Формирование ценностного отношения к семье у младших школьников во внеурочной деятельности.

Выступление на МО классных руководителей и воспитателей:

Формирование ценностного отношения к семье у младших школьников во внеурочной деятельности

Н. В. Бабкина, учитель начальных классов
24.03.2015 г.

Важнейшей проблемой современного общества является духовно-нравственное воспитание детей. Сейчас уже для всех очевиден дефицит добра, любви, сострадания и душевной щедрости в детской среде. Одной из причин этих явлений является утрата обществом семейных ценностей и традиций.
Семья является традиционно главным институтом воспитания. Вопросам семейного воспитания всегда уделялось в обществе большое внимание.
Главными ценностями семьи всегда были: духовно здоровая семья; чувство любви, уважения, взаимной моральной ответственности между членами семьи; послушание родителям; совместный труд; семейные традиции. В настоящее время, когда во многих российских семьях остаются невостребованными духовно-нравственные ценности, роль школы по формированию у детей ценностного отношения к семье и семейным традициям возрастает. Большие возможности в корректировке семейного воспитания, в воспитании будущего семьянина открывает педагогу реализация воспитательного потенциала программ внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению. Одной из таких программ является программа внеурочной деятельности «Основы православной культуры».
Реализуя основные направления программы «ОПК», педагог знакомит детей с православным взглядом на семейные ценности, воспитывает в них нравственные качества, необходимые в семейной жизни; решает конкретные задачи. На занятиях внеурочной деятельности у детей формируется правильное представление о дружной семье, о долге перед родителями и другими членами семьи, ребята знакомятся со способами выражения заботы, уважения, благодарности, усваивают такие понятия, как «любовь», «послушание», «миролюбие», «уступчивость».
Важнейшим условием духовного здоровья семьи является авторитет родителей. Глубокое уважение, послушание и забота о своих родителях формируются у детей при знакомстве с библейскими сюжетами, заповедью о почитании своих родителей, чтении житийных и других произведений для детей, просмотре фильмов. Важно, чтобы дети увидели примеры истинного почитания родителей и послушания им в жизни святых людей, героев литературных произведений, например, «Лето Господне» И.Шмелева, их сверстников – героев фильмов, живущих в наше время, и восприняли это как необходимое условие семейного счастья.
Заповедь о почитании родителей является одной из ключевых в формировании у детей семейных ценностей. Очень важно как можно полнее и глубже раскрыть суть этих вечных, никогда не теряющих своей актуальности, слов: «Почитай твоих родителей». А кто, как не священнослужитель, сможет сделать это лучше. Во время бесед со священнослужителями ребята узнают много нового и полезного для себя, учатся давать нравственную оценку своим поступкам с точки зрения христианских заповедей.
Встречи со священником, всегда оказывающие на учеников самое благотворное влияние, не ограничиваются стенами школы. Одной из наиболее действенных форм воспитания являются экскурсии в храм.
Во время посещения храма дети узнают историю православных праздников, традиции их празднования, знакомятся с жизнью святых людей, у которых учатся послушанию и любви к своим родителям. Это помогает ребятам с большим вниманием и ответственностью отнестись к своим обязанностям в семье.
Счастливая, радостная семья не случайность, а великое достижение, основанное на труде и выполнении своих обязанностей каждым ее членом. Эту мысль необходимо донести до каждого ребенка во время бесед на тему: «Секреты счастья моей семьи», «Какой будет моя будущая семья», «Мои обязанности в семье». Ребята знакомятся с тем, как распределяются обязанности в православной семье. Они узнают, что в семье у каждого есть свое природное предназначение. Роль детей в семье – помощь родителям, а по мере взросления – замена их во всех трудах, уход за ними в старости. Важно не только познакомить учеников с распределением семейных обязанностей, но и дать им почувствовать себя в роли других членов семьи. Для этого я создаю такие игровые ситуации, как: «Распредели обязанности в семье», «Помоги маме распределить семейный бюджет». Большой интерес у ребят вызывают диспуты на тему: «Нужно ли наказывать детей?» или «Как поощрить ребенка?», а также рассуждения о своей будущей семье, которое можно провести в форме конкурса рисунков.
Одной из главных обязанностей детей по отношению к своим родителям является послушание. Воспитательный процесс, направленный на формирование в детях этой добродетели, осуществляется не только при проведении клубных часов и мероприятий духовно-нравственной направленности, но и во время всех режимных моментов в группе. Тестовые вопросы: «С какого раза ты выполняешь поручения родителей?», «Какое из требований родителей тебе выполнить труднее всего?», «Что для тебя является решающим при выполнении родительских требований?», помогают определить уровень понимания и сформированности у детей этого нравственного качества. В процессе обсуждения результатов тестирования у детей формируется ценностное отношение к этой добродетели. Обсуждение проблемных жизненных ситуаций, которые ставят перед выбором: послушаться родителей или сделать тихонько по-своему, обогащают жизненный опыт детей. Очень поучительным в этом отношении является чтение и обсуждение произведений К.Д. Ушинского. Необходимы детям и примеры истинного послушания, которых много в жизни святых, например, преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского.
Большое воспитательное значение для формирования у детей семейных ценностей имеет подготовка и проведение православных праздников. А традиционно проводимые пасхальные и рождественские конкурсы рисунков и поделок декоративно-прикладного творчества возрождают еще одну утраченную традицию семьи – совместное творчество.
В настоящее время одной из действенных форм обучения и воспитания является исследовательская деятельность учащихся. Программа внеурочной деятельности позволяет активно привлекать учеников к созданию проектов. Темы проектов, формирующих у детей ценностное отношение к семье, могут быть самыми разными: «Как мы празднуем Рождество», «Наш семейный альбом», «Именины в моей семье» и другие. Исследовательские работы позволяют лучше узнать историю своей семьи, способствуют сохранению ее традиций, воспитывают бережное отношение к ее прошлому, способствуют развитию интереса к жизни каждого ее члена.



15