Статья Активизация познавательной деятельности при изучении величин.

Максимова М.И.
учитель начальных.классов
МОБУ СОШ №6 им. М.А.Киняшова
г.Благовещенска РБ
«Активизация познавательнй деятельности при изучении величин.»
Нельзя представить себе человека, не производящего измерений: это и портные, и механики и обыкновенные школьники. Первыми измерительными приборами были части тела: пальцы рук, ладонь, ступня у древних египтян основной мерой длины служил локоть В Англии так же существовали единицы, связанные с частями тела человека, в Японии существовала мера, называемая лошадиным башмаком. У многих народов расстояние определялось длительностью полете стрелы или пушечного ядра, сажень, верста, локоть, аршин*
Величины – богатейшее поле для детских открытий, для развития интеллекта, чувств, для формирования экономического мышления и развития речи учащихся. Попытайтесь проникнуть в тайны величин – и искрящиеся радостью познания глаза детей будут вам достойной наградой. Понятие величины-сложное и неоднозначное.Слово величина в русском языке имеет несколько значений, термин «величина» отражает разное содержание.
В начальных классах учащиеся имеют некоторые интуитивные представления о величинах и их измерении.Измерение заключается в сравне-
нии с другой того же рода, принятой за единицу. Действия над величинами и их отношения равносильны аналогичным действиям и отношениям с их числовыми значениями. В курсе математики начальных классов дети знакомятся с различными величинами: длина, масса, объем, время, площадь. При формировании представлений о каждой величине целесообразно ориентироваться на определенные этапы, в которых нашли отражение: математическая трактовка данного понятия, его взаимосвязь с изучением других вопросов курса математики, а так же психологические особенности
младших школьников.Имеющийся у учащегося опыт позволяет ему осознать практическую значимость изучаемого понятия, связать с реальными предметами и явлениями, перевести житейские понятия на язык математики.
1-й этап.Выяснение и уточнение представлений о данной величине.
2-й этап. Сравнение однородных величин (визуально, с помощью ощущений, наложением, приложением, путем использования различных мерок.)
3-й этап. Знакомство с единицей данной величины и измерительным прибором.
4-й этап. Формирование измерительных умений и навыков.
5-й этап. Сложение и вычитание однородных величин.
6-й этап. Знакомство с новыми величинами в тесной связи с изучением нумерации и сложение чисел. Перевод однородных величин, выраженных в единицах одного наименования в величины двух наименований, и наоборот.
7-й этап.Сложение и вычитание величин, выраженных в двух наименованиях
8-й этап. Умножение и деление величин на число.
Обеспечив детей возможностью «прошагать» от выделения свойств к обобщению качественных и колличественных характеристик в понятии величины, к пониманию разных сторон и уровней этого понятия- значит, помочь им понятьэ тот бесконечный загадочный мир событий, вещей, явлений, отношений, в том числе себя как частицу этого мира и как его носителя.

* Начальная школа № 6, 2004г..

Используемая литература:
- Основы начального курса математики. – М., 1988г., Стойлова Л.П., Пышкало А.М.
- Физические величины и их единицы. – М., 1984г., Стоцкий Л.Р.
- Журналы начальной школы.
15