Конспект ООД по окружающему миру Берегите воду


Программа: «Мир открытий»
Направление: Познавательно – речевое.
Основная образовательная область: Познание.
Интеграция образовательных областей: Познание, коммуникация, чтение художественной литературы, социализация, труд, здоровье, безопасность.
Форма проведения:
Цель: воспитание экологической культуры у старших дошкольников, развитие познавательных интересов.
Задачи:
-уточнить и расширить знания детей о воде, ее свойствах, роли в жизни человека и живых организмов;
-закрепить представления об источниках загрязнения воды, его последствиях, о мероприятиях по предотвращению загрязнения;
-развивать речь, мышление, любознательность;
-воспитывать бережное отношение к воде; интерес к познанию, организованность.
Планируемый результат: Дети познакомятся со свойствами воды
Методы: Практические, словесные, наглядные, поисково– исследовательские.
Приёмы: вопросы, дополнения художественное слово, поощрения.
Наглядные средства обучения: глобус, картины с изображением озера, моря, реки. Материал для опыта - стаканчики, вода тёплая и холодная, краски - гуашь, кисточка, кубики льда, термос с кипятком, зеркальце. Буквы для составления пословицы «Вода - это жизнь».
Организация детей: Свободная у доски, у столов, на ковре, за столами.
Индивидуальная работа:
Словарная работа: Обогащение: гейзер; кислый дождь.
Предварительная работа: Наблюдение за дождем, лужами. Чтение экологических рассказов «Нефть в море», «Отчего погибли киты». Опытно-экспериментальная деятельность: - вода жидкая, может течь, поверхностное натяжение воды, лёд легче воды, вода не имеет формы, опыт с соломинкой – замёрзшая вода двигает камни, очищение воды углем. Беседы - «Роль воды в жизни человека», «Кто живёт в воде», «Что растёт в воде», рисование – «Водичка льется, бежит и вьется».
Структура:
1ч. Психологический настрой, вводный организационный момент – 2 мин.
2ч. 1. Чтение стихотворения Н. Рыжовой. – 2 мин.
2. Беседа с применением глобуса.- 3 мин.
3. Игра «Стайка рыбок».- 2 мин.
3ч. Практическое выполнение опытов. – 10 мин.
4ч. 1. Откуда берётся вода в кране? – 1 мин.
2. Игра «Ходят капельки по кругу». – 2мин.
5ч. 1. Рассказ воспитателя «Кислый дождь». -3 мин.
2. Вопросы по содержанию рассказа.- 2 мин.
6ч. Составление пословицы с основной мыслью занятия. -2 мин.
7ч. Итог. Высказывания детей. Самооценка – 1мин.
Ход НОД:
Воспитатель обращает внимание детей на иллюстрации, где изображены моря, реки, озёра. Просит объяснить, что на них изображено. Воспитатель дополняет ответы детей.
Ребёнок читает стихотворение Н. Рыжовой:
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
И в водопроводном кране,
В лес туманом заползает,
Паром чайника шипит.
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без неё нам не прожить!
В: Без воды нельзя обойтись никому, и заменить ее нечем. Организм человека, в том числе кровь, мозг, больше чем наполовину состоит из воды. А в некоторых растениях ее содержится еще больше. Вода также является домом для множества растений и животных.
Воспитатель показывает глобус.
В: Ребята, какого цвета на глобусе больше?
Д:- Голубого.
В: Что на глобусе обозначено голубым цветом?
Д: - Вода.
В: - Да. Это океаны, моря, реки. Известно, что живые существа впервые появились именно в воде. И сейчас в ней обитает больше половины всех животных и растений нашей планеты.
В: Кто всю жизнь проводит в воде?
Д: - Рыбы, лягушки, дельфины, акулы, киты, касатки.
В: Поиграем в игру «Стайка рыбок»
Плавают рыбёшки в нашей речке чистой,
Плавают рыбёшки быстро, быстро, быстро!
Рыбки – рыбёшки все хороши:
Папы, и мамы, и малыши!
Детки-рыбёшки на больших похожи –
Плавают, как папы, тоже, тоже, тоже!
Рыбки гуляют только в воде
И не гуляют больше нигде!
(Дети – рыбки плавают молча, ведь рыбы молчат).
А теперь мы – чайки. Раскрыли крылья и кружим над рекой, ищем добычу – рыбу. Увидели рыбу, спустились к воде (наклонились), поймали рыбу и улетели на берег.
В: Ребята, что вы еще знаете о воде?
Д:- вода прозрачная, жидкая, может течь,
-бывает холодной и тёплой,
В: Подойдите к столу, что вы видите?
Д: - Стаканчики с водой.
В: - Какая вода?
Д: - Чистая, прозрачная.
(Воспитатель приглашает одного из детей и предлагает ему взять кисточку и добавить в один из стаканов краску)
В:- А что сейчас происходит с водой? Вода осталась прозрачной? Проверим? (Опускает в стакан ложечку.)
Д: - Ложечки не видно, значит вода не прозрачная.
В: Подумайте, что было бы, если бы вода в реках была непрозрачной? Могли бы рыбы и другие животные жить в ней?
Д: Не смогли.
- Непрозрачная вода не пропускает солнечные лучи, а без этого в реках, озёрах не могут жить растения.
В: Правильно. А не будет растений – не будет рыб и других животных. Животным тоже нужна прозрачная вода, чистая. Значит нельзя загрязнять водоёмы.
В: На столике стаканчики с водой. Опустите пальчики в воду, что можно сказать о воде?
Д: В одном стакане вода тёплая, в другом – холодная.
В: В водоёмах вода бывает разной температуры, а значит, в них живут разные животные и растения. Некоторые растения, рыбы и животные могут жить только в тёплой воде, другие – только в холодной.
- Если бы вы были рыбами, то какую бы воду выбрали – холодную или тёплую?
- Где больше разных растений и животных – в тёплых или холодных морях?
(В холодных морях живёт меньше разных растений и животных.)
В: Ребята, а еще вода настоящая волшебница. Она умеет превращаться и изменяться.
Опыт «Пар – это тоже вода»
На столе термос с кипятком. Воспитатель открывает его, чтобы дети увидели пар. Но надо доказать, что пар – это тоже вода.
В: Как вы думаете, пар это вода или нет? Проверим это. (Поместить над паром стекло или зеркальце, на нём выступят капельки воды, показать их детям.)
Вывод: пар – это тоже вода.
- В природе есть такие места, где очень горячая вода выходит из–под земли на поверхность.
Это гейзеры. От них тоже идёт пар. Может ли кто-нибудь жить в таком горячем месте?
(Жильцов очень мало, например, особенные водоросли.)
Опыт «Лёд – твёрдая вода».
В: Посмотрите на столе лежат кубики льда большой и маленький (или шарики из снега). Что с ними происходит?
Д: Они тают, и появляется вода.
Вывод: лёд, снег – тоже вода.
Вывод: Вода бывает в трех состояниях: жидком, газообразном и твердом.
В.- Где можно встретить воду в жидком состоянии?
Д.- В кране, в стакане, в море, в реке, в тазу и т.д.
В: - В газообразном состоянии?Д : - пар над чайником, кастрюлей, туман, в бане, и т.д.
В: В твердом?
Д:- лед на реке, в луже зимой, на катке, сосулька под крышей, в холодильнике, ледяные фигуры, горки.
В: Ребята, а какие животные и растения пустыни приспособились обходиться малым количеством воды?
Д: Верблюды, кактусы.
В: - Правильно, а остальные растения без воды умирают и могут погибнуть. Животные, если их лишить воды, быстро гибнут. Например, собака может прожить без еды 100 дней, без воды не больше 10 дней. Без еды человек может прожить больше 1 месяца, без воды всего лишь несколько дней. Человек за сутки употребляет от 2 до 4 литров воды.
- Ребята, подумайте, откуда берётся вода в кране? Мы каждый день пользуемся этой водой, а она всё течёт и течёт, не кончается. Вода проделала большой путь, прежде чем попала в кран. К воде надо относиться бережно, не оставлять без надобности открытые краны.
Игра «Ходят капельки по кругу»
- Ребята поиграем в игру, я буду тучкой, а вы капельки и вам пора отправляться в путь. (Звучит музыка, напоминающая звуки дождя.) Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Тучка подсказывает, что им делать.
Полетели Капельки на землю…. Попрыгаем, поиграем. Скучно им стало, поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками. (Капельки составляют ручейки, взявшись за руки.) Встретились ручейки и стали большой речкой (ручейки соединяются в одну цепочку). Плывут Капельки в большой реке, путешествуют. Текла – текла речка и попала в большой океан (дети перестраиваются в хоровод и двигаются по кругу). Плавали – плавали Капельки в океане, а потом вспомнили, что Тучка наказывала им вернуться домой. А тут как раз Солнышко пригрело. Стали Капельки лёгкими, потянулись вверх (присевшие Капельки поднимаются, затем вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнышка, вернулись к Тучке.
После игры рассказ воспитателя «Кислый дождь»
Время, в которое мы живем, — особенное. Никогда раньше не были люди такими могучими, как сейчас. Они посылают ракеты на Луну и на Марс, перегораживают реки, устраивают искусственные моря и во всех концах Земли возводят заводы, электростанции, города. Нередко эти стройки сильно влияют на природу, меняют ее. А ведь главное правило экологии говорит: В ПРИРОДЕ ВСЕ СВЯЗАНО ДРУГ С ДРУГОМ. И всюду, где люди о нем не думают, природа сама напоминает им это правило.
На севере Европы, за прохладным Балтийским морем, лежит страна Швеция. Там растут дремучие еловые и сосновые леса, а в каменных берегах лежат озера с прозрачной и чистой водой. В этих озерах и в реках, которые из них вытекают, водятся вкусные и ценные рыбы — лососи и форели. Шведы очень гордились своими озерами и реками, не давали их загрязнять и замусоривать.
И вдруг стало происходить что-то неладное. Сначала в лесах начали сохнуть ветки деревьев. Одна ветка высохнет, вторая и третья, там, глядишь, верхушка желтеет и сохнет, а потом все дерево умирает. А затем начала болеть в озерах рыба. В чем дело?
Ученые проверили воздух над лесами и воду в озерах. И оказалось, что в облаках над Швецией много серной кислоты — вещества, которое вредно и для растений, и для животных. Вместе с дождем эта серная кислота проливалась на землю, обжигала ветки и корни деревьев, а потом с ручьями уходила в озера и реки. Ученые так и стали говорить — кислые дожди.
А как же могла попасть в облака серная кислота?
— С дымом фабрик и заводов, — ответили ученые.
Но в Швеции не так уж много заводских труб, и дым в них очищается специальными фильтрами. Не могут они наделать столько вреда. В чем же дело? И тогда ученые заметили, что серная кислота появляется в воздухе, когда ветер дует с юга, из-за моря. А там, в других странах, во многих сотнях километров от шведских лесов построили множество заводов. Чтобы не отравлять рядом воздух, над ними ставят огромные трубы, которые выбрасывают дым высоко в небо. Ветер подхватывает его и несет за море. Значит, чтобы в Швеции не высыхали леса и не гибли озера, нужно, чтобы и в других странах люди поставили фильтры на трубы своих заводов. Ведь на всю Землю у нас одна природа, и, если люди портят ее в одном месте, она станет гибнуть и в других.
Да что заводы — теперь даже корабли могут быть опасны для природы.
Вопросы к детям:
- Что такое кислый дождь? Из чего он получается?
-Кому он вредит?
-Откуда берётся дым в воздухе?
-Что надо делать, чтобы кислых дождей не было?
(на заводах строить очистные сооружения, экономить воду, не бросать мусор).
В: По-разному вредят природе дым заводов, разлитая в море нефть, брошенный на пляже мусор. Но вредят они с каждым годом все сильнее. Ведь не было раньше таких мощных заводов, как теперь. Никогда не плавали по морям такие огромные корабли.
Что же делать, чтобы наша Земля становилась не грязнее, а чище? Чтобы остались на ней реки и озера, чтобы жили на ней рядом с нами рыбы и стрекозы, бабочки и киты, чтобы не потонули в мусоре и отбросах наши города.
Д: Надо, начиная любое дело, сначала обдумать и рассчитать его так, чтобы оно не нанесло вреда природе.
В: Вот и подходит к концу наше занятие, а выделить основную мысль занятия нам поможет пословица, которую мы попробуем составить из букв на доске.
На доске: ДОАВ ОТЭ ЬЗЖНИ
Д: «Вода - это жизнь»
В: Беречь воду - значит беречь жизнь, здоровье, красоту окружающего мира. Я думаю, что мы с вами будем всегда охранять природу. А сейчас вспомним, что интересного вы узнали о воде.
В: Спасибо, занятие окончено