Конспект урока по окружающему миру на тему Расти здоровым (3 класс, УМК Перспективная начальная школа)

Тема: Расти здоровым

Цели урока: создать условия для формирования сознательного отношения младших школьников к своему здоровью; усвоения основных условий здорового образа жизни, для развития самостоятельной работы с предлагаемой информацией; для воспитания навыка коммуникабельного общения с учителем и одноклассниками посредством работы в группах
Формирование УУД:
Л.:
-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;
Р.:
-определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем;
-преобразовывать практическую задачу в познавательную;
П.:
-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.
К.:
-осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Оборудование:
Мультимедиапроектор, компьютер, цифровой микроскоп, презентация, влажный препарат «Человеческая аскарида»


Ход урока.

I.Оргмомент. Психологический настрой. Притча «Все в твоих руках»:

Учитель:
Мне хотелось бы сегодня наш разговор на уроке начать с притчи:
- Жил мудрец, который знал все. Один человек хотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладони бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».
II. Сообщение темы и задач:
- Сегодня мы поговорим с вами о том, что без всякого сомнения в наших руках. Что нужно человеку, чтобы быть всегда в хорошем настроении, в хорошей форме? (здоровье)
- А какие ассоциации у вас возникают при слове «здоровье»?


Учитель: Вы хотите расти здоровыми? Почему?

Дети:(фронтально) чтобы расти сильными, успешно учиться, быть веселыми, помогать родителям
Учитель:
Тогда сегодня вы самые нужные, заинтересованные участники передачи
«Жить здорово, жить здорово», и я - ведущая этой передачи, приглашаю в студию и прошу вас занять свои места.
Учитель: тема нашей передачи. «Расти здоровым» - (слайд1)

Итогом нашей работы будет создание кластера «Расти здоровым»

Учитель:
- Подумайте и ответьте на такой вопрос
Что надо знать и выполнять, чтобы расти здоровыми?

Мозговой штурм, работа в группах
Дети: (по результатам обсуждения)правильно питаться, соблюдать правила личной гигиены, соблюдать режим дня, заниматься физкультурой, закаляться, бережно относиться к своему здоровью, создавать определенные условия
Выстроить начало кластера по ответам детей
Учитель: Я ЗАФИКСИРУЮ ВАШИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ СЛЕДУЮЩИМ ОБРАЗОМ
(слайд 2 )


Расти здоровым


Соблюдать условия


Правильное личная закаливание бережное
питание гигиена физкультура режим отношение
дня к здоровью

3.Целеполагание
Учитель: Мы зафиксировали условия, необходимые для того, чтобы расти здоровыми. Итак, вспомним правила питания, личной гигиены, соблюдения режима дня, занятий физкультурой, постараемся узнать что-то новое, узнаем – зачем надо сохранять здоровье, от кого зависит наше здоровье и др.
4. Планирование
-Учитель: Как построим работу по достижению целей?
(Дети: Будем работать с учебником, карточками Помогайками, обобщать свой жизненный опыт)
Учитель: Как?
(Дети: Работаем в группах)
- Что для этого надо? (Распределить роли в группах: выбор командира, спикера, хранителя времени, правосудия, секретаря и вспомнить – «Правила дружной работы».
- Какие обязанности будут выполнять командиры, спикеры, хранители времени, правосудии, секретари?

5. Реализация плана
а) организация работы в группах.
Распределим составные части кластера.
1 группа работает по теме «Правильное питание»
2 группа « Личная гигиена»
3 группа «Закаливание, физкультура, режим дня»
4 группа «Бережное отношение к здоровью»

б) знакомство с заданиями по «Помогайке», поиск информации по учебнику «Будь здоров, малыш!», учебник стр. по теме 54-59
в) работа по подготовке ответа (4 – 5 мин)

1 группа «Витаминки»
Помогайка
«Правильное питание»
Литература:
1. Учебник «Будь здоров, малыш!» - стр.17, 2. Учебник «Окружающий мир» - стр. 63,64,65
Рассказать о:
Разнообразии пищи;
о полезных продуктах;
Какие продукты вы не советуете, есть молодому растущему организму?

2 группа «Здоровички»
Помогайка
«Закаливание, физкультура, режим дня»
Литература:
1. Учебник «Будь здоров, малыш!» - стр.19-20,
2. Учебник «Окружающий мир» - стр. 66-69
Рассказать:
о режиме дня;
о пользе закаливания, о занятии физкультурой;
о пользе дыхания животом (стр.9, 10, 11, 12,13)
провести тренинг (2-3 упражнения на дыхание)

3 группа «Чистюльки»
Помогайка
«Личная гигиена»
Литература
1. Учебник «Окружающий мир» - стр. 71,72,73, 74,75,76
Составьте правила личной гигиены.
4 группа «Сохраняйки»
Помогайка
«Бережное отношение к здоровью»
Литература:
Учебник стр.56 - 59
Как нужно правильно одеваться?
Как нужно правильно готовить рабочее место
Рассказать о бережном отношении к зрению при чтении, письме, просмотре телевизора, работе на компьютере.
Провести зарядку для глаз.

6. Сообщения спикеров от каждой группы по заданной теме.

Итог: (после выступления каждой группы)
- Убедили ли вас выступающие в том, что надо расти здоровыми и как этого можно добиться?
Учитель:
- Сейчас мы убедимся ещё раз в правоте золотого правила здоровья, которое гласит, что «Чистота-залог здоровья» и проведём небольшой опыт. Сейчас я протру, казалось бы, чистую ручку двери, чистую поверхность стола и мы увидим, так ли это, как нам кажется на первый взгляд. (Показ образцов при помощи цифрового микроскопа)
А старшие ученики нашей школы провели целое исследование при изучении темы «Микробы» Они взяли капельку воды и рассмотрели её в микроскоп и что же они увидели? (слайд 3-5)
- Микробы! Капелька такая маленькая, а сколько в ней микробов! И каких только нет! Одни неподвижны, другие наоборот. У некоторых есть реснички, у других хвостики.
А вот какие интересные опыты они провели (слайды 6-9)

- И ещё я хотела бы вам показать какие паразиты могут жить в организме человека, если он не моет руки и с грязными руками садится за стол и заносит в организм таких врагов здоровья. (Показ влажного препарата «Человеческая аскарида»)


(Конкретные наработки групп в виде советов поместить в кластер)(слайды 9,10,11,12)


Расти здоровым


Соблюдать условия


Правильное личная закаливание режим бережное
Питание гигиена и физкультура дня отношение
к здоровью







7. Рефлексия
-Давайте вернемся к нашим целям. (слайд 13)


Учитель: Но кто поможет нам расти здоровыми?
Этот ответ вы найдёте на стр.59 учебника. Прочитайте в группах.
- Какой ответ вы нашли?
(Дети: нам помогут родители, учитель, но они не могут контролировать нас каждую минуту, значит, за свое здоровье ответственны, прежде всего, мы сами)
- Давайте вернемся к нашему кластеру и повторим, какие же условия нужно соблюдать, чтобы расти здоровым? (слайд 14,15)

9. Взаимооценка в группах.

8. Д/з: слайд. Выбор домашнего задания:
Составить полезный завтрак, обед и ужин для ученика.

Составить комплекс упражнений для утренней зарядки.
Составить свой режим дня.

Учитель: Наша передача «Жить здорово! Жить здорово» подходит к концу. Мы сегодня в нашей студии вели разговор на тему «Расти здоровым». Результатом нашей встречи стало создание кластера. Что бы вы хотели сказать в конце нашей передачи? (высказывания детей)
Учитель: Не менее важным условием для того, чтобы расти здоровым, является хорошее настроение, положительные эмоции. Давайте чаще улыбаться и желать друг другу здоровья.
Здоровье-это кладезь,
Его нельзя купить.
Однажды потерявши,
Его не возвратить.
Не одолжить у друга,
Не выиграть в лото,
Ведь без здоровья счастье,
Поверьте, уж не то.

Регулярное (3-4 раза)

Регулярное (3-4 раза)

Регулярное (3-4 раза)

Выбор одежды попогоде и сезону

Регулярное (3-4 раза)

разнообразное

разнообразное

Регулярное (3-4 раза)

полезное

Чистота рук и тела

Чистка зубов

Уборка помещения

движение

Чередование дел иотд.

Проветривание помещ.

Обтирание, купание
.

Выбор одежды попогоде и сезону

Забота о зрении

Забота о слухе

Отказ от вредных привычек