Практическая направленность уроков физики как средство развития способностей к познавательной и творческой деятельности учащихся

Практическая направленность уроков физики
как средство развития способностей к познавательной
и творческой деятельности учащихся


Одним из руководящих принципов дидактики с первых лет существования этой науки и по настоящее время является принцип связи обучения с жизнью (или связи учебного материала с практикой). В современной дидактике этот принцип называется принципом практической направленности подготовки учащихся. В существующее содержание принципа практической направленности подготовки включены идеи, не позволяющие наилучшим образом подготовить учащихся средних общеобразовательных учебных заведений к жизни. В итоге можно утверждать, что существует противоречие между жизненной потребностью практической направленности подготовки  учащихся и невозможностью удовлетворить эту потребность на основе сложившегося содержания обучения. Существование этого противоречия в настоящее время обуславливает актуальность данной проблемы. Эта проблема актуальна, так как к проблемам качества образования отмечается повышенный интерес во всем мире. А новые жизненные условия выдвигают требования к формированию молодых людей, вступающих в жизнь: они должны быть не только знающими, но мыслящими, инициативными, самостоятельными. Растить именно таких людей – вот заказ нашего общества
Основные цели изучения физики:
- овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать измерительные приборы для изучения физических явлений; планировать и выполнять эксперименты, представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач; выдвигать гипотезы и строить модели, устанавливать границы их применимости.
- применение знаний для объяснения явлений природы, - свойств вещества, принципов работы технических устройств, решения физических задач, самостоятельного приобретения и оценки достоверности информации физического содержания, использования современных информационных технологий для поиска, переработки и предъявления учебной и научно-популярной информации по физике.
- воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества; уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как элементу общечеловеческой культуры; уверенности в необходимости обосновывать позицию, уважительно относиться к мнению оппонента, сотрудничать в процессе совместного выполнения задач; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений.
- использование приобретенных знаний и умений для решения практических, жизненных задач, рационального природоиспользования и защиты окружающей среды, обеспечения безопасности жизнедеятельности человека и общества.
Особенностью физики является то, что она изучает все! Цель – помочь учащимся лучше понять и полюбить интересную, но далеко не легкую науку – физику. Научить задумываться над окружающими явлениями и находить им правильное объяснение. Не углубляясь в сложные математические вычисления или сложные эксперименты, на простых опытах и примерах раскрыть перед учениками физическую картину мира, причины и взаимосвязи явлений окружающей природы. Такое миропонимание необходимо любому образованному человеку независимо от того, какую карьеру он выберет в дальнейшем. Отвечая на вопрос  какие основные идеи заложены в содержание принципа практической направленности подготовки, выделяем следующие аспекты:
1) основной идеей этого принципа является приобретение учащимися знаний и умений, которые потребуются им в будущей жизни; 2) конкретизация знаний и умений, необходимых человеку в современной  жизни.
Для этого была проделана следующая работа:
Уже на первом уроке физики в 7 классе показываем учащимся неразрывную связь физики с жизнью. Говорим о том, что физика, ее явления и законы действуют в мире живой и неживой природы, что имеет весьма важное значение для жизни и деятельности человеческого организма и создания естественных оптимальных условий существования человека на Земле. Приводим примеры неразрывной связи физики и техники: физика дала технике автомобили, тепловозы, кино, телевидение. В свою очередь техника позволила заглянуть в космос и начать его освоение. Ярким примером воплощения в жизнь достижений физической науки является создание современных транспортных средств, таких, как самолеты, автомобили, морские и речные судна, космические ракеты; средства связи с применением спутников Земли; лазерные технологии в промышленности и медицине. На последующих уроках просим ребят объяснять опыты, факты, явления из жизни “научно, грамотно, с точки зрения физики”. Это вначале вызывает некоторые затруднения у учеников, потому что им привычнее: “это так, потому что я это вижу”. Постепенно они понимают, что все, происходящее вокруг, объясняет физика. Здесь место удивлению: сколько в повседневной жизни интересной физики!
Считаем, что на первой ступени изучения физики определяющую роль играют демонстрационный эксперимент, самостоятельное выполнение опытов, понимание физических явлений, наблюдаемых в повседневной жизни, и умение их объяснить.
Ученик, хочет он этого или нет, задумается: как проще провести опыт, где встречался он с подобным явлением на практике, где еще может быть полезно данное явление. Большое значение имеют домашние наблюдения и эксперимент: придумайте способ измерения высоты дерева; исследуйте знак заряда наэлектризованных тел и др. В старших классах учащиеся явно ощущают потребность в систематизации представления о мире. По моему мнению, одной из важнейших педагогических задач учителя в процессе преподавания физики в профильных классах является раскрытие его творческого потенциала, гармонизация видения мира с точки физики. При изучении физики на профильном уровне используем в каждой теме дополнительный материал из истории этой науки или примеры практических применений изученных законов и явлений. ( Приложение 7) Например, при изучении закона сохранения импульса уместно ознакомить ребят с историей развития идеи космических полётов, с этапами освоения космического пространства и современными достижениями. Изучение разделов по оптике и физике атома завершаем знакомством с принципом действия лазера и различными применениями лазерного излучения, включая голографию.
Особого внимания заслуживают вопросы энергетики, включая ядерную, а также проблемы безопасности и экологии, связанные с её развитием. В разделе "Механика" раскрываем вопросы механизации производства; в разделах "Электродинамика" и "Квантовая физика" вопросы электроэнергетики, электрификации. При изучении молекулярно-кинетической теории рассматривается создание материалов с заданными техническими свойствами.
Стараемся сделать учебный процесс более увлекательным и интересным, раскрыть значение получаемых в школе знаний и их практическое применение их в жизни. Решение этих задач вызвало необходимость применения новых педагогических подходов и технологий в современной общеобразовательной школе: обучение в сотрудничестве, исследовательская деятельность учащихся и метод проектов. Так как обществу необходим выпускник, умеющий творчески применить полученные знания на практике и способный к продолжению образования, самообразованию и труду приобщаю детей к проектно - исследовательской деятельности. Проектное обучение создает условия для самореализации школьника, нацеливает его на поиск путей оптимального решения проблемы, развивает у учащихся самостоятельность, творческое отношение к делу, привычку к обучению на протяжении всей жизни, знакомит с методами применения знаний по физике на практике, в быту, технике и на производстве.
В настоящее время исследовательская деятельность учащихся может быть представлена разнообразными формами. Это и физический кружок, и элективные курсы, и научное общество учащихся.
Экспериментальные исследования важны учащимся, которые изучают физику не только на повышенном, но и базовом уровне, поскольку владение исследовательской компетентностью актуально для каждого человека. В каждом ученике живёт страсть к открытиям и исследованиям. Даже ученик, который не очень хорошо учится, обнаруживает интерес к предмету, когда ему удаётся что-нибудь ''открыть экспериментально''. Активный поиск решения поставленной учителем задачи приводит к формированию у учащихся устойчивых познавательных интересов, они охотно работают на уроке и вне урока. Наслаждение самим трудовым процессом (ведь ученик считает себя первооткрывателем) приводит к сознательному выполнению данной работы.
Исследовательская работа возможна и эффективна только на добровольной основе, как и всякое творчество. Поэтому мои принципы: основа каждого занятия должна быть интересна учащемуся, чтобы увлекать его; выполнима, решение её должно быть получено участником исследования; оригинальна, в ней необходим элемент неожиданности, необычности; доступна, т.е. тема должна соответствовать возрастным особенностям учащихся.
Важную роль в усилении практической направленности обучения физики играют экскурсии, так как экскурсии – одно из средств связи преподавания физики с производством. Они дополняют теоретическое обучение, дают учащимся ясное представление о применении физических законов и явлений на производстве. Изучаемые в классе физические законы и явления позволяют понять наблюдаемые во время экскурсии производственные процессы, а эти наблюдения в свою очередь углубляют знания учащихся о законах природы, расширяют их политехнический кругозор, способствуют профориентации учащихся, повышают интерес учащихся к изучаемому материалу, имеют воспитательное значение. Государственный стандарт по физике предусматривает развитие у школьников умений описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств.
Поскольку одно из важных направлений реформы школы – усиление практической направленности преподавания, которое для физики выражается, в частности, в том, что не менее 30% всех уроков должно быть отведено проработке учебного материала путём решения задач, выполнения лабораторных работ и практикума, а также повторения и обобщения материала. Это очень серьёзный потенциал в производственной и профориентационной подготовке школьников. Успешное выполнение их предполагает овладение учащимися первоначальными практическими умениями и навыками.
В работе обращаем внимание на практические умения, формирование которых предусмотрено программой, а именно:
- пользоваться измерительными приборами: мензуркой, весами, динамометром, барометром, манометром (VII класс);
-пользоваться калориметром, термометром, амперметром, вольтметром, реостатом, электронагревательными приборами, плавкими предохранителями, чертить схемы электрических цепей, собирать цепи по схемам (VIII класс);
-производить измерения и расчёты по определению скорости, ускорения, пути, времени движения, массы, силы, импульса, работы, мощности, энергии, КПД механизма (IX класс);
-производить измерения и расчёты по определению объёма, давления и температуры газа, сопротивления и электроёмкости проводника, напряжённости и разности потенциалов, силы и мощности тока (X класс);
-экспериментально определять показатель преломления вещества, длину световой волны, фокусное расстояние линзы, определять знак заряда или направление движения элементарных частиц по их трекам на фотографиях (XI класс);
Выполнение лабораторных работ связано с организацией самостоятельной и творческой деятельности учащихся. Применяем вариант индивидуализации работы, подбираем нестандартные задания творческого характера например, постановка новой лабораторной работы. Хотя ученик и выполняет те же самые действия и операции, какие потом выполнят остальные учащиеся, но характер его работы существенно меняется, т.к. всё это он делает первым. Здесь, по существу, проверяется не физический закон, а способность ученика к постановке и выполнению физического эксперимента. Проведя серию необходимых измерений и вычислений, ученик оценивает погрешности измерений и, если они недопустимо велики, находит основные источники ошибок и пробует их устранить.
В профильных классах практикуем физпрактикум – один из любимых уроков у учащихся, т.к. они получают свободу деятельности, вызывают познавательный интерес. Учащиеся открывают что-то новое для себя, раскрываются их творческие способности. Это возможность организации коллективной деятельности на уроке, возможность установить межпредметную связь.
В процессе исследований и обобщения полученных результатов школьники должны научиться устанавливать функциональную связь и взаимозависимость явлений; моделировать явления, выдвигать гипотезы, экспериментально проверять их и интерпретировать полученные результаты; изучать физические законы и теории, границы их применимости.
При отборе работ предпочтение отдаём таким работам, которые позволили бы, с одной стороны, повторить, углубить и обобщить основные вопросы пройденного курса, а с другой стороны имели бы техническое содержание. Подготовку учащихся к практикуму проводим постепенно, систематически в течение всего года. С этой целью во время классных занятий знакомим учащихся со всеми лабораторными работами, входящими в практикум – раскрываем метод выполнения работ, показываем сами приборы, даём некоторые практические указания по работе с приборами.
Перед выполнением практикума сообщаем график работ и вывешиваем график в классе. Ставя оценку за лабораторную работу, учитываем подготовленность учащихся, качество выполнения работы, осознанность, уровень экспериментальных знаний, умений и навыков, владения общей культурой труда, отчет о работе.
Делаем отметку за выполнение работы в тетрадях самих учащихся. Затем они сдают зачет по теории этой практической работы. Так, например, по работе «Снятие вольтамперной характеристики полупроводникового диода» учащиеся отвечают на вопросы:
А) Что такое полупроводники?
Б) Какой проводимостью они обладают?
В) Устройство полупроводникового диода.
Г) Его назначение, преимущество.
В своей работе используем иллюстративный материал. Работа с таблицами и с рисунками вырабатывает у учащихся привычку всматриваться в них и получать большой объем информации, осуществляется выработка умения читать схемы приборов, умение определять по рисункам устройства и принцип действия приборов
Знакомство учащихся с важнейшими путями и методами применения физических знаний на практике, формирование целостной естественнонаучной картины мира учащихся внедряем на основе принципов здоровьесберегающей педагогики. Это способствует формированию здорового образа жизни, основанного на знаниях физических процессов, происходящих в организме человека и гуманистического отношения к окружающему миру, воспитанию духовности и нравственных основ личности. При изучении темы « Тепловые явления» мы говорим о влиянии параметров микроклимата на самочувствие человека, о теплообмене человека с окружающей средой, о роли кожи в терморегуляции, о значении влажности в жизни человека, о теплопроводности различных материалов. При изучении темы «Физика атома и атомного ядра» затрагиваем экологические проблемы, связанные с использованием радиоактивных элементов, ищем пути их преодоления, изучаем устройство дозиметра, говорим о последствия Чернобыльской и Челябинской аварий на атомных предприятиях. На заседаниях НОУ поднимаем глобальные вопросы экологии: экологические проблемы и охрана окружающей среды, влияние работы тепловых двигателей на экологические процессы (неизбежность выделения тепла в окружающее пространство, выход отработанных газов и др.), парниковый эффект и загрязнение атмосферы, разрушение озонового слоя Земли и его последствия (использование фреона в холодильных установках, применение аэрозолей и др.), возможные изменения климата в результате деятельности человека, необходимость целенаправленной работы по охране окружающей среды, международное сотрудничество в решении экологических проблем.
Большое внимание уделяем организация самостоятельной работы учащихся.
В дидактике под самостоятельной работой ученика понимают такую его деятельность, которую он выполняет без непосредственного участия учителя, но по его заданию, под его руководством и наблюдением.
Считаем, что усиление практической направленности преподавания выражается также в проработке учебного материала путём решения задач. Кроме качественных и количественных задач мы часто решаем экспериментальные задачи: «Что покажет амперметр, включённый в различные участки цепи при последовательном соединении проводников, при их параллельном соединении»; «Почему не выливается вода из опрокинутой вверх дном колбы, если горлышко её погружено в воду?» (соответствующий опыт демонстрируется); «Почему вода поднимается вверх, когда её втягивают поршнем?»; «Определите выталкивающую силу, действующую на камушек в воде?» (на столах динамометры, сосуды с водой и камушки с ниткой); «Чему равна сила трения, действующая на брусок?» (динамометр, брусок с ниткой); «Определите период колебания математического маятника» (на столах математические маятники разной длины). Проделывая этот опыт ученики сами убеждаются, что период колебания математического маятника зависит от длины нити маятника.
Далее, очень полезно решение таких задач: «Рассчитайте стоимость электрической энергии, потребляемой вашей семьёй за месяц, наметьте, совместно с родителями, пути экономии (тариф-330 коп/кВт*ч).
«Вычислите работу тока в лампе накаливания и в энергосберегающей лампе такой же мощности за сутки, месяц и так далее. Считаю, что решение подобных экспериментальных задач очень полезно для учеников, так как известно, что от услышанного ученик запоминает лишь 20-25%, от написанного – 50-60%, а от увиденного и сделанного самим
·90%.
Как известно, для осознания учащимися сущности, структуры и особенностей физических задач, механизмов их решения, значение имеет составление ими физических задач самостоятельно, поэтому в своей работе практикуем такой вид работы. Прежде чем предложить учащимся самостоятельно составить по данной теме физические задачи, мы проанализируем возможный процесс выполнения этого задания, устанавливаю, владеют ли учащиеся всеми теми знаниями, которые они должны иметь для составления задачи, и при необходимости предлагаем им подготовительные учебные упражнения.
Задача современной педагогики – соединить в восприятии ребенка основные знания по каждому предмету в широкую целостную картину мира, дать молодому поколению единое представление о природе, обществе и своем месте в них. Явления природы взаимно связаны. Эту взаимосвязь необходимо раскрывать перед учащимися при изучении всех естественнонаучных дисциплин. Именно поэтому большое внимание уделяем интегрированным урокам. В практике проведены интегрированные уроки совместно с учителями биологии, информатики, литературы: «Плавание тел», «Звуковые явления» (Приложение№6), «Электромагнитные явления и, их влияние на живые организмы» «Световые явления в природе». Активизировать деятельность учащихся, развивать в них творческие возможности, логическое мышление позволяют задачи, имеющие связь с дисциплинами естественно – научного, исторического, гуманитарного цикла.
Ведь мир окружающий нас интересует школьников, побуждает их отвечать на вопросы, которые перед ними ставит жизнь. Задача учителя физики – помочь им.




































Библиографический список
1.Талызина Н. Ф. Педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 1998.
2.Бугаев А.И. Методика преподавания физики в средней школе.- М: Просвещение, 1981.
3.Гладкиш Ю.Н, Лавров С. Б. Дайте планете шанс. - М:Просвещение1995.
4.Дик Ю.И, Турышев И.К. Межпредметные связи курса физики в средней школе.- М: Просвещение1987.
5.Зиятдинов Ш.Г, Миркин Б.М. Экологическая составляющая курса физики - Физика в школе 2004. №3.
6.Физика в школе2004-2011 гг. (На важных направлениях научно-технического прогресса).





















Овчаренко С.Н.


13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215


Овчаренко С.Н.