания, обоняния, вкуса и их анализаторы.;
- особенности строения органа зрения и зрительного анализатора;
- особенности строения органа слуха и слухового анализатора.
Распознавать и описывать на рисунках, схемах органы чувств и их анализаторы.
Называть заболевания, связанные с нарушением работы органов чувств.
Анализировать и оценивать воздействие факторов риска для здоровья, влияние собственных поступков на здоровье.
Использовать приобретённые знания для соблюдения норм профилактики заболеваний и повреждений органов чувств; профилактики вредных привычек. Работа с учебником, различными источниками информации.
Задания со свободным ответом. 12 Зачёт №1 «Общий обзор и функции организма человека. Координация и регуляция» 1 ЗУ Тестовые задания по вариантам. Тема 5. Опора и движение. (3 часа) 13 Скелет. Кости. Скелет головы. 1 УИНМ Опора и движение. Строение и функции опорно-двигательной системы (ОДС). Строение опорной системы: скелет, кости, хрящи, связки. Строение кости, соединения костей. Строение сустава. Скелет головы. Отделы черепа, кости черепа. Профилактика травматизма, оказание помощи при травмах. Называть особенности строения скелета человека; особенности строениея скелета головы; функции ОДС. Распознавать на рисунках и схемах основные части скелета человека, скелета головы. Задания со свободным ответом. Работа с учебником, рисунками и схемами. ИКТ – атлас организма человека.
14 Скелет туловища и конечностей. 2 КУ Скелет туловища, поясов конечностей. Позвоночник, отделы позвоночника. Плечевой и тазовый пояс, свободные конечности. Приспособление скелета человека к прямохождению и трудовой деятельности. Называть особенности строения скелета человека; скелета туловища, скелета поясов и свободных конечностей.
Распознавать на рисунках и схемах основные части скелета человека, скелета туловища, поясов и свободных конечностей.
Характеризовать особенности строения человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью. Работа с учебником, рисунками и схемами.
Л.Р.№3 «Изучение внешнего вида отдельных конечностей» 15 Мышцы, работа мышц. Предупреждение травматизма, заболеваний ОДС. 3 КУ Строение двигательной системы. Обзор основных мышц человека. Мышцы лица. Мышцы туловища и конечностей. Дыхательные мышцы. Сухожилия. Динамическая и статистическая работа мышц. Энергетика мышечного сокращения. Регуляция мышечных движений.
Профилактика травматизма. Приемы оказания первой помощи при травмах ОДС. Виды травм.
Осанка. Предупреждение плоскостопия и искривления позвоночника.
Укрепление здоровья, двигательная активность. Соблюдение правил здорового образа жизни. Распознавать основные группы мышц. Раскрывать сущность биологического процесса работы мышц. Описывать и объяснять результат опыта по выявлению влияния статистической и динамической работы на утомление мышц.
Использовать приобретённые знания и умения для соблюдения мер профилактики травматизма, заболеваний ОДС; оказания первой помощи при травмах; проведения наблюдений за своим организмом. Работа с учебником, рисунками и схемами.
Л.Р.№4 «Выявление влияния статистической и динамической работы на утомление мышц»
Л.Р. №5 «Профилактика травматизма. Приемы оказания первой помощи при травмах ОДС. Виды травм» Тема 6. Внутренняя среда организма. (2 часа) 16 Внутренняя среда организма. Кровь. 1 УИНМ Внутренняя среда организма: кровь, тканевая жидкость и лимфа. Кровь, её строение (плазма крови, клетки крови). И функции. Свёртывание крови. Называть составляющие внутренней среды организма; составляющие крови, плазмы.
Характеризовать сущность процесса свёртывания крови.
Устанавливать взаимосвязь между строением крови и её функциями. Задания со свободным ответом. Работа с учебником, рисунками и схемами. ИКТ – атлас организма человека.
17 Иммунитет. Тканевая взаимосвязь . переливание крови. 2 КУ Иммунитет, иммунная система человека. Антигены и антитела. Иммунная реакция. Клеточный и гуморальный иммунитет. Вакцинация. Лечебные сыворотки. Классификация иммунитета. Группы крови. Переливание крови. Групповая совместимость тканей. Резус-фактор. Давать определение понятию: иммунитет.
Называть виды иммунитета, ососбенности организма человека, его строения и жизнелдеятельности, свою группу крови и резус-фактор.
Объяснять проявление иммунитета у человека.
Оспользовать приобретённые знания для соблюдения мер профилактики СПИДа, инфекционных и простудных заболеваний.
Анализировать и оценивать воздействие факторов риска для здоровья, влияние собственных поступков на здоровье. ИКТ – атлас организма человека.
Тема 7. Транспорт веществ. (3 часа) 18 Транспорт веществ. Кровеносная система. Лимфоообразование. 1 УИНМ
Кровеносная система. Сердце и кровеносные сосуды. Транспорт веществ. Малый и большой круги кровообращения. Лимфатическая система. Лимфа. Значение кровообращения. Лимфатические узлы, сосуды, грудной поток. Отток лимфы. Функции лимфоузлов. Значение лимфообращения. Связь кровеносной и лимфатической систем. Давать определения понятиям аорта, артерии, капилляры, вены.
Называть особенности строения организма человека, органов дыхательной системы, признаки (особенности строения) сердца, кровеносных сосудов, лимфатической системы.
Распознавать и описывать на рисунках и схемах систему органов кровообращения, органы кровеносной системы, систему лимфообращения, органы лимфатической системы.
Характеризовать сущность процессов: транспорт веществ, кровообращение малого и большого круга, лимфообращение.
Описывать работу сердца.
Устанавливать взаимосвязь между кровеносной и лимфатической системами. Задания со свободным ответом. Работа с учебником, рисунками и схемами.
ИКТ – атлас организма человека.
19 Движение крови по сосудам. Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов. 2 КУ Кровеносная система. Причины движения крови по сосудам. Давление крови на стенки сосудов. Измерение артериального давления. Артериальное давление: верхнее и нижнее. Пульс. Частота сердечных сокращений. Перераспределение крови в организме. Нейрогуморальная регуляция работы сердца. Автоматизм сердечной мышцы. Гуморальная регуляция. Характеризовать движение крови по сосудам; регуляцию жизнедеятельности организма; автоматизм сердечной мышцы.
Объяснять роль гормонов в организме.
Использовать приобретённые знания для проведения наблюдений за собственным организмом. Задания со свободным ответом. Работа с учебником, рисунками и схемами.
П.Р.№1 «Измерение кровяного давления»
П.Р.№2 «подсчёт ударов пульса в покое и при физической нагрузке» ИКТ – атлас организма человека.
20 Профилактика заболеваний и травм сердечно-сосудистой системы. 3 УПЗУ Сердечно-сосудистые заболевания, причины и предупреждение. Пульс. Частота сердечных сокращений, функциональная проба. Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Вредные привычки, их влияние на состояние здоровья. Фактор риска – гиподинамия. Артериальное, венозное и капиллярное кровотечение. Приёмы оказания первой помощи при кровотечениях. Анализировать и оценивать воздействие факторов риска для здоровья, влияние собственных поступков на здоровье.
Использовать приобретённые знания для соблюдения норм профилактики заболеваний кровеносной системы, сердца; профилактики вредных привычек; для проведения наблюдений за собственным организмом; оказания первой помощи при кровотечении. Задания со свободным ответом. Работа с учебником, рисунками и схемами.
П.Р.№3 «Изучение приёмов остановки капиллярного, венозного и артериального кровотечения» ИКТ – атлас организма человека.
Тема 8. Дыхание.(2 часа) 21 Система органов дыхания. 1 УИНМ Значение дыхания. Система органов дыхания, её роль в обмене веществ. Органы дыхательной системы. Строение лёгких. Связь с кровеносной системой. Называть особенности строения организма человека; органы дыхательной системы.
Распознавать и описывать органы дыхательной системы. Характеризовать сущность дыхания. Задания со свободным ответом. Работа с учебником, рисунками и схемами.
ИКТ – атлас организма человека.
22 Газообмен в лёгких и тканях. Профилактика заболеваний и травм органов дыхания. 2 КУ Объём газов в лёгких и тканях. Механизм вдоха и выдоха. Дыхательные движения. Неурогуморальная регуляция дыхания.
Заболевания органов дыхания и их профилактика. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для собственного здоровья и здоровья окружающих. Приёмы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. Зависимость состояния здоровья от состояния окр.среды. Характеризовать сущность дыхания, обмена веществ, сущность процесса регуляции жизнедеятельности организма.
Называть заболевания органов дыхания; приёмы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего.
Использовать приобретённые знания для соблюдения норм профилактики заболеваний дыхательной системы; профилактики вредных привычек; для проведения наблюдений за собственным организмом; оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. Л.Р.№6 «Определение частоты дыхания»
Задания со свободным ответом. Работа с учебником, рисунками и схемами.
ИКТ – атлас организма человека.
Тема 9. Пищеварение. (2 часа) 23-24 Пищеварительная система. 1-2 УИНМ
УПЗУ Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы (ПС). Органы ПС. Пищеварительные железы. Пищеварение в ротовой полости. Нейрогуморальная регуляция пищеварения.
Роль ферментов в пищеварении. Пищеварение в желудке. Желудок. Пищеварительные железы. Желудочный сок. Пепсин. Переваривание пищи в двенадцатипёрстной кишке. Всасывание питательных веществ. Строение и функции тонкого и толстого кишечника. Аппендикс. Нейрогуморальная регуляция пищеварения.
Пища как биологическая основа жизни. Пищевые продукты и питательные вещества. Гигиена питания. Профилактика пищевых отравлений, кишечных инфекций, гепатита. Оказание первой помощи при пищевых отравлениях. Называть особенности строения организма человека – органы пищеварительной системы. Давать определения понятиям: фермент, рефлекс, условный рефлекс, безусловный рефлекс.
Распознавать и описывать на рисунках и схемах основные органы пищеварения.
Характеризовать основные процессы пищеварения.
Объяснять биологическую роль пищеварения.
Использовать приобретённые знания для соблюдения норм профилактики заболеваний пищеварительной системы; профилактики вредных привычек; для проведения наблюдений за собственным организмом; оказания первой помощи при пищевом отравлении. Задания со свободным ответом. Работа с учебником, рисунками и схемами.
П.Р. №4 «Измерение массы и роста своего организма» ИКТ – атлас организма человека.
Тема 10. Обмен веществ. Витамины. (1 час) 25 Обмен веществ. Витамины. 1 КУ Обмен веществ и энергии как необходимое условие жизни организма. Пластический и энергетический обмен. Роль белков, углеводов, жиров. Определение норм питания. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Витамины, их роль в организме, содержание в пище. Давать определения основным понятиям.
Характеризовать сущность обмена веществ и превращения энергии.
Называть основные группы витаминов в организме, их роль и влияние.
Использовать приобретённые знания для соблюдения норм профилактики заболеваний; профилактики вредных привычек; для проведения наблюдений за собственным организмом. Задания со свободным ответом. Работа с учебником, рисунками и схемами.
П.Р. №5 «Определение норм рационального питания» 26 Зачёт № 2 По темам
5-10 1 ЗУ Тестовые задания по вариантам. Тема 11. Выделение. (1 час) 27 Выделение. 1 КУ Выделение. Мочевыделительная система, строение, значение. Строение и функции почек. Удаление мочи из организма. Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья. Предупреждение заболеваний почек. Соблюдение санитарно-гигиеничеких норм и правил здорового образа жизни. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья. Называть особенности строения организма человека – органы выделительной системы.; другие системы, участвующие удалении продуктов обмена.
Распознавать и описывать органы мочевыделительной системы.
Характеризовать сущность процесса выделения и его роль в обмене веществ.
Использовать приобретённые знания для соблюдения норм профилактики заболеваний мочевыделительной системы; профилактики вредных привычек; для проведения наблюдений за собственным организмом. Задания со свободным ответом. Работа с учебником, рисунками и схемами.
ИКТ – атлас организма человека.
Тема 12. Покровы тела. (1 час) 28 Покровы тела. Строение и функции кожи. Покровы тела. Значение, строение кожных покровов и слизистых оболочек. Функции эпидермиса, дермы, гиподермы. Волосы и ногти – роговые придатки кожи. Кожные рецепторы, потовые и сальные железы. Роль кожи в теплорегуляции. Нарушение кожных покровов и их причина. Оказание первой помощи при ожогах и обморожении, при травмах. Называть особенности строения организма – кожи, её функций.
Распознавать и описывать структурные компоненты кожи.
Характеризовать роль кожи в обмене веществ и жизнедеятельности организма.
Использовать приобретённые знания для соблюдения норм профилактики заболеваний и травм; профилактики вредных привычек; для проведения наблюдений за собственным организмом. Задания со свободным ответом. Работа с учебником, рисунками и схемами.
Тесты. Карточки.
ИКТ – атлас организма человека.
Тема 13. Размножение и развитие. (2 часа) 29 Система органов размножения.
Внутриутробное (эмбриональное) развитие организма. 1 УИНМ Мочеполовая система. Женская и мужская половые системы размножение и развитие. Внутриутробное развитие. Оплодотворение, образование зародыша и плода. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Называть особенности строение мочеполовой системы, женских и мужских половых органов.
Распознавать и описывать на рисунках и схемах мужскую и женскую половую систему, органы половых женской и мужской систем.
Объяснять причины наследственности.
Характеризовать сущность оплодотворения, размножения и развития. Использовать приобретённые знания для соблюдения норм профилактики заболеваний и травм; профилактики вредных привычек; для проведения наблюдений за собственным организмом. Задания со свободным ответом. Работа с учебником, рисунками и схемами.
Тесты. Карточки.
ИКТ – атлас организма человека.
DVD
30 Развитие после рождения. Наследственные и врождённые заюолевания. 2 КУ Размножение и развитие. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, причины и предупреждение. Роль генетических знаний в планировании семьи. Инфекции, предаваемые половым путём. Культура отношения к собственному здоровью и здоровья окружающих. Задания со свободным ответом. Работа с учебником, рисунками и схемами.
Тесты. Карточки.
ИКТ – атлас организма человека.
Тема 14. Высшая нервная деятельность. (2 часа) 31
32 Высшая нервная деятельность. 1
2 КУ Биологические ритмы. Сон, его значение. Познавательные процессы. Речь, мышление. Память, эмоции. Индивидуальные особенности личности. Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека. О вреде наркогенных веществ. Вредные и полезные привычки, их влияние на здоровье и судьбу человека. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и ЧС как основа безопасности жизнедеятельности. Называть особенности высшей нервной деятельности и поведения человека, психологические особенности личности.
Характеризовать особенности ВНД и поведения человека, их значение.
Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека.
Использовать приобретённые знания для соблюдения норм профилактики заболеваний и травм; профилактики вредных привычек; для проведения наблюдений за собственным организмом; организации учебной и трудовой деятельности; соблюдения правил поведения в окр.среде. Задания со свободным ответом. Работа с учебником, рисунками и схемами.
Тесты. Карточки.
33 Зачёт № 3. По темам 11-14 1 ЗУ Тестовые задания по вариантам. 34-36 РЕЗЕРВ 3 Темы зачётных уроков:
Первое полугодие:
Общий обзор строение и функций организма человека. -1 час
Координация и регуляция. -2 часа
Опора и движение. -1 час
Внутренняя среда организма -1 час.
Второе полугодие:
Транспорт веществ. –
Дыхание. –
Пищеварение. Обмен веществ. Витамины. –
Выделение. Покровы тела. –
Размножение и развитие. –
В Н Д -