Философия здоровья и формирование ценностного отношения к физической культуре у подростков через эстетическое воспитание.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №29 города Сызрани




Итоговая работа
на тему: «Философия здоровья и формирование ценностного отношения к физической культуре у подростков через эстетическое воспитание».


Выполнил: преподаватель курса Основы безопасности жизнедеятельности ГБОУ СОШ №29 г. Сызрани Тяпаев С.М.


Сызрань 2017г.
Ценность физической культуры раскрывается в её незаменимой значимости для жизни и деятельности человека. Но формирование ценности физической культуры это не просто сложный процесс, но и процесс абсолютно не ограниченный временем и условиями, в которых он будет формироваться. Тогда важным становится ускорить этот процесс, заложить основы, представление и значение физической культуры для жизни каждого человека. Физические упражнения делают человека всесторонне развитым, обеспечивая ему не только физическое, но личностное развитие. Однако к ценности физической культуры каждого человека нужно подвести, создав необходимые условия для понимания и ощущения им той роли, которую физическая культура может играть в его жизни.
Подростки–это особая категория детей, которые находятся в состоянии перехода из детского возраста во взрослый мир, и где они стремятся с первых шагов утвердить свою личность как взрослую и зрелую. Воспринимая стереотипы поведения взрослых людей и дублируя их в своей жизни, подростки порой теряют истинное понимание ценности. Поэтому педагогу необходимо заполнять эти пустоты и направлять формирование ценностей физической культуры в формирующейся личности подростка. Анализ различных источников показал, что проблема формирования ценностного отношения к физической культуре лежит гораздо глубже и затрагивает личность подростка, но недостаточный учет сложного внутреннего мира современного подростка, неумение работать учителя с детьми приводит к низким результатам. К тому же формирование ценностного отношения к физической культуре – это системная работа, в которой участвуют школа, родители и общество, при этом используя все средства воспитания, в том числе применяя в практике формирования ценностей средства и методы эстетического воспитания. Подростков в искусстве интересуют сильные, яркие личности, преодолевающие любые трудности и выходящие из них победителями; их привлекает борьба со злом, с силами природы, то есть красота человеческого духа. Эстетические чувства так же, как и прежде, проявляются ярко и непосредственно, но более осознанно. Ребята стремятся разобраться в прекрасных и безобразных сторонах окружающей действительности. В этом возрасте начинает проявляться избирательное отношение к искусству. Это позволяет показать место физических упражнений в жизни подростка только с прекрасной стороны. Для того чтобы реализовать потенциал эстетического воспитания в процессе формирования ценностного отношения к физической культуре у подростков нами были разработаны ряд организационно-педагогических условий. Прежде всего, мы учитывали эстетическую составляющую физических упражнений, которая складывается их техники выполнения, точности, пластичности движений, симметрии, результативности и др. условий. Детям доступно восприятие этих факторов, ведущих к развитию эстетических чувств. Но надо отметить, чаще всего даже общеразвивающие упражнения выполняются коряво, не с полной амплитудой, с искривленной спиной и т.д. И такое выполнение только порождает отрицательные чувства к своему выполнению физических упражнений со стороны подростка, таким образом он осознанно искажает красоту физических упражнений, поскольку больше привлечет внимание своих сверстников в роли комика. Ещё эстетическая составляющая физической культуры проявляется не только в красивой, но и прежде всего соответствующей виду занятий форме учащихся и учителя, в качественном спортивном инвентаре и оборудовании, подготовленном спортивном зале. И при разработки занятий мы опирались на то, что Объектом форм эстетической деятельности является человек и это определяет ее смысл как преобразование человека по законам красоты. В процессе физического воспитания на уроках физической культуры решались задачи эстетического воспитания:
–это воспитание эстетических чувств, вкусов, понятий, имеющих непосредственное отношение к физкультурной, спортивной деятельности;
( это воспитание правильного понимания внешней и внутренней красоты человека, исходя из единства эстетического и этического, нравственного;
( понимания физического совершенствования как процесса, в основе которого лежит достижение цели гармонического развития личности;
( понимания красоты спортивного поведения, спортивного зрелища, спортивных традиций и т.д.
Теоретический анализ позволил выделить следующие основные педагогические условия, способствующие эстетическому воспитанию подростков на уроках физической культуры:
наличие располагающего к физкультурной деятельности помещений, эстетика оформления спортивного зала, правильно организованная учебная среда, эстетика поведения, речи и внешнего облика учителя и учащихся;
выбор цели урока, эстетический анализ разучиваемых двигательных действий, спортивного инвентаря, вида спорта и выдающихся спортсменов; формирование эмоционально-эстетического отношения к разучиваемым двигательным действиям, игровым заданиям.
реализация межпредметных связей, в том числе взаимосвязь с изобразительным искусством, музыкой, литературой, окружающим миром;
разработка и использование системы заданий, направленных на развитие эстетического восприятия на уроке физической культуры.
Для реализации задач эстетического воспитания подростков на уроках физической культуры необходимо использовать:
- разнообразные физические упражнения, как отличающиеся лёгкостью и грациозностью исполнения сложных упражнений, так и точностью выполнения простых движений для подростков, где учитель может указать своим ученикам на моменты прекрасного;
( разнообразный тематический материал на уроках физической культуры, раскрывающий эстетическую сторону не только занятий физическими упражнениями, но и физической культуры в целом;
( различные форм организации учащихся на уроке, отличающихся грамотным, точным и рациональным управлением подростками во время занятий;
( праздники и спортивные выступления;
( природные и гигиенические условия;
( обстановку на занятиях, определяемую культурой общения между учителем и учениками и т.д.
На уроках использовались разнообразные методы и приемы эстетического воспитания. Условно их можно представить в виде 3-х групп методов:
Метод наглядного воздействия (натуральная демонстрация разучиваемых физических упражнений и т.д.). Причём в эстетическом отношении особенно ценна экспрессия, передающая одухотворённость двигательного действия, чувства его исполнителя. Примером может служить высокая культура движений спортсменов высокого класса. Направленная демонстрация таких примеров (во время посещения состязаний, по кино и фото материалам, видеозаписям и т.д.) с соответствующим педагогическим комментарием(один из эффективных методов формирования эстетических представлений в процессе физического воспитания.
Живое, яркое, эмоциональное выразительное объяснение физических упражнений, образный рассказ о двигательных действиях, эстетическая оценка движений, действий и поступков занимающихся. Монотонные, нудные разъяснения в эстетическом отношении противопоказаны. Нередко, даже дельное, но лишённое эмоций, длинное объяснение уступает по своему эстетическому эффекту краткому, но точному и эмоциональному выразительному суждению, образному сравнению, яркому афоризму. Надо, конечно, чтобы такие речевые средства применялись и к месту, и ко времени. Эстетичность речи не имеет ничего общего с деланной красивостью, лишённой живой мысли, трафаретным остроумием и тому подобными словесными украшениями.
Практическое приучение к творческим проявлениям в двигательной деятельности. Труд, направленный на самосовершенствование, в том числе физическое, несомненно, можно рассматривать как «творчество по законам красоты». Физкультурная деятельность, когда она приобретает черты такого творчества, даёт высшую форму эстетического удовлетворения. Путём повседневного приучения к проявлению творческой активности в двигательных действиях преподаватель развивает не только чувства, стремления, но и желаемую активность в действиях занимающихся, их умение самостоятельно искать и находить новое в решении поставленных задач. Плохо, когда тренеры и учителя физической культуры не прививают своим ученикам творческого отношения к тренировке, к занятиям физическими упражнениями, не приучают их к поискам нового, оригинального решения поставленных двигательных задач. Без творческого отношения к спортивной деятельности не могут развиваться ни мышление, ни воля, ни творческие способности занимающихся.Они зависят от многих условий: объема и качества используемой художественной информации, форм организации и видов деятельности, возраста ребенка. Немалую роль играют уровень подготовки, мастерство и способности педагога. Ж.К. Холодов и В.С. Кузнецов в своем учебнике по теории и методике физического воспитания указывают, что эстетическое воспитание в процессе физического воспитания может быть реализовано следующими методами:
( эмоционально-выразительное объяснение физических упражнений;
( технически совершенный и эмоционально-выразительный показ упражнения, который вызывает чувство восхищения;
( вдохновляющий пример в действиях и поступках;
( практическое приучение к творческим проявлениям красоты в двигательной деятельности в процессе занятий физическими упражнениями.



15