Статья: «Формирование эстетических понятий и представлений у подростков на уроках истории»

ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ПОДРОСТКОВ НА УРОКАХ ИСТОРИИ
Крюк М.Н.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Итатская средняя общеобразовательная школа»,
пгт. Итатский

Сложный период преобразований в нашей стране, происходящее переосмысление ценностей и формирование новых, выдвигает на первый план ценность личности. Особое значение приобретают отношения людей и форма выражения этих отношений в обществе. Духовное богатство человечества, отраженное в культуре, осознается обществом как особо ценное, а культура личности становится социально-значимым качеством. Сегодня в современном обществе вновь происходит актуализация нравственно-эстетического воспитания как средства формирования новой личности.
Воспитывающую роль искусства, гармонизирующую внутренний мир человека, отмечали деятели искусства, науки, педагоги разных эпох: Платон, Аристотель, Ж.Руссо, Д.Дидро, К.А.Гельвеций, отечественные мыслители: Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.А.Сухомлинский и другие.
Роль образовательных учреждений является ведущей в формировании различных аспектов культурного и эстетического опыта школьника, в основе которого лежит общение с искусством. Это сложный процесс, формирующийся постепенно и непрямолинейно. Подросток, в силу особенностей своего возраста, остро нуждается в развитии и обогащении эстетического опыта как источника гармонизации процессов формирования личности. Возникает необходимость научить подростка общаться с искусством, видеть в произведениях возможности для поиска ответов на важные для человека вопросы.
В нашем исследовании эстетический опыт школьника рассматривается как основа эмоционально-чувственного сознания и отношения личности к искусству и действительности, приобретаемая в процессе познания исторической деятельности.
Термин «эстетика» происходит от греческого «aisteticos» (воспринимаемый чувством). Философ-материалист Д.Дидро считал, что «объектом эстетики как науки является прекрасное»[1] Эта категория и легла в основу эстетического воспитания.
В логике нашего исследования необходимо было рассмотреть сущность эстетических понятий и представлений. Понятие рассматривается в науке как «отображённое в мышлении единство существенных свойств, связей и отношений предметов или явлений; мысль или система мыслей, выделяющая и обобщающая предметы некоторого класса по определённым общим и в совокупности специфическим для них признакам». Понятие не только выделяет общее, но и расчленяет предметы, их свойства и отношения, классифицируя последние в соответствии с их различиями. Эстетические понятия могут охарактеризовать эстетические свойства жизни и искусства.
Сущность представления в философском смысле - «это образ раннее воспринятого предмета или явления, а также образ, созданный продуктивным воображением; форма чувствительного отражения в виде нагляднообразного знания» [2].
Представление в отличие от восприятия поднимается над непосредственной данностью единичных объектов и связывает их с понятием. Кроме того представление осуществляется в двух формах: в виде образов памяти и воображения. Представление памяти служит необходимым условием процесса познания, в ходе которого сохранившийся образ объекта актуализируется при восприятии. С помощью образов воображения создаются представление и мысленные ситуации, непосредственно не воспринимающиеся в целом в действительности. Являясь формой индивидуального чувствительного отражения, «представления человека опосредствованы языком, наполнены общественным содержанием, осмыслены и осознаны»[3].
Таким образом, можно сказать, что сущность эстетических понятий и представлений запечатлевают на себе исторический тип деятельности людей. Понимание эстетического дает возможность целостно и концептуально осознать эстетическое богатство действительности и его сущность, что дает ключ к раскрытию сущности и природы его форм прекрасного, возвышенного. В ходе педагогической практики было выявлено, что наибольший интерес у учащихся вызывают такие эстетические понятия и представления как прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное. «Наибольший интерес в плане эстетического воздействия представляют прекрасная и возвышенная борьба передовых общественных сил за осуществление высоких гуманистических идеалов, крестьянские народные восстания, борьба пролетариата за построение социалистического общества, героизм советского народа, проявленный в борьбе с фашизмом в Великую Отечественную войну. Эстетическое воспитание во всём многообразии своих возможностей является на этом пути одним из факторов такого развития. Духовно-нравственные основы бытия в современном обществе подвергаются переосмыслению с позиций изменения социально-экономических и политических условий».[4]
В связи с этим в практике эстетического воспитания в образовательном процессе школы необходимо ориентироваться на решение следующих задач:
формирование у детей способности воспринимать, чувствовать, правильно понимать и ценить прекрасное в окружающей действительности и искусстве;
формирование навыков использования средств искусства для познания жизни людей, самой природы;
развитие умений и навыков в области доступных детям видов искусств – музыки, пения, рисования, художественного слова, драматизации;
развитие творческих способностей детей, умений и навыков чувствовать и создавать красоту в окружающей жизни, на занятиях, дома, в быту;
- развитие у подростков понимания красоты в человеческих отношениях, желание и умение вносить красоту в быт.
В педагогическом процессе школы выбор разнообразных методов, приемов и форм эстетического воспитания на уроке истории зависит от многих условий: объема и качества исторической информации, форм организации и видов деятельности, возраста ребенка и др. Немалую роль играют уровень подготовки, мастерство и способности педагога.
Учитывая вышеназванные задачи и содержание эстетического воспитания и обучения, необходимо выбрать форму проведения урока и соответствующие методы, приемы. Например:
1)Лекции с применением различных форм активизации внимания учащихся, этапа «эпизодического интереса» (интересные факты, связанные с историческим событием, созданием какого-либо произведения искусства, жизнью и творчеством известных художников, музыкантов и др.), различных презентаций, фильмов, раздаточного материала, просмотра альбомов, репродукций, фотографий.
2)Викторина форма проведения занятий в виде интеллектуальных соревнований, построенного на материале с использованием «фактора удивления» (способность увидеть в привычном, общеизвестном то, что обычно редко замечаемо, над чем никто не задумывается). Такие уроки повышают эстетическую и интеллектуальную информированность учащихся, интерес к изучаемому материалу.
3) «Творческий квест» – эстафета по определению стиля, художественного направления, обоснованного личностного восприятия произведения искусства, включающие различную творческую деятельность и др., развивающие образное мышление, художественную активность[5].
4) Метод творческих проектов на уроках истории является фактором эффективного эстетического воспитания школьников. Суть этого метода состоит в том, что ученик самостоятельно ставит цели и задачи, проводит анализ, решает нестандартные задачи, экспериментирует, на основе опытной, лабораторной, практической работы выводит новые для него положения, изучает первоисточники, специальную литературу и на этой основе составляет доклады и рефераты, содержащие свои выводы, обобщения, решения. Педагог при этом выполняет роль организатора, тьютора. Ученики же в основном должны работать самостоятельно.
Среди богатой палитры приемов воспитания многие педагогик выделяют ряд наиболее эффективных приемов, способствующих формированию у подростков эстетических чувств, отношений, суждений, оценок, практических действий. Такие как:
прием убеждения, направленный на развитие эстетического восприятия, оценки, первоначальных проявлений вкуса;
прием приучения, упражнения в практических действиях, предназначенных для преобразования окружающей среды и выработки навыков культуры поведения;
прием проблемных ситуаций, побуждающих к творческим и практическим действиям;
прием побуждения к сопереживанию, эмоционально-положительной отзывчивости на прекрасное и отрицательному отношению к безобразному в окружающем мире[6].
В последние годы в школьной практике с целью развития эстетических суждений и углубления эстетических взглядов широко используют такой методический прием, как побуждение учащихся к выражению своего отношения к изучаемому предмету через письменные работы, сочинения, рефераты учеников на заданную тему, где они способны рассказать, изложить или порассуждать над поднятыми проблемами. При этом у школьников часто возникает и развивается стремление к собственному творчеству.

Такие нестандартные формы и методы позволяют «активизировать деятельность эстетического сознания учащихся по трем основным направлениям»[7 Е.П. Крупник,]:
1) Использование проблемных и творческих заданий, кейс-методов на уроке истории как один из технологических приемов. Педагог должен приблизиться в своих заданиях к типу художественных и исторических задач, над которыми надо «поломать голову», которую следует решить, используя материал исторический материал и каждый раз отыскивая новые оригинальные решения.
2)Создание и анализ творческих работ самих учащихся, представляющие совместный поиск решения учеником и учителем в процессе сотрудничества, равноправного отношения воспитуемого и воспитателя, а так же самих школьников друг с другом.
3) Комплексное воздействие разных видов искусства на учащегося (синтезирование на уроках искусства произведений литературы, кино, музыки и изобразительного искусства). Сравнительный анализ, «сопоставление их специфических и общих, свойств и особенностей позволяет формировать у школьников способность воспринимать художественный образ в его основных ведущих параметрах, а значит, формировать эстетическое сознание учащихся»[8].
Итак, соединив вышеназванные задачи воспитания школьников на уроках истории с методами, приемами и средствами, можно выделить следующие условия для эффективного эстетического развития подростков:
расширение кругозора учащихся средствами мировой культуры и искусства;
помощь в проведении уроков профессионалов из той или иной области искусства;
формирование и развитие культуры общения учащихся в процессе групповой работы;
индивидуальный подход к творческой и исследовательской деятельности каждого учащегося;
воспитание в учащихся потребности в создании предметов искусства на занятиях, дома, в быту и их ориентация на выполнения и оформления работ в соответствии с законами красоты и гармонии окружающего мира.
Таким образом, одной из принципиальных особенностей современной школы является постоянное и глубокое внимание к проблемам эстетического воспитания, приобщения молодежи к миру литературы и искусства, красоте окружающей человека действительности. Необходимо развивать у подростков способность видеть и чувствовать эстетическое в самой истории, в ее живом, противоречивом и сложном процессе.
Список использованной литературы
1. Апанасенко О.Н., Потемкин А.В. Методический аспект творческого воспитания школьников: методическое пособие. – Барн: изд. БГПУ, 2005. – 150 с
2. Бабанский Ю.К. Педагогика: учеб. Пособие для студентов Пед. Ин-тов. / Сластенин, Н. А. Сорокин и др.; под ред. Ю. К. Бабанского. -2-е изд., доп. И перераб. - м.: просвещение, 1988. - 47 с.
3. Гачев Д. «Эстетические взгляды Дидро». М., 1981. 47с.
4. Гавриловец К.В., Каземирская И.И. "Нравственно-эстетическое воспитание школьников". - Минск, 1988. 70с. 5. Ильичёв. Ф.Л., Федосеев П. Н., Ковалёв С. М, Панов В. Г. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия.1983. 97с. 6. Там же. 7. Крупник Е.П. Психологическое воздействие искусства. М.: Издательство «Институт психологии РАН», 1999.141с. 8. Крупник Е.П. Психологическое воздействие искусства. М.: Издательство «Институт психологии РАН», 1999.144с.









13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115




15