Конспект урока по природоведению для 5 класса «Вода в природе. Три состояния воды»


Технологическая карта урока
Предмет Природоведение
Класс 5
Учитель: Некрасова Е.С.
Автор учебника: Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина «Природоведение 5 класс», Москва «Просвещение», 2012.
Тема урока: «Вода в природе. Три состояния воды».Место в общей теме: урок 3 в теме «Неживая природа»
Тип урока: Изучение нового материала и первичное закрепление
Блок целеполагания
Общедидактическая цель Создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации
Цели по содержанию: Воспитательные Воспитывать готовность к сотрудничеству с учителем, друг с другом через организацию коммуникативной деятельности; Способствовать воспитанию информационной культуры в процессе работы с учебником, интерактивной доской.
Коррекционно-развивающие Корригировать зрительное восприятие учащихся через наглядные средства обучения;
развивать монологическую речь обучающихся через рассказы по опорным словам, рисункам; продолжать обучение интеллектуальным приемам познавательной деятельности (сравнение, анализ, выделение главного, оформление выводов).
Образовательные
Создать условия для формирования представлений о переходе воды из одного состояния в другое, о круговороте воды в природе.
Предполагаемые результаты
Личностные Метапредметные (жизненная компетентность) Предметные
познавательные Регулятивные
(Обеспечивают организацию и управление своей учебной деятельности) коммуникативные Нравственно-этическая ориентация:
уважительное отношение, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость
Самоопределение:
формирование активной позиции ребенка.
Выполнение мыслительных операций (сравнение, обобщение, анализ, выделение существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач)
Поиск и выделение необходимой информации, решение задач, с помощью источников информации. Способность к мобилизации сил; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации и к преодолению препятствий. Формирование умения взаимодействовать с учителем и сверстниками
проявление интереса и потребности в общении с учителем и детьми.
произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
Различение состояний воды по их отличительным признакам
Инструментальный блок.
Основные понятия:
- предметные: вода; жидкое, твердое и газообразное состояния воды, круговорот воды
- метапредметные: айсберг, условные цвета физической карты.
Межпредметные связи География, русский язык
Формы организации познавательной деятельности Фронтальная, парная.
Технология На этапах актуализации знаний, осознании и осмыслении блока новой учебной информации, первичном закреплении, итоге используется «Технология сотрудничества»
Ресурсы - для учителя: интерактивный комплекс, учебник природоведения; ведерко с водой и снегом, оборудование для опыта (банка с водой и крышкой, кипятильник)
- для обучающихся: дидактические материалы для организации самостоятельной работы школьников (круговорот воды в природе), учебник природоведения.
Организационно - деятельностный блок.

п/п Этапы урока Цели этапа Методы и
приёмы
Содержание заданий Формируемые УУД
1. Орг. момент (мотивация к учебной деятельности) Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне Психологический настрой.
Девиз урока Прием – внушение «Учиться успешно!».
Регулятивные:
Организация своей учебной деятельности
Личностные: самоопределение – внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к учебным занятиям
2. Актуализация знаний
(Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия) Воспроизведение в памяти опорных знаний. Загадка про географическую карту;
Работа по контурной карте России;
«Мозговой штурм - Что это?».
Фронтальная работа - интервьюирование. Дети дают краткие ответы на вопросы учителя, при необходимости учитель уточняет ответы, задает дополнительные вопросы, требующие работы с картой, более полные доказательные ответы. Регулятивные: волевая саморегуляцияКоммуникативные: умение сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу.
3. Целеполагание и мотивация Выявление места и причины затруднения. Определение темы урока. Сравнение,
Проблемный вопрос
-Что общего между всеми рисунками? (введение нового понятия – айсберг. Проговаривание его вслух)-Очень сложный вопрос. Почему нам не удалось на него ответить?
-Давайте сегодня на уроке все вместе так хорошо поработаем, чтобы в конце урока мы смогли дать ответ на этот вопрос, и выясним, кто же из вас дал правильный ответ.
-Я вам прочитаю текст, который называется «Краса природы». Как вы понимаете слово «краса»?
- Как вы думаете, о чем пойдет речь?
-«Есть на нашей планете необыкновенное вещество. Это вещество – краса природы. Эту красу мы видим повсюду: и в тихой речке, и в глубине озера, и в синем море! Это вещество есть даже в облаках!».

- О каком необыкновенном веществе идет речь?
-Действительно, именно воду назвали красой природы. Обсудите в парах, почему воду назвали необыкновенным веществом?
Запись темы урока в тетрадь «Вода в природе».
Познавательные (логические): анализ с целью выделения существенных признаков
Прогнозирование результатов.
Коммуникативные: умение сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу.
Личностные (смыслообразование): мотивация учебной деятельности4 Осознание и осмысление блока новой учебной информации
Способствовать осознанию основного фактического материала
Сравнение,
Анализ,
Обобщение
Учитель задает вопросы не только информационного, но и смыслового содержания, опираясь на ранее полученные знания (пропедевтическая работа).
Учитель приносит закрытое ведерко.
- Ребята, в этом ведерке находится самое необыкновенное вещество! Напомните, какое?
Открывают ведро, а там снег.
- Что это? (снег)
- Я ошиблась или все-таки права? Можно ли снег назвать водой? Докажите.
Идет дискуссия: одни доказывают, что снег – это не вода, другие, что снег – это вода).Учитель приносит ведерко с водой. Обсуждение некоторых свойств воды (прозрачность, текучесть…). Демонстрация учеником свойств воды.
Делаем вывод, вода – жидкость.
Сравнение со снегом. Делаем вывод, что снег – это вода в твердом состоянии.
- При каком условии вода переходит в твердое состояние и наоборот? (дети приводят примеры).
Работа с таблицей.

Дети распределяют рисунки в соответствующие колонки. Делают вывод и акцентируют внимание, что не знают о третьем состоянии воды. Предлагают способы поиска информации (учебник, интернет).
Заполняют третий столбик, приводят примеры воды в газообразном состоянии.
Делаем вывод.

Заполнение динамических моделей круговорота воды в природе в парах с использованием опорных слов и словосочетаний.
Физкультминутка (пантомима в сочетании со словесными методами) - Составление связного рассказа о воде-путешественнице.
Опыт «Превращение воды в пар» (мини круговорот воды). Познавательные: выявление причинно-следственных связей, составление цепочки рассуждений; анализ, синтез
Коммуникативные: умение слышать и слушать друг друга, согласованно выполнять совместную деятельность, умение договариваться, оказывать поддержку друг другу, эффективно сотрудничать с учителем.
Умение выступать перед аудиторией.
Регулятивные: участвовать в совместной деятельностиПознавательные
(Знаково-символические): моделирование
Логические: установление причинно-следственных связей
Коммуникативные: сроить высказывание
Регулятивные: принятие аргументов учителя по оценке выполненной работы, исправление ошибок с помощью учителя.
5. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи Применение нового знания в типовых заданиях «Проблемный вопрос»
Однажды, в одной африканской школе ребятам читали рассказ об удивительной стране, в которой люди ходят по воде! Как вы считаете, правдивый ли это рассказ?

- Где на нашей планете можно увидеть такую природу? В каких состояниях вы видите воду?

Коммуникативные: находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения.
Познавательные: подведение под понятие
6.
Итог урока
(знаниевая рефлексия учебной деятельности) Соотнесение целей урока и его результатов, самооценка работы на уроке Возвращение к проблемному вопросу
«Дождик»
- Что общего между всеми рисунками?
- Кто был прав в начале урока?
- Почему воду называют «вечной путешественницей»?
-В моря впадает много рек. Почему моря не переполняются и не заливают сушу?
-Почему облака могут путешествовать по свету? Познавательные: умение структурировать знания
Регулятивные: волевая саморегуляция, осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.
Коммуникативные: умение выражать свои мысли
Слушание и понимание речи других
7. Домашнее задание Ответить на вопросы 1. 2. в учебнике
Заполнить таблицу.
Найти загадки о воде в разных состояниях (по желанию)