«Волшебница вода: три состояния воды».


Интегрированный урок по теме: «Волшебница вода: три состояния воды»
Авторы: Иванова Галина Дмитриевна,
учитель физики высшей
квалификационной категории МБОУ «СОШ №20»
Новочебоксарск 2014
«Волшебница вода: три состояния воды»
Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята и гости нашего урока. Сегодня мы раскроем тайну одного самого распространенного и удивительного вещества на земле, отгадайте какого? (В морях и реках обитает, но часто по небу летает, а как наскучит ей летать, на землю падает опять).
Дети: вода.
Учитель: абсолютно верно. Тема нашего урока «Волшебница вода: три состояния воды». Эпиграф нашего урока
Вода, истинное чудо земной природы, заслуживает, быть может,
великой поэмы – так велика ее роль в нашей жизни,
так драматична и сложна судьба этого жидкого минерала.
В. Чивилихин
Ребята, как вы думаете, что сегодня на уроке мы будем вспоминать о воде?
Игра: на доске нарисовать корзину или использовать готовую плетёную корзину, в которую будем складывать все, что вам известно о воде, выбирая из готовых ответов, напечатанных на листах бумаги, а затем отсортируем «мусор» по понятиям: свойства воды, значение воды, география воды, участвуют 3 команды и на доске с помощью магнитов, собирают в соответствии с ответами категории групп.Дети: свойства воды, применение воды, три состояния воды, вода – растворитель
Учитель: таким образом, цель нашего урока:
познакомиться с физико-химическим составом воды и выявить её роль в жизни организмов и в окружающей среде.
и соответственно задачи, которые мы ставим перед собой следующие:
1)Познакомиться с содержанием воды на Земле, её физическими и химическими свойствами (опытным путём)
2) Изучить состав воды,
3)Выявить роль воды в живых организмах и в окружающей среде,
4)Рассмотреть экологические проблемы, связанные с загрязнением воды.
5) Презентовать проект исследовательских работ под названием : «Занимательные опыты с водой»
Стук в дверь
Учитель: интересно, кто это? Заходите, не стесняйтесь.
Незнайка: здравствуйте, ребята! Это я, Незнайка. Слышал, что в этом кабинете изучают какую-то воду. Фу, что удивительного в этой воде? Я вот полечу на другую планету, где нет воды и буду преспокойненько там жить. Зачем она нужна?
Учитель: хорошо, Незнайка. Дело твое. Но мы хотим пригласить тебя на урок, ты с ребятами поработаешь и сам решишь, уникальна вода или нет, можно ли прожить без нее или нет?
Незнайка: ладно, уговорили, посижу, послушаю, может быть, что-нибудь интересненькое придумаю для вас.
Учитель: Дорогие ребята! Мы с вами совершим сегодня путешествие по пройденным страницам темы «вода». Будем играть по командам, каждая из которых несет определенное название, в соответствии со страницами учебника:1)страничка географическая 2)физическая 3)химическая 4)биологическая 5)экологическая. У страничек по ходу урока будут задания, соответствующие их названиям, но все они касаются одной темы: «Вода».
В каждой книге есть предисловие, так и у нашей книги оно есть. Попробуйте, обсудив в группах, его составить, ответив на вопрос: почему вода называется водой (1 мин и заслушиваем доводы).
Учитель: послушайте ребята, и мою притчу о воде.
Давным – давно, в незапамятные времена, особый вид обезьян медленно превращался в человека. Отличался человек от обезьяны тем, что начал говорить. Пришло время каждому предмету, растению, животному, то есть всему вокруг, давать своё имя. И вот однажды два первобытных человека отправились на охоту. Они забрели далеко от знакомых мест. День был жаркий, их мучила жажда. Наконец, охотники набрели на ручей. Один попробовал жидкость из ручья и сказал «Во!» (что означало «отлично»). Другой попробовал и согласился: «Да – а – а!». Так и стали они жидкость в ручье называть словом «Вода».
Учитель: Открываем первую страницу нашей книги о воде «Географическую». Здесь мы вспомним о нахождении воды на земле. Для этого пригласим ученицу с выступлением по презентации. А другие слушают внимательно, потому что она приготовила вопросы по презентации.
Дети: выступление по презентации (см.слайд №4-13)
Учитель: ученица подготовила для вас вопросы(6 вопросов). Самые активные за правильные ответы получат жетоны, которые обмениваются на оценку.
Вопросы девочки:
В каких трех состояниях может находиться вода? (Жидкое - вода, твердое – лед, газообразное – водяной пар)
Что такое гидросфера? (водная оболочка Земли).
Что такое гейзеры? (Гейзеры – горячие источники, температура воды которых достигает 90 градусов С)
Что такое минеральные источники? (Минеральные источники – запасы воды, которые содержат различные минеральные соли).
Какая часть земного шара содержит воду? ¾ земного шара
Назовите свойства воды. (без цвета, запаха, растворитель, без вкуса, текуча).
Переходим на вторую страничку «Физическая». На этой страничке будет работать весь класс по заданиям-карточкам, а выводы сформулирует любой участник группы странички «Физическая», результаты опытов и рисунки вы оформите в форме паспортов опыта, соединив которые мы издадим сборник- проект «Занимательные опыты с водой», используя его, каждый ученик в домашних условиях самостоятельно может выяснить, проделав опыты, насколько необычна и уникальна по своим свойствам вода.
Задания группам: Географическая - «Опыт 1 «Не замочив рук», экологическая – «Опыт 2 «Волшебная вода», биологическая – «Опыт 3 «Вода в пакете», физическая – «ОПЫТ 5: «Конденсация и парообразование», химическая – Опыт 4 «Загадочна картофелина» (примерно 2 минуты).
Дети: задают вопросы по своим опытам другим командам, а сами формулируют общий вывод.
Общие выводы: Вода находится в 3-х состояниях, может переходить из одного состояния в другое, давление воды зависит от атмосферного давления, плотность солёной воды больше плотности пресной воды.
Учитель: переходим к следующей страничке «Химическая».
Учитель: курс природоведения основан на знакомстве с ведущими естественными науками: география, астрономия, физика и химия. Ребята, знаете ли вы формулу воды?
Дети: Н2О, выходят к доске и записывают формулу.
Учитель: а кто объяснит состав молекулы воды?
Дети: вода образована одним атомом кислорода и двумя водорода .
Учитель: молодцы! Значит, вы сможете собрать самостоятельно прибор для электролиза, который я вам продемонстрирую. Ваша задача проанализировать и понять увиденное.
Учитель демонстрирует, как собрать прибор и пишет уравнение разложения воды на доске, а учащиеся в группах собирают прибор и оформляют паспорт опыта.
Паспорт опыта по химии.
Название: разложение воды под действием электрического тока
Цель опыта: пронаблюдать разложение молекул воды на атомы водорода и кислорода.
Постановка опыта:
Соберите прибор для электролиза из проводков с крокодильчиками, грифелей карандаша, картона и батареи (источник питания)
Опустите грифели карандаша, нанизанные на картон, в воду в стакане и сразу же засеките время до момента появления первых пузырьков
Наблюдайте за грифелями карандаша
Оборудование и реактивы: батарея, два провода, 4 «крокодильчика», стакан, вода, картон, 2 грифеля от простого карандаша.
Вопросы:
Что вы наблюдаете?
На обоих ли грифелях карандаша одинаковое количество пузырьков? Почему?
Откуда мы берём ток для данного опыта?
Во сколько раз пузырьков на одном грифеле будет больше, чем на другом?
Напишите уравнение разложение воды, подставив недостающие элементы к схеме: H2O = 2H +1O (вручную написать)
Рисунок: самостоятельно
Выводы: самостоятельно
Учитель: анализируя результат эксперимента по разложению воды, сформулируем вывод о химическом строении воды (1. молекула воды образована одним атомом кислорода и двумя атомами водорода, 2. Пропуская ток через воду можно это доказать и пронаблюдать наглядно, 3 это применение электролиза)Учитель: Как вы думаете, какое практическое значение играет открытие электролиза для людей? Выбрать из списка на слайде нужное значение (очистка металлов от примесей, фильтрование, выветривание, защита от коррозии)
Дети: оформляют во время беседы паспорта опытов.
Учитель: Всё выяснили, а вот зачем мы с вами засекали время начала электролиза никто не спросил. По – очереди назовите каждая команда своё время? Оно оказалось разное, а условия у всех одинаковые. В чём причина?
Дети: в воде
Учитель: наш секрет заключался в том, что у вас разная вода: водопроводная, минеральная, после фильтра, «Сестрица» природная, из аквариума. Думаю, что вы сами не догадаетесь, какая именно была ваша. Но с помощью подсказок должны отгадать:
Быстрее всего разлагается вода с примесями солей….(минеральная)
Медленнее всего разложение воды самой чистой….(через фильтр)
Как остальные 3 команды распложаться? Аквариумная, водопроводная, «Сестрица»
Физкультминутка. Приложение №1
Учитель: переходим на страничку «биологическая». Как называется тема нашего урока?
Дети: волшебница вода: три состояния воды.
Учитель: попробуем доказать, что вода-источник жизни. Приведите примеры из жизни, доказывающие это. Начинает команда «биологическая».
Дети: вода необходима для растений, они корнями её всасывают, тело морских животных на 90% состоит из воды, в телах живых организмов много воды, у человека 70%.
Учитель: действительно, нет ни одного живого организма, в состав клеток которого не входила бы вода. Несомненно, это связано с уникальными свойствами воды, которые мы с вами вспомнили. По данным литературы человек на 70% состоит из воды и не может прожить без нее более 3 дней. А сколько в каждом из вас? Это легко просчитать. Массу своего тела разделите на 3 и умножьте на 2.
Дети: 29%, 30%, 28%, 24% и т.д.
Учитель: ребята, перейдем к практической части. Вы отметили то, что вода обязательно входит в состав тела живых организмов. Попробуем это доказать на опыте.
У меня на столе для демонстрации всем командам стоят приготовленных 3 стакана, в которые я заранее налила сок, выжав его кухонным комбайном – это сок одного апельсина, одного яблока, одной моркови. До приготовления сока я взвесила данные плоды и корнеплод, они подобраны одинаково по массе, а кол-во сока, посмотрите, разное.
Чем можно это объяснить?
Дети: их клетки содержат разное количество воды.
Учитель: это верное предположение. Наша задача выяснить ещё одно: зависит ли объём воды от размеров клетки? Проведите опыт: приготовьте микропрепараты и рассмотрите клетки исследуемых плодов и корнеплодов.
Паспорт опыта по биологии
Название: вода в живых клетках
Цель опыта: выявить роль воды в клетке, в живом организме
Оборудование и объекты: микроскоп, предметное и покровное стёкла, стакан с водой, пипетка, лупа, плоды апельсина, яблока, корнеплод морковиПостановка опыта:
Рассмотреть под лупой и невооружённым взглядом клетки апельсина.
Приготовить микропрепараты из клеток яблока и клеток моркови
Рассмотреть микропрепараты под микроскопом
Ответить на вопросы
Вопросы:
Почему для рассмотрения клеток апельсина вы не использовали микроскоп?
Как выглядят клетки яблока, их форма, размеры?
Как выглядят клетки моркови, их форма, размеры?
В чём различие между всеми клетками?
Зависит ли объём воды в клетке от её размера?
Рисунок: самостоятельно
Выводы: самостоятельно
Дети: по ходу анализа работы оформляют паспорт опыта.
Учитель: помогает проведению опыта и формулирует вместе выводы. Вода – это среда для любой клетки, в ней растворены витамины, минеральные соли, по размеру клеток можно предположить, что воды больше в крупных, а значит данный организм более нуждается в воде, например, как в нашем опыте, получается, что самый требовательный к воде – это апельсин, менее требователен - корнеплод моркови.
Учитель: как эти знания помогают людям?
Дети: они узнают, что в поливе и особых условиях и местах произрастания нуждаются по – разному растения
Учитель: переходим на заключительную страничку «экологическая». Здесь нам участники данной группы расскажут о круговороте воды в природе и будут загадывать вам загадки, связанные со значением воды для человека и в природе.
Рыбам жить зимой тепло: крыша — толстое стекло.Ответ: Лед
Он без рук, он без ног из земли пробиться смог,Нас он летом в самый зной ледяной поит водой.Ответ: Ручей
С неба крупа падает.
На дворе переполох:С неба сыплется горох.
Съела шесть горошин Нина,У неё теперь ангина.
Ответ: град
Ни рук, ни ног, а гору разрушает. (Капля)
Учитель: познакомившись на страничке «экологическая» с применением воды, сформулируем выводы (вместе с учителем).
Учитель: сегодня на уроке мы ещё раз доказали как уникальна по своему строению и необходима вода на земле, она источник жизни. Незнайка, теперь ты понял, что лететь бесполезно на другие планеты, т.к. там нет самого главного-источника жизни воды?
Незнайка: да. Что-то я поторопился с решением. Вы меня переубедили. Я остаюсь здесь. Пока я с вами работал на уроке, сочинил для вас стихотворение о воде.
Рассказывает стихотворение.
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В дом туманом к нам вползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Растворяет сахар в чае,
Мы ее не замечаем,
Мы привыкли, что вода
Наша спутница всегда!
Без нее нам не умыться
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить
Без воды нам не прожить!
Учитель: Молодец Незнайка.
Учитель: сегодня мы на уроке повторили физико-химические и биологические свойства воды, вывели роль воды на планете Земля и собрали небольшой проект – сборник опытов по воде в виде паспортов, составленных вами на уроке.
Презентация сборника учителем.

Спасибо за урок. До свидания!