Рабочая программа по биологии для 6 класса вечерней школы в пенитенциарной системе с нагрузкой 1 час в неделю


МБОУ «Всесвятская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа»
Утверждаю
Директор ВСШ
Третяков А.В._______
«___»_____201__г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО БИОЛОГИИ
КЛАСС: 6
УЧИТЕЛЬ: ГИЗБРЕХТ ЮЛИЯ ВЛАДИМИРОВНА
2015-2016 УЧ.ГОД
Пояснительная записка
к рабочей программе по биологии 6 класса
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 6 класса «Биология. Живой организм» автора Н.И.Сонина (Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение.5 класса. Биология 6-11 классы. – М.: Дрофа, 2010г.), полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 6 класса предусматривает обучение биологии в объёме 1 часа в неделю, 3 зачёта в году.
Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.
Изучение биологии направлено на достижение следующих целей:
овладение умениями применять биологические знания, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью, культуры поведения в природе
использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций, предусмотренного стандартом.
Рабочая программа для 6 класса построена на основе сравнительного изучения основных групп организмов, их строения, жизнедеятельности. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с особенностями развития учащихся.
Результаты обучения приведены в графе «требования к уровню подготовки учеников», которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту. Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой.
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активности, мотивации к самообразованию личности, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Особое внимание уделяется познавательной деятельности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предлагается работа с заданиями в рабочей тетради с печатной основой: Н.И.Сонин. Биология. Живой организм. 6 класс: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Живой организм» - М.:Дрофа
В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умений узнавать (распознавать) биологические объекты, а также их органы и другие структурные компоненты. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений и/или отработки навыков сравнения, сопоставления, выполняются на уроках в качестве самостоятельных, проверочных, практических работ. Все лабораторные работы выполняются как элемент урока в группах, индивидуально, в виде демонстраций.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: «Биология. Живой организм» 6 класс: Учеб. для общеобразоват. учреждений/ Н.И.Сонин. – 5-е изд., стереотип.- М.:Дрофа, 2011.-174, (2)с.:ил.
А также методических пособий для учителя:
Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. –М.: Дрофа 2010. – 138с.;
Е.Т.Боровкин,Н.И.Сонин «Биология. Живой организм» 6 класс: Методическое пособие к учебнику Н.И.Сонина «Биология. Живой организм» 6 класс.
Дополнительной литературы для учителя:
Сборник «Уроки биологии по курсу «Биология. Живой организм 6 класс.». – М.: Дрофа, 2006. -256с.;
Т.А. Дмитриева, С.В. Суматохин Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники, животные. 6-7 классы: Вопросы. Задания. Задачи. – М.: Дрофа, 2002. – 128с.
Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках требований Государственного стандарта по биологии.
MULTIMEDIA – поддержка курса «Биология. Многообразие живых организмов»
1. Биология 6-11 кл. (лабораторный практикум). НФПК.
2. Биология 6-9 кл. БЭНП «Кирилл и Мефодий».
3. Биология. 1С: Репетитор.
4. Экология 10-11 кл. «1С: Образование 3.0»
5. Биология 6-11 кл. «Физикон»
6. Биология. Химия. Экология.
7. Биология. 1С: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс
8. Биология. 6 класс БЭНП «Кирилл и Мефодий».
9. Биология в школе. Растительный мир. Электронные уроки и тесты. «Просвещение − МЕДИА», 2005г
10 Биология в школе. Жизнедеятельность животных . Электронные уроки и тесты. «Просвещение − МЕДИА», 2005г
11.Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. Просвещение. 2005год (2СD)
12. Электронный атлас для школьника «Ботаника 6-7 классы»2004год «Новый диск».
Видеоархив:
Невидимая жизнь растений. ВВС. 2 диска.
Животные – взгляд изнутри. ВВС.2 диска.
Эти заточные животные. Часть 1-6.
Прогулки с пещерным человеком. ВВС.
Птицы. Крылья природы.
Птицы – 2: путешествие на край света.
Микрокосмос.
Генезис.
Прогулки под водой.
Живые драконы.
Бездна.
Тело человека. 4 диска. ВВС.
Развитие жизни на земле.
Формы проведения учебных занятий:
УИНМ – урок изучения нового материала;
ЗУ – зачётный урок;
КУ – комбинированный урок;
ЛУ – лабораторный урок;
УПЗУ – урок применения знаний и умений;
УК – урок контроля.
Форма промежуточной аттестации
Специфика обучения в вечерней школе предполагает, что обучающиеся не всегда присутствуют на занятиях, но получить оценку они могут, сдав необходимые зачеты и выполнив контрольные работы. Таким образом, возникает настоятельная необходимость наличия системы контролирующих заданий, позволяющих определить уровень знания обучающегося и оценить эти знания.
Различают несколько видов контроля: текущий, периодический, итоговый, самоконтроль.
Текущий контроль используется после каждого урока для оценивания уровня усвоения материала классом.
Периодический контроль будет использоваться по итогам изучения отдельной темы.
Итоговый контроль осуществляется по итогам полугодия, года, а также как итоговая аттестация при завершении курса.
Основные требования к уровню знаний:
- при текущем контроле проверке подлежат лишь вопросы, затронутые на предыдущем занятии;
- при тематическом контроле проверке подлежат знания, зафиксированные необходимыми нормативными документами;
- итоговый контроль осуществляется при переходе с одной ступени на другую и предполагает наличие необходимого минимума знаний для дальнейшего обучения.
Оценка знаний учащихся:
Исходя из поставленных целей и возрастных особенностей, учащихся необходимо учитывать:
- правильность и осознанность изложения материала, полноту раскрытия понятия и закономерностей, точность употребления предметной терминологии;
- самостоятельность ответов;
- логичность, доказательность в изложении материала;
- степень сформированности интеллектуальных, общеучебных, специфических умений.
Оценка устных ответов:
Отметка "5" - ответ полный, отражающий основной материал курса; правильно раскрыто содержание понятий, закономерностей, взаимосвязей и конкретизация их примерами; правильное использование таблиц и других источников знаний; ответ самостоятельный, с опорой на ранее приобретенные знания.
Отметка "4" - ответ удовлетворяет ранее названным требованиям, он полный, правильный; есть неточности в изложении основного материала или выводах, легко исправляемые по дополнительным вопросам учителя.
Отметка "3" - ответ правильный, ученик в основном понимает материал, но нечетко определяет понятия и закономерности; затрудняется в самостоятельном объяснении взаимосвязей, непоследовательно излагает материал, допускает ошибки в использовании таблиц при ответе.
Отметка "2" - ответ неправильный; не раскрыто основное содержание учебного материала, не даются ответы на вспомогательные вопросы учителя, грубые ошибки в определении понятий.
Оценка письменных работ:
Отметка "5" - учащийся правильно выполнил работу, с соблюдением необходимой последовательности, самостоятельно сформулировал цель и выводы, в отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы.
Отметка "4" - учащийся правильно сформулировал цель, но допускает одну - две несущественные ошибки, допустил небольшие неточности в описании результатов работы.
Отметка "3" - за правильное выполнение действий и выводы, в ходе проведения работы были допущены ошибки, недостаточная самостоятельность при применении знаний.
Отметка "2" - учащийся не может провести необходимые наблюдения и опыты даже с помощью учителя, результаты работы не позволяют сделать правильный вывод, отсутствие умения делать вывод, логически грамотно описывать наблюдения.
Оценивание тестов.
Результаты тестов оцениваются отметкой:
"5" за 90-100% правильных ответов
"4" за 75-89%
"3" за 60-74%
"2" за 59 и менее.
Изменения в программе:
Все лабораторные работы проводятся как элемент урока с использованием ИКТ – ресурсов.
Демонстрационные работы так же осуществляются с использованием ИКТ – ресурсов.
Практические работы проводятся как элемент урока.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

УР. п/п НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛА, ТЕМЫ КОЛ-ВО УРОКОВ
Раздел 1. Строение и свойства живого организма. (10 часов) 1 Тема 1.1. Основные свойства живых организмов. 1
2 Тема 1.2. Химический состав клетки. 1
3,4 Тема 1.3. Строение растительной и животной клетки. 2
5,6 Тема 1.4. Ткани растений и животных. 2
7-10 Тема 1.5. Органы и системы органов растений и животных. 4
11 Зачёт №1 «Строение живых организмов» 1
Раздел 2. Жизнедеятельность организма. (18 часов) 12-14 Тема 2.1. Питание и пищеварение 3
15,16 Тема 2.2. Дыхание. 2
17,18 Тема 2.3. Передвижение веществ в организме. 2
19,20 Тема 2.4. Выделение. 2
21 Тема 2.5 Опорные системы. 1
22 Тема 2.6. Движение. 1
23, 24 Тема 2.7. Регуляция процессов жизнедеятельности 2
25-27 Тема 2.8. Размножение. 3
28,29 Тема 2.9. Рост и развитие. 2
30 Зачёт №2 «Жизнедеятельность организмов» 1
Раздел 3. Организм и среда. (2 часа) 31 Тема 3.1. Среда обитания организмов. Факты среды. 1
32 Тема 3.2. Природные сообщества. 1
33 Зачёт №3 «Организм и среда» 3
Резерв 3
ИТОГО 36
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Раздел 1. Строение и свойства живого организма. (10 часов)
Биология – наука о живой природе. Роль биологии в практической деятельности людей. Признаки живых организмов, их появление у растений, животных, грибов и бактерий: клеточное строение, особенности химич. состава, обмен в-в и превращение энергии, рост, развитие, раздражение, раздражимость, приспособленность к среде обитания.
Особенности химического состава живых организмов. Неорганические и органические вещества и их роль в организме.
Строение клетки. Клетка растений, животных. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы, органоидов. Хромосомы, их значение. Гомологичные хромосомы. Вирусы – неклеточная форма жизни. Различия вы строении растительной и животной клеток.
Ткани, органы, системы органов, их взаимосвязь как основа целостности многоклеточного организма.
Особенности строения и жизнедеятельности органов, организма. Взаимосвязь клеток, тканей, органов – основа целостности растительного организма. Строение растительного организма на примере покрытосеменных растений.
Особенности строения и жизнедеятельности органов, систем органов животных, их взаимосвязь как основа целостности организма. Строение организма животного: системы органов(пищеварительная, кровеносная, дыхательная, выделительная, опорно-двигательная, нервная, эндокринная, размножения), их строение и функции.
Л. Р. № 1 «Строение растительной клетки»
Л. Р.№ 2 «Строение животной клетки»
Л. Р. № 3 «Определение состава семян»
Л. Р. № 4 «Ткани животных»
Л.Р. № 5 «Корневые системы»
Л.Р. № 6 «Строение почки»
Л.Р. № 7 «Простые и сложные листья»
Л. Р. № 8 «Строение цветка»
Л. Р. №9 «Строение семени»
Зачёт №1 «Строение живых организмов» - 1час
Раздел 2. Жизнедеятельность организма. (18 часов)
Сущность понятия «питание». Особенности питания растительного организма. Почвенное и воздушное питание.
Особенности питания животных. Пищеварение и его значение. Особенности строения пищеварительных систем животных.
Значение дыхания. Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в процессе дыхания растений. Органы дыхания животных
Передвижение веществ в растительном организме.
Особенности переноса веществ в организмах животных. Кровеносная система, ее строение и функции.
Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов, продукты выделения у растений и животных. Выделение у растений. Основные выделительные системы у животных.
Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений. Опорные системы животных.
Признаки живых организмов: движение, их проявления. Значение двигательной активности. Механизмы, обеспечивающие движение. Приспособленность к передвижению в разных средах обитания. Движение одноклеточных и многоклеточных организмов. Двигательные реакции растений.
Жизнедеятельность растений и животных. Координация и регуляция процессов жизнедеятельности. Раздражимость. Рефлекс. Нервная система, особенности ее строения. Эндокринная система, ее роль в регуляции процессов жизнедеятельности. Железы внутренней секреции. Ростовые вещества. Регуляция жизнедеятельности животных, их поведение.
Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных (деление простейших, почкование гидры). Бесполое размножение растений. Половое размножение организмов. Особенности полового размножения животных. Органы полового размножения животных. Оплодотворение.
Половое размножение растений. Размножение растений семенами. Цветок как орган полового размножения. Соцветия. Опыление. Двойное оплодотворение. Образование плодов и семян.
Рост и развитее растений. Индивидуальное развитие. Распространение плодов и семян. Состояние покоя, его значение в жизни растений. Условия прорастания семян. Питание и рост проростков.
Особенности развития животных. Развитие зародыша (на примере ланцетника), постэмбриональное развитее животных. Прямое и непрямое развитие.
Л. Р. № 10 «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю»
Л. Р. № 11 «Строение костей»
Л. Р. № 12 «Движение инфузории – туфельки»
Л. Р. № 13 «Условия прорастания семян»
Л. Р. № 14 «Непрямое развитие насекомых»
Зачёт №2 «Жизнедеятельность организмов» - 1 час
Раздел 3. Организм и среда. (2 часа)
Среда обитания. Факторы среды. Влияние факторов неживой природы (температура, влажность, свет) на живые организмы. Взаимосвязь живых организмов.
Природное сообщество и экосистема. Структура и связи в природном сообществе. Цепи питания.
Зачёт №3 «Организм и среда» - 1 час
Резерв -3 часа – Закрепление знаний по пройденному материалу.
Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса
В результате изучения курса ученик должен
знать/понимать
• признаки биологических объектов: клеток и организмов растений, грибов и бактерий, животных.
• сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма,
уметь
• объяснять: роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды;
• изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений, животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
• распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, на живых объектах и таблицах органы цветкового растения и животных, растения разных отделов, животных разных таксономических групп; наиболее распространенные растения своей местности, культурные растения, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения; животных своего края, значение животных разных таксономических групп в природе и жизни человека.
• выявлять приспособления организмов к среде обитания;
• сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
• определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
• анализировать и оценивать влияние собственных поступков на живые организмы;
• проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями, грибами;
• оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями;
• соблюдения правил поведения в окружающей среде;
• выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними, значение с/х пород
животных в жизни человека.
Данные об авторе
Гизбрехт Юлия Владимировна
МБОУ «Всесвятская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа», учитель химии и биологии
МБОУ «Всесвятская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа»
Утверждаю
Директор ВСШ
А.В. Третяков _____________
«___»________________201__г.
Тематическое планирование по биологии
КЛАСС: 6
УЧИТЕЛЬ: ГИЗБРЕХТ ЮЛИЯ ВЛАДИМИРОВНА
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
1 полугодие 2 полугодие
Всего 25,5 В неделю 1,5 Плановых уроков 17 Зачётных уроков 8,5 Зачётных тестов 1 2
планирование составлено на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 6 класса «Биология. Живой организм» автора Н.И.Сонина (Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение.5 класса. Биология 6-11 классы. – М.: Дрофа, 2010г.)
Учебник – «Биология. Живой организм» 6 класс: Учеб. для общеобразоват. учреждений/Н.И.Сонин. – 5-е изд., стереотип. - М.:Дрофа, 2011. -174,(2)с.:ил.
№ УРОКА П/П ТЕМА УРОКА
№ УРОКА ПО ТЕМЕ Тип урока ЭЛЕМЕНТЫ СОДЕРЖАНИЯ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ, КОНТРОЛЬ
Раздел 1. Строение и свойства живого организма. (10 часов)
1 Тема 1.1. Основные свойства живых организмов. 1 УИНМ Биология – наука о живой природе. Роль биологии в практической деятельности людей. Признаки живых организмов, их появление у растений, животных, грибов и бактерий: клеточное строение, особенности химич. состава, обмен в-в и превращение энергии, рост, развитие, раздражение, раздражимость, приспособленность к среде обитания Знать: разнообразие живых организмов на Земле; их сходство; значение живых организмов в живой и неживой природе и жизни человека; отличие живых существ от тел неживой природы; признаки живых организмов; различия между растениями и животными.
Уметь: объяснять значение живых организмов в живой и неживой природе и жизни человека; отличие живых существ от тел неживой природы; различия между растительным и животным миром; обмен веществ и все процессы жизнедеятельности живого организма;
называть царства живой природы. беседа,
                           фронтальный опрос
                            индивидуальный опрос
работа по карточкам
2 Тема 1.2. Химический состав клетки. 1 УИНМ Особенности химического состава живых организмов. Неорганические и органические вещества и их роль в организме.
Л. Р. № 3 «Определение состава семян» Знать: что в восстав живых организмов входят атомы многих хим. элементов; что больше всего в живых организмах содержится атомов: водорода, углерода, азота, кислорода; что большую часть массы живых организмов составляет вода; в состав живых организмов входят неорганич. и органич. в-ва; белки являются важнейшим строит. материалом для живых организмов; в состав белков входят: углерод, кислород, водород, азот; в состав углеводов входят: углерод, кислород, водород; что углеводы являются основным «топливом» для живых организмов, что некоторые специальные углеводы являются строит. материалом, в состав жиров входят углерод, водород, фосфор, но не входит азот; что жиры используются в качестве строит. материала и как «топливо»; нуклеиновые кислоты обеспечивают хранение и передачу наследственных задатков потомкам.
Понимать: что одни и те же атомы могут входить в состав как живых организмов, так и не живых тел; соотношение атомов разных элементов может отличаться.
Различать: неорганические и органические вещества клетки.
Называть: неорганические и органические вещества клетки, их роль в процессе жизнедеятельности организма..
1. «Ответь-ка!»
2. Тест «Верно ли?»
3. Составление схемы
4. Анализ диаграмм и рисунков учебника
5. Постановка опытов
6. Сам. работа с текстом учебника и в тетради
7. Заполнение таблицы
8. «Побеседуем?!»
9.«Знаешь – ответь»
ИКТ – рес.
3,4 Тема 1.3. Строение растительной и животной клетки. 1, 2 КУ Строение клетки. Клетка растений, животных. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы, органоидов. Хромосомы, их значение. Гомологичные хромосомы. Вирусы – неклеточная форма жизни. Различия вы строении растительной и животной клеток.
Л. Р. № 1 «Строение растительной клетки»
Л. Р.№ 2 «Строение животной клетки» Знать: что живые организмы состоят из клеток(кроме вирусов) клетки бывают двух типов: ядерные и безъядерные; органоиды клетки(цитоплазма, ядро, мембрана, плазматическая мембрана, ЭПС, митохондрии, хлоропласты, лизосомы, хромосомы) какую работу они выполняют.
Понимать; что наследственные задатки у эукариот находятся в хромосомах, а хромосомы в ядре; что клетки прокариот не имеют ядра, митохондрий, хлоропластов, лизосом и не способны к фагоцитозу и внутриклеточному перевариванию пищи.
Распознавать и описывать: основные части и органоиды клетки животных.
Рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать клетки живых организмов.
Сравнивать клетки растительного и животного организмов и делать выводы на основе сравнения 1. «Ответь-ка»
2. Выполнение лабораторной работы
3. Анализ рисунков и таблиц
4. Словарная работа
5. «Сравним!»
6. Тест «Проверь себя»
ИКТ – рес.
5,6 Тема 1.4. Ткани растений и животных. 1, 2 КУ Ткани, органы, системы органов, их взаимосвязь как основа целостности многоклеточного организма.
Л. Р. № 4 «Ткани животных» Знать: что такое «ткань»; что в состав тканей могут входить клетки и внеклеточное вещество; как устроены покровная, механическая, проводящая и основная ткани сосудистых растений и какую роль они играют в растительном организме; как устроены разные типы тканей, какую роль они играют в организме животного; чем отличаются мышечные ткани.
Называть: типы тканей растений; функции тканей растений; типы и функции тканей животных.
Различать: типы тканей растений и животных.
Понимать: что одни и те же ткани могут быть в разных органах растений и животных, что зародыш растения состоит из образовательной ткани. 1. Тест «Проверь себя»
2. Словарная работа
3. Заполнение таблицы.
4. Сам. работа с учебником и в тетради.
5.Выполнение лабор. работы.
ИКТ – рес.
7-10 Тема 1.5. Органы и системы органов растений и животных. 1-4 КУ Особенности строения и жизнедеятельности органов, организма. Взаимосвязь клеток, тканей, органов – основа целостности растительного организма. Строение растительного организма на примере покрытосеменных растений.
Особенности строения и жизнедеятельности органов, систем органов животных, их взаимосвязь как основа целостности организма. Строение организма животного: системы органов(пищеварительная, кровеносная, дыхательная, выделительная, опорно-двигательная, нервная, эндокринная, размножения), их строение и функции.
Л.Р. № 5 «Корневые системы»
Л.Р. № 6 «Строение почки»
Л.Р. № 7 «Простые и сложные листья»
Л. Р. № 8 «Строение цветка»
Л. Р. №9 «Строение семени» Знать: что орган – это обособленная часть организма, выполняющая определенную работу (функцию); что вегетативными органами высокоразвитого растения являются корень и побег; строение и функции и виды корневой системы; строение и функции корневых волосков. Понятия «побег», «вегетативные органы»; чем простые листья отличаются от сложных, строение и функции стебля. что цветок – орган полового размножения покрытосеменных растений; строение цветка и его главные части; что в пестике находится семязачаток, из которого в дальнейшем развиваются семена; что плоды образуются из завязи песика.
строение и функции органов и систем органов животных; понятия «орган», «система органов».
Уметь: давать определение понятиям ткань, орган, репродуктивные органы.
Называть: органы цветкового растения; типы корневых систем, их роль в жизни растения. Органы, системы органов и их функции животных.
Распознавать и описывать: на таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных.
Изучать: биологические объекты – органы цветкового растения.
Находить в тексте и других источниках информацию об органах и системах органов животных. 1. Индив. работа по карточкам
2. Словарная работа
3. Анализ рисунков и таблиц
4. Сам. работа с текстом учебника и в тетради
5. Составление схем
6. «Выполни-ка!»
7. Решение кроссворда
8. Биологический диктант.
ИКТ – рес.
11 Зачёт №1 «Строение живых организмов» 1 УК Тестовые задания Раздел 2. Жизнедеятельность организма. (18 часов)
12-14 Тема 2.1. Питание и пищеварение 1,2,3 УИНМ
УПЗУ Сущность понятия «питание». Особенности питания растительного организма. Почвенное и воздушное питание.
Особенности питания животных. Пищеварение и его значение. Особенности строения пищеварительных систем животных.
Знать: что в результате фотосинтеза у растений образуются углеводы и выделяется кислород; что такое «пищеварение»; что росянка ловит насекомых не для того чтобы получить из них органические вещества, а для того чтобы получить азот и фосфор.
Понимать: что для всех организмов необходимо поступление энергии из окр. среды; что растение может создавать орг. вещества; что источником энергии для создания растениями орг. в-в из неорганических является солнечная энергия.
Уметь: давать определения понятиям: питание, почвенное питание, фотосинтез.
Описывать: сущность биологич. процессов: почвенного питания, воздушного питания – фотосинтеза.
Объяснять: значение почвенного и воздушного питания в жизни растений; значение фотосинтеза для жизни на Земле.
Характеризовать: роль листа в процессе фотосинтеза.
Использовать: приобретенные знания и умения для выращивания культурных р Знать: что животные не способны к процессу фотосинтеза и органические вещества получают вместе с пищей; понятия «продуценты», «редуценты», «консументы», «растительноядное животное», «хищник», «паразит», «пищеварение»; что белки, жиры и углеводы перевариваются под действием пищеварительных ферментов, выделяемых организмом.
Понимать: что для всех организмов необходимо поступление энергии из окр. среды; что источником энергии для жизнедея-ти животного является дыхание.
Уметь: давать определение понятиям: питание.
Описывать: сущность биологич. процессов: питание животных, пищеварение.
Называть: органы пищеварительной системы животных и узнавать их на рисунках; особенности строения пищеварительных систем животных.
Приводить: примеры травоядных, хищных животных, трупоедов, симбионтов, паразитов.
Сравнивать: процессы пищеварения у разных групп животных и делать выводы на основе сравнения. астений, ухода за ними.
1. «Подумай и ответь!»
2. Словарная работа
3. Составление схем
4. Анализ рисунков и таблиц
5. «Знаешь – ответь»
6. Решение биологических задач
7. Тест «Верно – ли?»
ИКТ
15,
16 Тема 2.2. Дыхание. 1,2 КУ Значение дыхания. Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в процессе дыхания растений. Органы дыхания животных Знать: каким образом газы поступают в растение и выводятся из него.
Понимать: что словом «дыхание» обозначают два совершенно разных способа: а) расщепление органических веществ в клетках с участием кислорода; б) доставку кислорода в кровь или непосредственно клетками и удаление углекислого газа в окружающую среду; что в живых организмах дышат только клетки, а не неклеточное вещество; источником энергии для растения является не фотосинтез, а дыхание; фотосинтез является источником энергии для образования крахмала.
Уметь: давать определение понятию «дыхание».
Описывать: сущность биологического процесса – дыхания.
Характеризовать: особенности дыхания у растений; роль органов в процессе дыхания.
Использовать: приобретенные знания для выращивания растений.
Характеризовать: особенности дыхания у животных; роль дыхания в жизни животных.
Понимать: что словом «дыхание» обозначают два совершенно разных способа: а) расщепление орг. в-в в клетках с участием кислорода; б) доставку кислорода в кровь или непосредственно клетками и удаление углекислого газа в окр. среду; что в живых организмах дышат только клетки, а не неклеточное вещество; принцип строения органов дыхания. 1. «Ответь-ка!»
2. Тест «Выбери-ка!»
3. «Вспомни-ка»
4. Словарная работа
5. Составление таблиц
6.«Подумай и ответь»
7. Сам. работа с текстом учебника и в тетради
8. Анализ рисунков и таблиц.
ИКТ
17,
18 Тема 2.3. Передвижение веществ в организме. 1,2 --//-- Передвижение веществ в растительном организме.
Особенности переноса веществ в организмах животных. Кровеносная система, ее строение и функции.
Л. Р. № 10 «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю» Знать: что, куда и по каким структурам движется в растении.
Понимать: что корень работает как насос, закачивающий воду с растворенными минеральными солями.
Описывать: сущность процесса переноса веществ в растении, его значение.
Характеризовать: особенности переноса воды, минеральных и органических веществ в растении
Знать: что кровь переносит питательные вещества и вещества, которые нужно удалить из организма; гормоны; что кровь состоит из плазмы и клеток крови; кислород переносится кровью; строение сердца.
Понимать: принцип работы сердца, роль крови в переносе веществ в организме.
Описывать: сущность процесса переноса веществ в организме животного, его значение.
Называть: органы кровеносной системы и узнавать их на рисунках; функции органов кровеносной системы; состав крови, ее функции; типы кровеносных систем.
Приводить примеры: животных с разными типами кровеносных систем.
Характеризовать: особенности транспорта веществ у животных. 19,
20 Тема 2.4. Выделение. 1,2 --//-- Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов, продукты выделения у растений и животных. Выделение у растений. Основные выделительные системы у животных Знать: что многие живые организмы должны поддерживать стабильную концентрацию в организме; основные способы с помощью которых растения решают проблемы выделения азотистых отходов.
Принимать: принципы работы выделительной системы.
Описывать: сущность процесса выделения у животных организмов, его значение.
Находить: в тексте учебника и других источниках информацию о выделение у растений и животных.
Называть: органы выделения у растений, органы выделения различных животных и узнавать их на таблицах.
Характеризовать: особенности процесса выделения у растений, у животных. 1. «Знаешь – ответь»
2. Составление таблиц
3. Тест «Выбери-ка»
4. Составление схем
5. Слов. работа
6. «Выполни – ка»
ИКТ
21 Тема 2.5 Опорные системы. 1 --//-- Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений. Опорные системы животных.
Л. Р. № 11 «Строение костей» Понимать: как построены опорные системы у растений.
Описывать: строение и разнообразие опорных систем и узнавать их на таблицах и рисунках
Называть: значение опорных систем в жизни растений.
Знать: у кого скелет наружный, у кого внутренний; что скелет позвоночных может состоять из кости и хряща; что такое сухожилие.
Понимать: что постоянная форма теле поддерживается скелетом; что части скелета могут быть соединены друг с другом подвижно; что наружный скелет – это не только опора, но и защита.
Называть: значение опорных систем в жизни животных.
Приводить: примеры животных с различными типами опорно-двигательной системы.
Распознавать: на таблицах и рисунках части внутреннего скелета.
Соотносить: строение опорных систем животных с условиями их жизни. 1.Тест «Выбери-ка!»
2. Составление схемы
3. «Выполни!»
ИКТ
22 Тема 2.6. Движение. 1 --//-- Признаки живых организмов: движение, их проявления. Значение двигательной активности. Механизмы, обеспечивающие движение. Приспособленность к передвижению в разных средах обитания. Движение одноклеточных и многоклеточных организмов. Двигательные реакции растений.
Л. Р. № 12 «Движение инфузории – туфельки» Знать: что движение в той или иной форме свойственно большинству живых организмов; принципы устройства жгутиков, ресничек, мышц; как движутся одноклеточные и многоклеточные животные, населяющие разные среды обитания; что такое реактивное движение и его способы; что у растений тоже происходит движение.
Называть: роль движения; способы передвижения животных.
Распознавать и описывать: на таблицах и рисунках органы движения животных
Приводить: примеры животных с разными способами передвижения.
Сравнивать: движения растений и передвижения животных и делать выводы на основе сравнения
Наблюдать: за поведением животных. 1. Тест «Проверь себя»
2. «Вспомним?!»
3. Составление схем
4.Анализ рисунков и таблиц
5. «Знаешь – ответь»
6. Тест «Верно – ли?»
ИКТ
23,
24 Тема 2.7. Регуляция процессов жизнедеятельности 1,2 --//-- Жизнедеятельность растений и животных. Координация и регуляция процессов жизнедеятельности. Раздражимость. Рефлекс. Нервная система, особенности ее строения. Эндокринная система, ее роль в регуляции процессов жизнедеятельности. Железы внутренней секреции. Ростовые вещества. Регуляция жизнедеятельности животных, их поведение. Знать: что любой живой организм реагирует на внешнее воздействие; что такое раздражимость; что такое нервная и эндокринная системы, нервные узлы, брюшная нервная цепочка, спинной и головной мозг, отделы мозга; рефлекс – условный и безусловный.
Понимать: что координация работы всех органов позвоночного животного достигается благодаря согласованной работе нервной и эндокринной систем; что работа нервной системы связана с передачей электрического сигнала из одного места в другое; что работа эндокринной системы связана с выделением в кровь сигнальных веществ – гормонов.
Давать: определения понятиям: раздражимость, рефлекс.
Распознавать и описывать: на таблицах и рисунках основные отделы и органы нервной системы.
Называть: системы, обеспечивающие координацию и регуляцию процессов жизнедея-ти у животных; принципы работы нервной системы; типы нервных систем у животных; роль эндокринных желез в регуляции жизнедея-ти позвоночных; роль ростовых веществ в регуляции жизнедеятельности растений.
Приводить: примеры животных с разными типами нервной системы
Наблюдать: за поведением животных.
Использовать: приобретенные знания и умения для выращивания культурных растений, уход за ними. 1. Работа по вариантам
2. «Вспомним!»
3. Составление схемы
4. Словарная работа
5. Анализ таблиц и рисунков
6. «Выполни-ка»
ИКТ
25-27 Тема 2.8. Размножение. 1,2,3 --//-- Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных (деление простейших, почкование гидры). Бесполое размножение растений. Половое размножение организмов. Особенности полового размножения животных. Органы полового размножения животных. Оплодотворение.
Половое размножение растений. Размножение растений семенами. Цветок как орган полового размножения. Соцветия. Опыление. Двойное оплодотворение. Образование плодов и семян. Знать: что размножение – свойство, присущее всем живым организмам; размножение бывает половое и бесполое; какие формы бесполого размножения существуют; почкование; что каждая спора представляет собой одну клетку.
Понимать: что при бесполом размножении вновь образовавшийся организм получает наследственные задатки только одного родителя; что деление клетки на две равные части – наиболее простая форма бесполого размножения.
Называть: значение размножения; виды размножения; формы бесполого размножения у растений и животных; органы вегетативного размножения растений.
Приводить примеры: организмов, для которых характерно бесполое размножение.
Описывать: сущность бесполого размножения. Сущность полового размножения; органы полового размножения животных; женские и мужские половые клетки. Строение цветка как органа полового размножения; сущность полового размножения у растений (двойное оплодотворение).
Использовать: приобретенные знания и умения для выращивания культурных растений, ухода за ними.
Знать: что половое размножение свойственно большинству живущих на Земле организмов; что при половом размножении потомок получает наследственные задатки от двух родителей; оплодотворение – слияние половых клеток; яйцеклетки, сперматозоиды, зигота; животные бывают обоеполые и раздельнополые; партеногенез.
Понимать: половое размножение – это размножение, в результате которого появляется потомство, содержащее наследственные задатки двух родительских организмов; что оплодотворение (слияние ядер) должно предшествовать появление двух ядер разного происхождения в одной клетке, что ядра половых клеток многоклеточных животных образуется в результате мейоза, способы опыления и их значение, достоинства и недостатки. Суть чередования бесполого и полового размножения у растений.
Давать: определения понятиям: размножение, гамета, оплодотворение, зигота, самоопыление, спора.
Знать: особенности полового размножения низших и высших растений, что такое спора, заросток, голосеменные и покрытосеменные растения.
Уметь: приводить примеры голосеменных и покрытосеменных растений.
Называть: значение полового размножения, органы полового размножения растений.
Использовать: полученные знания для выращивания культурных растений, уход за ними. 1. «Ответь-ка!»
2. «Знаешь – ответь»
3. Словарная работа
4. Анализ таблиц и рисунков
5. Заполнение таблицы
6. Составление схемы
7. «Выполни-ка»
8. Сам. работа с учебником и в тетради.
28,
29 Тема 2.9. Рост и развитие. 1,2 --//-- Рост и развитее растений. Индивидуальное развитие. Распространение плодов и семян. Состояние покоя, его значение в жизни растений. Условия прорастания семян. Питание и рост проростков.
Особенности развития животных. Развитие зародыша (на примере ланцетника), постэмбриональное развитее животных. Прямое и непрямое развитие.
Л. Р. № 13 «Условия прорастания семян»
Л. Р. № 14
«Непрямое развитие насекомых» Знать: что закономерные изменения происходят с живыми организмами в течение всей его жизни называется инд. развитием; что в результате многократных делений зиготы образуется зародыш нового растения; что у подавляющего большинства семенных растений семя отпадает с растения только после того как в нем разовьется зародыш; основные способы распространения плодов и семян; что у большинства растений рост продолжается в течение всей жизни.
Понимать: что новое растение образуется в конечном итоге из зиготы; что у покрытосеменных растений семена находятся в плодах; что опавшие семена могут длительное время находится в состоянии покоя; что семена начинают прорастать только в благоприятных условиях.
Давать: определение понятию – инд. развитие.
Распознавать и описывать: на таблицах части цветка, семена двудольных и однодольных растений; типы плодов.
Называть: роль семян и плодов в жизни растений; способы распространения семян; условия среды, необходимые для формирования и прорастания семян.
Наблюдать: за ростом и развитием растений.
Использовать: полученные знания и умения для выращивания культурных растений, ухода за ними.
Знать: что новое животное развивается из зиготы; что такое бластула, гаструла, эктодерма, энтодерма, мезодерма, прямое и непрямое развитие.
Понимать: что изм-е формы зародыша происходи за счет деления клеток, непропорционального роста разных частей зародыша и движения клеток; роль личинок в расселении малоподвижных организмов; что сходство зародышей разл. животных свидетельствуют об их историческом родстве.
Уметь: приводить примеры животных с прямым и непрямым развитие.
Называть: этапы развития животных, типы постэмбрионального развития животных.
Описывать: сущность эмбрионального и постэмбрионального развития животных.
Наблюдать: за ростом и развитием животных.
Использовать: полученные знания и умения для выращивания домашних животных, ухода за ними. 1. «Ответь-ка!»
2. Составление схем
3. Словарная работа
4. Анализ рисунков учебника и таблиц
5. Работа с коллекциями
6. Сам. работа с текстом учебника и в тетрадях.
30 Зачёт №2 «Жизнедеятельность организмов» 1 УК Тестовые задания Раздел 3. Организм и среда. (2 часа)
31 Тема 3.1. Среда обитания организмов. Факты среды. 1 КУ Среда обитания. Факторы среды. Влияние факторов неживой природы (температура, влажность, свет) на живые организмы. Взаимосвязь живых организмов. Знать: что живые организмы тесно связаны друг с другом и неживой природой, экологические факторы среды; чем питаются растения, и кто питается ими, чем питаются животные; симбиоз.
Понимать: что животные организмы тесно связаны друг с другом и неживой природой; какие факторы можно считать условиями, а какие ресурсами; экологические факторы; как эти факторы действуют в природе.
Давать: определения понятиям: среда обитания, экология, экологические факторы.
Называть: виды экологических факторов; типы взаимоотношений организмов.
Приводить примеры: факторов неживой природы, их влияние на живые организмы, приспособлений организмов к действию экологических факторов.
Приводить примеры: взаимосвязей живых организмов.
Использовать: приобретенные знания и умения для выращивания культурных растений и домашних животных и ухода за ними. 1. «Вспомним?»
2. Словарная работа
3. «Подумай и ответь»
4. Составление схемы
5. Сам. работа с текстом учебника и в тетради
6. «Поиграем?»
7. «Ответь-ка»
ИКТ
32 Тема 3.2. Природные сообщества. 1 КУ Природное сообщество и экосистема. Структура и связи в природном сообществе. Цепи питания. Понимать: что такое природное сообщество, уметь приводить примеры; что опр. виды живых организмов могут жить лишь в опр. сообществах; что природное сообщество тесно связано с неживой природой, образует экосистему; что в любой экосистеме можно выделить три группы организмов: продуценты, консументы, редуценты; что такое цепи питания.
Уметь: приводить примеры продуцентов, консументов, редуцентов; составлять цепи питания.
Давать: определение понятиям: природное сообщество, экосистема, цепи питания.
Называть: три группы организмов в экосистеме.
Приводить примеры: природных сообществ, продуцентов.
Объяснять: взаимосвязь организмов и окр. среды.
Проводить: сам. поиск информации о состоянии природных сообществ.
Анализировать и оценивать: последствия дея-ти человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы в экосистемах. 1. Фронтальный опрос
2. Словарная работа
3. Составление схем
4. Сам. работа с текстом учебника и в тетради
5. Тест «Проверь себя»
6. Работа в группах
7. «Ответь-ка»
ИКТ
33 Зачёт №3 «Организм и среда» 1 УК Тестовые задания РЕЗЕРВ 3 Темы зачётных уроков:
Первое полугодие:
Химический состав клетки. – 1 час
Строение растительной и животной клетки. – 1 час
Ткани растений и животных. – 1 час
Органы и системы органов растений и животных. – 2 часа
Питание и пищеварение. – 2 часа
Дыхание. – 1 час
Передвижение веществ в организме. – 0,5 часа
Второе полугодие:
Передвижение веществ в организме. -
Выделение. -
Опорные системы. -
Движение. -
Регуляция процессов жизнедеятельности. -
Размножение. -
Рост и развитие. -
Жизнедеятельность организмов. -