Доклад: Развитие успешного обучения через самостоятельную работу


«Развитие успешного обучения через самостоятельную работу»
«…Самое мудрое правило воспитания – вера в ребенка.
Ребенок не объект воздействия взрослого, а равноправный субъект совместной деятельности, сотрудничества и творчества .»
Школа является основным звеном в системе образования, где должны воспитываться люди с творческим мышлением и общечеловеческой моралью.
В настоящее время научно обоснованным можно признать постулат о том, что цель педагогической деятельности в школе – это развитие нравственной творческой личности в процессе усвоения основных закономерностей и методов культуры, свободной личности в выборе дальнейшего пути.
Как заметил философ, образование это то, что остается в сознании ученика, когда все выученное забыто .Что должно остаться в голове ученика ? Совершенно верно – творческие умения, необходимые для самостоятельной познавательной и практической деятельности, и убеждение в том, что любая деятельность должна отвечать моральным нормам.
(Слайд №2) В настоящее время в Республике Казахстан идет становление новой системы образования, которое ориентировано на существенные изменения в педагогической теории и практике. Приход ребенка в школу вносит в жизнь детей существенные изменения.
(Слайд №3) 1 Особое внимание в начальных классах уделяется возрастным особенностям. Использование методик и технологий, адекватных возрасту помогают устранять перегрузки. Это физминутки , загадки , пословицы, стихотворения.
Например: 1класс. Шуточная игра «Бил – бил – не разбил.»Жили себе старик да старуха,
И была у них курочка ряба.
Снесла уточка яичко:
Яичко не простое –
Серебряное.
Старик бил – бил-
Не разбил,
Старуха била – била-
Не разбила.
Слониха бежала,
Носиком махнула:
2 Эхо – загадки ( какие слова спрятались.)
Бусы, дудочки, шутка, черемуха.
(Слайд №4) Игра – это естественная для ребенка и гуманная форма обучения.
Педагогическая игра обладает существенным признаком, а именно: четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом. Сюжетно – ролевые игры отражают впечатления младших школьников об окружающей их жизни. Свобода, самостоятельность, самоорганизация в творческих играх детей проявляется с особой полнотой. Поддерживать интерес к учебе помогают наглядные пособия, известные герои сказок, мультфильмов. Особое внимание этому уделяется в 1 и 2 классе. В 3 и 4 классе также используются различные приемы и методы работы, которые способствуют улучшению усвоения изучаемого материала. В этих классах дети могут совмещать игру с самостоятельной работой.
Например: игра « Чей хвост длиннее.»( составить цепочку слов, новое слово начинается на последний слог предыдущего слова.)
Рыба, батон, тонна….
Игра « Обгонялки.» Запишите слова, в которых букв больше , чем звуков. ( пальто, коньки. )…..
С учетом взросления школьников много внимания уделяю самостоятельной работе.
(Слайд №5) На уроках познания мира после изучения темы готовят вопросы на ответы и работая в паре составляют план по теме. Таким образом лучше усваивается тема урока. Более сильная группа учащихся готовит дополнительный материал по теме, используя интернет, энциклопедию.( 4 класс.) В начальных классах очень сильно заметна межпредметная связь. В первом классе ,когда дети еще недостаточно хорошо читают необходимо так готовить урок, чтобы они сами делали вывод , используя свой пусть небольшой жизненный опыт.
Творческие задания для раскрытия индивидуальных способностей учащихся
Такие творческие задания можно выполнять на уроках чтения, окружающего мира, русского языка. Мы с ребятами называем эти занятия «Мастерская». Предлагаем образцы некоторых из них.
Задание 1
- Вы знаете, что бывает разное время суток. А какие времена года вы знаете? Попробуйте изобразить на рисунке любое время года. Можете нарисовать просто цвета, характерные для того или иного времени года.
осеньзимавесналето
Рассматриваем полученные картинки. Пытаемся обобщить, какие краски преобладают в определенное время года. Это может быть индивидуально для каждого ребенка. Проговариваются и принимаются разные мнения и предложения.
- А теперь попробуем воспроизвести звуки, которые мы слышим летом. А весной? Осенью? Зимой?
- Чем различаются эти звуки? Какие звуки мы можем слышать круглый год? А какие только весной? Только зимой?
- А теперь поиграем в слова. За одну минуту под словом, обозначающим одно из времен года, напишите слова, которые соответствуют ему. Получилось?
- А теперь вспомним слова, подходящие для трех оставшихся времен года. Срок – по одной минуте. У кого больше?
осень зима весна лето
________________________
И много других вариантов.....
Ни один школьный предмет не может конкурировать с возможностями математики в воспитании мыслящей личности. Особое значение математики в умственном развитии отметил еще в 18 веке М И . Ломоносов, утверждавший, что « математику уже затем учить следует, что она ум в порядок приводит.» математика является тем предметом, на материале которого можно проводить целенаправленную работу. Именно этот предмет дает больше возможности проводить самостоятельную работу, работу в паре, в группе. На этих уроках в большей степени можно применять работу консультантов (спикеров ).
(Слайд №6) Дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения
Индивидуализация обучения вызывается тем, что уровень подготовки и развития способностей к учению не у всех школьников одинаков.
25-30 учащихся, собранных вместе только по возрастному принципу без учета их интеллектуальных и индивидуальных способностей, не могут равномерно и одинаково продвигаться вперед в усвоении знаний.
Дифференцированное обучение имеет развивающее (развитие мышления, воображения, памяти, воли) и воспитывающее (воспитание мировоззрения, интереса к знаниям, чувства ответственности, товарищества) назначение.Дифференцированное обучение представляет собой форму деления класса на сравнительно одинаковые по уровню обучаемости группы.
Схема структурного анализа класса
1-я группа учащихся ведет работу с материалом большой сложности, требующим умения применять знания в незнакомой ситуации и самостоятельно творчески подходить к решению учебных задач.
2-я группа – учащиеся со средними способностями. Эта группа учащихся выполняет задания первой группы, но с помощью учителя или опорных схем, или после разъяснений сильными учащимися.
3-я группа – учащиеся с низкими способностями. Эта группа учащихся требует точного ограничения учебных заданий, большого количества тренировочных работ и дополнительных разъяснений нового на уроке.
(Слайд №7) Элементы интегрирования
Дифференциация и интеграция проникают достаточно интенсивно в начальную школу, где роль интегрирующего звена сегодня осуществляет сам учитель, который и обучает, и воспитывает детей.
На одному из уроков говорю, что сегодня в гости к ребятам пришли животные.
Зайка (обращается к ребятам)
Я зайка-попрыгайкаИ морковки поедайка,
По четыре съел 5 раз.
Сколько это? Скажет кто из вас?
Ученик. В наших лесах живет заяц-беляк. К зиме он меняет рыжевато-серую шубку на белую, но кончики ушей у него остаются черными. Беляк быстро бегает по снегу, не проваливается в него. Уши у зайца длинные, при опасности встают торчком. Зайцы кормятся ночью. Едят ветки, кору деревьев, грызут капусту и морковь на огородах.
Зайка. Спасибо, что про меня рассказали.
Перед самостоятельной работой «выступает» лягушка.
Лягушка.
Я лягушка-квакушка.
Думаю думу,
Работу вам ищу.
Посмотреть хочу,
Умеете ли вы сами
Справляться с делами.
Вот эти карточки,
Пожалуйста, возьмите
И задание выполните.
Ученик. Лягушка живет в водоемах и во влажных местах леса, луга, сада. Завидев добычу, она быстро выбрасывает язык наружу и насекомые прилипают к нему. Зимой лягушки спят.
Учитель. Оставайся с нами, лягушка-квакушка. Посмотри, как дети будут решать твои задачи и примеры. И т.д.
Включение в урок элементов интегрирования не только является одним из источников новых знаний, но и помогает снять утомляемость учащихся, оживить процесс обучения.
Самостоятельная работа выполняется учащимися при работе с тестами , при выполнении домашней работы, при закреплении изученного материала ,при повторении….
В течении своей педагогической деятельности я работала над несколькими методическими темами и можно сделать вывод, что нельзя акцентировать свое внимание на определенной теме так как все темы тесно связаны между собой.